Конспект проведенного открытого урока
Предмет: литература
Учитель: Голубева А.А.
Класс: 7 «А»
Тема: «Уроки нравственности в рассказах А.П.Чехова» (на примере рассказов «Размазня» и «Тоска»)
Цели урока:
1) Обучающая цель: расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.П.Чехова, закрепить такие литературоведческие термины, как псевдоним, рассказ, говорящие фамилии, проанализировать тексты рассказов, прийти к выводу о том, какие нравственные уроки и как дает в своих произведениях А.П.Чехов.
2) Развивающая цель: развитие аналитического мышления, умения работать с текстом, находить в нем ответы, умение давать развернутый аргументированный ответ, умение слушать.
3) Воспитательная цель: привить интереса к творчеству писателя, заставить детей задуматься над многими моральными вопросами, например, как важно в современном мире не быть равнодушным, как человеку необходимо общение, поддержка.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I этап. Организационный момент.
II этап. Проверка домашнего задания Сообщение учащегося о биографии Чехова.
III этап. Актуализация ранее полученных знаний (вопросы-викторина по жизни и творчеству А.П.Чехова)
1) Какой псевдоним был у Чехова
2) Что такое псевдоним?
3) Как мастер какого жанра вошел Чехов в литературу?
4) Какие детские рассказы (предназначенные для детей) Чехова вы знаете?
5) Какие рассказы Чехова вы читали в 5, 6 классах?
6) Какое образование получил Чехов, как оно отразилось на его творческой манере, тематике его произведений?
7) Что такое говорящие фамилии?
8) Приведите примеры говорящих фамилий из рассказов Чехова?
9) В каком из рассказов Чехов Осуждает людей, пытающихся изобразить из себя то, что они на самом деле не представляют, показать гения из себя в деле, в котором они ничего не смыслят?
9) В каком рассказе показан тип человека, который способен спешно и легко менять свои мнения и решения в зависимости от того, что выгодно?
10) В каком рассказе Чехов высмеивает чинопочитание, угодничество людям, которые выше тебя по чину?
11) О чем рассказ «Смерть чиновника»?
12) Какие качества человека, стороны его жизни подвергает автор осуждению в рассказе «Злоумышленник»?
IV этап. Объяснение нового материала. Анализ рассказа «Размазня». Подготовлено инсценирование произведения учащимися.
Аналитическая беседа по рассказу:
1) От чьего лица ведется повествование?
2) С какой целью рассказчик приглашает к себе в кабинет Юлию Васильевну?
3) Какие развязки вы могли бы предположить?
4) каким во время беседы хочется показаться хозяин?
5) Действительно ли это так?
6) Как во время беседы ведет себя героиня?
7) Удается ли ему донести до нее то. что он хотел?
8) Почему не удается?
9) Какой реакции от нее ожидал он?
10) На что в конце сердится рассказчик?
11) Что он вкладывает в слово «размазня»?
12) Как еще он ее называет?
13) Как вы назвали бы этот рассказ?
14) Как автор относится к героине, какие эмоции испытывает?
15) Как вы понимаете заключительную фразу рассказа? Что в нее вкладывает автор?
16) Смешная или грустная эта история?
17) Кто в итоге вынес для себя урок из этой истории?
18) Что вы можете для себя вынести из этой истории?
Анализ рассказа «Тоска»
Дома учащиеся читают рассказ, но просто прочитать рассказ Чехова недостаточно, поскольку в его произведениях порой важна каждая меленькая деталь. Далее - аналитическая беседа по содержанию и форме рассказа, работа с текстом.
1) Каков эпиграф к рассказу, как он соотносится с его идеей?
2) Опишите картину природу, которая сопровождает действие? Какое настроение навевает эта картина?
3) Кто главный герой рассказа и что мы о нем знаем?
4)Чего страстно желает Иона? Какую цель он преследует?
5) Какие чувства он испытывает?
6) Что, по-вашему, означает слово «тоска»? Раскройте лексическое значение этого слова с помощью подбора синонимов. Дети читают ответы.
Прослушайте, какое определение этому слову дает словарь Даля.
7) Как ведут себя люди, которым Иона пытается рассказать о своем несчастье?
В чем обвиняет автор этих людей, а вы?
8)Найдите и прочитайте вслух момент, когда чувство тоски приобретает вселенский размер, описывается Чеховым очень образно.
9) Кому в итоге раскрыл свою душу Иона?
10) Какие эмоции в вас вызвал этот рассказ? Представляли ли вы себя на месте героя или окружающих? Вспомнили ли себя в некоторых моментах?
V этап. Подведение итогов урока.
- В чем психологизм рассказов А.П.Чехова?
- Чему учат рассказы, которые мы проанализировали?
- Какие качества осуждаются Чеховым, к чему он в них призывает?
- Можно ли назвать его рассказы «азбукой нравственности, морали»?
- Актуальны ли его рассказы сейчас?
VI этап. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Равнодушие в современном мире» 25.02.12
Учитель: Голубева А.А.