Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»
Русские поэты XX века о Родине и родной природе.
Д.Б.Кедрин «Алёнушка», А.А.Прокофьев «Алёнушка»
(сопоставительный анализ)
Цели:
Образовательные:
- учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;
- учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;
Развивающие:
- развивать умение анализировать;
- развивать мышление;
- развивать речь и воображение;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать нравственность;
- воспитывать эстетический вкус.
Ход урока
I Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите учебник с.163 название раздела.
Какие произведения входят в этот раздел? Нет ли ошибки в названии раздела? (понимание, кто такие писатели и поэты, лирика и проза)
Запишем тему урока.
- На что ещё вы обратили внимание? Что вас заинтересовало?
Почему два произведения разных авторов с одинаковым названием? Давайте на них обратим наше внимание.
- Какова же цель нашего урока? (Ребята сами формулируют – появляется на слайде)
Цель урока: сопоставить (сравнить) два стихотворения разных авторов с одинаковым названием. Значит у нашего урока есть подтема. Запишем её.
- Что надо сделать, чтобы сравнить два произведения?
Задачи:
Внимательно прочитать (прослушать) стихотворения.
Определить тему каждого стихотворения, его идею.
Рассмотреть, какие художественно-выразительные средства использует поэт для создания своего творения и передачи нам своей мысли (идеи стихотворения)
Сделать вывод, что общего и чем различаются данные стихотворения.
В чём смысл названия каждого стихотворения?
Составление таблицы.
II Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка».
Прочитать (прослушать) стихотворение.
– О чём это стихотворение (тема)? Какие картины вы представляете? Выберем художников, которые нарисуют картины к данному стихотворению.
Выясняем смысл непонятных слов. Для этого выберем информационный центр в составе 3 человек (можно пригласить старшеклассника), которые с помощью словарей и Интернета будут находить нужную информацию.
1 строфа
Стойбище – становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время. (Слайд )
— Как вы понимаете выражение «стойбище осеннего тумана»? Какое выразительное средство использует автор?
«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег.
— Как вы понимаете выражение «вотчина ночного соловья»?
Вотчина — на Руси земельное владение, передаваемое по наследству, родные владения (Слайд)
- Как соотносятся 1я и 2я строка?
В основе построения первой строфы – антитеза, которая заложена в слова «стойбище» и «вотчина» Стойбище возвращает нас во времена монгольского нашествия, обозначает временное место пребывания врага на нашей земле. Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
Записать в таблицу
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
Картина Васнецова «Царевна Несмеяна» - печальная (слайд)
— Почему Родина названа неяркой?
Неяркая (эпитет) – скромная, простая (не столичная)
2 строфа
Лихая сила — разбойники. (слайд)
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.
Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.
- Вторая строфа конкретизирует образ врага. Эпитет «лихая», скорее, применим к слову разбойник, нападающий не в открытую, а исподтишка, «у глухой околицы в лесу», причем острый ножичек – метафора, намекающая на угрозу невидимую, но тайную и постоянную. Автор говорит о страхе врага перед Россией, о его неспособности открыто и честно противостоять русской всепобеждающей силе.
- Что мы упустили? О каких исторических бедах говорит автор? Для этого надо знать, когда было написано стихотворение, что происходило в жизни автора. Обратимся к нашей информационной службе.
Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».
3 строфа
«Только ты всё вынесла …» - Что вынесла? Раз всё вынесла, значит, какая наша Родина, люди?
«раздолье нив» - простор, широкое свободное пространство
Нива — большое поле, возделанное и засеянное, целенаправленно обработанное человеком. Также нивой называют плодородное поле. (слайд)
«зреет рожь» - лето
- О какой песенке Алёнушки говорит лирический герой? О чём может петь Алёнушка?
- Песенка Алёнушки – душа России. Образ обобщенный. Алёнушка – сказочная героиня. Алёнушка - имя женское славянского происхождения. Образовано с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса – ушк- , что придаёт эмоционально – экспрессивную окраску образу, так же как и песенке. Что в ней, в этой песенке? Страдание? Терпение? Всепрощение? Иначе нельзя, оттого и вечная грусть – мудрость. Песенка – душа – это вечная тревога и вечная любовь, передаваемая матерью своим детям.
- Группе учащихся дать прослушать несколько музыкальных произведений под названием «Песенка Алёнушки». Выберете ту, которую могла бы петь Алёнушка из стихотворения Д.Кедрина.
4 строфа
«Я бродил бы тридцать лет по свету…» - «Притча о блудном сыне», цифра 30 – связь с фольклором
- Кто такой Я? Почему 30 лет?
В четвёртой строфе лирический герой возвращается к истокам, домой, на родину. Песенка жила внутри всю жизнь, но нужно было время, чтобы её услышать из множества других песен, и
вернуться, чтобы обрести гармонию и покой.
Вывод. Какова идея стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»?
Непроста судьба нашей родины, но автор верит, что она всё преодолеет, вынесет. Автор выражает свою любовь к Родине, веру в её народ, сильный и скромный одновременно.
- Почему стихотворение называется «Алёнушка»?
Сказочная героиня Алёнушка символизирует нашу Родину по своим чертам характера, судьбе.
Физминутка
III Анализируем стихотворение А.А.Прокофьева «Алёнушка».
После ознакомительного чтения рассматриваем его с точки зрения анализа основных образов.
- О чём данное стихотворение (его тема)?
1 строфа (слайд)
Образ пруда. Именно к пруду, а не к речке с живой, протекающей водой, которая помогла той, другой, сказочной Алёнушке, приходит героиня А.А.Прокофьева Алёнушка. Эпитет « заглохший» передаёт неспособность умирающего пруда услышать её. Пруд – это настоящее состояние Алёнушки, полностью поглощенной своими невесёлыми мыслями. Лишь тростник качается да шумит, отзываясь на чувства Алёнушки.
Сравнение «совсем как в сказке» - связь с фольклором, волшебством, богатой культурой.
Эпитет «милая» - (синонимы: дорогая, желанная, любезная, ненаглядная, родимая, сердечная) не только характеристика героини, но и выражение отношения автора к героине.
2 строфа
Образ Алёнушки
Алёнушка молчит, за неё говорит её венок, в который вплетены красная гвоздика, славянский символ любви, и белая лилия – символ чистоты. Да и само имя славянского, не греческого, происхождения, что делает этот образ ещё более близким к миру природному, народному. Символичен и цвет венка, платья: красный – символ любви, мудрости, а красная гвоздика – символ любви и памяти; белый – чистота; синий – символ вечности, верности, Богородицы. (слайд)
Напоминает о возвращении тополиный пух (символ мечтательности), он прилетает оттуда, из тополиной рощи.
3 строфа
«С берега трава, врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода» - олицетворение жизни. «И цветет дурман – цветком багульник Рядом у заглохшего пруда» - дурманящий – обманывающий, цветы багульника символизируют мужество и презрение к смерти (сравнение) (слайд)
На смену мёртвой, нежизнеспособной воде («Пруд заглохший» - синонимы: умирающий, старый, больной) приходит новая жизнь. Поэт использует антитезу (пруд – трава, багульник).
4 строфа
Кукующая кукушка – символ времени, его движения, развития. Отсчитывает не то время, которое прошло, а то, которое будет.
«Тропинка к берегу ведёт» - олицетворение. Путь, в конце которого грусть – тоска оставляет человека, он открыт новым чувствам.
Солнце, само круглое, такие же обручи – символ бесконечности – кладёт «золотые обручи» - эпитет, символ радости, жизни, богатства, победы. (слайд)
Состояние Алёнушки в начале стихотворения – грусть, печаль – меняется. Всё проходит. Приходит другой день. Жизнь, цветущая, буйная, обновит чувства и вернет к жизни горюющую душу девушки.
Вывод. Какова идея стихотворения А.А.Прокофьева «Алёнушка»?
Природа помогает героине пережить то грустное настроение, с которым она пришла к пруду. Алёнушка и природа символизируют родину, прославляя вечное обновление.
Д.Б.Кедрин «Алёнушка»
А.А.Прокофьев «Алёнушка»
Тема пр-я
Родина
Описание Алёнушки
Образы,их значение
Стойбище – связь с богатым историческим прошлым
Ночной соловей – чувства, любовь, красота, весна
Несмеяна – печаль
Неяркая – скромная, простая
Нетленная краса – вечная
Испытавшая много бед
«всё вынесла» - стойкая, терпеливая, выносливая
«раздолье нив» - просторная, богатая
Песенка Алёнушки – душа России, мудрость (всё, что было написано ранее в таблице)
Детство
мама
Сказка – связь с фольклором, волшебством, богатой культурой
Непроста судьба нашей родины, но автор верит, что она всё преодолеет, вынесет. Автор выражает свою любовь к Родине, веру в её народ, сильный и скромный одновременно.
Природа помогает героине пережить то грустное настроение, с которым она пришла к пруду. Алёнушка и природа символизируют родину, прославляя вечное обновление.
Смысл названия
Алёнушка – символический образ России
Алёнушка – символический образ России
IV Поведение итогов сравнительного анализа стихотворений
Сопоставляя данные стихотворения, можно сказать: в стихотворении Д.Б.Кедрина «Алёнушка» больше тревоги, переживания за неспокойную судьбу родной земли. Вся вечная печаль сосредоточена в образе Алёнушки, её песней грустит родина.
В одноимённом стихотворении А.А.Прокофьева центральным образом является Алёнушка. Стихотворение жизнеутверждающее. Природа помогает героине пережить то грустное настроение, с которым она пришла к пруду. Алёнушка и природа символизируют родину, прославляя вечное обновление.
- Ребята заполняют листочки «Вывод» (если не успеете на этом уроке, можно использовать на следующем для проверки понимания темы)
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.
Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.
Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства, так и различия .
Стихотворения объединены не только названием, но и темой: оба они посвящены Родине.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки – символ Родины.
Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа, выражает веру в их силу, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной природой , её красотой , гармонией.
- Все ли задачи мы выполнили? (слайд, на котором появляется картина В.Васнецова «Алёнушка»)
- Какие иллюстрации к стихотворениям сделали наши художники?
V Сопоставление стихотворений с картиной В.Васнецова «Алёнушка»
1. Сообщение учащегося о В.Васнецове и о работе художника над картиной «Алёнушка»
2. Работа по вопросам
- Является ли картина В.Васнецова «Алёнушка» иллюстрацией к стихотворениям Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева?
- Может стихотворения Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева написаны по картине В.Васнецова «Алёнушка»?
- Какое стихотворение ближе к картине В.Васнецова «Алёнушка»?
Вывод. Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей).
Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления, передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.
VI Рефлексивно-оценочный этап.
1. Подведение итогов урока.
- Чему научились на уроке? Где и когда можно применять полученные знания и умения?
2. Выставление оценок. Самооценка – показать таблички с оценками.
3. Домашнее задание.
- Ребята, как вы думаете, какое будет домашнее задание?
- Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений из раздела «Русские писатели и поэты XX века о Родине и родной природе».
Чтение стихотворений подготовленными учащимися
Исполнение песенки Алёнушки
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.
Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.
Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.
Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.
Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.
Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.
Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.
Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.
Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.
Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.
Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.
Вывод
В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.
Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.
Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.
Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.
В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.