Урок литературы "Не даром помнит вся Россия про день Бородина"
Урок литературы "Не даром помнит вся Россия про день Бородина"
Данный урок был подготовлен и проведен в рамках методической недели учителей русского языка и литературы. Основная цель урока заключалась в том, чтобы и дальше разивать навыки литературоведческого анализа,развивать коммуникативную культуру учащихся. На уроке использованы элементы технологии критического мышления, интерактивные технологии, здоровьесберегающие.Учащиеся совместно с учителем заполняют в течение урока таблицу,работают с презентацией PowerPoint, анализируют текст. опираясь на индивидуальный рабочий лист. Во время урока звучит мелодекломация баллады М.Ю.Лермонтова "Бородино",выступают учащиеся, подготовившие индивидуальное домашнее задание.В ходе анализа баллады учащимся задаются "толстые" вопросы,ответы на которые он ищут как в самом стихотворении Лермонтова, так и прибегая к своему жизненному личному опыту. В качестве домашнего задания учащимся необходимо завершить работу над планом баллады и составить рассказ по предложенным вопросам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Не даром помнит вся Россия про день Бородина" »
Конспект
открытого урока литературы в 5Б классе
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
(Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»)
Цели
предметные: выявить историческую основу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»; определить жанровые и композиционные особенности произведения; развивать навыки литературоведческого анализа;
метапредметные: развивать коммуникативную культуру учащихся;
Оборудование: портрет М.Ю. Лемонтова, презентация «Военная терминология, использованная в стихотворении «Бородино», аудиозапись стихотворения в исполнении А.Борзунова, рабочий лист для учащихся.
Ход урока.
I. Стадия вызова.
Учитель: Тема нашего урока «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Поразмышляем над темой, извлечём из неё все смыслы. Заполним таблицу.
Что я знаю?
Что хочу узнать?
Что узнал(а)?
- Заполните 1-ю колонку.
Проверка.
- Заполните 2-ю колонку.
Проверка.
II. Стадия осмысления.
1. Самостоятельная работа с текстом исторической справки.
Работа в парах. Выполнение з.1 на рабочем листе.
2. Рассказ учащегося об истории создания произведения.
Стихотворение было написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года, в 1837 году, и впервые напечатано в пушкинском журнале «Современник» уже после смерти А.С.Пушкина.
Лермонтов родился в Москве в 1814 году, через 2 года после французского нашествия. Ему было меньше года, когда родители увезли его в Пензенскую деревню Тарханы, принадлежавшую его бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Там прошли детские годы будущего поэта.
В Тарханах его окружали люди 1812-го года. В семье его кормилицы жил бородинский ветеран-инвалид Дмитрий Фёдоров, от которого будущий поэт мог слышать рассказы о долгой боевой жизни. В доме Арсеньевой постоянно бывали военные, прежде всего братья Елизаветы Алексеевны, офицеры артиллерии Дмитрий и Афанасий Столыпины. Именно от них узнал маленький Миша о роли артиллерии в Бородинском сражении. Воспитателем и учмтелем французского языка Миши Лермонтова был мосье Капэ, бывший наполеоновский офицер, навсегда сохранивший в душе верность своему императору, он считал Наполеона великим полководцем и государственным деятелем.
Когда Мише было 6 лет, бабушка возила его в Москву, ещё хранившую следы разрушений: на улицах – груды обгорелых камней, сожжённые дворцы, взорванные башни Кремля, сотни трофейных орудий у стены арсенала в Кремле. С юных лет Лермонтов зачитывался письмами, мемуарами, записками Д.Давыдова и Н.Дуровой, стихами о войне 1812 года, печатавшимися в журнале А.С.Пушкина «Современник».
В 1831 году Лермонтов пишет стихотворение «Поле Бородина», а в 1837 году, переработав свой юношеский набросок, создаёт замечательное стихотворение «Бородино».
3. Словарная работа. Презентация учащегося «Военная терминология, использованная в стихотворении».
В стихотворении показана любовь к Родине, гордость за соотечественников, желание защитить Родину ценой собственной жизни. Автор рассказывает о первых поражениях русских войск, о подготовке к Бородинскому сражению и о самом сражении.
-Если автор хотел рассказать нам о Бородинском сражении, то почему он выбрал не прозаическую, а поэтическую форму?
Автору важно не только рассказать о событии, но и передать чувства и переживания героя, поэтому он выбирает форму, сочетающую в себе признаки и эпоса, и лирики.
Запись определения: баллада – это стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.
-Стихотворение написано в необычной форме диалога. Кто участвует в этом диалоге? Почему автор выбирает такую форму повествования? Почему право рассказывать о событиях войны 1812 года автор доверяет простому солдату, а не военачальнику?
-Как относится старый солдат к своему собеседнику? Почему? Как характеризует своё поколение? Почему сравнивает своих современников с богатырями?
-Почему молодые солдаты хотят знать о сражении под Бородином?
Стихотворение строится как диалог молодого солдата и пожилого участника Бородинского сражения. Благодаря диалогу Лермонтов противопоставляет старшее поколение людей, отличавшееся мужеством, беззаветной преданностью своей Родине, молодому поколению, не закалённому в суровых испытаниях войны, а значит, лишённому лучших нравственных качеств патриотов, защитников страны. В то же время интерес молодых к событиям 1812 года свидетельствует о том, что история хранит память о героических страницах прошлого. Право рассказа автор передаёт артиллеристу, участнику Бородинского сражения, чтобы придать достоверность событиям и подчеркнуть, что истинными героями были обыкновенные солдаты.
6. Самостоятельная работа по составлению плана (1-4 пункты). Рабочий лист, з.2.
7. Анализ планов.
III.Рефлексия.
1.Заполнение 3-й колонки таблицы.
IV.Домашнее задание.
1. Завершите работу над планом стихотворения «Бородино» (п.5-7).
2. Расскажите о защитниках Родины в стихотворении по плану:
1). Какому событию посвящено стихотворение?
2). Кто о нём рассказывает? Почему?
3).Где находился рассказчик в момент сражения?
4).Каким вы его себе представляете?
5). Какими вы увидели старого артиллерста и других участников сражения в его рассказе? В каких строчках стихотворения раскрываются качества русских солдат: патриотизм, готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество?
6).Какие чувства рождает у вас рассказ старого солдата?
Рабочий лист.
1. Прочитайте историческую справку и ответьте на вопрос: Почему Бородинское сражение стало главным событием Отечественной войны 1812 года?
В июне 1812 года французские войска переправились через реку Неман и вторглись в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву, он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце». Его военная сила почти втрое превосходила русские войска армии Барклая-де-Толли и Багратиона. Наполеон рассчитывал мощным ударом разгромить русскую армию ещё на границе, но его план был сорван. Два месяца продолжалось отступление русских войск.
26 августа 1812 года под Бородино, в деревне, расположенной в 110 км от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Главнокомандующим русской армией был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Русские понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды конницы. Семь раз огнём и штыком русские воины отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад», - таков был приказ. Сражение было ожесточённым. Потери русских составили 45,6 тысячи человек, французы потеряли, по русским данным, от 50 до 58 тысяч. В резерве русских сохранилось не более 5 тысяч, а у французов – вся гвардия (19 тысяч человек). Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.
Желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. Бородинское сражение надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. Вслед за генералом А.П.Ермоловым мы можем с гордостью сказать: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».
2. Перед вами 2 плана: простой и цитатный. Некоторые пункты плана пропущены. Восстановите их, пользуясь текстом стихотворения М.Лермонтова «Бородино».