Научатся: Понимать историческую основу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Осознавать значение понятий «патриотизм», «патриот», «пафос» Различать особенности сюжетной и композиционной организации лиро-эпического стихотворения. Понимать средства художественной выразительности текста. Получат возможность научиться: • Анализировать развитие сюжета, поведение героев, эпизоды текста в аспекте патриотического пафоса. Различать лирического героя произведения и персонажей, выражающих патриотический пафос (дядя и рассказчик из молодого поколения: «Богатыри не вы…» ) Принимать участие в полилоге. | познавательные УУД суворовцы научаться: Формулировать проблему; Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах; Умение самостоятельно обобщать, систематизировать, актуализировать знания; Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения Предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно) регулятивные УУД: Умение формулировать цели своей учебной деятельности; Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Умение самостоятельно оценивать результативность своей деятельности и деятельности товарищей; Умение осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий; коммуникативные УУД: Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их; учитывать возможность разных мнений; Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственного процесса познания; Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа; Формулировать собственное высказывание в рамках темы; Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения. | 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; 2. Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками; 3. Формирование восприятия художественного текста как произведения искусства. 4. Осознание успешности своей деятельности; 5. Развитие способности к рефлексии. |
1. Используя слайды № 1-3, организует беседу о теме и целях урока. Вы услышали отрывок из увертюры П. И. Чайковского «1812 год» и рассмотрели иллюстрацию Ф.Рубо «Бородинская битва». Каким настроением проникнуто это произведение? Как это связано с темой нашего урока? (патриотический пафос). Какие слова в теме урока требуют расшифровки? Как вы их понимаете? (патриотизм, пафос) Подводит учащихся к осознанию цели урока: раскрыть патриотический пафос и художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Предлагает распределить задачи урока в порядке значимости (Слайд № 4) 1)показать историческую (эпическую) основу произведения; 2) раскрыть значение образа рядового участника важного исторического события (личностное, лирическое начало); 3) раскрыть высокий патриотический пафос стихотворения (соединение лирического и эпического в произведении); 4) закрепить литературные термины и понятия. 4. Задает вопросы: - Скажите, почему тема Бородинского сражения так заинтересовала М.Ю. Лермонтова? Подводит итог беседы: 1. Напомнили юбилейные торжества. 2. Слышал рассказы из уст очевидцев (дядя – Дмитрий Столыпин). 3. Очень любил Москву, был настоящим патриотом. 4. Сам был воином-офицером, знал, что такое служба. 5. Сожалел, что в нынешнем поколении нет таких людей (богатырей). - Как вы думаете, что является самым важным среди перечисленного? ( Как к этим историческим событиям относится Лермонтов?) В стихотворении звучит слово «богатыри». Кого на Руси называли богатырями? Ставит проблемный вопрос: «Какие качества необходимы богатырям земли русской?» | Прослушивают отрывок из увертюры П. Чайковского «1812 год» (на фоне иллюстрации Ф.Рубо «Бородинская битва»). Отвечают на вопросы Дают свои определения и приходят к выводу: Патриотизм – любовь и верность Отечеству и народу. Пафос – воодушевление, эмоциональный подъем, энтузиазм. Отвечают на вопросы Формулируют цель урока. Осознают и распределяют задачи урока в порядке значимости, комментируют ответ. Суворовцы высказывают свое мнение по этому вопросу, предлагают варианты. Отвечают, что М.Ю. Лермонтов любит родину и гордится прошлым, но сожалеет о настоящем. | Личностные Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем; Познавательные - Умение строить рассуждения; - Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах; Регулятивные 1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности; 2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Коммуникативные - Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - Формулировать собственное высказывание в рамках темы; - Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения. - Адекватно использовать речевые средства для коммуникации |
1. Вступительное слово преподавателя: Итак, перед нами оживают события далекого 1812 года, опаленного пожаром, отмеченного великим событием - Бородинским сражением. Накануне Бородинского сражения, когда при огромном стечении народа был отслужен молебен Смоленской Божией Матери, случилось событие, которое многие восприняли как знамение: над головой Кутузова долго реял орел с могучими распростертыми крыльями. Народ и солдаты крестились и говорили, что это благословение на победу. Впоследствии на Бородинском поле возвели памятник М.И. Кутузову, изображающий парящего орла. Мы говорили о том, что Лермонтову удалось отразить историческую достоверность в изображении Бородинского сражения (это эпический пласт). В стихотворении много слов, которые требуют пояснения для современного юного читателя. Преподаватель, используя слайды № 5-13, организует литературную викторину. Вы уже отметили, что стихотворение пронизано высоким патриотическим началом. Задает вопросы: - Как Лермонтов выразил пафос произведения (т.е. патриотические чувства)? Лермонтов выражает свои чувства через создание эпической ситуации, идеальных образов воинов-богатырей, как в эпосе. Они лучшие! Так рождается ЛИРИКА внутри ЭПОСА. - Как он показывает свое отношение к описываемому? Просит дать характеристику старого солдата, направляя беседу вопросами. Стихотворение начинается с диалога новобранца и старого солдата, далее звучит монолог. Молодые солдаты, обращаясь к старшим товарищам, называют его «дядей». Рекруты служили 25 лет, опытные старослужащие, много повидавшие на своем веку. В стихотворении перед нами предстают солдаты, знавшие школу полководца А.В. Суворова, да и сам М.И. Кутузов был его учеником. - Почему поэт доверяет повествование старому солдату? (Слайд № 14) - Почему старый солдат называет своих сослуживцев богатырями? Кого на Руси называли богатырями? - Каким вы видите этого русского богатыря, одного из защитников России? - Что звучит в голосе бывалого солдата, когда он упоминает нынешнее поколение? Возвращение проблемной ситуации: Предлагает поработать с текстом Читает отрывок, изображающий картину боя. - Какие качества необходимы, чтобы стать богатырем земли русской? - Как представлен в стихотворении образ русского богатыря-полководца? Предлагает проанализировать 10 строфу: - Что придает особую торжественность 10 строфе? - Как звучат характеристики русских и французов в стихотворении? Предлагает послушать суворовца с результатами исследования на тему: «Какова цветовая и звуковая палитра картины боя?» - Чему в описании боя уделяет особое внимание Лермонтов? - Как показано богатырство русское в картине сражения? Предоставляет слово суворовцу, подготовившему историческую справку об итоге битвы. - Почему Лермонтов использует слово «отдана», а не «сдана»? | Слушают преподавателя Выполняют задание. Отвечают на вопросы литературной викторины. Анализируют текст, дают определения эпоса, пафоса и отвечают на вопросы Через изображение старого бойца, солдат Бородинской битвы, отношение нынешних поколений. Анализируют текст произведения, выстраивают ответы, аргументируют свою точку зрения цитатами. Отечественная война – народная война. («Кто с дубьем, кто с ружьем…», «Всем народом навалиться хотят…»). Старый солдат - участник боя, человек из народа Богатыри - могучие, сильные, смелые защитники родной земли. Перечисляют качества богатырей. Отвечают, что сожаление, укор. Слушают выразительное чтение отрывка Отвечают на вопросы, цитируют строки произведения. При анализе указывают на устаревшую лексику: «очи», «сверкнув очами», «молвил» и др. признаки. Отвечают на вопрос по тексту. Слушают результат исследования с использованием понятий: звукопись, ассонанс, диссонанс, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Отвечают на вопросы. Слушают рассказ Отвечают на вопрос (На время, по Божьей воле). | Личностные - Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками; - Формирование нравственных ценностей; - Фиксирование индивидуального самоопределения - Осознание успешности своей деятельности; Познавательные -Умение самостоятельно обобщать, систематизировать знания; - устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; - извлекать необходимую информацию из текстов; - использовать знаково-символические средства; - предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно). Регулятивные - Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий; - Умение оценивать качество собственной деятельности и деятельности товарищей. Коммуникативные -Умение работать в парах и приходить к общему мнению; -Адекватно использовать речевые средства для коммуникации; -Формулировать собственное высказывание в рамках темы; - Умение использовать письменные и речевые средства для представления результата. |
1.Разрешение проблемной ситуации. Как становятся богатырями земли русской? Какие качества для этого необходимы? 2.Рефлексия. Организует обсуждение результатов работы и самооценку действий на уроке. Создает условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности -Я отлично поработал… -Мне было трудно… -Я многое узнал… Преподаватель подводит общий итог урока, дает свой анализ и оценку работы суворовцев на уроке и достижения целей урока. Дает задание на самоподготовку: - подготовиться к сочинению «Мой герой Бородинского сражения» - Выучить наизусть отрывок или целое произведение. | Составление кластера (православная вера, воинская честь, верность клятве, готовность к самопожертвованию, патриотизм, мужество, смекалка, сила духа, удаль). Оценивают свое эмоциональное состояние Записывают задание | Познавательные рефлексия способов и условий действия Личностные (1, 3, 4,5) Регулятивные (3,4) Коммуникативные (3) |