Доклад на научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
Доклад на научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.
Душа, духовность, нравственность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.
Душа, духовность, нравственность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.
Душа, духовность, нравственность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.
Душа, духовность, нравственность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.
Душа, духовность, нравственность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.
Душа, духовность, нравственность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на научно-практическую конференцию "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"»
Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Так говорил Аристотель. Сегодня недостаточно готовить лишь высококвалифицированных специалистов. Жизнь подтверждает, что значительных качественных изменений не произойдет, если мы не решим основную задачу – возрождение духовности и нравственности молодежи. Что такое нравственность? По Ожегову С.И. Нравственность- это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование у обучающихся системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду.
Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского и означает «нравственность».
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческого начала.
Душа, духовность, нравственность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь – основные концепты урока литературы. Они же являются и общечеловеческими ценностями.
Совесть - это закон добра в душе человека. Л.Н. Толстой.
Русская литература является частью мировой художественной культуры и поэтому обладает огромными возможностями помочь молодому человеку войти в сегодняшний мир, пусть не сразу, не в полном объеме, воспринять существующие культурные нормы.
«Книга, - по словам Герцена,- это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить…».
Уроки литературы тем и выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека.
Специфика нравственного воздействия урока литературы заключается в том, что читатель – подросток имеет возможность сверить свои оценки жизни с авторитетными оценками писателей, осмысляя его подход к миру и человеку. Таким образом, осуществляется процесс самопознания, через познание других.
Главное назначение словесника – быть источником нравственного влияния. Остановимся на некоторых формах обучения, применяемых мною на уроках литературы.
Всегда четко формулирую тему урока. Часто проблемную. Тема урока звучит со знаком вопроса. Всегда обсуждаем название темы, чтобы сформулировать цель. Например: Был ли выход у Катерины по драме А.Н.Островского «Гроза»? Легче жить с совестью или без совести? По сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и др.
На всех уроках работаю с текстами произведений. (комментированное чтение, анализ поступков героев, самостоятельные выводы ). Всегда дети читают на уроках (читают плохо, но я заставляю читать вслух, чтобы дети себя слышали, много читаю сама) Во время чтения останавливаюсь в нужных моментах и задаю вопросы, создаю проблемные ситуации. Ребята пытаются отвечать на вопросы, втягиваются в беседу. Никогда их не поднимаю, чтобы не нарушать атмосферу урока. Каждый ребенок имеет право высказаться. Ребята не боятся говорить. Чувствуют себя свободно, даже если ошибаются Затем по вопросам анализируем текст и делаем выводы. Всегда на уроках диалог с учениками. Есть в каждой группе ребята, которые помогают мне вести урок. Самые активные, которые не боятся говорить.
С первых уроков при изучении художественных произведений я обсуждаю те «вечные» проблемы, которые будут интересны всегда. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» идет разговор о проблеме отцов и детей. Мы пытаемся разобраться в этой проблеме. При изучении романа «Война и мир» поднимаются проблемы нравственного выбора, проблемы семьи, поиска смысла жизни, патриотизма и т.д. Меняется время, мода, политика. Человек не меняется. Он так же хочет быть счастливым, так же плачет, когда ему плохо, больно, когда его не любят или предают. На уроке литературы я могу, опираясь на произведение поговорить о любой проблеме. Даже о той, которая возникла сегодня у какого-то конкретного ученика.
Нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве она мыслима без понимания законов развития личности, без умения осмыслить душевное состояние? Поэтому на уроках литературы раскрываю перед учениками психологический мир персонажей и тем самым побуждаю их к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Например
Внутренний мир Родиона Раскольникова. Пути духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Любовь – это великая тайна или великая трагедия по рассказу А.Куприна «Гранатовый браслет».
С первого курса использую такую форму самостоятельной работы как сочинение-рассуждение, постепенно провоцируя обучающихся на необходимость иметь собственную позицию, уметь ее отстаивать. Даю такие темы, которые требуют нравственного осмысления, сопоставления себя с литературным героем. Например: Чем я похож на Базарова? Можно наказать любовью, жалостью и пониманием? Как не стать Ионычем? Стоит ли платить маленькой подлостью за будущее благополучие ? и др. Как ни странно это может звучать, но большинству моих учеников нравится писать сочинения. Они потихоньку «расписываются».
Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемные вопросы) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится в поступке. Важным в работе филолога вижу, создание атмосферы «творческого комфорта», «общего вдохновения» на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, бояться быть непонятыми. У меня свой подход к творчеству учащихся.
Предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого возраста и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее 3-х (на выбор ученика).
Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверочной работы.
Не менее важным условием социализации личности как одного из направлений связи гуманитарного образования и гуманитарной среды является умный, воспитанный, гуманный и духовно-нравственный педагог. В пространстве отношений «обучающийся - преподаватель» именно общая культура преподавателя является основой и условием формирования общеличностной культуры учеников. Другими словами, культура преподавателя становится одновременно средой и стимулом развития культуры ученика. Стараюсь быть примером для обучающихся. Смотрю на жизнь глазами учителя литературы, поэтому приношу на урок, все, что происходит в жизни, в мире. Часто планирую и провожу тематические пятнадцатиминутки ( 3 сентября – Беслан, 30 октября – день памяти политзаключенных,25 января - День рождения Высоцкого, 15 февраля –день вывода войск из Афганистана, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и т.д.)