kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по русской литературе на тему "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»

Дата: 09.04.2024

ФИО учителя: Тещенко Г.В.

Класс: 5

Количество присутствующих: 30

отсутствующих:0

Урок №21

5.2. Литературная поэтическая сказка

2.6.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Сопоставительная характеристика произведений.

ЦО

ПО 2 - Понимание художественного произведения

ОС 3 -Сопоставление произведений литературы

ЦУ

Учащийся достиг цели обучения, если

  • иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему

  • сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

КУ

Учащийся достиг цели обучения, если

ПО2:

  • имеет общее представление о художественном произведении

  • осмысливает тему произведения

ОС3:

  • сопоставляет произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя

ЯЦ


Учащиеся смогут:

  1. развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды;

  2. использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.;

  3. давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме.

Учащиеся смогут понимать и использовать:

Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды;

Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма:

  • я хочу рассказать вам одну сказку…,

  • эту сказку мне рассказали … и т.д.

ПЦ


Этот раздел основан на изучении литературных сказок и стихотворений. Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта. Обращение к текстам литературных сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов фольклорные и литературные сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей, включая анимацию, изобразительное искусство. В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого характера. Предусмотрены различные способы формативного оценивания.

МС

В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», с разделами «Фольклор», «Искусство».

ИКТ

Интерактивная доска

ПЗ


Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока


  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу.

- Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе.

  1. Мотивация учебной деятельности.

был первым русским писателем,

который обратил внимание на народное

творчество и ввел его в литературу… Он

украсил народную песню и сказку

блеском своего таланта...

М.Горький

- Обратите внимание на доску (зачитываю эпиграф, создаю проблемную ситуацию). Назовите, пожалуйста, имя человека, о котором так говорил М. Горький (на слайде вместо вопросительного знака появляется портрет А. С. Пушкина)

Учитель зачитывает отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «Имя»:

Это имя – знакомое с детства –

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.


- Сказки А. С. Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Откуда у него такая любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе?

Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели). Восторженным поэтом-любителем был пушкинский дядя-Василий Львович. Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта - Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.

Впервые сам Пушкин услышал народные сказки ещё в детстве, а потом во время северной ссылке в Михайловском, он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты - краткие записи этих сказок. Зачем? (В основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные).


  1. Актуализация знаний.

Г.

- Сейчас мы проведем литературную викторину, вы проверите себя, насколько хорошо вы знакомы со сказками А. С. Пушкина. Работу будем проводить в группах. Каждая группа получает иллюстрацию из сказки А. С. Пушкина. Внимательно рассмотрите её, определите название сказки, запишите его. Но это ещё не всё. В конвертиках лежат имена персонажей сказок, вам надо выбрать и наклеить рядом с иллюстрацией только те, которые относятся к вашей сказке.

ФО: «Жесты рукой»


  1. Целеполагание.












Эпиграф на слайде, портрет Пушкина



























Иллюстрации сказок, конверты с именами персонажей


Середина урока.















  1. Сопоставительный анализ сказок. Заполнение таблиц.

Задание:

  1. провести сопоставительный анализ двух произведений А. Пушкина и братьев Гримм

  2. провести викторину в формате «Брейн-ринга»/ «Своей игры»/ «Аукциона»


Алгоритм действия:

1.К.

Перед первым занятием по сказке А.С. Пушкина учащиеся должны прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Учащиеся в парах будут проводить сопоставительный анализ сказок.

Задание.

  • Какие общие черты можно найти в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм?

  • Чем эти сказки отличаются. Выводы представьте в форме таблицы.

Дифференциация:

  • Сильные учащиеся будут выполнять сопоставительный анализ самостоятельно.


Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События






  • Менее сильным учащимся учитель может дать вариант задания, в котором уже заполнена левая графа таблицы, и предложить самостоятельно дополнить таблицу.


Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и

семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

1. 7 гномов.

?

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу.

?

3. Принц случайно находит Белоснежку.

?

4. Жестокий финал: мачеху убивают.

?

5. Сказка написана в прозе.

?


Справка для учителя:

Учитель может сообщить учащимся информацию о том, что сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем была написана сказка Пушкина (1833 г.).

Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом народной сказки о злой мачехе и падчерице, рассказать об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны о том, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, познакомившей поэта с народными сказками, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”


Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм

Герои

События

Родная мать

Смерть родной матери и появление мачехи

Мачеха

Мачеха прогоняет падчерицу из дому

Жених

Падчерица находит приют в лесу, обретает семерых друзей

Семь друзей

Мачеха хочет убить падчерицу


Героиню спасает/возрождает к жизни жених


2.К.

Чтобы проверить знание текста, учитель может провести викторину в формате «Брейн-ринга»/ «Своей игры»/ «Аукциона» и пр.


Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм?

«Белоснежка и

семь гномов»

«Сказка о мертвой царевне

и о семи богатырях»

1. 7 гномов

1.  Семь богатырей

2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу

2.Черница приходит один раз с яблочком

3. Принц случайно находит Белоснежку

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

4. Жестокий финал: мачеху убивают

4. Мачеха умирает от тоски и зависти

5. Сказка написана в прозе

5. Написана в стихах, красивым литературным языком


ФО: «В яблочко»

После завершения работы учащиеся могут провести самоанализ, сопоставив свою версию с образцом (его можно дать в распечатанном виде или вывести на экран).

Учитель раздает каждой паре (ученику, выполняющему работу индивидуально) листы с импровизированной мишенью, на которых пары (или ученик) ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше им (ему) удалось справиться с заданием.

Http://www.solnet.ee/skazki/298.html

Текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина


Http://lukoshko.net/grimm/grimm8.shtml

Текст сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов»



Таблицы для индивидуально и парной работы.













































Импровизированные мишени




Конец урока

  1. Рефлексия «Яблоня»

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню:

  • зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение;

  • желтые – я выполнил задание, но испытывал затруднения, в целом у меня хорошее настроение;

  • красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

Домашнее задание:

  1. Написать 5-минутное эссе «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”

  2. Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица).


Рисунок яблони и цветные стикеры в виде яблок

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Сильные учащиеся будут выполнять сопоставительный анализ самостоятельно. Менее сильным учащимся учитель может дать вариант задания, в котором уже заполнена левая графа таблицы по сказке братьев Гримм, и предложить самостоятельно дополнить таблицу по сказке Пушкина.

ФО: «Жесты рукой»

ФО: «В яблочко»

Рефлексия «Яблоня»


Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке.


Рефлексия по уроку

  • Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

  • Все ли учащиеся достигли ЦО?

  • Если нет, то почему?

  • Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

  • Выдержаны ли были временные этапы урока?

  • Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.


Общая оценка:



Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:


2:


Что я выявил-(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по литературе

Автор: Галина Викторовна Тещенко

Дата: 13.06.2024

Номер свидетельства: 652745

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства