Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы
В русской культуре литература всегда занимала особое место. Сегодня одной из главных проблем современного образования является снижение интереса к изучению литературы. Средства массовой информации заменили книги, произведения русской классической литературы читаются в кратком изложении, у ребят нет интереса к слову, к личности писателя. Каким образом увлечь школьников, вернуть к истокам, приобщить к постоянному чтению художественной литературы?
Сделать это не так просто. Учитель литературы вынужден в условиях современного времени находить такие средства и приемы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное, помогут вызвать интерес к чтению произведений и ведению диалога с автором. С появлением информационно-коммуникационных технологий в образовании даже на таком предмете, как литература, который, казалось бы, имеет совсем другую специфику, можно решить эту проблему.
Информационные технологии позволяют использовать на уроке литературы яркий визуальный ряд, который так важен для эмоционального настроя. Фото-, видео-, аудио-объекты цифровых ресурсов создают наглядное представление об эпохе, о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества.
При знакомстве учащихся с поэтами XX века обязательно включаю в урок прослушивание звуковых фрагментов «Чтение голосом автора». Создается атмосфера таинственности, кажется, что происходит путешествие во времени. А как замирают ребята, когда слышат голоса В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой!
Учащиеся восьмых классов после чтения и подробного анализа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» сами предложили посмотреть фрагменты одноименного художественного фильма. Формат DVD и наличие презентационного оборудования позволили реализовать их запросы. После просмотра ребята организовали дискуссию и поделились впечатлениями о фильме и комедии.
Такой сложный аспект урока, как изучение теории литературы, может быть легко усвоен с помощью анимационных схем.
С помощью информационно-коммуникационных технологий возможно не только подобрать необходимый интересный материал к уроку, но и организовать эффективный контроль, который так сложно продумать и реализовать на уроках литературы. Всевозможные тесты, кроссворды в режиме он-лайн увлекают ребят интерактивностью, быстротой полученных продуктов собственной деятельности. Такой контроль можно организовать в виде индивидуальной работы в компьютерном классе или фронтально с помощью проектора.
Но самое главное, что информационные технологии позволяют ребятам реализовать свои идеи и возможности, причем выполнить и оформить свои творческие работы на высоком уровне. Учащиеся создают проекты и представляют их в виде презентаций. Презентация десятиклассника Лазарева Дениса о жизни А.С.Пушкина, созданная в рамках внеклассной работы по литературе, была по достоинству оценена не только одноклассниками, но и старшими учащимися школы. Коллективным электронным продуктом стала «Книга о жизни и творчестве И.А.Крылова», подготовленная восьмиклассниками. Ребята не только работали с различными источниками (книгами, энциклопедиями, Интернет), но и сами создали некоторые страницы электронного пособия: иллюстрации к басням, словарь литературоведческих терминов.
При использовании информационной технологии обучения на уроках литературы необходимо руководствоваться принципом рациональности, не забывать о здоровьесбережении учащихся.
Значение информационно-коммуникационных технологий в процессе образования школьников велико. Информационная технология обучения создает условия для активизации познавательной деятельности учащихся, а значит, у ребят возникает необходимость в самообразовании и саморазвитии, что соответствует требованиям времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы »
В русской культуре литература всегда занимала особое место. Сегодня одной из главных проблем современного образования является снижение интереса к изучению литературы. Средства массовой информации заменили книги, произведения русской классической литературы читаются в кратком изложении, у ребят нет интереса к слову, к личности писателя. Каким образом увлечь школьников, вернуть к истокам, приобщить к постоянному чтению художественной литературы?
Сделать это не так просто. Учитель литературы вынужден в условиях современного времени находить такие средства и приемы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное, помогут вызвать интерес к чтению произведений и ведению диалога с автором. С появлением информационно-коммуникационных технологий в образовании даже на таком предмете, как литература, который, казалось бы, имеет совсем другую специфику, можно решить эту проблему.
Информационные технологии позволяют использовать на уроке литературы яркий визуальный ряд, который так важен для эмоционального настроя. Фото-, видео-, аудио-объекты цифровых ресурсов создают наглядное представление об эпохе, о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества.
При знакомстве учащихся с поэтами XX века обязательно включаю в урок прослушивание звуковых фрагментов «Чтение голосом автора». Создается атмосфера таинственности, кажется, что происходит путешествие во времени. А как замирают ребята, когда слышат голоса В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой!
Учащиеся восьмых классов после чтения и подробного анализа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» сами предложили посмотреть фрагменты одноименного художественного фильма. Формат DVD и наличие презентационного оборудования позволили реализовать их запросы. После просмотра ребята организовали дискуссию и поделились впечатлениями о фильме и комедии.
Такой сложный аспект урока, как изучение теории литературы, может быть легко усвоен с помощью анимационных схем.
С помощью информационно-коммуникационных технологий возможно не только подобрать необходимый интересный материал к уроку, но и организовать эффективный контроль, который так сложно продумать и реализовать на уроках литературы. Всевозможные тесты, кроссворды в режиме он-лайн увлекают ребят интерактивностью, быстротой полученных продуктов собственной деятельности. Такой контроль можно организовать в виде индивидуальной работы в компьютерном классе или фронтально с помощью проектора.
Но самое главное, что информационные технологии позволяют ребятам реализовать свои идеи и возможности, причем выполнить и оформить свои творческие работы на высоком уровне. Учащиеся создают проекты и представляют их в виде презентаций. Презентация десятиклассника Лазарева Дениса о жизни А.С.Пушкина, созданная в рамках внеклассной работы по литературе, была по достоинству оценена не только одноклассниками, но и старшими учащимися школы. Коллективным электронным продуктом стала «Книга о жизни и творчестве И.А.Крылова», подготовленная восьмиклассниками. Ребята не только работали с различными источниками (книгами, энциклопедиями, Интернет), но и сами создали некоторые страницы электронного пособия: иллюстрации к басням, словарь литературоведческих терминов.
При использовании информационной технологии обучения на уроках литературы необходимо руководствоваться принципом рациональности, не забывать о здоровьесбережении учащихся.
Значение информационно-коммуникационных технологий в процессе образования школьников велико. Информационная технология обучения создает условия для активизации познавательной деятельности учащихся, а значит, у ребят возникает необходимость в самообразовании и саморазвитии, что соответствует требованиям времени.
Министерство образования, культуры и науки РК
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Городовиковская СОШ № 3»
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы