kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия .

Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения.

Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически.

Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.

Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся:

- получают новую информацию; осмысливают её;

- соотносят с уже имеющимися знаниями.

Третий этап - рефлексия. Он направлен на:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учащимися;

- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития.

 На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера».

1) «Корзина идей, понятий, имён...»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме.

Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты».

Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?

Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин).

Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.

2) Список идей по теме «Спирты»

Спирты -органические вещества.

Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.

Спирты содержат гидроксильную группу.

Гидроксильных групп может быть несколько.

Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.

Спирты жидкие.

Они растворяются в воде.

Этиловый спирт имеет запах.

Спирты можно получить разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей.

3) «Составление кластера»

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (тему, проблему), а от него в разные стороны рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. По мере заполнения схемы можно устанавливать связи между идеями. Важные правила составления кластера: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию не надо. Не надо останавливаться в течение всего отведённого времени: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.

Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося.

Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома.

На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос».

4) «Пометки на полях»

Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста:

? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения.

+ -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;

информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе;

? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше.

При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии.

Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала.

Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос».

5) «Взаимоопрос»

Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.

Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.

Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов»

Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту:

 От чего зависят химические свойства спиртов?

 Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?

 Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства?

На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе».

Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии. »

 Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии

Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия .

Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.

Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения.

Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически.

Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.

Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;

- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.

Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся:

- получают новую информацию; осмысливают её;

- соотносят с уже имеющимися знаниями.

Третий этап - рефлексия. Он направлен на:

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- присвоение нового знания, новой информации учащимися;

- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития.

На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера».

1) «Корзина идей, понятий, имён...»

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме.

Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты».

Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?

Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин).

Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.

2) Список идей по теме «Спирты»

Спирты -органические вещества.

Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.

Спирты содержат гидроксильную группу.

Гидроксильных групп может быть несколько.

Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.

Спирты жидкие.

Они растворяются в воде.

Этиловый спирт имеет запах.

Спирты можно получить разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей.

3) «Составление кластера»

Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (тему, проблему), а от него в разные стороны рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. По мере заполнения схемы можно устанавливать связи между идеями. Важные правила составления кластера: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию не надо. Не надо останавливаться в течение всего отведённого времени: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.

Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося.

Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома.

На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос».

4) «Пометки на полях»

Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста:

? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения.

+ -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;

информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе;

? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше.

При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии.

Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала.

Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос».

5) «Взаимоопрос»

Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.

Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.

Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов»

Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту:

От чего зависят химические свойства спиртов?

Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?

Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства?

На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе».

Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.

Автор: Желовникова Оксана Викторовна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках химии "
    ["seo_title"] => string(93) "ispol-zovaniie-priiomov-tiekhnologhii-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "173419"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423993165"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сравнительный анализ работы методической кафедры естественно - научного цикла"
    ["seo_title"] => string(86) "sravnitiel-nyi-analiz-raboty-mietodichieskoi-kafiedry-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "249455"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446903352"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Статья Реализация СДП на уроках химииДокумент Microsoft Word.doc "
    ["seo_title"] => string(71) "stat-ia-riealizatsiia-sdp-na-urokakh-khimiidokumient-microsoft-word-doc"
    ["file_id"] => string(6) "114108"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411300185"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства