помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных;
учить выразительному чтению стихотворения;
развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины;
развивать воображение учащихся, их фантазию.
На уроке идет разговор о построении, особенностях повествования стихотворения.
У: Поэт горячо любил свою родину, он любил Москву, где прошла его юность, любил простой народ, ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспевает в своем стихотворении «Бородино». Это стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию победы в Бородинской битве . Главное в нем – не изображение хода битвы, а раскрытие мыслей и чувств простых солдат, которые защитили родину от врага, размышления поэта о значении Бородинской битвы . Какой ценой добывается слава родине и о том с кого нужно брать пример нынешнему поколению, потому, что в своем поколении, во времени , замеревшем, застывшем в тревожном ожидании трагического он разочаровался и искал света, радости в прошлом , героическом времени Отечественной войны 1812 года, времени когда вся страна все до едина встали на защиту земли русской.
У: Почему стихотворение популярно и читаемо почти 160 лет. Вы подумайте над вопросом, пока будем слушать стихотворение в исполнении народного артиста М. КАзакова и смотреть иллюстрации к тексту Лермонтова, написанные художником 20 века В. Шевченко
-См. диафильм БОРОДИНО озвученный
У: КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЛИ, СЛУШАЯ ЛЕРМОНТОВСКИЕ СТРОКИ.
- Почему нас теперь волнуют чувства участников событий почти 200 летней давности ? Почему во время Великой Отечественной войны защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова «Ребята! Не Москва ль за нами?». Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?
Д. Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России, Потому, что они защищали свою родину, Москву – сердце России.
- Сравнение научного и художественного стилей
Чтение фрагмента главы учебника «Введение в историю» для учащихся 4 класса.
КАКИЕ ФАКТЫ этой войны узнали из учебника, из стихотворения
Стиль
Герои
Выразительные средства
- Жанровые и композиционные особенности стихотворения
Задание на дом. Наизусть. – всем
Дополнительно:
Иллюстрации,
Творческая работа: «Какова основная мысль баллады»
Сопоставьте балладу М.Ю. Лермонтова и стихотворение А.Т. Твардовского « Рассказ танкиста»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных;
-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь, подводя итог своего жизненного пути? Детьми, трудами, след на земле оставить, подвиг ….
-А бывает ли что-то являющееся предметом гордости всего народа, страны? Великие исторические события – победа в войне.
-Об одном таком событии писал басню И.А.Крылов …? 1812 год «Волк на псарне», но если Крылов был свидетелем этой великой победы русского народа над вероломным захватчиком, то поэт, о котором мы будем говорить сегодня, только родился в 1814 году и написал изумительное произведение, посвященное генеральному сражению этой войны.
Как оно называется? Автор?
Д: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»
У. Вы знакомились с ним в начальной школе. Теперь еще раз прочитаем это стихотворение, и, может быть, откроем в этом тексте что-то новое для себя.
У: Скажите, каким словом можно выразить понятие «Любовь человека к родине»
Д: Это значит быть патриотом
Эпиграф к уроку: «Патриотизм доказываетсяне словом, а делом». В.Г.Белинский
Если эпиграф выражает основную мысль урока, как вы думаете, о чем мы будем сегодня разговаривать... а исходя из темы …..
Д. о патриотизме, о стихотворении
Запишем тему, см. диафильм «БОРОДИНО» озвученный
У: КАКИЕ ЧУВСТВА ВЫ ИСПЫТЫВАЛИ, СЛУШАЯ ЛЕРМОНТОВСКИЕ СТРОКИ.
- Почему нас волнуют чувства участников событий почти 200 летней давности ? Почему во время Великой Отечественной войны защитников Москвы воодушевляли слова «Ребята! Не Москва ль за нами?».
Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?
Д. Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество, преданность России, Потому, что они защищали свою родину, Москву – сердце России.
У: Чтобы точнее представить о каком историческом событии идет речь, давайте вспомним уроки истории 4 классе. Сравним эпический и лирический тексты.
Чтение фрагмента главы учебника «Введение в историю» 4 класса.
«Недалеко от Москвы, у деревни Бородино, 7 сентября 1812 года русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова дала сражение французам. Весь день гремела пушечная канонада над полем, атаки кавалерии сменяли одна другую, всё новые и новые пехотные полки шли в атаку. Обе армии несли огромные потери, но победить не удавалось ни одной, ни другой стороне. К концу дня армии остались на первоначальных позициях.
Кутузов принял непростое решение: чтобы сохранить армию, он отводит ее на новые рубежи южнее Москвы. Жители спешно покинули город. Напрасно Наполеон ожидал на Поклонной горе делегацию москвичей с ключами от города.
Французы вошли в Москву, но не чувствовали себя победителями. Через несколько дней в городе начались пожары. Солдатам не хватало продовольствия.
Так и не дождавшись предложений о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России».
- КАКИЕ ФАКТЫ этой войны узнали из учебника, из стиха
Стиль
Герои
У. Как вы поняли, какие формы речи использованы в построении этого произведения.
Д: Все СТИХОТВОРЕНИЕ ПОСТРОЕНО НА МОНОЛОГЕ И ДИАЛОГЕ. Один спрашивает, а другой отвечает. Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором «недаром помнит вся Россия».
У. Это действительно разговор? Появляется ли спрашивающий еще раз?
Д. Нет. Он только в самом начале задает вопрос 1 строфа, а дальше — монолог? 12 строф
У. Кто рассказчик?
- Поэт не дает в стихотворении описания внешности рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит.
Каким вы его представляете?Давайте нарисуем его словесный портрет.
Д. Старый солдат, «дядя», (Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком), участник Бородинской битвы. (Человек лет 45-50, с простым русским лицом, седые волосы и усы – слишком много пережито, на лице, возможно, остались шрамы – страшные следы войны. На голове – кивер.)
У. Рассказчик и Лермонтов — одно и то же лицо? .
Д. Нет. Лермонтов тогда еще не родился. Он как автор придумал себе рассказчика-солдата.
У. Присутствие автора слышно в выражениях высокой лексики, торжественных фразах о подвиге народа. Но для Лермонтова важно было, чтобы очевидец, участниксобытий рассказывал о том, что было до рождения самого Лермонтова, то о чем знает и помнит вся Россия — о «дне Бородина».
У. Чего добивается автор, доверяя рассказ старому человеку, очевидцу?
Мы словно реально побывали на поле боя. Своеобразна речь, лексика. Ведь солдаты — это вчерашние крестьяне, из них набиралась армия.
У. Кто задает старому солдату вопрос?
Д. Какой-то молодой человек, он называет старого солдата «дядей».
У. Может быть, это молодой солдат, может быть, родственник неизвестно. Что он хочет узнать, что ему неясно?
Д. Он удивляется: Москву сдали после Бородинской битвы, а почему «помнит вся Россия про день Бородина»?
У. Строение стихотворения интересно – группа ребят работала над композицией стихотворения.
- Из скольких строф оно состоит? С чего композиционно начинается?
- 1-2 строфа - Экспозиция. (Зачитать)
- Где завязка конфликта - 3 строфа – отступление войск
- 4- 12 строфы – развитие действия
10-12 строфы описание бородинского сражения и кульминация
- Развязка 13 строфа
- 14 строфа – концовка
У. Почему рассказчик начинает свой ответ не с описания боя, а с характеристики людей?
Д. Ему важно было показать, какие удивительные люди сражались с французами. Как называет народ – богатыри (Строфа 3)
У. Какое настроение было у солдат во время отступления?
Д. Им «досадно было, боя ждали, ворчали старики» — это не терпеливое ожидание боя.
У. И старые солдаты не могут понять тактику Кутузова — почему отступаем, уже вся Россия отдана французам, уже Москва рядом Неужели и Москву отдадим?
Строфы 4 и 5
У. В каких войсках служил рассказчик?
Д. Он артиллерист — «забил заряд в пушку».
У. И какое у него настроение перед битвой?
Д. Нетерпение, готовность к подвигу — «Мы пойдем ломить стеною», «уж постоим мы головою».
У. А как ведут себя накануне боя русские и французы? Почему?
Д. Французы ликуют — они уже всю Россию завоевали, верят в победу. Русские серьезны, за ними — Москва. Это очень ответственное сражение. (Строфы 8 и 9)
У. Какую характеристику дает рассказчик полковнику?
Д. «Хват» — то есть храбрый, «слуга царю», «отец солдатам», он рвется в бой и воодушевляет своих солдат. (Строфы 10—12)
У. Наконец солдаты дождались боя. Какое у них настроение?
Д. Героическое. Вот он — долгожданный день. Умрем, но победим. Всем важно одно — победа.
У:Как рисует рассказчик картину боя? В каком темпе нужно читать описание сражения?
Д. Быстро, ведь все «промелькнуло», «носились знамена», все перемешалось.
У: Какой задаче подчинён образно-выразительный мир стихотворения молодого Лермонтова?
Д: Показать силу, мужество русских солдат
У: При помощи чего это достигается? Какие средства выразительности он использует.
5. Бой удалый; 6. Ядрам пролетать мешала гора кровавых тел; 7.Схватка боевая.
Вариант 2
1. Сверкнул строй 2. Угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью; 3.Пойдем ломить стеною; 4. Спит в земле сырой; 5. Кивер избитый; 6. У наших ушки на макушке; 7.Небо засветилось 8. Рожден был хватом; 9. Заутра бой затеять
У: Назовите специальные слова.
Д.... «Уланы с пестрыми значками» — это легкая кавалерия с особыми знаками на пиках. «Драгуны с конскими хвостами» — на головном уборе драгуна конский хвост. Все они побывали на редуте возле пушки рассказчика.
У: Зачем Лермонтов употребляет такие слова?
Д: Во-первых, говорит солдат — для него эти слова родные, понятные. Во-вторых, Лермонтов подчеркнул историческую подлинность события, передал колорит эпохи.
У. Как вы понимаете выражения
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Полковник наш рожден был хватом: (быть храбрым, смелым)
Да, жаль его: сражен булатом, (убит не пулей, в рукопашной, вместе с солдатами)
Изведал враг в тот день немало, (подобрать синоним УЗНАЛ, ПОЧУВСТВОВАЛ)
Наш рукопашный бой!..
(кого объединяет слово наш? Обратите внимание в произведение часто – МЫ НАШ, редко - Я МНЕ – ПОЧЕМУ И КОГДА)
У. Какое настроение у рассказчика в 13-й строфе?
Д. Скорбное — «Тогда считать мы стали раны, / Товарищей считать».
У: Как вы думаете, кого считают – убитых, живых?
Помогает ли Лермонтов ответить вопрос? «Были все готовы / Заутра бой затеять новый» - героическое настроение, решительное
У. Все как один готовы! Рассказчик все время подчеркивает единство войска, поднявшегося на защиту Отечества. Недаром война получила название Отечественной.
-А теперь сравните вторую и последнюю строфы. (Зачитать)
Зачем автору понадобился повтор? С одинаковым ли настроением надо читать эти строфы и почему?
Д: . Повтором автор подчеркивает сравнение людей того времени и нового поколения: те были «богатыри», «могучее, лихое племя», а нынешние — не такие.
Во второй строфе Лермонтов сильнее подчеркивает противопоставление: «не то, что нынешнее племя» — здесь и раздумье, и восхищение, и скорбное воспоминание, и упрек нынешнему племени.
В последней строфе усиливается оценка героев Бородина — «могучее, лихое племя». Здесь сильнее звучит гордость и скорбь.
У. Начиная вычитывание текста, определяем жанр произведения? Какой жанр выбирает Лермонтов, чтобы донести до читателя свою идею.
Д: Он показывает историческое событие, напряженный сюжет – использует «лироэпические жанр» - балладу.
Определим идею:
-научный текс – показать точную картину исторического события
-художественный текст - баллада вызывает чувство гордости, восхищения людьми, отстоявшими Отечество, пример для подражания новым поколениям.
Задание на дом. 1. Наизусть.
2. Иллюстрации,
3. Творческая работа: «Какова основная мысль баллады»
4. Сопоставьте балладу М.Ю. Лермонтова и
стихотворение А.Т. Твардовского « Рассказ танкиста»