Дата: 09.04.2024 | ФИО учителя: Тещенко Г.В. |
Класс: 5 | Количество присутствующих: 30 | отсутствующих:0 |
Урок №21 | 5.2. Литературная поэтическая сказка 2.6.А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Сопоставительная характеристика произведений. |
ЦО | ПО 2 - Понимание художественного произведения ОС 3 -Сопоставление произведений литературы |
ЦУ | Учащийся достиг цели обучения, если иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике при поддержке учителя |
КУ | Учащийся достиг цели обучения, если ПО2: ОС3: |
ЯЦ | Учащиеся смогут: развить речевые навыки, используя определённые лексемы: фольклор, сказки, легенды; использовать в диалоге следующие конструкции: я хочу рассказать сказку …, эта сказка научит … и т.д.; давать развёрнутые ответы на вопросы одноклассников по данной теме. Учащиеся смогут понимать и использовать: Конкретно-предметную лексику и терминологию: фольклор, сказки, легенды; Слова и структуры связаны с темой изучаемого раздела, включая нравственный аспект. Набор фраз для диалога и письма: |
ПЦ | Этот раздел основан на изучении литературных сказок и стихотворений. Учащиеся будут анализировать идейно-тематическое и художественное своеобразие произведений В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и К.Д. Бальмонта. Обращение к текстам литературных сказок позволит учащимся сопоставить на уровне сюжета, композиции и системы образов фольклорные и литературные сказки, охарактеризовать героев, выразить свое отношение к образам-персонажам. Предусмотрены возможности для установления межпредметных связей, включая анимацию, изобразительное искусство. В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей, предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий аналитического и творческого характера. Предусмотрены различные способы формативного оценивания. |
МС | В разделе прослеживаются межпредметные связи с дисциплинами: «Русская литература», с разделами «Фольклор», «Искусство». |
ИКТ | Интерактивная доска |
ПЗ | Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и анализ фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов, соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет. |
Ход урока: |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне - улыбнёмся друг другу. - Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Мотивация учебной деятельности. … был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта... М.Горький - Обратите внимание на доску (зачитываю эпиграф, создаю проблемную ситуацию). Назовите, пожалуйста, имя человека, о котором так говорил М. Горький (на слайде вместо вопросительного знака появляется портрет А. С. Пушкина) Учитель зачитывает отрывок из стихотворения П.Г. Антокольского «Имя»: Это имя – знакомое с детства – Вместе с грамотой впаяно в речь. Надо заново в имя вглядеться, Чтобы заново знать и беречь. - Сказки А. С. Пушкина входят в жизнь людей в раннем детстве и сопровождают их до глубокой старости. Откуда у него такая любовь к сказкам, к народным обычаям, к литературе? Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели). Восторженным поэтом-любителем был пушкинский дядя-Василий Львович. Но настоящим кладезем русской народности была няня поэта - Арина Родионовна Яковлева. В год рождения Александра его отец дал Арине вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца. Впервые сам Пушкин услышал народные сказки ещё в детстве, а потом во время северной ссылке в Михайловском, он не просто слушает долгими вечерами сказки няни Арины Родионовны, но даже делает конспекты - краткие записи этих сказок. Зачем? (В основе сказок (авторских, литературных) поэта – сказки народные). Актуализация знаний. Г. - Сейчас мы проведем литературную викторину, вы проверите себя, насколько хорошо вы знакомы со сказками А. С. Пушкина. Работу будем проводить в группах. Каждая группа получает иллюстрацию из сказки А. С. Пушкина. Внимательно рассмотрите её, определите название сказки, запишите его. Но это ещё не всё. В конвертиках лежат имена персонажей сказок, вам надо выбрать и наклеить рядом с иллюстрацией только те, которые относятся к вашей сказке. ФО: «Жесты рукой» Целеполагание. | Эпиграф на слайде, портрет Пушкина Иллюстрации сказок, конверты с именами персонажей |
Середина урока. | Сопоставительный анализ сказок. Заполнение таблиц. Задание: провести сопоставительный анализ двух произведений А. Пушкина и братьев Гримм провести викторину в формате «Брейн-ринга»/ «Своей игры»/ «Аукциона» Алгоритм действия: 1.К. Перед первым занятием по сказке А.С. Пушкина учащиеся должны прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Учащиеся в парах будут проводить сопоставительный анализ сказок. Задание. Дифференциация: Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм | Герои | События | | | | | Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм? | «Белоснежка и семь гномов» | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1. 7 гномов. | ? | 2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу. | ? | 3. Принц случайно находит Белоснежку. | ? | 4. Жестокий финал: мачеху убивают. | ? | 5. Сказка написана в прозе. | ? | Справка для учителя: Учитель может сообщить учащимся информацию о том, что сказки братьев Гримм были опубликованы в 10-20-х годах XIX века, т.е. раньше, чем была написана сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом народной сказки о злой мачехе и падчерице, рассказать об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны о том, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, познакомившей поэта с народными сказками, о которых он написал: “Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Черты общности в сказках А.С. Пушкина и братьев Гримм | Герои | События | Родная мать | Смерть родной матери и появление мачехи | Мачеха | Мачеха прогоняет падчерицу из дому | Жених | Падчерица находит приют в лесу, обретает семерых друзей | Семь друзей | Мачеха хочет убить падчерицу | | Героиню спасает/возрождает к жизни жених | 2.К. Чтобы проверить знание текста, учитель может провести викторину в формате «Брейн-ринга»/ «Своей игры»/ «Аукциона» и пр. Чем различаются сказки А.С. Пушкина и братьев Гримм? | «Белоснежка и семь гномов» | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1. 7 гномов | 1. Семь богатырей | 2. Мачеха трижды пытается убить падчерицу | 2.Черница приходит один раз с яблочком | 3. Принц случайно находит Белоснежку | 3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру | 4. Жестокий финал: мачеху убивают | 4. Мачеха умирает от тоски и зависти | 5. Сказка написана в прозе | 5. Написана в стихах, красивым литературным языком | ФО: «В яблочко» После завершения работы учащиеся могут провести самоанализ, сопоставив свою версию с образцом (его можно дать в распечатанном виде или вывести на экран). Учитель раздает каждой паре (ученику, выполняющему работу индивидуально) листы с импровизированной мишенью, на которых пары (или ученик) ставят точки: чем ближе к центру, тем лучше им (ему) удалось справиться с заданием. | Http://www.solnet.ee/skazki/298.html Текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина Http://lukoshko.net/grimm/grimm8.shtml Текст сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» Таблицы для индивидуально и парной работы. Импровизированные мишени |
Конец урока | Рефлексия «Яблоня» На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, желтые и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; желтые – я выполнил задание, но испытывал затруднения, в целом у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. Домашнее задание: Написать 5-минутное эссе «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Сравните главных героев: царицу и царевну (таблица). | Рисунок яблони и цветные стикеры в виде яблок |
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
Сильные учащиеся будут выполнять сопоставительный анализ самостоятельно. Менее сильным учащимся учитель может дать вариант задания, в котором уже заполнена левая графа таблицы по сказке братьев Гримм, и предложить самостоятельно дополнить таблицу по сказке Пушкина. | ФО: «Жесты рукой» ФО: «В яблочко» Рефлексия «Яблоня» | Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техникибезопасности на данном уроке. |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|
Общая оценка: Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил-(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |