Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка» ХМАО-Югры (СОШ п. Сосновка)
Иванова Анна Евгеньевна
Урок литературы в 9 классе по теме
«Особенности содержания и формы оды
М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»
Конспект урока
Оборудование урока: мультимедийный проектор с интерактивным экраном, компьютер, раздаточный материал: тексты оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», творческий дневник, задания для рефлексии.
Методы и приемы: приемы технологии развития критического мышления.
Словарная работа: ода, метафорический язык, архаизмы, старославянизмы.
Цель урока: Проанализировать оду с точки зрения содержания формы, определить его пафос.
Задачи:
1. Формирование информационной компетенции: выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание.
2. Развитие коммуникативной компетенции: совершенствовать навыки устной речи, умение работать в группе.
3. Развитие ценностно-смысловых компетенций: Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.
4. Общекультурные компетенции: воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников.
Для реализации цели и задач урока использованы приемы КМ которые успешно применяются в повседневной практике. Эта инновационная технология интересна прежде всего тем, что позволяет так организовать процесс урока, что превращает обучение в радость, в совместный и интересный поиск, способный «зажечь глаза слушающего и глаза говорящего». На уроках, где используются приемы критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, каждый ученик вовлекается в активный познавательный процесс, повышается мотивация ученика в обучении, его умение критически мыслить, работать в сотрудничестве с другими, появляется осознание важности учиться всю жизнь.
На открытом уроке использовались следующие приемы данной технологии: ассоциативный ряд, составление кластера, «двойной дневник», таблица «линия сравнения», рефлексия «шесть шляп».
В структуру урока были включены три этапа: вызов, осмысление и рефлексия.
I. Стадия вызова.
Ход урока
- Добрый день, дорогие ребята, меня зовут Анна Евгеньевна. Позвольте, я сегодня буду вашим учителем, а вы моими учениками.
Какое у Вас сегодня настроение? (Приподнятое, обычное, не очень, хорошее…)
- А у меня прекрасное, так как в нашем северном городе чудная погода. И вообще, природа нашего северного края завораживает своей красотой.
- Внимание на экран.
Включается презентация (видеофрагмент о северном сиянии).
Среди болотных зарослей,
Среди лесов густых
Как сказка – Белоярский,
Город молодых…
(пауза)
А вечерами звездными
Пленительный Стожар
Неоновыми гроздьями
Чарует Белый Яр…
- Как прекрасен наш край, как удивителен север!..
Какое уникальное природное явление вы наблюдали на экране? (Северное сияние). А вы, ребята, его видели? В какое время года? С чем можно сравнить? Какое впечатление на вас произвело?
И мы с Вами не перестаём удивляться этой чарующей красоте. Наш юный земляк сравнил в своём стихотворении северное сияние с неоновыми гроздьями.
- С древнейших времен люди восхищались величественной картиной полярных сияний и задавались вопросом об их происхождении. На Руси в старину полярные сияния называли сполохами или пазорями. (Словарная работа).
- Всего лет 150 назад люди знать не знали термина «северное сияние», но люди всегда стремились познать тайны природы. Многие ученые, художники и даже поэты пытались описать, объяснить это удивительное явление природы. Одним из них был и тот удивительный человек, о творчестве которого мы будем говорить…
(учитель сразу читает стих) Слайд 2
Среди придворных ловеласов
Среди награбленных наград
Шел напроломно ……………… , (пауза, пропускаем слово «Ломоносов»)
Как в беломорских льдах фрегат.
Поэт, ученый и философ,
Из мужиков аристократ.
Пришел он с моря. Был он морем
Талантов разных и затей.
Мы никогда не переспорим
Его стихов, его статей.
- О ком в своем стихотворении говорит Евгений Евтушенко? (М.В. Ломоносов).
-Правильно, о Ломоносове. Слайд 3
Вы сегодня будете работать не в обычных тетрадях, а в творческих дневниках. Они лежат перед вами. Впишите свою фамилию и имя. Обратите внимание, что за каждое задание вы можете получить определенное количество баллов. Слайд 4.
- Ребята, что вы уже знаете о М.В. Ломоносове? Вы же уже знакомы с его творчеством. Давайте попробуем составить «Кластер». Постарайтесь вспомнить и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых он преуспел и факты о нём. Слайд 5 (время на работу 1 минута)
-Что же у нас получилось? Давайте озвучим. Молодцы!
Не забудьте записать количество заработанных баллов. (Идет проверка выполнения данного задания. Слайд 6.
- Ребята, вы сказали, что он поэт и мыслитель. Да, он написал оды.
Может кто-то знает отрывок из Оды «На день восшествия Елизаветы…» наизусть, мне было бы интересно от вас услышать. (Один из учеников при желании прочитает небольшой отрывок).
- Сегодня мы познакомимся с еще одной не менее величественной одой М.В. Ломоносова . Слайд 7
Тема урока на экране – Особенности содержания и формы оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
- Ребята, обратите внимание на формулировку темы нашего с вами урока (на слайде), назовите в ней ключевые слова нашей темы (Особенности содержания и формы оды).
-Значит, чем мы должны заниматься на уроке? (анализировать)
- Действительно, мы обратимся прежде всего, к содержанию, т. е. предмета повествования, того, о чем идет речь в стихотворении.
Послушайте внимательно отрывок из оды, но чтобы она легче воспринималась, положите текст перед собой. Попробуйте представить образные картины, которые нарисовал Ломоносов в данном произведении. (Аудио прослушивание). Слайд8
Стадия осмысления.
(первичное восприятие):
- Какое впечатление у вас сложилось? Что вы представили? (Прочувствовали картины мира, рисуемые в «Вечернем размышлении...», они величественны и полнозвучны…)
Давайте обратимся к названию произведения, потому что в нем важно каждое слово.
Я прошу Вас поработать в творческих дневниках и выполнить следующее
задание «Двойной дневник» Слайд 9
Исходя из названия произведения, укажите комментарии к ключевым словам, как вы их понимаете.
Работаем в паре. Можно обсуждать.
Время для выполнения задания 2 минуты.
Ключевые слова | Комментарии |
Вечернее | бывает в вечернее и ночное время |
Размышление | побуждает к размышлению о причине сияния |
О Божием величестве | предположение о неземной природе сияния |
При случае | явление непредсказуемо, бывает нечасто |
Великого | уникальное, необычное явление |
Северного сияния | бывает на севере |
Итак, время вышло. Прочитайте Ваши ответы. Спасибо!
Посчитайте и отметьте количество баллов.
Слайд 10. У меня получились такие ответы.
- Опираясь на комментарии двойного дневника и содержания оды определите основную идею оды. Что хотел сказать нам Ломоносов?
(Для Ломоносова природа - это одушевленное проявление Божьего могущества, у человечества осталось много неразгаданных тайн Вселенной.)
Давайте обратимся к тексту, прочитайте первую строфу: Слайд 11.
Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Для того, чтобы показать красоту ночного неба, автор использует различные средства выразительности. Давайте посмотрим первую строку или стих. В первой строке какой троп? (метафоры) Правильно!
Далее предлагаю работать с текстом в группах по четыре человека. Учащиеся с первой парты поворачиваются в сторону одноклассников со второй парты. У нас получилось 3 группы. Слайд 12
1 группа работает с 1 строфой, 2 группа работает со 2 строфой, 3 группа работает с 3 строфой.
Подчеркните прямо в тексте изобразительно-выразительные средства, которые найдёте. Укажите вид найденного средства. ( время 2 минуты)
Задание 1 группы
Лице свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Задание 2 группы
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Задание 3 группы
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
Проверим, что же у Вас получилось. Выступает первая группа.
Ответ 1 группы
Лице свое скрывает день, метафора
Поля покрыла мрачна ночь; эпитет
Взошла на горы черна тень, эпитет
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна; метафора
Звездам числа нет, бездне дна повтор
Ответ 2 группы
Песчинка как в морских волнах, сравнение
Как мала искра в вечном льде, эпитет
Как в сильном вихре тонкий прах, сравнение
В свирепом как перо огне, сравнение
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Ответ 3 группы
Что зыблет ясный ночью луч? эпитет,рит вопрос
Что тонкий пламень в твердь разит? эпитет,метафора
Как молния без грозных туч сравнение
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мёрзлый пар эпитет
Среди зимы рождал пожар? Метафора
Слайд 13. Перепроверьте еще раз свои ответы и поставьте себе баллы. За каждый найденный троп 1 балл.
- Молодцы, вы справились с работой. Не забудьте за каждый приведенный пример добавить себе балл.
А какую образную картину помогают создать эти средства выразительности?
(1гр.- помогают описанию ночи; 2гр.-помогают понять насколько мал человек перед природой; 3гр.- ряд риторических вопросов говорят о раздумье автора.)
Создается величественная картина природы. Северное сияние – тайна природы, Божья тайна. В оде передается восторг лирического героя в момент созерцания пейзажем, исполненных мощи).
-А давайте вспомним, что такое ода? (О́ДА- Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица...)
Здесь нет ни исторических событий, ни государственных деятелей, но автор выбирает именно этот жанр, почему?
Какие признаки оды вы видите в этом произведении? ( Использованы высокая лексика, старославянизмы, торжественность, посвящено событию.)
- Обратим внимание на язык оды, в тексте встречаются устаревшие слова (старославянизмы), давайте поработаем с ними. Вам нужно соотнести слова и их значения.
«Установи соответствие» Слайд 14
(Соотнесите старославянизмы с их верными значениями.
Работаем по-прежнему в группах по 4 человека. Вы видите цифры соответствующие вашей группе. Вам нужно соединить слово с его верным значением с помощью стрелочек. Время 1 минута.
-Первая группа находит соответствие к словам под №1, вторая группа к словам под №2, и третья группа соотносит слова под №3.
Слова | самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа; земля, суша; взгляд, глаз; метать – кидать с размахом; быть в смятении; появляться, колебаться; бить, громить; воздушное пространство, воздушная высь; Бог как создатель мира; количество, пропасть; |
Бездна – огромное количество, пропасть; |
Естество – самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа; |
Мещут – метать – кидать с размахом; |
Зрак – взгляд, глаз; |
Мятет (мястись) – быть в смятении; |
Зыблет (зыбиться) – появляться, колебаться; |
Твердь – земля, суша; |
Разить – бить, громить; |
Эфир – воздушное пространство, воздушная высь; |
Творец – Бог как создатель мира. |
Проверим Ваши ответы.
Молодцы! Поставьте себе баллы за верный ответы. Слайд 15
- Как вы думаете, почему в тексте так много старославянских слов? (Старославянские слова придают стихотворению величественность. Автор восхищается и преклоняется перед величественной красотой Северного (полярного) сияния – этого «великого естественного чуда». Произведение посвящено научной проблеме, но проникнуто глубоким лиризмом. Лексика торжественная, высокая, эмоционально окрашенная помогает автору создать величественную картину природы).
- Поэзия Ломоносова была встречена восторженно и создала ему громкую славу. Однако он сам не отделял научную деятельность от литературы. Поэт никогда не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом.
Слайд 16.
- Скажите ж, коль велик творец? Таким риторическим вопросом заканчивается ода.
Возможно ли, по мысли Ломоносова-ученого, постичь до конца физическую природу такого явления?
( И все-таки авторское «я» - это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом).
- Итак, ребята, «Вечернее размышление…» – это поэтическое осмысление физического явления, философское раздумье над картиной мироздания и возможностями человека; поэтому лирический герой не только созерцает ночное небо, но и стремится познать «законы натуры».
Стадия рефлексии.
Ребята, давайте мы тоже сегодня себя представим мыслителями, философами. Но для этого нам нужно войти в образ. У меня есть сундук. Как вы думаете, что там?
А вот и не угадали – шляпа, да не одна, а целых шесть. Каждая шляпа – особый вид мышления. Я предлагаю Вам подвести итог нашего разговора на основе этих шляп. Шляпу очень легко надеть и снять: в различных ситуациях можно использовать различный тип мышления. Но когда будете отвечать, постарайтесь войти в образ. Нужно быть в шляпе.
(Раздаю шляпы) Работаем в паре. Слайд 17
Белая шляпа – информация. Беспристрастные факты, без каких-либо эмоций и субъективных оценок.
Желтая шляпа – преимущества произведения. Положительное, позитивное мышление.
Черная шляпа – осторожность. Минусы, противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.
Красная шляпа – эмоции. Называют эмоции, возникшие в связи с изучением оды.
Зеленая шляпа – творчество. Новые идеи, предложения, творческое начало.
Синяя шляпа – осмысление. Общие выводы. (род,вид,жанр..)
- задание всем понятно? Время на обдумывание ответа 1 мин.
Итак, Ваши ответы. Вы можете по очереди говорить, или обобщает один из вас.
Спасибо большое за ваши мысли и обобщение.
За ответ поставьте себе балл и посчитайте общее количество баллов.
- И вновь хочется обратиться к словам Е. Евтушенко: слайд 18
...Архангельский наш Леонардо,
сгущенный в гения народ.
Его деяний колоннада
Надежно держит небосвод.
Всея науки император
и самый Первый после - Петр,
он – Лобачевского соавтор,
и, как пред - Пушкин, свеж и бодр.
После таких поэтических строк хочется творить… И я Вам предлагаю творческое домашнее задание. Обратимся к нашим творческим дневникам. Напишите «креативное письмо» Ломоносову в ответ на его оду.
За это задание вы можете получить:
«5» - если ваше письмо будет объёмом в 150 слов.
«4» - в объёме 100 слов.
«3»- в объёме до 70 слов
- Вы работали на рабочих листах. Повесьте эти листы на доску.
- Что у нас получилось? Северное сияние нашего урока и совместного труда
(Цветные рабочие листы образовывают своеобразное “северное сияние”).
А теперь, в конце нашего урока какое у Вас настроение? И у меня прекрасное!
Спасибо Вам за урок!
Желаю, подобно Ломоносову, находиться в вечном поиске и открывать для себя истины. До свидания!
8