Урок литературы в 10 классе на тему «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.
Форма проведения: Урок-размышление
Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет».
2. Развивать умения работать в группе; умения сравнивать, сопоставлять и анализировать.
3. Научить детей определять свою нравственную позицию по отношению к проблемам, поднятым В.Шекспиром и к. Ивановым.
Оборудования: Выставка книг К.В.Иванова и В.Шекспира, презентация
План урока
- Вызов.
- Вступительное слово учителя.
- Сывл?х сунат?п! Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке, посвящённом творчеству К.В.Иванова и В.Шекспира. 2015 год в России объявлен Годом Литературы, а В Чувашии – Годом К.В.Иванова.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с произведением К.В.Иванова «Раб дьявола» и дома я попросила вас прочитать произведение В.Шекспира «Макбет». Что может связать К.В.Иванова и В.Шекспира? Какие нравственные проблемы поднимали они в своих произведениях?
- Чтобы определить тему урока, послушайте внимательно стихотворение, и завершите его.
Кто призывает нас к смиренью и любви?
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаём себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
- Добро и Зло.
- Ребята, догадайтесь, о чём пойдёт речь на уроке? (ответы учеников) Тема нашего урока «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет»
2) Знакомство с эпиграфом урока.
- Давайте, познакомимся с эпиграфами урока:
П?л?т санш?н тим?р пул?,
Т?нче санш?н там?к пул?,
Сан?н к?ллÿ т?т?м пул?.
К.Иванов
«Почему, зачем, откуда Зло? Если есть Бог, то как может быть Зло…?»
М.Ю.Лермантов
-Выделите, пожалуйста, ключевые вопросы в эпиграфе. Вы когда-нибудь задумывались над этими вопросами? Мы попробуем сегодня на них ответить.
2) – Для этого проведём сопоставительный анализ трагедий К.Иванова «Раб дьявола» и В Шекспира «Макбет».
II. Осмысление.
- Переходим к анализу произведений.
- Работа в группах. Заполнение таблицы на слайдах (учитель заполняет таблицу на слайдах, а ребята в своих тетрадях, выделяют одинаковые моменты выделителем)
Автор
К.В.Иванов
Вильям Шекспир
- Кто такой К.В.Иванов? (ответы учащихся)
- Кто такой В.Шекспир? (ответы учащихся)
К.В.Иванов – классик чувашской поэзии
Вильям Шекспир – классик мировой литературы
Название произведения
Раб дьявола
Макбет
- Почему так названо произведение?
По характеристике главного героя
По имени главного героя
Жанр произведения
Трагедия
Трагедия
-что такое трагедия? ( Трагедия – драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя);
- трагедия, какого характера в этих произведениях?
Трагедия личного характера. (Борьба за деньги между братьями)
Трагедия общества (Борьба за власть между родственниками короля)
- найдите цитаты из произведений, которые характеризуют помыслы главных героев?
Что мне в жизни нужно было?
Деньги! Деньги! Вот они!
А с деньгами всё доступно
Что сильней их в наши дни?
Гламисский и кавдорский тан! А дальше
Венец!
- деньги, в ситуации, когда окружающие лишены их, представляют человеку неограниченные свободы, - он не просто богат, он всегда прав.
- в каких годах написаны эти произведения?
Год написания
«Раб дьявола» 1907
«Макбет» 1605
- Трагедии разных эпох. Но их роднит естественные человеческие слабости, которые захватив их целиком, вытесняя другие нравственные человеческие ценности. Это- стремление к власти и нажива денег.
Какие проблемы затрагивают авторы?
Тема денег
Двойственность человеческой личности
Тема преступления и наказания
Тема Добра и Зла
Тема власти
Двойственность человеческой личности
Тема преступления и наказания
Тема Добра и Зла
- давайте дадим характеристику главным героям.
Характеристика героев
Братья пошли на войну ради собственной наживы.
Макбет в начале – доблестный воин. Его доблести вызывают всеобщее восхищение, успех сопутствовал ему. Но он – жертва своих же амбиций, которые постепенно толкают его на путь преступления.
- какой же кульминационный момент в произведении?
Кульминационный момент в произведении
Убийство старшим братом младшего брата
Убийство Макбетом короля Дункана
- каковы были мотивы убийств?
Мотивы убийства
Дьявол подстрекает убивать брата
- Ну скорей! Отними, возьми ты деньги!
Золотых монет полна,
Серебром мошна набита.
Отбери, твоя она!
- Отбери, дурак, что медлишь?
Не смущайся, - всё твоё!
Поведение Макбета – результат дьявольского наваждения, так как герой общается с ведьмами, предсказывающими ему будущее и тем самым подталкивающими его на преступления.
Леди Макбет – злой гений, всецело поддерживающий и укрепляющий мужа в преступных намерениях. Она знает, что Макбет честолюбив, но ему может хватать честолюбивости, совершать зло, и, будучи своего рода ведьмой, уповает на тёмные силы ада и ночи, которые не позволяют воспрепятствовать чёрным деяниям.
- как происходит борьба между добром и злом в душах этих героев?
Нерешительно над младшим
Поднялось дрожа, копьё.
Не хватило духу - вяло
Опустилося оно.
Чуть жизни ты подашь пример кровавый,
Она тебе такой же даст урок.
Откажемся от замысла.
Я всем ему обязан. Я в народном мненье
Стою так высоко, что я б хотел
Пожить немного этой доброй славой…
- в трагедии К.Иванова «Раб дьявола» какую роль играет женщины? (мать догадывается о злых помыслах сыновей и просит их остановиться, не грабить людей:
«Не ходи, мой сын, погубишь
Ты головушку свою,
Разум твой дороже денег,
Будь доволен тем, что есть…»
Жена его плакала, зная, что может остаться вдовою:
«Не ходи, погибнешь. В ад
Угодит душа твоя».
- можно ли чем-то оправдать их преступления? (нет.) Нет. И не может быть никакого оправдания стремлению человека возвыситься над другими посредством кровавых злодейств.
Какими символами передали трагичность произведения?
Символы тёмных сил:
Дьявол, черти
3 ведьмы, духи, змея, Геката, чёрный кот, жаба, кипящий котёл
Природные катаклизмы:
Грянул гулкий гром и грозно
зарычало всё вблизи
Тучи тёмные сурово
Брови чёрные свели
Ветер, гром – Бог, гоняя Дьявола, заставляет греметь грому
Раздаётся голос свыше
И отверзлись небеса
Гром и молния
Символы войны и смерти:
2 ножа, копьё, пика
Охрипший ворон, кинжал, кровь, яд, меч, копьё
Природные объекты
Дуб – дерево, которое связывает два мира, поэтому дьявол прячется за ним;
Камень – символ бесконечности времени;
Не закопанная могила – это означает, что душу Старшего брата не принимает ни земля, ни небо
Заклевала сокола сова;
Лошади выломали дверь конюшни и ускакали;
Как завершаются действия?
Убив своего младшего брата, отдав душу дьяволу, старший брат тоже умирает:
Человек на землю тут же,
Как подкошенный упал.
Обеспамятел мгновенно,
На ногах не устоял
Убив короля, Макбет тоже был убит Макдуфом. Леди Макбет сходит сума и умирает
- Возмездие свершилось. Трагическое повествование о том, как великий человек превратился в великого злодея, завершается восстановлением нарушенной им гармонии.
- А умирающий младший брат осознаёт свою ошибку, молится перед Богом, чтобы он просветил разум его брата.
III. Рефлексия.
- вернёмся к эпиграфу урока? Как вы понимаете эти слова?
- актуальны ли проблемы, которые ставили К.В. Иванов и В.Шекспир?
- Какие нравственные уроки мы выносим из этих произведений?
- Зло порождает зло.
- Алчность к деньгам приводит к нравственной гибели человека.
- Стремясь придти к власти любой ценой, человек может переступить закон.
- Добро и Зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они всегда будут рядом друг с другом. К. Иванов и В.Шекспир хотели нам показать, что грань между добром и злом действительно мала. Победа справедливости над злом не является полной. Зло и Добро всегда есть в природе. Дьявол и ведьмы воплощают ту стихию жизни, где разум бессилен, где царит слепая страсть и человек оказывается игрушкой примитивных тёмных инстинктов. Они подстерегают то роковое мгновение, когда полностью смогут завладеть душой человека.
Сойдутся вновь Добро и Зло
И зазвенят клинки набатом.
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу
Несут насмешек тяжкий крест.
Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперёд, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит, будет время –
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.
У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И.пусть, Господ поможет нам…
Использованная литература:
- К.В.Иванов. Çырнисен пуххи. Икк?м?ш, хушса тÿрлетн? к?лар?м. Шупашкар: Ч?ваш к?неке изд-ви. 1990. – 222-235 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. Чл.-корр. АН ССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1986. – 700 с.
- Бурова И. Ульям Шекспир. – М.: ЗАО «Олма Медиа групп», 2011. – 55-56 с.
- Ульям Шекспир. Собрание сочинений в 8 томах. Том 2. – М.: Интербрук, 1992. – 257-350 с.
- Иванова Н.Г. Чувашская литература в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения: Учебное издание для общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений/ Н.Г.Иванова. – Чебоксары, 2009.
- Родионов В.Г. Ч?ваш литератури: В?ренÿ к?неки: В?там шкул?н 10-м?ш клас? валли. – Шупашкар: Ч?ваш к?неке изд-ви, 2003. – 143-160 с.
- Ч?ваш литератури: хрестоматии. В?там шкулан 10-м?ш клас? валли/ В.Г.Родионов, Э.И.Родионова пухса-сырса хат?рлен?. – Шупашкар: Ч?ваш к?неке изд-ви, 2010.
- Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001.
Использованные Интернет-ресурсы:
1. http://festival.1september.ru/articles/310103/ - Урок литературы и МХК на тему: "Две судьбы. Две трагедии…" (Леди Макбет в трагедии В.Шекспира "Макбет" и в драме Н.С.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда") Автор – Косолапова О.В., учитель русского языка и литературы.
2. http://festival.1september.ru/articles/569363/ - Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор – Гришанина И.В., учитель русского языка и литературы