kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопоставить (сравнить) два стихотворения разных авторов с одинаковым названием "Аленушка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

Д.Б.Кедрин «Алёнушка», А.А.Прокофьев «Алёнушка»

(сопоставительный анализ)

Цели:

Образовательные:

- учить анализировать стихотворный текст с точки зрения лингвистики;

- учить сопоставлять несколько произведений и делать выводы на основе сопоставления;

Развивающие:

- развивать умение анализировать;

- развивать мышление;

- развивать речь и воображение;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать нравственность;

- воспитывать эстетический вкус.

Ход урока

I Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите учебник с.163 название раздела.

Какие произведения входят в этот раздел? Нет ли ошибки в названии раздела? (понимание, кто такие писатели и поэты, лирика и проза)

Запишем тему урока.

- На что ещё вы обратили внимание? Что вас заинтересовало?

Почему два произведения разных авторов с одинаковым названием? Давайте на них обратим наше внимание.

- Какова же цель нашего урока? (Ребята сами формулируют – появляется на слайде)

Цель урока: сопоставить (сравнить) два стихотворения разных авторов с одинаковым названием. Значит у нашего урока есть подтема. Запишем её.

- Что надо сделать, чтобы сравнить два произведения?

Задачи:

  1. Внимательно прочитать (прослушать) стихотворения.

  2. Определить тему каждого стихотворения, его идею.

  3. Рассмотреть, какие художественно-выразительные средства использует поэт для создания сво­его творения и передачи нам своей мысли (идеи стихотворения)

  4. Сделать вывод, что общего и чем различаются данные стихотворения.

  5. В чём смысл названия каждого стихотворения?

Составление таблицы.

II Анализ стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка».

  1. Прочитать (прослушать) стихотворение.

  2. – О чём это стихотворение (тема)? Какие картины вы представляете? Выберем художников, которые нарисуют картины к данному стихотворению.

  3. Выясняем смысл непонятных слов. Для этого выберем информационный центр в составе 3 чело­век (можно пригласить старшеклассника), которые с помощью словарей и Интернета будут находить нужную информацию.

1 строфа

Стойбище – становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время. (Слайд )

— Как вы понимаете выражение «стойбище осеннего тумана»? Какое выразительное средство использует автор?

«Стойбище осеннего тумана»: в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег.

— Как вы понимаете выражение «вотчина ночного соловья»?

Вотчина — на Руси земельное владение, передаваемое по наследству, родные владения (Слайд)

- Как соотносятся 1я и 2я строка?

В основе построения первой строфы – антитеза, которая заложена в слова «стойбище» и «вотчина» Стойбище возвращает нас во времена монгольского нашествия, обозначает временное место пребы­вания врага на нашей земле. Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существи­тельное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.

Записать в таблицу

— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?

Картина Васнецова «Царевна Несмеяна» - печальная (слайд)

— Почему Родина названа неяркой?

Неяркая (эпитет) – скромная, простая (не столичная)

2 строфа

Лихая сила — разбойники. (слайд)

Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес.

Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.

Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.

— Что значит выражение нетленная краса?

Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.

- Вторая строфа конкретизирует образ врага. Эпитет «лихая», скорее, применим к слову разбойник, нападающий не в открытую, а исподтишка, «у глухой околицы в лесу», причем острый ножичек – метафора, намекающая на угрозу невидимую, но тайную и постоянную. Автор говорит о страхе врага перед Россией, о его неспособности открыто и честно противостоять русской всепобеждающей силе.

- Что мы упустили? О каких исторических бедах говорит автор? Для этого надо знать, когда было написано стихотворение, что происходило в жизни автора. Обратимся к нашей информационной службе.

Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины».

3 строфа

«Только ты всё вынесла …» - Что вынесла? Раз всё вынесла, значит, какая наша Родина, люди?

«раздолье нив» - простор, широкое свободное пространство

Нива — большое поле, возделанное и засеянное, целенаправленно обработанное человеком. Также нивой называют плодородное поле. (слайд)

«зреет рожь» - лето

- О какой песенке Алёнушки говорит лирический герой? О чём может петь Алёнушка?

- Песенка Алёнушки – душа России. Образ обобщенный. Алёнушка – сказочная героиня. Алёнушка - имя женское славянского происхождения. Образовано с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса – ушк- , что придаёт эмоционально – экспрессивную окраску образу, так же как и песенке. Что в ней, в этой песенке? Страдание? Терпение? Всепрощение? Иначе нельзя, оттого и вечная грусть – мудрость. Песенка – душа – это вечная тревога и вечная любовь, передаваемая матерью своим детям.

- Группе учащихся дать прослушать несколько музыкальных произведений под названием «Песенка Алёнушки». Выберете ту, которую могла бы петь Алёнушка из стихотворения Д.Кедрина.

4 строфа

«Я бродил бы тридцать лет по свету…» - «Притча о блудном сыне», цифра 30 – связь с фольклором

- Кто такой Я? Почему 30 лет?

В четвёртой строфе лирический герой возвращается к истокам, домой, на родину. Песенка жила внутри всю жизнь, но нужно было время, чтобы её услышать из множества других песен, и

вернуться, чтобы обрести гармонию и покой.

Вывод. Какова идея стихотворения Д.Б.Кедрина «Алёнушка»?

Непроста судьба нашей родины, но автор верит, что она всё преодолеет, вынесет. Автор выражает свою любовь к Родине, веру в её народ, сильный и скромный одновременно.

- Почему стихотворение называется «Алёнушка»?

Сказочная героиня Алёнушка символизирует нашу Родину по своим чертам характера, судьбе.

Физминутка

III Анализируем стихотворение А.А.Прокофьева «Алёнушка».

После ознакомительного чтения рассматриваем его с точки зрения анализа основных образов.

- О чём данное стихотворение (его тема)?

1 строфа (слайд)

Образ пруда. Именно к пруду, а не к речке с живой, протекающей водой, которая помогла той, другой, сказочной Алёнушке, приходит героиня А.А.Прокофьева Алёнушка. Эпитет « заглохший» передаёт неспособность умирающего пруда услышать её. Пруд – это настоящее состояние Алёнушки, полностью поглощенной своими невесёлыми мыслями. Лишь тростник качается да шумит, отзываясь на чувства Алёнушки.

Сравнение «совсем как в сказке» - связь с фольклором, волшебством, богатой культурой.

Эпитет «милая» - (синонимы: дорогая, желанная, любезная, ненаглядная, родимая, сердечная) не только характеристика героини, но и выражение отношения автора к героине.

2 строфа

Образ Алёнушки

Алёнушка молчит, за неё говорит её венок, в который вплетены красная гвоздика, славянский символ любви, и белая лилия – символ чистоты. Да и само имя славянского, не греческого, происхождения, что делает этот образ ещё более близким к миру природному, народному. Символичен и цвет венка, платья: красный – символ любви, мудрости, а красная гвоздика – символ любви и памяти; белый – чистота; синий – символ вечности, верности, Богородицы. (слайд)

Напоминает о возвращении тополиный пух (символ мечтательности), он прилетает оттуда, из тополиной рощи.

3 строфа

«С берега трава, врываясь буйно, Знать не хочет, что мертва вода» - олицетворение жизни. «И цветет дурман – цветком багульник Рядом у заглохшего пруда» - дурманящий – обманывающий, цветы багульника символизируют мужество и презрение к смерти (сравнение) (слайд)

На смену мёртвой, нежизнеспособной воде («Пруд заглохший» - синонимы: умирающий, старый, больной) приходит новая жизнь. Поэт использует антитезу (пруд – трава, багульник).

4 строфа

Кукующая кукушка – символ времени, его движения, развития. Отсчитывает не то время, которое прошло, а то, которое будет.

«Тропинка к берегу ведёт» - олицетворение. Путь, в конце которого грусть – тоска оставляет человека, он открыт новым чувствам.

Солнце, само круглое, такие же обручи – символ бесконечности – кладёт «золотые обручи» - эпитет, символ радости, жизни, богатства, победы. (слайд)

Состояние Алёнушки в начале стихотворения – грусть, печаль – меняется. Всё проходит. Приходит другой день. Жизнь, цветущая, буйная, обновит чувства и вернет к жизни горюющую душу девушки.

Вывод. Какова идея стихотворения А.А.Прокофьева «Алёнушка»?

Природа помогает героине пережить то грустное настроение, с которым она пришла к пруду. Алёнушка и природа символизируют родину, прославляя вечное обновление.






Д.Б.Кедрин «Алёнушка»

А.А.Прокофьев «Алёнушка»

Тема пр-я

Родина

Описание Алёнушки

Образы,их значение

Стойбище – связь с богатым историческим про­шлым

Ночной соловей – чувства, любовь, красота, весна

Несмеяна – печаль

Неяркая – скромная, простая

Нетленная краса – вечная

Испытавшая много бед

«всё вынесла» - стойкая, терпеливая, выносливая

«раздолье нив» - просторная, богатая

Песенка Алёнушки – душа России, мудрость (всё, что было написано ранее в таблице)

Детство

мама

Сказка – связь с фольклором, волшебством, богатой культурой

Милая (дорогая, желанная, любезная, ненаглядная, родимая, сердечная)

Любовь, память, чистота, верность

Жизнь новая (жизнелюбие)

Время, жизнь изменится в лучшую сторону

Идея стих-я

Непроста судьба нашей родины, но автор верит, что она всё преодолеет, вынесет. Автор выражает свою любовь к Родине, веру в её народ, сильный и скромный одновременно.

Природа помогает героине пережить то грустное настроение, с которым она пришла к пруду. Алёнушка и природа символизируют родину, прославляя вечное обновление.

Смысл названия

Алёнушка – символический образ России


Алёнушка – символический образ России



IV Поведение итогов сравнительного анализа стихотворений

Сопоставляя данные стихотворения, можно сказать: в стихотворении Д.Б.Кедрина «Алёнушка» больше тревоги, переживания за неспокойную судьбу родной земли. Вся вечная печаль сосредоточена в образе Алёнушки, её песней грустит родина.

В одноимённом стихотворении А.А.Прокофьева центральным образом является Алёнушка. Стихотворение жизнеутверждающее. Природа помогает героине пережить то грустное настроение, с которым она пришла к пруду. Алёнушка и природа символизируют родину, прославляя вечное обновление.

- Ребята заполняют листочки «Вывод» (если не успеете на этом уроке, можно использовать на следующем для проверки понимания темы)


Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.

Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.

Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.


Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как сходства, так и различия .

Стихотворения объединены не только названием, но и темой: оба они посвящены Родине.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ Аленушки – символ Родины.

Лирический герой Кедрина размышляет о тяжёлой судьбе своей страны, её народа, выражает веру в их силу, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной природой , её красотой , гармонией.



- Все ли задачи мы выполнили? (слайд, на котором появляется картина В.Васнецова «Алёнушка»)

- Какие иллюстрации к стихотворениям сделали наши художники?

V Сопоставление стихотворений с картиной В.Васнецова «Алёнушка»

1. Сообщение учащегося о В.Васнецове и о работе художника над картиной «Алёнушка»

2. Работа по вопросам

- Является ли картина В.Васнецова «Алёнушка» иллюстрацией к стихотворениям Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева?

- Может стихотворения Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева написаны по картине В.Васнецова «Алёнушка»?

- Какое стихотворение ближе к картине В.Васнецова «Алёнушка»?

Вывод. Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка». Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый ритм (хорей).

Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления, передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.

VI Рефлексивно-оценочный этап.

1. Подведение итогов урока.

- Чему научились на уроке? Где и когда можно применять полученные знания и умения?

2. Выставление оценок. Самооценка – показать таблички с оценками.

3. Домашнее задание.

- Ребята, как вы думаете, какое будет домашнее задание?

- Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений из раздела «Русские писатели и поэты XX века о Родине и родной природе».

Чтение стихотворений подготовленными учащимися

Исполнение песенки Алёнушки







































Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.

Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.

Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.

Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.

Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.

Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.

Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.

Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.

Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.

Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.

Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.

Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.

Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.

Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.

Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.

Вывод

В стихотворениях Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева есть как_____________, так и __________.

Стихотворения объединены не только _____________, но и : оба они посвящены ___________.

Значит, для обоих поэтов сказочный образ __________ – символ ____________.

Лирический герой Кедрина размышляет о __ , выражает веру в ___________, величие.

В стихотворении Прокофьева наблюдаем восхищение родной ______________, её ____________, гармонией.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок по литературе

Автор: Саженская В.В.

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства