Конспект урока литературного чтения
Класс 2
Тема: В мире книг. М. Пришвин «Ёж»
Тип: Урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель: Формирование читательской компетентности на основе знакомства с рассказом М. Пришвина «Ёж».
Задачи:
1.Познакомить с произведением «Ёж», помочь усвоить идейное содержание произведения.
2.Развивать умение пользоваться обложкой титульным листом для выбора книги, обобщать, анализировать чтение.
3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемый результат: дети усвоили, какие знания можно получить, рассматривая обложку и титульный лист, идейное содержание произведения, умеют анализировать рассказ Пришвина, проявляют бережное отношение к природе.
Ход урока.
Этапы урока. Формируемые УУД.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Проверка домашнего задания
Решение проблемы
Рефлексия
Информация о домашнем задании
-Здравствуйте, ребята. Давайте проверим домашнее задание я хочу услышать красивое чтение.
( поставить оценки, похвалить).
Отгадайте загадку и узнаете, о каком животном идёт речь.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
-Ну, конечно, это ёжик. И вы сегодня принесли книги о ёжиках. Какие книги о ёжиках мы видим на выставке? Есть ли них сказки? рассказы? Как вы определили?( по заглавию, по иллюстрациям, расположенном на обложке или внутри книги, по подзаголовку на титульном листе)
Давайте оставим на выставке только сказки о ежах.Открываю слайд.
Кто автор? А рассказ называется "Ёж". Написал его М.М. Пришвин - большой любитель природы, которому принадлежат такие прекрасные слова: "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину" (портрет писателя). М.М. Пришвин с детства любил охоту, но это была особенная охота:
чаще всего он охотился не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот так он вспоминал об этом: "Моя охота была и тогда теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть и никто ещё в своей жизни с этим не встречался".
Своими книгами М.Пришвин помогает почувствовать, что мир полон чудес и это "чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие…".
Что узнали о М.Пришвине?
-Рассмотри обложку книги. Как называется книга? Рассмотрите у себя на книжках.
(в учебники иллюстрации книги М. Пришвина "Золотой луг").
- Что можно сказать о книге по обложке?
-Какой еще элемент книги вы видите?
-Что можно узнать по титульному листу?
-Сколько в книге рассказов? Как быстрее ответить на вопрос - постранично рассматривая книгу или по содержанию? -Переверните страницу и рассмотрите содержание
-Определить по содержанию, где находится рассказ "Ёж" в начале, середине или в конце книги? На какой странице?
- Физминутка.
А теперь познакомимся с текстом внимательно слушайте, следите, потом будете отвечать на вопросы?
-Текст рассказа читает учитель. Я начну, а продолжать будет (Колчанов Кирилл, Попов Виталий, Алешина Даша). Хорошо ребята прочитали выразительно.
-Вы определите жанр.(рассказ)
- Что вам из рассказа больше всего запомнилось?
- От чьего имени ведётся повествование?
-Вторичное восприятие и выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте о том, как ёжик оказался у писателя?
- Прочитайте эпизод, зачем ежу понадобилась газета?
-Найдите и прочитайте, как ёж подружился со своим новым хозяином?
- Словесное рисование ежа. (Развитие речи).
Давайте с помощью слов, а не красок или карандашей нарисуем картинку, как ежик тащит к себе в гнездо яблоко.
Дети словами описывают ежа, каким они его представляют.
-Итоговая беседа о бережном отношении к природе. Что значит беречь природу?
Ребята, вы должны не только любить природу, но и участвовать в практических делах по охране природы: сажать деревья и цветы, охранять их, вести борьбу с теми, кто уничтожает природу, загрязняет её; охранять гнездовья птиц и места, где живут животные.
М. Пришвин обратился к вам с такими словами:
"Ребята! Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах водятся разные ценные животные - мы будем охранять наши леса, степи, горы".
-О ком читали рассказ?
Что узнали нового?
-Встаем в круг
-Как вы думаете, а что дальше будет с ежиком
(он его выпустит)
Стр. 112-117 №2 и задание № 3 принести в класс книги о животных.
-Спасибо за урок!
-Здравствуйте.
-отвечают ёж.
Золотой луг"
- Это рассказы о растениях и животных.
-Произведение является рассказом.
- По содержанию
-4 рассказа
- в середине, на странице 10
-это рассказ
-от лица автора
-читают