Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе по рассказу А. П. Чехова "Дома"»
Анализ рассказа А. П. Чехова «Дома»
Цель урока:
проанализировать (осмыслить) с учащимися нравственные проблемы, поднятые в рассказе, раскрыть особенности изображения взаимоотношений отца и сына в рассказе “Дома”;
развивать умение анализировать, высказывать свое мнение, делать вывод, развивать мышление и грамотную речь учащихся;
воспитывать чуткое отношение к любви, способность понимать переживания другого человека.
оборудование:
Текст рассказа, компьютер, презентация о Чехове, эпиграф: «Произведение искусства в первую очередь должно пройти через эмоцию»
Краткое описание: урок внеклассного чтения по рассказу А. П. Чехова «Дома», анализ произведения.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Самоопределение к деятельности
- Как вы считаете, о каком писателе, какой эпохи идет речь?
Этого человека, писателя Л. Н. Толстой называл «Пушкиным в прозе». В 5 классе вы читали его юмористический рассказ «Хирургия».
(Речь идет о А. П. Чехове)
- Ребята, а что вы знаете/помните об этом писателе? (Ответы детей)
- Действительно вы многое знаете о нем. Спасибо вам за ответы. И сегодня мы с вами познакомимся (проанализируем) с произведением этого автора. Это рассказ Антона Павловича Чехова «Дома». Кто-то из вас уже знаком с данным произведением? (Высказывания детей)
III.Работа по теме урока
1.Словарная работа
-Сегодня мы с вами познакомимся с термином, который, возможно, многим из вас хорошо знаком. Этот термин – интерпретация/анализ. Как вы понимаете, что означает это слово?
-Что значит интерпретировать/анализировапть произведение? Какие виды интерпретации вам знакомы?
-Здесь стоит отметить, что даже выразительное чтение текста, уже есть вид интерпретации/анализа.
-Итак, основная цель художественного произведения передать образ. С помощью чего автор передает художественные образы? (В первую очередь, с помощью художественной детали)
-Таким образом, наша задача сегодня не только познакомиться с рассказом Чехова. Что еще нам предстоит сделать? (проанализировать его), также уметь формулировать собственное мнение и позицию, выявлять художественные особенности произведения.
-Дома вы должны были прочитать рассказ
2.Работа с эпиграфом.«Произведение искусства в первую очередь должно пройти через эмоцию» (Л. Выготский)
-Лев Семенович Выготский писал, что произведение искусства в первую очередь должно пройти через эмоцию, а какие мысли, чувства вы испытали после прочтения? (Ответы детей)
-Прежде чем обратиться к содержанию рассказа, давайте попробуем интерпретировать его название. Какие ассоциации вызывает у вас слово «Дома» (дом)?
(действие происходит дома, место, куда хочется возвращаться, где тебя ждут, где ведешь себя ни как на работе)
3.Составление кластера со словом «Дом"
4.Краткий пересказ содержания рассказа (ученик пересказывает содержание текста произведения). История создания рассказа.
Рассказ «Дома» был написан 1887 г. и напечатан в журнале «Новое время». Произведение вызвало восхищение критиков, Толстой отнёс его к рассказам «1-го сорта». Произведение в основе которого лежит понимание Чеховым человеческой души вообще и души ребёнка в частности.
5. Комментарий ученика
В центре произведения история о том, как отец смог воздействовать на 7-летниго сына при помощи сказки и вызвать у него желание бросить вредную привычку-курить.
Работа с содержанием текста произведения, его осмысление.
- В чем необычность повествования в этом произведении?
- Что вы испытали после прочтения рассказа? (ответы детей)
- Кто герои произведения? (прокурор Быковский, его сын Сережа и гувернантка)
Главный герой – прокурор Евгений Петрович Быковский, человек умный и рассудительный. Его глубокие размышления о сыне, о воспитании, о преступлении и наказании – всего лишь приятный домашний отдых. Быковский свободен своей работы. Его не пугает курение сына так, как оно напугало гувернантку. Быковский рассуждает здраво. Он понимает, что страхи гувернантки имеют значение. При этом прокурор не хочет переносить свои профессиональные приёмы обвинителя на домашнюю жизнь. Он задаёт Серёже вопросы и внимательно слушает ответы, даже ловит сына на лжи. Но ни одно из его доказательств не достигает цели.
- Как автор описывает Сережу? ( «Тщедушный, белолицый, хрупкий», при этом нежный и мягкий. Серёжа не говорит, а пропевает слова.)
Семилетний Серёжа, рано лишившийся матери, очень любит папу. Он совсем не боится, что папа накажет его за проступок. Как и Быковский, Серёжа рассуждает. Но его логика совсем другая, детская. Ребёнок не приемлет казённости и формализма. Его убеждает бросить курить нелепая сказка, сочинённая отцом.
В рассказе важна роль гувернантки. С одной стороны, она заменяет мать в воспитании ребёнка. С другой, гувернантка – это начало всей казённой школы, которую так ненавидел Чехов.
- Понимают ли отец и сын друг друга? (Они говорят на разных языках: «При внимательном наблюдении, взрослому Серёжа мог показаться ненормальным».
- Как построен разговор между отцом и сыном? (Весь разговор построен как диалог, прерывающийся размышлениями Быковского или мальчика. Каждый новый довод прокурор начинает с мысли: «Что я ему скажу?»)
- Считает ли прокурор Быковский курение опасным для своего сына? (Прокурор Быковский не считает курение собственным недостатком (он курит) и опасностью для сына.)
- Что вспоминает прокурор из своего детства? Кого осуждает? (Быковский осуждает директора своей гимназии, который считал курение преступным и исключал курильщиков.)
- Случайно ли Чехов сделал Быковского обвинителем? (Не случайно Чехов сделал своего героя прокурором, обвинителем преступников.)
- Как он реагирует на весть гувернантки о том, что его сын курит? (спокойно, обещает гувернантке поговорить с мальчиком.)
- Почему гувернантка не смогла объяснить мальчику, почему нельзя курить? (из-за страха перед этим явлением, она испугалась)
-Каким образом отец пытается объяснить сыну, что трогать чужие вещи нехорошо? Получается ли у него это с первой попытки?
- Что делает Сережа при разговоре с отцом? К какому выводу он приходит?
Попытка объяснить, что такое собственность, подделываясь под язык ребёнка, потерпела поражение, потому что Серёжа задумался, из чего делается клей. Рассказ о дяде Игнатии, который курил и умер от чахотки, наводит мальчика на печальные мысли об умершей маме. Эти рассуждения Чехов передаёт детским языком: «Смерть уносит на тот свет матерей и дядей, а их дети и скрипки остаются на земле».
- Какое значение в рассказе имеет скрипка, как художественная деталь? (задает звуковой фон произведению, когда Быковский приходит домой он слышит игру в 4 руки)
- Что делает отец, убедившись, что ругательства и доводы не приносят результата? (Находит способ по-иному воздействовать на сына)
- Какой это способ? (рассказ сказки, которая поражает мальчика, так что тот решает не курить.)
- Как сказка, сымпровизированная отцом, повлияла на Сережу? (Отец понимает, что необходимо чувствовать заодно с ребёнком. Быковский сдаётся, отправляет сына спать, сымпровизировав перед сном сказку. Незамысловатая сказка о царе, у которого сын умер, потому что курил, вызвала сочувствие и подействовала на Серёжу лучше всяких доводов.)
V. Подведение итогов.
-Какие проблемы поднимает А. П. Чехов в рассказе “Дома”? (Проблему воспитания, проблему отношений между отцом и сыном, проблему зла и как с ним бороться).
- Чему вас научил рассказ Чехова «Дома»?
Д/З: написать отзыв о рассказе Чехова «Дома» (какие чувства вызвал у вас рассказ?)