kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Бородино" М.Ю. Лермонтов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен балладе М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Бородино" М.Ю. Лермонтов»



УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель-руководитель

отдельной дисциплины (русский язык и литература)

Технологическая карта урока литературы

Патриотический пафос стихотворения «Бородино»

Класс: 5 класс (1курс) Дата: 14.11.2020 года

Тип урока

урок изучения нового материала, урок - исследование

Форма урока

Урок-полилог

Дидактическая цель урока:

Создать условия для раскрытия патриотического пафоса и художественных особенностей стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Задачи:

Образовательные:







Развивающие:



Воспитательные:

– Показать историческую основу произведения и её связь с эпическим повествованием в тексте.

– Раскрыть значение образа рядового участника военного исторического события.

– Раскрыть высокий патриотический пафос стихотворения как лиро-эпического произведения

– Закрепить литературные термины и понятия (лирика, эпос, метафора, эпитет, сравнение, инверсия)

– создать условия для развития устной речи учащихся;

– способствовать развитию интереса и познавательной активности воспитанников, творческих способностей.

– способствовать формированию нравственных ценностей;

– воспитывать самостоятельность, коммуникативные компетенции.

Применяемые современные технологии

Технология проблемного обучения

Элементы здоровьесберегающей технологии (смена деятельности, комфортная обстановка, доброжелательное отношение).

Приемы:

Анализ текста, составление кластера, индивидуальные опережающие задания, литературная викторина, взаимопроверка, взаимооценивание.

Формы организации учебной деят-ти

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Межпредм. связи

история, музыка, изобразительное искусство, русский язык.

Основные понятия темы

лирика, эпос, лиро-эпическое произведение, ритм, звукопись, эпитет, метафора, заимствованные и устаревшие слова.

Ресурсы:

Оборудование: ПК, интерактивная доска

Дидактическое обеспечение урока: Учебник «Литература» В.Я. Коровиной 5 класс, ч.1-2. –М.: Просвещение, 2012г., слайдовая презентация, рабочие листы для учащихся, иллюстрации, отрывок из увертюры П.И. Чайковского «1812 год»

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Научатся:

  1. Понимать историческую основу стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

  2. Осознавать значение понятий «патриотизм», «патриот», «пафос»

  3. Различать особенности сюжетной и композиционной организации лиро-эпического стихотворения.

  4. Понимать средства художественной выразительности текста.

Получат возможность научиться:

  1. Анализировать развитие сюжета, поведение героев, эпизоды текста в аспекте патриотического пафоса.

  2. Различать лирического героя произведения и персонажей, выражающих патриотический пафос (дядя и рассказчик из молодого поколения: «Богатыри не вы…» )

  3. Принимать участие в полилоге.


познавательные УУД

суворовцы научаться:

  1. Формулировать проблему;

  2. Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах;

  3. Умение самостоятельно обобщать, систематизировать, актуализировать знания;

  4. Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения

  5. Предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно)

регулятивные УУД:

  1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности;

  2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  3. Умение самостоятельно оценивать результативность своей деятельности и деятельности товарищей;

  4. Умение осуществлять самоконтроль, коррекцию своих учебных действий;

коммуникативные УУД:

  1. Умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их; учитывать возможность разных мнений;

  2. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственного процесса познания;

  3. Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа;

  4. Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

  5. Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

2. Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками;

3. Формирование восприятия художественного текста как произведения искусства.

4. Осознание успешности своей деятельности;

5. Развитие способности к рефлексии.

Ход урока

Деятельность преподавателя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность суворовцев

Формируемые УУД

  1. Организационный этап урока

Прием рапорта, приветствие суворовцев, проверка готовности к уроку, организация внимания.

Создание эмоционального настроя

ЗКВ сдает рапорт, приветствуют преподавателя.

.

Личностные

(2)

II. Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока.

Предъявление проблемной ситуации.

Цель – согласование цели, задач планируемого результата урока с учащимися.

1. Используя слайды № 1-3, организует беседу о теме и целях урока.

Вы услышали отрывок из увертюры П. И. Чайковского «1812 год» и рассмотрели иллюстрацию Ф.Рубо «Бородинская битва».

Каким настроением проникнуто это произведение? Как это связано с темой нашего урока? (патриотический пафос).

Какие слова в теме урока требуют расшифровки? Как вы их понимаете?

(патриотизм, пафос)






  1. Подводит учащихся к осознанию цели урока: раскрыть патриотический пафос и художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

  2. Предлагает распределить задачи урока в порядке значимости (Слайд № 4)

1)показать историческую (эпическую) основу произведения;

2) раскрыть значение образа рядового участника важного исторического события (личностное, лирическое начало);

3) раскрыть высокий патриотический пафос стихотворения (соединение лирического и эпического в произведении);

4) закрепить литературные термины и понятия.

4. Задает вопросы:

- Скажите, почему тема Бородинского сражения так заинтересовала М.Ю. Лермонтова? Подводит итог беседы:

1. Напомнили юбилейные торжества.

2. Слышал рассказы из уст очевидцев (дядя – Дмитрий Столыпин).

3. Очень любил Москву, был настоящим патриотом.

4. Сам был воином-офицером, знал, что такое служба.

5. Сожалел, что в нынешнем поколении нет таких людей (богатырей).

- Как вы думаете, что является самым важным среди перечисленного? ( Как к этим историческим событиям относится Лермонтов?)


  1. В стихотворении звучит слово «богатыри». Кого на Руси называли богатырями?

Ставит проблемный вопрос: «Какие качества необходимы богатырям земли русской?»

Прослушивают отрывок из увертюры

П. Чайковского «1812 год» (на фоне иллюстрации Ф.Рубо «Бородинская битва»).

Отвечают на вопросы


Дают свои определения и приходят к выводу:

Патриотизм – любовь и верность Отечеству и народу.

Пафос – воодушевление, эмоциональный подъем, энтузиазм.


Отвечают на вопросы

Формулируют цель урока.




Осознают и распределяют задачи урока в порядке значимости, комментируют ответ.









Суворовцы высказывают свое мнение по этому вопросу, предлагают варианты.









Отвечают, что М.Ю. Лермонтов любит родину и гордится прошлым, но сожалеет о настоящем.



Личностные

Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем;


Познавательные

- Умение строить рассуждения;

- Умение извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах;


Регулятивные

1. Умение формулировать цели своей учебной деятельности;

2. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;


Коммуникативные


- Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение слышать и слушать других; быть готовым корректировать свою точку зрения.

- Адекватно использовать речевые средства для коммуникации

III. Применение знаний, умений и навыков при решении проблемного вопроса.

Организация познавательной деятельности. Исследование.

1. Вступительное слово преподавателя:

Итак, перед нами оживают события далекого 1812 года, опаленного пожаром, отмеченного великим событием - Бородинским сражением.

Накануне Бородинского сражения, когда при огромном стечении народа был отслужен молебен Смоленской Божией Матери, случилось событие, которое многие восприняли как знамение: над головой Кутузова долго реял орел с могучими распростертыми крыльями. Народ и солдаты крестились и говорили, что это благословение на победу. Впоследствии на Бородинском поле возвели памятник М.И. Кутузову, изображающий парящего орла.

  1. Мы говорили о том, что Лермонтову удалось отразить историческую достоверность в изображении Бородинского сражения (это эпический пласт).

В стихотворении много слов, которые требуют пояснения для современного юного читателя.

Преподаватель, используя слайды № 5-13, организует литературную викторину.

  1. Вы уже отметили, что стихотворение пронизано высоким патриотическим началом.

Задает вопросы:

- Как Лермонтов выразил пафос произведения (т.е. патриотические чувства)?

Лермонтов выражает свои чувства через создание эпической ситуации, идеальных образов воинов-богатырей, как в эпосе. Они лучшие! Так рождается ЛИРИКА внутри ЭПОСА.

- Как он показывает свое отношение к описываемому?


  1. Просит дать характеристику старого солдата, направляя беседу вопросами.

Стихотворение начинается с диалога новобранца и старого солдата, далее звучит монолог.

Молодые солдаты, обращаясь к старшим товарищам, называют его «дядей». Рекруты служили 25 лет, опытные старослужащие, много повидавшие на своем веку.

В стихотворении перед нами предстают солдаты, знавшие школу полководца А.В. Суворова, да и сам М.И. Кутузов был его учеником.

- Почему поэт доверяет повествование старому солдату? (Слайд № 14)

- Почему старый солдат называет своих сослуживцев богатырями? Кого на Руси называли богатырями?

- Каким вы видите этого русского богатыря, одного из защитников России?


- Что звучит в голосе бывалого солдата, когда он упоминает нынешнее поколение?


  1. Возвращение проблемной ситуации:

Предлагает поработать с текстом


Читает отрывок, изображающий картину боя.

- Какие качества необходимы, чтобы стать богатырем земли русской?

- Как представлен в стихотворении образ русского богатыря-полководца?

Предлагает проанализировать 10 строфу:

- Что придает особую торжественность 10 строфе?

- Как звучат характеристики русских и французов в стихотворении?


  1. Предлагает послушать суворовца с результатами исследования на тему: «Какова цветовая и звуковая палитра картины боя?»


- Чему в описании боя уделяет особое внимание Лермонтов?

- Как показано богатырство русское в картине сражения?


  1. Предоставляет слово суворовцу, подготовившему историческую справку об итоге битвы.

- Почему Лермонтов использует слово «отдана», а не «сдана»?

Слушают преподавателя





















Выполняют задание.

Отвечают на вопросы литературной викторины.



Анализируют текст, дают определения эпоса, пафоса и отвечают на вопросы





Через изображение старого бойца, солдат Бородинской битвы, отношение нынешних поколений.




Анализируют текст произведения, выстраивают ответы, аргументируют свою точку зрения цитатами.



Отечественная война – народная война. («Кто с дубьем, кто с ружьем…», «Всем народом навалиться хотят…»). Старый солдат - участник боя, человек из народа

Богатыри - могучие, сильные, смелые защитники родной земли.

Перечисляют качества богатырей.

Отвечают, что сожаление, укор.




Слушают выразительное чтение отрывка

Отвечают на вопросы, цитируют строки произведения.


При анализе указывают на устаревшую лексику: «очи», «сверкнув очами», «молвил» и др. признаки.

Отвечают на вопрос по тексту.




Слушают результат исследования с использованием понятий: звукопись, ассонанс, диссонанс, метафора, эпитет, сравнение, олицетворение.

Отвечают на вопросы.



Слушают рассказ

Отвечают на вопрос

(На время, по Божьей воле).

Личностные

- Проявление готовности к сотрудничеству и общению с преподавателем и со сверстниками;

- Формирование нравственных ценностей;

- Фиксирование индивидуального самоопределения

- Осознание успешности своей деятельности;


Познавательные

-Умение самостоятельно обобщать, систематизировать знания;

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

- извлекать необходимую информацию из текстов;

- использовать знаково-символические средства;

- предъявлять информацию в различных формах (письменно, устно).


Регулятивные

- Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий;

- Умение оценивать качество собственной деятельности и деятельности товарищей.


Коммуникативные

-Умение работать в парах и приходить к общему мнению;

-Адекватно использовать речевые средства для коммуникации;

-Формулировать собственное высказывание в рамках темы;

- Умение использовать письменные и речевые средства для представления результата.

IV. Анализ решения проблемной ситуации. Выводы.

Подведение итогов, задание на самоподготовку

1.Разрешение проблемной ситуации.

Как становятся богатырями земли русской? Какие качества для этого необходимы?








2.Рефлексия.

Организует обсуждение результатов работы и самооценку действий на уроке.

Создает условия для оценки своего эмоционального состояния и анализа учебной деятельности

-Я отлично поработал…

-Мне было трудно…

-Я многое узнал…

Преподаватель подводит общий итог урока, дает свой анализ и оценку работы суворовцев на уроке и достижения целей урока.

Дает задание на самоподготовку:

- подготовиться к сочинению «Мой герой Бородинского сражения»

- Выучить наизусть отрывок или целое произведение.

Составление кластера (православная вера, воинская честь, верность клятве, готовность к самопожертвованию, патриотизм, мужество, смекалка, сила духа, удаль).



Оценивают свое эмоциональное состояние













Записывают задание

Познавательные

рефлексия способов и условий действия

Личностные

(1, 3, 4,5)

Регулятивные

(3,4)

Коммуникативные

(3)





Преподаватель Лелинкова Е.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Бородино" М.Ю. Лермонтов

Автор: Елена Валентиновна Лелинкова

Дата: 08.11.2021

Номер свидетельства: 590730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов."Бородино" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-po-litieraturie-na-tiemu-m-iu-liermontov-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "122409"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414243043"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы в 5-м классе  по теме «М.Ю. Лермонтов «Бородино».  Историческая основа и патриотический пафос стихотворения» "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-5-m-klassie-po-tiemie-m-iu-liermontov-borodino-istorichieskaia-osnova-i-patriotichieskii-pafos-stikhotvorieniia"
    ["file_id"] => string(6) "129035"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415629128"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок - панорама  "Ратное поле Бородино""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-panorama-ratnoie-polie-borodino"
    ["file_id"] => string(6) "254488"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447770763"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "М.Ю. Лермонтов "
    ["seo_title"] => string(15) "m-iu-liermontov"
    ["file_id"] => string(6) "178317"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424801454"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция»"
    ["seo_title"] => string(80) "m_iu_liermontov_poema_mtsyri_istoriia_sozdaniia_tiema_i_idieia_proizviedieniia_z"
    ["file_id"] => string(6) "380589"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484673776"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства