ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 «А» КЛАССЕ.
Тема: А.П.Чехов. Эволюция драматургии писателя.
Цель: Дать общую характеристику драматургического творчества
писателя.
Задачи: 1.Рассмотреть историю создания пьесы «Вишнёвый сад».
2. На примере пьесы «Вишнёвый сад» определить основные
Принципы «новой драмы»
3.Воспитывать уважение к классической литературе, истори-
ческому прошлому.
СОДЕРЖАНИЕ
I .Орг.момент.
- Психологический настрой.
Посмотреть в окно, подумать о чем-нибудь хорошем.
2.Игра в «ассоциации».
Снег-белый
Ветер- перемен
Дерево-земное
корзина-большая
Актер-театра
Музыка- скрипка
Дом-тепло
Дым-дом
Память-детство
II.Побуждение к работе.
1. Показ слайдов с отрывками из спектакля.
- Что увидели?
- Где происходят события?
- Как называется род литературы, в которой события происходят на сцене?
2.Сегодня мы познакомимся с драматургией А.П.Чехова.
3.»Продолжить фразу».
«…главное действующее лицо пьесы – это……обыденная, всем…..и почти никем не….в её внутренней, жесткой…»
Учащиеся вставляют вместо точек свои примеры, зачитывают их, стараются дать характеристику пьесам Чехова.
4. Показ слайдов с картинками цветущих садов.(можно принести вишневые ветки).
- Какое настроение?
- Какие возникали мысли?
- О какой пьесе пойдет речь.? («Вишневый сад»).
5. Запись темы урока.
III. Работа над темой урока.
Эволюция драматургии Чехова.
«Вишневый сад» - последняя пьеса Чехова. История создания.
1.Значение Чехова в истории русской литературы огромно. К пьесам автор обращался на протяжении всей своей жизни. Самые известные пьесы:
«Безотцовщина» -1878г.
«Чайка» -1890г.
«Дядя Ваня» -1896г.
«Три сестры» -1900г.
«Вишневый сад» -1903г.
2.Замысел (слайды)
- 1901 – начало.
- 1902 – формирование сюжета.
- 1903 – коней февраля до октября писал с перерывами из-за болезни.
- Пьеса включает в себя много автобиографического, наблюдения в течение жизни.( слайд).
Основа пьесы: общественно-историческое развитие России второй половины 19 –
начала 20 века. Смена хозяев вишнёвого сада является символом этого процесса.
Цель – рассказать о столкновении прошлого и настоящего России. (слайд).
3.Работа с учебником.
Определить жанр пьесы ( лирическая комедия).
4.Сценическая история.(слайд).
1.17 января 1904 МХТ – не доволен спектаклем.
2.1904г. – Соловцовский театр в Киеве.
3.1905 – Петербургский Александрийский театр.
4. Петербургский Передвижной театр.
5. В Беларусии, Армении, Латвии.
6. 1926г. – Лениенрадский театр комедии.
7. 1929г. – Нижний Новгород.
8. 1940г. – Ленинградский Большой драматический театр.
9.1954г. – Московский театр имени Ленинского комсомола.
410.В театрах юного зрителя.
11.Пьесу играли Германии, Франции, Англии, США, Чехословакии, Венгрии, Норвегии, Нидерландах, Италии, Японии, на Цейлоне.
12. Пьеса переведена на многие языки мира.
5. Работа с учебником.
Выписать из учебника особенности пьес Чехова.
- Создание театра настроения.
- Новый тип конфликта, своеобразие развития действия.
- Синтез лирического, трагического и комического.
- Неоднозначность создания образов.
- Наличие лирико – психологического подтекста.
IV.Заключение.
- Обращение к «продолжи фразу». Изменилось ли ваше мнение после работы? Если да, то дополните фразу новыми словами.
- Чтение исходного текста. Чьи слова оказались точнее?.
- Составление 5-стишия Вишневый сад.
Более подробно о пьесе будем говорить на следующем уроке.
V.Домашнее задание.
Найти и выписать высказывание о саде персонажей пьесы.
В чем символика сада?
Встречаются ли подобные люди в наше время7