стимулировать мотивацию обучения через применения технологии продуктивного чтения.
Личностные:
пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;
прививать бережное отношение к окружающему миру;
воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
УМК:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.
Оборудование:
- крынка = глиняный горшочек,
- лист читателя,
- карточки с текстом последней части для редактирования,
- карточки для работы в группе,
- толковый словарь Ожегова,
- презентация к уроку,
- аудиофайл с текстом произведения,
- аудиофайл с физкультминуткой.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Тихо сели девочки, тихо сели мальчики,
Повернитесь к соседу лицом,
Улыбнитесь, пожелав ему хорошей работы.
Повернитесь лицом к учителю,
Улыбнитесь, пожелав мне удачи.
-Ребята, урок литературного чтения я хочу начать со слов К.Г.Паустовского, с которыми он обращается к читателям:
«Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли драгоценного содержания книг!»
-Согласны ли вы с этим выказыванием?
- Я вам желаю дружить с книгами и находить в них ответы на все вопросы.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие
Этап I: работа с текстом до чтения:
- Сегодня мы познакомимся с удивительным произведением, которым открывается новый раздел в учебнике «Люби живое».
- Хотите узнать о чём оно будет? Внимание на экран.
1) Презентация о Навле под музыку песни «Гимн Навле».
- Догадались? О чем будет новое произведение? (О Родине)
- Как вы понимаете, что такое Родина? Родина – это …
Продолжите предложение.
Ассоциативный ряд (высказывания детей).
-Послушайте, как понимает это слово девочки нашего класса вместе с поэтессой Татьяной Боковой (ученицы читают стих).
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка -
Это тоже Родина!
Вывод: под словом «Родина» представления у всех возникают разные. Родину каждый видит по-своему.
2) - Давайте прочитаем значение этого слова в толковом словаре
Ожегова.
«РОДИНА –
1.ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТРАНА.
- Как называется наша Родина в первом значении? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА)
2. МЕСТО РОЖДЕНИЯ, ПРОИСХОЖДЕНИЯ КОГО-НИБУДЬ.
- Как называется наша Родина во втором значении?
А слышал ли кто из Вас такое словосочетание: МАЛАЯ РОДИНА?
(Место, где мы родились, где живут наши родители, наш посёлок, улица, дом).
- Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине, о большой или о малой родине? (Предположения детей)
- Может вам заголовок что-то подскажет?
- Текст будет называться «Моя Родина». Стало понятнее?
- А когда сможем узнать? (когда прочитаем)
- Согласна, только, прочитав и поработав над произведением, мы поймём, о какой Родине идёт речь.
- Кто же автор этого произведения о Родине? Давайте попробуем предположить. Внимание на шмуцтитул. Кто писал о природе в этом разделе? (Борис Житков, Виталий Бианки, Виктор Астафьев, М. Пришвин)
- Чья фамилия указана первой?
– Итак, с творчеством какого писателя нам предстоит познакомиться сегодня? ( М.М. Пришвина)
3) Формулируем тему урока.
- Тема урока «М.М. Пришвин «Моя Родина».
Любая работа принесёт результат, если поставлены учебные задачи, которые мы будем решать на уроке.
- Какие учебные задачи мы поставим, используя опорные фразы:
Мы познакомимся …
Мы узнаем …
Мы будем учиться …(слайд )
- И ВСЁ? А мне хотелось бы узнать больше.
- О какой Родине малой или большой идёт речь в произведении?
- Как автор относится к Родине?
- Почему именно этим произведением начинается новый раздел «Люби живое»?
- Хотите ответить на эти вопросы? Тогда за работу!!!
Работать будем по плану. Давайте вспомним, как мы обычно работаем с текстом?
Что мы делаем обычно?
Прочитаем.
Разделим на смысловые части.
Озаглавливаем каждую часть. Получается план.
Попутно объясняем смысл непонятных слов, встречающихся в тексте.
Определяем главную мысль.
Делаем определённые выводы.
- А чтобы решить эти учебные задачи, вы должны быть какими?
(Я: внимательными, сообразительными, активными, а самое главное - желание получить новые знания).
- Я желаю вам всех этих качеств.
V Реализация построенного проекта
Этап II: работа с текстом во время чтения
- Ребята, как вы считаете, легко написать книгу, или хотя бы один рассказ? Конечно, нелегко. Писатели всё обдумывают. долго наблюдают, размышляют, и результаты фиксируют в тетради, дневнике, журнале (чтобы ничего не забыть), редактируют. Мы сегодня тоже будем делать записи. Перед вами лежат маршрутные листы. Возьмите ручки и сделайте первую запись.
- Запишем название произведения и автора в маршрутный лист.
"Моя Родина" М. М. Пришвин.
Наступило время познакомиться с произведением. Я включу аудиозапись. Слушая произведение, ваша задача представить картину, которую описывает в произведении писатель. СЛАЙД
Какой тип текста вы прослушали? (Повествование, описание или рассуждение?)
Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…)
Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?
Рассказ такого вида является очерком.
-Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:
«Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д
(Литературный очерк документален, его персонажи взаимодействуют с писателем в жизни).-
-Писатели, которые пишут очерки, называют очеркистами.
- У вас возникло желание перечитать очерк?
VI –VII Первичное закрепление с комментированием во внешней речи и самостоятельная работа.
- Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк.
1) Читает подготовленный ученик 1 и 2 абзацы. Часть 1
- Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Если затрудняетесь, можно обращаться к тексту.
- Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)
- Пришвин в этом отрывке маленький или уже взрослый человек? (маленький)
- Когда вставала мама? Как понимаете? (рано, до солнца)
- Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже до солнца)
- Чем его угостила мама? (чаем с молоком)
- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)
Я покажу вам этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.
- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)
- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)
- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
- Привык ли он к утреннему вставанию?
- Как об этом говорит автор? Прочитайте.
- Давайте озаглавим эту часть. Ваши предложения.
- Прекрасный чай. Раннее вставание. Вставать до солнца.
- Выберите, что вам нравится и запишите в маршрутный лист под №1.
Часть 2.
2)Далее читают цепочкой с остановками 3 и 4 абзацы. (3 ученика)
-О чем говорят эти строки? (Это стало его привычкой – рано вставать.)
- О чём думал автор?
- Догадались почему автор вставал рано?
ВЫВОД:Он очень любил природу, любил наблюдать, как она пробуждается. - Как вы думаете какой совет даёт нам автор?
(ВСТАВАТЬ С СОЛНЦЕМ)
- Как можно озаглавить эту часть? Вставать с солнцем (всегда).Хорошая привычка.
Запишите в маршрутный лист около цифры 2.
Часть 3.
3)Чтение про себя следующей части 5,6,7 абзацы (со слов "После чаю я уходил на охоту" до слов ... "не встречался"). Карандаш в руке.
- Найти и подчеркнуть слова, которые поясняют, в чем заключается охота писателя.
- Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убивают животных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.)
- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)
У Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.
- Как можно озаглавить эту часть? Запись в маршрутный лист3 пункт плана
Находки.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы видеть то, чего возможно никто не видел? Он, возможно, увидел, ОТКРЫЛ это ПЕРВЫЙ. Такого человека можно назвать… первооткрывателем. Читайте качество и говорите нужно оно или нет.
наблюдательный
осторожный
завистливый
смелый
торопливый
добрый
жестокий
внимательный
Вывод: каким был М.М. Пришвин?
Часть 4
4) Чтение следующей части учащимися ПРО СЕБЯ (до конца).
-А сейчас вы поработаете в парах и восстановите текст на листах.
Приём работы с текстом «Редактор». Прочитайте последнюю часть текста
(до конца).
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
- Проверим, как вы поработали.
- К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)
- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).
- Как он называет Вас? (хозяевами природы)
- С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Как понимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).
-Чтобы уточнить значение слова, в какой словарь мы должны обратиться? (толковый)
Обратимся к толковому словарю.
- Выберите нужное толкование. (Второе)
Кладовая
1. Помещение для хранения товаров, припасов, материалов, экспонатов. К. в доме. Особая к. Эрмитажа.
2. перен., чаще мн. Место, где сосредоточены какие-н. природные ценности. Лесные кладовые (о местах произрастания грибов, орехов, ягод). Кладовые морских глубин. Подземные кладовые (о средоточиях полезных ископаемых).
- Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?
- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.
(Кладовая солнца – это вся природа).
- Так что хранится в кладовой у СОЛНЦА? Прочитайте. Что вы вставили? (ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА ЖИЗНИ)
- Что такое сокровища? Как вы понимаете смысл этого слова?
(Что-то очень дорогое, ценное, причём не всегда в прямом смысле, иногда в переносном, например, мама к вам обращается – Ты моё сокровище. Она вас любит, вы для неё очень дороги.)
- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель? (Об объектах природы – вода, воздух, звери, птицы…)
- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.
- Как можно озаглавить 4 часть?
Работа в листах. 4.Охраняй природу! Великие сокровища жизни.
Этап III: работа с текстом после чтения.Обобщающая беседа
- Итак, мы прочитали очерк Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части.
- А теперь давайте ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
- О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? Вам в помощь маршрутный лист.
- Как автор относится к Родине? Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.
- Какие строки этого произведения самые главные?
- Охранять природу - значит охранять Родину.
(Ибо, охраняя природу, живое, мы охраняем свою Родину).
- Какими являются эти слова для рассказа?
- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.
- Что каждый из вас может сделать для охраны природы?
(Не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники…)
5.Почему же именно этим произведением Пришвина «Моя Родина» начинается раздел «Люби живое»? ( Верно, природа – всё живое. А любить природу – значит любить Родину. К этому нас призывает М.М. Пришвин в своём очерке).
- Мы ответили на все поставленные вопросы? Да. Мы молодцы!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Посмотрите ещё раз на портрет М. Пришвина.
Послушайте стихотворение Михаила Цуранова, которое называется «Старик»
о великом писателе-натуралисте Михаиле Михайловиче Пришвине.
Всю жизнь бродил он по лесам
Деревьев знал язык,
Птиц различал по голосам
Знакомый мне старик.
Всегда он ведал наперёд
Средь сосен и дубрав,
Где слаще ягода растёт
И где полно грибов.
Никто не мог так передать
Красы полей и рек,
И так о лесе рассказать
Как этот человек.
Родных земель щедра краса
И светлый облик мил
Любите дом вы и леса
Как Пришвин их любил.
- Это стихотворение только подтверждает наши высказывания о М.М. Пришвине, что он был удивительно добрый, любящий родину и природу родного края, знающий каждый кусочек своей земли. Только такой человек мог написать такие строки о Родине, с которыми мы сегодня познакомились.
VIII Включение в систему знаний и повторение.
- Сейчас у нас творческая работа. Объединитесь в группы. Получите задание. Работаем быстро и дружно. Не забываем правила работы в группе. Время на работу 5 минут. Удачного сотрудничества.
1) 1 группа – учебник с.59 задание 5, подобрать родственные слова к слову РОДИНА.
2) 2 группа. Соединить начало и конец пословицы. Какая из этих пословиц больше подходит к этому очерку. Подчеркните.
Если дружба велика будет Родина крепка.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Тот герой, кто за Родину горой.
3) 3 группа. Составить синквейн. (Синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.)
1) Одно сущ., главное понятие темы. (Природа)
2) Два прил., описание темы (Щедрая, красивая, богатая)
3) Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять)
4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.
(Охранять природу – значит охранять родину!)
5) Одно сущ., синоним темы. (Родина.)
4) 4 группа. Рассмотрите репродукции картин и найдите в очерке словосочетания и предложения, которые подходят к этим картинам. Подпишите.
восход солнца
птице - воздух
будем охранять наши водоемы
5) 5 группа. Нарисовать иллюстрацию к очерку.
Представление работ.
ХI Рефлексия учебной деятельности.
- Вы показали, какие вы замечательные читатели и с произведениями Пришвина встретитесь ещё не раз. А что вы узнали о себе? Давайте подведём итог.
- Учебные задачи все выполнили? На все поставленные вопросы ответили?
- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь? (Охранять природу – значит охранять родину!)
Оценим свои достижения с помощью смайликов. Опускают в три коробочки.
6. Домашнее задание:
- Работая над произведением, каждый из вас заполнил маршрутный лист. Это маленький конспект, в котором вся ваша работа. Он вам необходим для выполнения домашнего задания. Посмотрите, что получилось, когда мы озаглавливали каждую часть? (План) Стр. 58 - 59 прочитать, пересказать по плану.
А для творческих детей я предлагаю такие задания.
Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему "Моя Родина".
Для тех, кто любит учить наизусть, выучить последний абзац.
А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края из местных газет.