kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9 классе с использованием приёмов критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

В структуру урока были включены три этапа:вызов, осмысление и рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

муниципального автономного общеобразовательного учреждения Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка» ХМАО-Югры (СОШ п. Сосновка)

Иванова Анна Евгеньевна


Урок литературы в 9 классе по теме

«Особенности содержания и формы оды

М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»


Конспект урока


Оборудование урока: мультимедийный проектор с интерактивным экраном, компьютер, раздаточный материал: тексты оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», творческий дневник, задания для рефлексии.


Методы и приемы: приемы технологии развития критического мышления.


Словарная работа: ода, метафорический язык, архаизмы, старославянизмы.


Цель урока: Проанализировать оду с точки зрения содержания формы, определить его пафос.

Задачи:

1. Формирование информационной компетенции: выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание.

2. Развитие коммуникативной компетенции: совершенствовать навыки устной речи, умение работать в группе.

3. Развитие ценностно-смысловых компетенций: Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.

4. Общекультурные компетенции: воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников.


Для реализации цели и задач урока использованы приемы КМ которые успешно применяются в повседневной практике. Эта инновационная технология интересна прежде всего тем, что позволяет так организовать процесс урока, что превращает обучение в радость, в совместный и интересный поиск, способный «зажечь глаза слушающего и глаза говорящего». На уроках, где используются приемы критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, каждый ученик вовлекается в активный познавательный процесс, повышается мотивация ученика в обучении, его умение критически мыслить, работать в сотрудничестве с другими, появляется осознание важности учиться всю жизнь.

На открытом уроке использовались следующие приемы данной технологии: ассоциативный ряд, составление кластера, «двойной дневник», таблица «линия сравнения», рефлексия «шесть шляп».

В структуру урока были включены три этапа: вызов, осмысление и рефлексия.

I. Стадия вызова.

Ход урока


- Добрый день, дорогие ребята, меня зовут Анна Евгеньевна. Позвольте, я сегодня буду вашим учителем, а вы моими учениками.

Какое у Вас сегодня настроение? (Приподнятое, обычное, не очень, хорошее…)

- А у меня прекрасное, так как в нашем северном городе чудная погода. И вообще, природа нашего северного края завораживает своей красотой.


- Внимание на экран.

Включается презентация (видеофрагмент о северном сиянии).


Среди болотных зарослей,

Среди лесов густых

Как сказка – Белоярский,

Город молодых…

(пауза)

А вечерами звездными

Пленительный Стожар

Неоновыми гроздьями

Чарует Белый Яр…


- Как прекрасен наш край, как удивителен север!..

Какое уникальное природное явление вы наблюдали на экране? (Северное сияние). А вы, ребята, его видели? В какое время года? С чем можно сравнить? Какое впечатление на вас произвело?

И мы с Вами не перестаём удивляться этой чарующей красоте. Наш юный земляк сравнил в своём стихотворении северное сияние с неоновыми гроздьями.


- С древнейших времен люди восхищались величественной картиной полярных сияний и задавались вопросом об их происхождении. На Руси в старину полярные сияния называли сполохами или пазорями. (Словарная работа).


- Всего лет 150 назад люди знать не знали термина «северное сияние», но люди всегда стремились познать тайны природы. Многие ученые, художники и даже поэты пытались описать, объяснить это удивительное явление природы. Одним из них был и тот удивительный человек, о творчестве которого мы будем говорить…

(учитель сразу читает стих) Слайд 2

Среди придворных ловеласов

Среди награбленных наград

Шел напроломно ……………… , (пауза, пропускаем слово «Ломоносов»)

Как в беломорских льдах фрегат.

Поэт, ученый и философ,

Из мужиков аристократ.

Пришел он с моря. Был он морем

Талантов разных и затей.

Мы никогда не переспорим

Его стихов, его статей.


- О ком в своем стихотворении говорит Евгений Евтушенко? (М.В. Ломоносов).


-Правильно, о Ломоносове. Слайд 3


Вы сегодня будете работать не в обычных тетрадях, а в творческих дневниках. Они лежат перед вами. Впишите свою фамилию и имя. Обратите внимание, что за каждое задание вы можете получить определенное количество баллов. Слайд 4.


- Ребята, что вы уже знаете о М.В. Ломоносове? Вы же уже знакомы с его творчеством. Давайте попробуем составить «Кластер». Постарайтесь вспомнить и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых он преуспел и факты о нём. Слайд 5 (время на работу 1 минута)


-Что же у нас получилось? Давайте озвучим. Молодцы!

Не забудьте записать количество заработанных баллов. (Идет проверка выполнения данного задания. Слайд 6.


- Ребята, вы сказали, что он поэт и мыслитель. Да, он написал оды.

Может кто-то знает отрывок из Оды «На день восшествия Елизаветы…» наизусть, мне было бы интересно от вас услышать. (Один из учеников при желании прочитает небольшой отрывок).


- Сегодня мы познакомимся с еще одной не менее величественной одой М.В. Ломоносова . Слайд 7

Тема урока на экране – Особенности содержания и формы оды М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».


- Ребята, обратите внимание на формулировку темы нашего с вами урока (на слайде), назовите в ней ключевые слова нашей темы (Особенности содержания и формы оды).


-Значит, чем мы должны заниматься на уроке? (анализировать)


- Действительно, мы обратимся прежде всего, к содержанию, т. е. предмета повествования, того, о чем идет речь в стихотворении.

Послушайте внимательно отрывок из оды, но чтобы она легче воспринималась, положите текст перед собой. Попробуйте представить образные картины, которые нарисовал Ломоносов в данном произведении. (Аудио прослушивание). Слайд8


Стадия осмысления.

(первичное восприятие):


- Какое впечатление у вас сложилось? Что вы представили? (Прочувствовали картины мира, рисуемые в «Вечернем размышлении...», они величественны и полнозвучны…)


Давайте обратимся к названию произведения, потому что в нем важно каждое слово.

Я прошу Вас поработать в творческих дневниках и выполнить следующее

задание «Двойной дневник» Слайд 9


Исходя из названия произведения, укажите комментарии к ключевым словам, как вы их понимаете.

Работаем в паре. Можно обсуждать.

Время для выполнения задания 2 минуты.


Ключевые слова

Комментарии

Вечернее

бывает в вечернее и ночное время

Размышление

побуждает к размышлению о причине сияния

О Божием величестве

предположение о неземной природе сияния

При случае

явление непредсказуемо, бывает нечасто

Великого

уникальное, необычное явление

Северного сияния

бывает на севере


Итак, время вышло. Прочитайте Ваши ответы. Спасибо!

Посчитайте и отметьте количество баллов.

Слайд 10. У меня получились такие ответы.


- Опираясь на комментарии двойного дневника и содержания оды определите основную идею оды. Что хотел сказать нам Ломоносов?

(Для Ломоносова природа - это одушевленное проявление Божьего могущества, у человечества осталось много неразгаданных тайн Вселенной.)


Давайте обратимся к тексту, прочитайте первую строфу: Слайд 11.


Лице свое скрывает день,

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.


Для того, чтобы показать красоту ночного неба, автор использует различные средства выразительности. Давайте посмотрим первую строку или стих. В первой строке какой троп? (метафоры) Правильно!


Далее предлагаю работать с текстом в группах по четыре человека. Учащиеся с первой парты поворачиваются в сторону одноклассников со второй парты. У нас получилось 3 группы. Слайд 12

1 группа работает с 1 строфой, 2 группа работает со 2 строфой, 3 группа работает с 3 строфой.

Подчеркните прямо в тексте изобразительно-выразительные средства, которые найдёте. Укажите вид найденного средства. ( время 2 минуты)

Задание 1 группы

Лице свое скрывает день,

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.


Задание 2 группы

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне,

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Задание 3 группы

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мёрзлый пар

Среди зимы рождал пожар?


Проверим, что же у Вас получилось. Выступает первая группа.

Ответ 1 группы

Лице свое скрывает день, метафора

Поля покрыла мрачна ночь; эпитет

Взошла на горы черна тень, эпитет

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна; метафора

Звездам числа нет, бездне дна повтор


Ответ 2 группы

Песчинка как в морских волнах, сравнение

Как мала искра в вечном льде, эпитет

Как в сильном вихре тонкий прах, сравнение

В свирепом как перо огне, сравнение

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Ответ 3 группы

Что зыблет ясный ночью луч? эпитет,рит вопрос

Что тонкий пламень в твердь разит? эпитет,метафора

Как молния без грозных туч сравнение

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мёрзлый пар эпитет

Среди зимы рождал пожар? Метафора


Слайд 13. Перепроверьте еще раз свои ответы и поставьте себе баллы. За каждый найденный троп 1 балл.

- Молодцы, вы справились с работой. Не забудьте за каждый приведенный пример добавить себе балл.


А какую образную картину помогают создать эти средства выразительности?

(1гр.- помогают описанию ночи; 2гр.-помогают понять насколько мал человек перед природой; 3гр.- ряд риторических вопросов говорят о раздумье автора.)

Создается величественная картина природы. Северное сияние – тайна природы, Божья тайна. В оде передается восторг лирического героя в момент созерцания пейзажем, исполненных мощи).


-А давайте вспомним, что такое ода? (О́ДА- Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого-л. значительного события или лица...)

Здесь нет ни исторических событий, ни государственных деятелей, но автор выбирает именно этот жанр, почему?

Какие признаки оды вы видите в этом произведении? ( Использованы высокая лексика, старославянизмы, торжественность, посвящено событию.)


- Обратим внимание на язык оды, в тексте встречаются устаревшие слова (старославянизмы), давайте поработаем с ними. Вам нужно соотнести слова и их значения.

«Установи соответствие» Слайд 14

(Соотнесите старославянизмы с их верными значениями.

Работаем по-прежнему в группах по 4 человека. Вы видите цифры соответствующие вашей группе. Вам нужно соединить слово с его верным значением с помощью стрелочек. Время 1 минута.








-Первая группа находит соответствие к словам под №1, вторая группа к словам под №2, и третья группа соотносит слова под №3.


Слова


самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа;

земля, суша;

взгляд, глаз;

метать – кидать с размахом;

быть в смятении;

появляться, колебаться;

бить, громить;

воздушное пространство, воздушная высь;

Бог как создатель мира; количество, пропасть;


Бездна – огромное количество, пропасть;

Естество – самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа;

Мещут – метать – кидать с размахом;

Зрак – взгляд, глаз;

Мятет (мястись) – быть в смятении;

Зыблет (зыбиться) – появляться, колебаться;

Твердь – земля, суша;

Разить – бить, громить;

Эфир – воздушное пространство, воздушная высь;

Творец – Бог как создатель мира.


Проверим Ваши ответы.

Молодцы! Поставьте себе баллы за верный ответы. Слайд 15


- Как вы думаете, почему в тексте так много старославянских слов? (Старославянские слова придают стихотворению величественность. Автор восхищается и преклоняется перед величественной красотой Северного (полярного) сияния – этого «великого естественного чуда». Произведение посвящено научной проблеме, но проникнуто глубоким лиризмом. Лексика торжественная, высокая, эмоционально окрашенная помогает автору создать величественную картину природы).


- Поэзия Ломоносова была встречена восторженно и создала ему громкую славу. Однако он сам не отделял научную деятельность от литературы. Поэт никогда не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом.

Слайд 16.

- Скажите ж, коль велик творец? Таким риторическим вопросом заканчивается ода.

Возможно ли, по мысли Ломоносова-ученого, постичь до конца физическую природу такого явления?

( И все-таки авторское «я» - это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом).


- Итак, ребята, «Вечернее размышление…» – это поэтическое осмысление физического явления, философское раздумье над картиной мироздания и возможностями человека; поэтому лирический герой не только созерцает ночное небо, но и стремится познать «законы натуры».


Стадия рефлексии.

Ребята, давайте мы тоже сегодня себя представим мыслителями, философами. Но для этого нам нужно войти в образ. У меня есть сундук. Как вы думаете, что там?

А вот и не угадали – шляпа, да не одна, а целых шесть. Каждая шляпа – особый вид мышления. Я предлагаю Вам подвести итог нашего разговора на основе этих шляп. Шляпу очень легко надеть и снять: в различных ситуациях можно использовать различный тип мышления. Но когда будете отвечать, постарайтесь войти в образ. Нужно быть в шляпе.

(Раздаю шляпы) Работаем в паре. Слайд 17

Белая шляпаинформация. Беспристрастные факты, без каких-либо эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпапреимущества произведения. Положительное, позитивное мышление.

Черная шляпаосторожность. Минусы, противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.

Красная шляпаэмоции. Называют эмоции, возникшие в связи с изучением оды.

Зеленая шляпатворчество. Новые идеи, предложения, творческое начало.

Синяя шляпаосмысление. Общие выводы. (род,вид,жанр..)


- задание всем понятно? Время на обдумывание ответа 1 мин.


Итак, Ваши ответы. Вы можете по очереди говорить, или обобщает один из вас.

Спасибо большое за ваши мысли и обобщение.

За ответ поставьте себе балл и посчитайте общее количество баллов.


- И вновь хочется обратиться к словам Е. Евтушенко: слайд 18

...Архангельский наш Леонардо,

сгущенный в гения народ.

Его деяний колоннада

Надежно держит небосвод.

Всея науки император

и самый Первый после - Петр,

он – Лобачевского соавтор,

и, как пред - Пушкин, свеж и бодр.

После таких поэтических строк хочется творить… И я Вам предлагаю творческое домашнее задание. Обратимся к нашим творческим дневникам. Напишите «креативное письмо» Ломоносову в ответ на его оду.

За это задание вы можете получить:

«5» - если ваше письмо будет объёмом в 150 слов.

«4» - в объёме 100 слов.

«3»- в объёме до 70 слов


- Вы работали на рабочих листах. Повесьте эти листы на доску.

- Что у нас получилось? Северное сияние нашего урока и совместного труда

(Цветные рабочие листы образовывают своеобразное “северное сияние”).

А теперь, в конце нашего урока какое у Вас настроение? И у меня прекрасное!



Спасибо Вам за урок!

Желаю, подобно Ломоносову, находиться в вечном поиске и открывать для себя истины. До свидания!


8


Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист для детей»

Творческий дневник

Тема урока: «Особенности содержания и формы оды

М.В. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величестве

при случае великого северного сияния»


Фамилия, имя________________________________________________________

Содержание

мах

Мои баллы

1

«Кластер»

(Заполните схему на основе уже имеющихся знаний о Ломоносове.)






2



(4-6 стрелок 2 балла,

1-3

1 балл)


2

«Двойной дневник»

(Заполните таблицу признаков на основе ключевых слов.)


Ключевые слова

Комментарии

Вечернее



Размышление



О Божием величестве



При случае



Великого



Северного сияния




6


(за каждый комментарий 1 балл)


3

«Работа с текстом»

(Выпишите изобразительно—выразительные средства из текста.)












5


(за каждый пример 1 балл)


4

«Установи соответствие»

(Соотнесите старославянизмы с верными значениями.)

Старославянизмы

Значения

1.Бездна –


метать – кидать с размахом;

1.Естество –


появляться, колебаться;

1.Мещут –

воздушное пространство, воздушная высь;

2.Зрак –


огромное количество, пропасть;

2.Мятет (мястись) –


быть в смятении;

2.Зыблет (зыбиться) –


бить, громить;

3. Твердь –


земля, суша;

3. Разить –


взгляд, глаз;

3. Эфир -

самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа;

3. Творец –

Бог как создатель мира




3-4


(за каждое слово 1 балл)


5

«Шесть шляп»

(Задание на подведение итога урока.)

Белая шляпаинформация. Факты, без каких-либо эмоций

Желтая шляпапреимущества произведения. Положительное, позитивное мышление.

Черная шляпаосторожность. Минусы, противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.

Красная шляпаэмоции. Называют эмоции, возникшие в связи с изучением оды.

Зеленая шляпатворчество. Новые идеи, предложения, творческое начало.

Синяя шляпаосмысление. Общие выводы. (род, вид, жанр…)


2


(за развернутый ответ 2 балла, за неполный -1балл)



«Итоговая»

«5» - 15-19 баллов

«4» - 10-14 баллов

«3» - 5 -9 баллов


Домашнее задание: напишите «креативное письмо» Ломоносову в ответ на его оду.

«5»-

«4»-

«3»-





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 9 классе с использованием приёмов критического мышления

Автор: Иванова Анна Евгеньевна

Дата: 09.01.2019

Номер свидетельства: 494333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии. "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-priiemov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "173427"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993761"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Рефлексивный отчёт по коучингу "
    ["seo_title"] => string(36) "rieflieksivnyi-otchiot-po-kouchinghu"
    ["file_id"] => string(6) "185526"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426188870"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Лондонское метро "
    ["seo_title"] => string(18) "londonskoie-mietro"
    ["file_id"] => string(6) "123622"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414518809"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Лесков "Леди Макбет Мценского уезда"  10 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "lieskov-liedi-makbiet-mtsienskogho-uiezda-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103464"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402586943"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и приёмов технологии РКМЧП  по теме: "Л.Н.Толстой. Акула" "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-sriedstv-i-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-po-tiemie-l-n-tolstoi-akula"
    ["file_id"] => string(6) "234552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443462751"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства