Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии.
Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия .
Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения.
Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически.
Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.
Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;
- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.
Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся:
- присвоение нового знания, новой информации учащимися;
- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития.
На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера».
1) «Корзина идей, понятий, имён...»
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме.
Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты».
Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?
Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин).
Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.
2) Список идей по теме «Спирты»
Спирты -органические вещества.
Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.
Спирты содержат гидроксильную группу.
Гидроксильных групп может быть несколько.
Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.
Спирты жидкие.
Они растворяются в воде.
Этиловый спирт имеет запах.
Спирты можно получить разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей.
3) «Составление кластера»
Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (тему, проблему), а от него в разные стороны рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. По мере заполнения схемы можно устанавливать связи между идеями. Важные правила составления кластера: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию не надо. Не надо останавливаться в течение всего отведённого времени: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.
Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося.
Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома.
На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос».
4) «Пометки на полях»
Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста:
? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения.
+ -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;
информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе;
? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше.
При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии.
Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала.
Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос».
5) «Взаимоопрос»
Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.
Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.
Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов»
Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту:
От чего зависят химические свойства спиртов?
Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?
Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства?
На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе».
Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии. »
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии
Что такое критическое мышление? Существуют следующие характеристики данного понятия .
Слово «критический» предполагает оценочный компонент. Оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов -насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей.
Критическое мышление не означает негативность суждений и критику, а подразумевает рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы вынести обоснованные суждения и принять правильные решения.
Критическое мышление - это способность ставить осмысленные вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Таким образом, обучение в режиме данной технологии предполагает, прежде всего, развитие способности учащихся мыслить критически.
Выделяют три основных этапа в применении технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексию.
Первый этап - вызов. С этого этапа начинается каждый урок. Его задачи:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность школьников;
- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома.
Второй этап - осмысление. На данном этапе учащиеся:
- присвоение нового знания, новой информации учащимися;
- формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
Технология критического мышления предлагает набор взаимосвязанных методов обучения и методических приёмов, которые ориентированы на создание условий для свободного развития.
На этапе вызова целесообразно применение приёмов «Корзина идей, понятий, имён...» и «Составление кластера».
1) «Корзина идей, понятий, имён...»
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которую будет собрано всё то, что учащиеся знают об изучаемой теме.
Покажу, как проводится обмен информацией, на примере темы «Спирты».
Учитель задаёт школьникам вопрос: что вам известно о спиртах из учебного и жизненного опыта?
Каждый учащийся вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по этой теме (индивидуальная работа, 1-2 мин).
Проводится обмен информацией в парах или группах (групповая работа, не более 3 мин), при имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Затем каждая группа по очереди называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного другими группами (составляется список идей). Учитель кратко, в виде тезисов заносит все сведения в корзину (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно помещать факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании учащихся сведения, проблемы или понятия будут связаны в логические цепи, а ошибки исправлены по мере освоения новой информации.
2) Список идей по теме «Спирты»
Спирты -органические вещества.
Они могут быть разными, например этиловый спирт, метиловый спирт.
Спирты содержат гидроксильную группу.
Гидроксильных групп может быть несколько.
Спирты применяют в медицине, косметологии, парфюмерной и пищевой промышленности.
Спирты жидкие.
Они растворяются в воде.
Этиловый спирт имеет запах.
Спирты можно получить разными способами: гидратацией алкенов, взаимодействием галогеналканов с водными растворами щелочей.
3) «Составление кластера»
Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Он связан с приёмом «Корзина идей, понятий, имён...», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержимое данной корзины.
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно размышлять по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие (тему, проблему), а от него в разные стороны рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими; от них, в свою очередь, лучи могут расходиться далее и далее. По мере заполнения схемы можно устанавливать связи между идеями. Важные правила составления кластера: записывать нужно все мысли, которые приходят в голову, судить о качестве этих мыслей, проверять орфографию не надо. Не надо останавливаться в течение всего отведённого времени: даже если мысли иссякнут, можно порисовать на этом же листочке, пока не появятся новые идеи. Нужно постараться найти максимальное количество смысловых связок между идеями и изобразить их на бумаге. Если возникнет необходимость, можно перерисовать собственный кластер в систематизированном виде.
Задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого ученика (до, во время и после общего обсуждения), даёт возможность учителю получить обратную связь от каждого учащегося.
Приём «Составление кластера» может быть использован не только на этапе вызова (для стимулирования мыслительной деятельности учащихся), но и на этапе осмысления (для структурирования учебного материала) и на этапе рефлексии (при подведении итогов изучения материала). Составлять кластер можно в ходе как индивидуальной, так и групповой работы, как в классе, так и дома.
На этапе осмысления можно использовать приёмы «Пометки на полях» и «Взаимоопрос».
4) «Пометки на полях»
Этот методический приём известен как инсерт. Он позволяет учащемуся отслеживать своё понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учитель знакомит школьников с рядом маркировочных знаков и предлагает им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста:
? -- информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень её достоверности не имеют значения.
+ -- новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом;
информация, которая идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, то, о чём он думал иначе;
? -- сведения, оставшиеся непонятными ученику, требующие дополнительной информации, вызывающие желание узнать подробности.
Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
После окончания чтения и маркировки текста учитель предлагает учащимся заполнить маркировочную таблицу, которая состоит из четырёх колонок, соответствующих значкам, описанным выше.
При использовании этого приёма учителю необходимо предварительно найти текст для чтения с пометками, объяснить или напомнить учащимся правила расстановки маркировочных знаков, чётко обозначить время, отведённое на эту работу, и следить за регламентом и, наконец, обдумать форму проверки и оценки проделанной работы. В качестве текста можно использовать параграф учебника или какой-либо дополнительной литературы по химии.
Применение данного приёма позволяет удерживать внимание школьников на протяжении всего чтения, отслеживать процесс чтения (по значкам), даёт возможность учащимся классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний. Таким образом, происходит осмысление материала.
Приём «Пометки на полях» можно сочетать с приёмом «Взаимоопрос».
5) «Взаимоопрос»
Двое учащихся читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы по прочитанному материалу. Важно, чтобы эти вопросы были не поверхностными, а затрагивающими суть новой информации. Когда вся информация, имеющаяся в абзаце, обсуждена досконально, учащиеся переходят к следующему абзацу.
Этот приём позволяет достигать высокого уровня учебной мотивации, внимания, глубокого понимания материала и хороших результатов обучения.
Абзац текста по теме «Химические свойства спиртов»
Химические свойства спиртов, обусловленные строением углеводородного радикала, различны и зависят от его природы. Так, все спирты горят, но характер горения зависит от величины углеводородного радикала. Непредельные спирты, содержащие в молекулах двойную связь, вступают в реакции присоединения: подвергаются гидрированию, реагируют с галогенами, обесцвечивая бромную воду, и т. д. Однако при наличии в молекулах нескольких различных групп атомов или функциональных групп у спиртов появляются качественно новые свойства, не характерные для каждой из этих групп в отдельности. Вопросы учащихся по тексту:
От чего зависят химические свойства спиртов?
Какие свойства спиртов обусловлены строением углеводородного радикала?
Чем можно объяснить нехарактерные для спиртов качественно новые свойства?
На этапе рефлексии целесообразно применение методических приёмов «Перекрёстная дискуссия» и «Написание эссе».
Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.