kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 10 классе на тему «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет».

2. Развивать умения работать в группе; умения сравнивать, сопоставлять и анализировать.

3. Научить детей определять свою нравственную позицию по отношению к проблемам, поднятым В.Шекспиром и к. Ивановым.

Оборудования: Выставка книг К.В.Иванова и В.Шекспира, презентация

План урока

  1. Вызов.
  1. Вступительное слово учителя.

- Сывл?х сунат?п! Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке, посвящённом творчеству К.В.Иванова и В.Шекспира. 2015 год  в России объявлен Годом Литературы, а В Чувашии – Годом К.В.Иванова.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведением К.В.Иванова «Раб дьявола» и дома я попросила вас прочитать произведение В.Шекспира «Макбет». Что может связать К.В.Иванова и В.Шекспира? Какие нравственные проблемы поднимали они в своих произведениях?

- Чтобы определить тему урока, послушайте внимательно стихотворение, и завершите его.

Кто призывает нас к смиренью и любви?

А кто нас искушает, исполняя все мечты?

Мы часто задаём себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»

Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!

Но верю, нас рассудит лишь одно.

Сойдутся вновь…

- Добро и Зло.

- Ребята, догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы учеников) Тема нашего урока «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет»

2) Знакомство с эпиграфом урока.

- Давайте, познакомимся с эпиграфами урока:

П?л?т санш?н тим?р пул?,

Т?нче санш?н там?к пул?,

Сан?н к?ллÿ т?т?м пул?.

К.Иванов

«Почему, зачем, откуда Зло? Если есть Бог, то как может быть Зло…?»

М.Ю.Лермантов

-Выделите, пожалуйста, ключевые вопросы в эпиграфе. Вы когда-нибудь задумывались над этими вопросами? Мы попробуем сегодня на них ответить.

2) – Для этого проведём сопоставительный анализ трагедий К.Иванова «Раб дьявола» и В  Шекспира «Макбет».

II. Осмысление.

  1. Переходим к анализу произведений.
  2. Работа в группах. Заполнение таблицы на слайдах (учитель заполняет таблицу на слайдах, а ребята в своих тетрадях, выделяют одинаковые моменты выделителем)

Автор

К.В.Иванов

Вильям Шекспир

- Кто такой К.В.Иванов? (ответы учащихся)

- Кто такой В.Шекспир? (ответы учащихся)

К.В.Иванов – классик чувашской поэзии

Вильям Шекспир – классик мировой литературы

Название произведения

Раб дьявола

Макбет

- Почему так названо произведение?

По характеристике главного героя

По имени главного героя

Жанр произведения

Трагедия

Трагедия

-что такое трагедия? ( Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя);

- трагедия, какого характера в этих произведениях?

Трагедия личного характера. (Борьба за деньги между братьями)

Трагедия общества (Борьба за власть между родственниками короля)

- найдите цитаты из произведений, которые характеризуют помыслы главных героев?

Что мне в жизни нужно было?

Деньги! Деньги! Вот они!

А с деньгами всё доступно

Что сильней их в наши дни?

Гламисский и кавдорский тан! А дальше

Венец!

- деньги, в ситуации, когда окружающие лишены их, представляют человеку неограниченные свободы, - он не просто богат, он всегда прав.

- в каких годах написаны эти произведения?

Год написания

«Раб дьявола» 1907

«Макбет» 1605

- Трагедии разных эпох. Но их роднит естественные человеческие слабости, которые захватив их целиком, вытесняя другие нравственные человеческие ценности. Это- стремление к власти и нажива денег.

Какие проблемы затрагивают авторы?

Тема денег

Двойственность человеческой личности

Тема преступления и наказания

Тема Добра и Зла

Тема власти

Двойственность человеческой личности

Тема преступления и наказания

Тема Добра и Зла

- давайте дадим характеристику главным героям.

Характеристика героев

Братья пошли на войну ради собственной наживы.

Макбет в начале – доблестный воин. Его доблести вызывают всеобщее восхищение, успех сопутствовал ему. Но он – жертва своих же амбиций, которые постепенно толкают его на путь преступления.

- какой же кульминационный момент в произведении?

Кульминационный момент в произведении

Убийство старшим братом младшего брата

Убийство Макбетом короля Дункана

- каковы были мотивы убийств?

Мотивы убийства

Дьявол подстрекает убивать брата

- Ну скорей! Отними, возьми ты деньги!

Золотых монет полна,

Серебром мошна набита.

Отбери, твоя она!

- Отбери, дурак, что медлишь?

Не смущайся, - всё твоё!

Поведение Макбета – результат дьявольского наваждения, так как герой общается с ведьмами, предсказывающими ему будущее и тем самым подталкивающими его на преступления.

Леди Макбет – злой гений, всецело поддерживающий и укрепляющий мужа в преступных намерениях. Она знает, что Макбет честолюбив, но ему может хватать честолюбивости,  совершать зло, и, будучи своего рода ведьмой, уповает на тёмные силы ада и ночи, которые не позволяют воспрепятствовать чёрным деяниям.

- как происходит борьба между добром и злом в душах этих героев?

Нерешительно над младшим

Поднялось дрожа, копьё.

Не хватило духу - вяло

Опустилося оно.

Чуть жизни ты подашь пример кровавый,

Она тебе такой же даст урок.

Откажемся от замысла.

Я всем ему обязан. Я в народном мненье

Стою так высоко, что я б хотел

Пожить немного этой доброй славой…

- в трагедии К.Иванова «Раб дьявола» какую роль играет женщины? (мать догадывается о злых помыслах сыновей и просит их остановиться, не грабить людей:

«Не ходи, мой сын, погубишь

Ты головушку свою,

Разум твой дороже денег,

Будь доволен тем, что есть…»

Жена его плакала, зная, что может остаться вдовою:

«Не ходи, погибнешь. В ад

Угодит душа твоя».

- можно ли чем-то оправдать их преступления? (нет.) Нет. И не может быть никакого оправдания стремлению человека возвыситься над другими посредством кровавых злодейств.

Какими символами передали трагичность произведения?

Символы тёмных сил:

Дьявол, черти

3 ведьмы, духи, змея, Геката, чёрный кот, жаба, кипящий котёл

Природные катаклизмы:

Грянул гулкий гром и грозно

зарычало всё вблизи

Тучи тёмные сурово

Брови чёрные свели

Ветер, гром – Бог, гоняя Дьявола, заставляет греметь грому

Раздаётся голос свыше

И отверзлись небеса

Гром и молния

Символы войны и смерти:

2 ножа, копьё, пика

Охрипший ворон, кинжал, кровь, яд, меч, копьё

Природные объекты

Дуб – дерево, которое связывает два мира, поэтому дьявол прячется за ним;

Камень – символ бесконечности времени;

Не закопанная могила – это означает, что душу Старшего брата не принимает ни земля, ни небо

Заклевала сокола сова;

Лошади выломали дверь конюшни и ускакали;

Как завершаются действия?

Убив своего младшего брата, отдав душу дьяволу, старший брат тоже умирает:

Человек на землю тут же,

Как подкошенный упал.

Обеспамятел мгновенно,

На ногах не устоял

Убив короля, Макбет тоже был убит Макдуфом. Леди Макбет сходит сума и умирает

- Возмездие свершилось. Трагическое повествование о том, как великий человек превратился в великого злодея, завершается восстановлением нарушенной им гармонии.

- А умирающий младший брат осознаёт свою ошибку, молится перед Богом, чтобы он просветил разум его брата.

III.  Рефлексия.

- вернёмся к эпиграфу урока? Как вы понимаете эти слова?

- актуальны ли проблемы, которые ставили К.В. Иванов и В.Шекспир?

- Какие нравственные уроки мы выносим из этих произведений?

  • Зло порождает зло.
  • Алчность к деньгам приводит к нравственной гибели человека.
  • Стремясь придти к власти любой ценой, человек может переступить закон.

- Добро и Зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они всегда будут рядом друг с другом. К. Иванов и В.Шекспир хотели нам показать, что грань между добром и злом действительно мала. Победа справедливости над злом не является полной. Зло и Добро всегда есть в природе. Дьявол и ведьмы воплощают ту стихию жизни, где разум бессилен, где царит слепая страсть и человек оказывается игрушкой примитивных тёмных инстинктов. Они подстерегают то роковое мгновение, когда полностью смогут завладеть душой человека.

Сойдутся вновь Добро и Зло

И зазвенят клинки набатом.

Завяжутся тугим узлом

Судьба людей, тех, кто когда-то

Поверив в Свет, Любовь и Бога,

Ушли от призрачных надежд.

И, выбрав трудную дорогу

Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,

Любить как Он, как Он прощать,

Идти вперёд, презрев тревогу,

И в мире зла не замечать.

Но каждый верит, будет время –

Падет забвенья пелена,

Неся с любовью наше бремя,

Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,

У нас – одна на всех, как храм.

Таких, как мы, я верю много,

И.пусть, Господ поможет нам…

Использованная литература:

  1. К.В.Иванов. Çырнисен пуххи. Икк?м?ш, хушса тÿрлетн? к?лар?м. Шупашкар: Ч?ваш к?неке изд-ви. 1990. – 222-235 с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Чл.-корр. АН ССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 700 с.
  3. Бурова И. Ульям Шекспир. – М.: ЗАО «Олма Медиа групп», 2011. – 55-56 с.
  4. Ульям Шекспир. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. – М.: Интербрук, 1992. – 257-350 с.
  5. Иванова Н.Г. Чувашская литература в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения: Учебное издание для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений/ Н.Г.Иванова. – Чебоксары, 2009.
  6. Родионов В.Г. Ч?ваш литератури: В?ренÿ к?неки: В?там шкул?н 10-м?ш клас? валли. – Шупашкар: Ч?ваш к?неке изд-ви, 2003. – 143-160 с.
  7. Ч?ваш литератури: хрестоматии. В?там шкулан 10-м?ш клас? валли/ В.Г.Родионов, Э.И.Родионова пухса-сырса хат?рлен?. – Шупашкар: Ч?ваш к?неке изд-ви, 2010.
  8. Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.

Использованные Интернет-ресурсы:

1. http://festival.1september.ru/articles/310103/ - Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") Автор – Косолапова О.В., учитель русского языка и литературы.

2. http://festival.1september.ru/articles/569363/  - Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор – Гришанина И.В., учитель русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» »

Урок литературы в 10 классе на тему «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление

Цели урока:

1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет».

2. Развивать умения работать в группе; умения сравнивать, сопоставлять и анализировать.

3. Научить детей определять свою нравственную позицию по отношению к проблемам, поднятым В.Шекспиром и к. Ивановым.


Оборудования: Выставка книг К.В.Иванова и В.Шекспира, презентация


План урока

  1. Вызов.

  1. Вступительное слово учителя.

- Сывлăх сунатăп! Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке, посвящённом творчеству К.В.Иванова и В.Шекспира. 2015 год в России объявлен Годом Литературы, а В Чувашии – Годом К.В.Иванова.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведением К.В.Иванова «Раб дьявола» и дома я попросила вас прочитать произведение В.Шекспира «Макбет». Что может связать К.В.Иванова и В.Шекспира? Какие нравственные проблемы поднимали они в своих произведениях?

- Чтобы определить тему урока, послушайте внимательно стихотворение, и завершите его.

Кто призывает нас к смиренью и любви?

А кто нас искушает, исполняя все мечты?

Мы часто задаём себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»

Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!

Но верю, нас рассудит лишь одно.

Сойдутся вновь…

- Добро и Зло.

- Ребята, догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы учеников) Тема нашего урока «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет»

2) Знакомство с эпиграфом урока.

- Давайте, познакомимся с эпиграфами урока:

Пĕлĕт саншăн тимĕр пулĕ,

Тĕнче саншăн тамăк пулĕ,

Санăн кĕллÿ тĕтĕм пулĕ.

К.Иванов

«Почему, зачем, откуда Зло? Если есть Бог, то как может быть Зло…?»

М.Ю.Лермантов

-Выделите, пожалуйста, ключевые вопросы в эпиграфе. Вы когда-нибудь задумывались над этими вопросами? Мы попробуем сегодня на них ответить.

2) – Для этого проведём сопоставительный анализ трагедий К.Иванова «Раб дьявола» и В Шекспира «Макбет».


II. Осмысление.


  1. Переходим к анализу произведений.

  2. Работа в группах. Заполнение таблицы на слайдах (учитель заполняет таблицу на слайдах, а ребята в своих тетрадях, выделяют одинаковые моменты выделителем)


Автор

К.В.Иванов

Вильям Шекспир


- Кто такой К.В.Иванов? (ответы учащихся)

- Кто такой В.Шекспир? (ответы учащихся)

К.В.Иванов – классик чувашской поэзии

Вильям Шекспир – классик мировой литературы



Название произведения

Раб дьявола

Макбет


- Почему так названо произведение?


По характеристике главного героя

По имени главного героя


Жанр произведения

Трагедия

Трагедия


-что такое трагедия? ( Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя);

- трагедия, какого характера в этих произведениях?


Трагедия личного характера. (Борьба за деньги между братьями)

Трагедия общества (Борьба за власть между родственниками короля)


- найдите цитаты из произведений, которые характеризуют помыслы главных героев?


Что мне в жизни нужно было?

Деньги! Деньги! Вот они!

А с деньгами всё доступно

Что сильней их в наши дни?

Гламисский и кавдорский тан! А дальше

Венец!

- деньги, в ситуации, когда окружающие лишены их, представляют человеку неограниченные свободы, - он не просто богат, он всегда прав.

- в каких годах написаны эти произведения?


Год написания

«Раб дьявола» 1907

«Макбет» 1605


- Трагедии разных эпох. Но их роднит естественные человеческие слабости, которые захватив их целиком, вытесняя другие нравственные человеческие ценности. Это- стремление к власти и нажива денег.



Какие проблемы затрагивают авторы?

Тема денег

Двойственность человеческой личности

Тема преступления и наказания

Тема Добра и Зла

Тема власти

Двойственность человеческой личности

Тема преступления и наказания

Тема Добра и Зла

- давайте дадим характеристику главным героям.

Характеристика героев

Братья пошли на войну ради собственной наживы.

Макбет в начале – доблестный воин. Его доблести вызывают всеобщее восхищение, успех сопутствовал ему. Но он – жертва своих же амбиций, которые постепенно толкают его на путь преступления.

- какой же кульминационный момент в произведении?


Кульминационный момент в произведении

Убийство старшим братом младшего брата

Убийство Макбетом короля Дункана

- каковы были мотивы убийств?


Мотивы убийства

Дьявол подстрекает убивать брата


- Ну скорей! Отними, возьми ты деньги!

Золотых монет полна,

Серебром мошна набита.

Отбери, твоя она!

- Отбери, дурак, что медлишь?

Не смущайся, - всё твоё!

Поведение Макбета – результат дьявольского наваждения, так как герой общается с ведьмами, предсказывающими ему будущее и тем самым подталкивающими его на преступления.

Леди Макбет – злой гений, всецело поддерживающий и укрепляющий мужа в преступных намерениях. Она знает, что Макбет честолюбив, но ему может хватать честолюбивости, совершать зло, и, будучи своего рода ведьмой, уповает на тёмные силы ада и ночи, которые не позволяют воспрепятствовать чёрным деяниям.


- как происходит борьба между добром и злом в душах этих героев?

Нерешительно над младшим

Поднялось дрожа, копьё.

Не хватило духу - вяло

Опустилося оно.

Чуть жизни ты подашь пример кровавый,

Она тебе такой же даст урок.


Откажемся от замысла.

Я всем ему обязан. Я в народном мненье

Стою так высоко, что я б хотел

Пожить немного этой доброй славой…


- в трагедии К.Иванова «Раб дьявола» какую роль играет женщины? (мать догадывается о злых помыслах сыновей и просит их остановиться, не грабить людей:

«Не ходи, мой сын, погубишь

Ты головушку свою,

Разум твой дороже денег,

Будь доволен тем, что есть…»

Жена его плакала, зная, что может остаться вдовою:

«Не ходи, погибнешь. В ад

Угодит душа твоя».


- можно ли чем-то оправдать их преступления? (нет.) Нет. И не может быть никакого оправдания стремлению человека возвыситься над другими посредством кровавых злодейств.



Какими символами передали трагичность произведения?

Символы тёмных сил:

Дьявол, черти

3 ведьмы, духи, змея, Геката, чёрный кот, жаба, кипящий котёл

Природные катаклизмы:

Грянул гулкий гром и грозно

зарычало всё вблизи


Тучи тёмные сурово

Брови чёрные свели


Ветер, гром – Бог, гоняя Дьявола, заставляет греметь грому


Раздаётся голос свыше

И отверзлись небеса

Гром и молния

Символы войны и смерти:

2 ножа, копьё, пика

Охрипший ворон, кинжал, кровь, яд, меч, копьё

Природные объекты

Дуб – дерево, которое связывает два мира, поэтому дьявол прячется за ним;

Камень – символ бесконечности времени;

Не закопанная могила – это означает, что душу Старшего брата не принимает ни земля, ни небо

Заклевала сокола сова;

Лошади выломали дверь конюшни и ускакали;



Как завершаются действия?

Убив своего младшего брата, отдав душу дьяволу, старший брат тоже умирает:


Человек на землю тут же,

Как подкошенный упал.

Обеспамятел мгновенно,

На ногах не устоял

Убив короля, Макбет тоже был убит Макдуфом. Леди Макбет сходит сума и умирает


- Возмездие свершилось. Трагическое повествование о том, как великий человек превратился в великого злодея, завершается восстановлением нарушенной им гармонии.

- А умирающий младший брат осознаёт свою ошибку, молится перед Богом, чтобы он просветил разум его брата.

III. Рефлексия.

- вернёмся к эпиграфу урока? Как вы понимаете эти слова?

- актуальны ли проблемы, которые ставили К.В. Иванов и В.Шекспир?

- Какие нравственные уроки мы выносим из этих произведений?

  • Зло порождает зло.

  • Алчность к деньгам приводит к нравственной гибели человека.

  • Стремясь придти к власти любой ценой, человек может переступить закон.

- Добро и Зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они всегда будут рядом друг с другом. К. Иванов и В.Шекспир хотели нам показать, что грань между добром и злом действительно мала. Победа справедливости над злом не является полной. Зло и Добро всегда есть в природе. Дьявол и ведьмы воплощают ту стихию жизни, где разум бессилен, где царит слепая страсть и человек оказывается игрушкой примитивных тёмных инстинктов. Они подстерегают то роковое мгновение, когда полностью смогут завладеть душой человека.


Сойдутся вновь Добро и Зло

И зазвенят клинки набатом.

Завяжутся тугим узлом

Судьба людей, тех, кто когда-то

Поверив в Свет, Любовь и Бога,

Ушли от призрачных надежд.

И, выбрав трудную дорогу

Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,

Любить как Он, как Он прощать,

Идти вперёд, презрев тревогу,

И в мире зла не замечать.

Но каждый верит, будет время –

Падет забвенья пелена,

Неся с любовью наше бремя,

Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,

У нас – одна на всех, как храм.

Таких, как мы, я верю много,

И.пусть, Господ поможет нам…




Использованная литература:

  1. К.В.Иванов. Çырнисен пуххи. Иккĕмĕш, хушса тÿрлетнĕ кăларăм. Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви. 1990. – 222-235 с.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Чл.-корр. АН ССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 700 с.

  3. Бурова И. Ульям Шекспир. – М.: ЗАО «Олма Медиа групп», 2011. – 55-56 с.

  4. Ульям Шекспир. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. – М.: Интербрук, 1992. – 257-350 с.

  5. Иванова Н.Г. Чувашская литература в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения: Учебное издание для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений/ Н.Г.Иванова. – Чебоксары, 2009.

  6. Родионов В.Г. Чăваш литератури: Вĕренÿ кĕнеки: Вăтам шкулăн 10-мĕш класĕ валли. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 143-160 с.

  7. Чăваш литератури: хрестоматии. Вăтам шкулан 10-мĕш класĕ валли/ В.Г.Родионов, Э.И.Родионова пухса-сырса хатĕрленĕ. – Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2010.

  8. Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.


Использованные Интернет-ресурсы:

1. http://festival.1september.ru/articles/310103/ - Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") Автор – Косолапова О.В., учитель русского языка и литературы.


2. http://festival.1september.ru/articles/569363/ - Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор – Гришанина И.В., учитель русского языка и литературы















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Ефимова Валентина Павловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237240

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства