ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ЦЕЛЬ:
1. Начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
2.Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа.
Образовательные цели и задачи:
закрепляем умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста;
знакомимся с образами героев, анализируя экспозицию очерка;
исходя из заглавия и экспозиции, учимся формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор;
пользуясь приемами сравнения и сопоставления, стараемся увидеть, главных героев произведения;
способствовать становлению умения оценивать поступки героев;
развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.
Развивающие цели и задачи:
развивать мировоззренческие позиции;
развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести;
развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);
развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением;
Воспитательные цели и задачи:
воспитывать у учащихся нравственное чутьё,
воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись шестой симфонии П.И. Чайковского; портрет Н.С. Лескова, репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал
Приемы:
- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,
- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),
- использование ТСО и средств наглядности.
Методы:
- метод эвристической беседы,
- исследовательский метод,
- проблемные методы,
- объяснительно-иллюстративные,
- сравнение и сопоставление образов героев.
ХОД УРОКА
Ввод в урок.
~ Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Музыкальный отрывок лирического содержания. (П.И. Чайковский, шестая симфония, 1 часть – 3 минуты).
~ Каким чувством пронизан этот музыкальный отрывок? (тревогой, её нарастанием, вопросами).
Мне кажется, что такими же чувствами проникнуто произведение, которое мы будем сегодня изучать.
Запишем тему урока.
Постановка задач с опорой на «ключевые» слова темы урока:
Автором заявлен жанр «ОЧЕРК».
-Очерк – это документальный рассказ.
Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость.
Мы будем пользоваться определением: повесть, очерк.
Работа с эпиграфом.
~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?
«Первую песенку зардевшись спеть»
- труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу…
Экспозиция очерка:
Время - 19 век,
Место - Россия, купеческая среда,
Героиня - Катерина Львовна Измайлова.
Изучение нового материала.
Запишите слова: ЛЕДИ, ЛЮБОВЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?
Чтение начала произведения.
Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова с вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житьё ее «За неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невестина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свёкор грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит.
- Предположите, что будет дальше.
(слушаем каждого учащегося)
Чтение второй части повести.
В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс и продолжает «алигорию» с Сергеем. Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым, пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже.
- Какой вы представили Катерину Измайлову?
Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Катерине Львовне Измайловой.
(таблицы у каждого на парте)
Демонстрация иллюстраций.
Чтение третьей части очерка.
Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе». Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Лямин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь всенощной под праздник Введения мальчик остается в доме наедине с любовниками и читает житие святого Федора Стратилата.
- Каким предстал перед нами Сергей?
Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Сергею.
(таблицы у каждого на парте)
Демонстрация иллюстраций.
Чтение четвертой части повести.
Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкою. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов. Сергей, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «греховном доме» делается. Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о Страшном суде признается в убийстве и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и проговаривают к каторжным работам. Сергей вызывает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков, и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ругается с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «заигрывать» с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мирится с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза.
Раздать текст четвертой части произведения для анализа.
Чертим таблицу.
В первую колонку записываем действие К. Л. Измайловой, а во вторую колонку Почему она это делает.
Действие (глагол) | Почему? |
| |
-Как вы думаете, чем же все-таки все закончилось?
Написать эссе (3-4 предложения)
Просмотр окончания произведения. (Отрывок из фильма «Леди Макбет Мценского уезда»)
Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы. Вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведет себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.
Вспоминая о своей работе над очерком, Лесков говорил: «Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».
Заключение.
«Леди Макбет Мценского уезда» стоит особняком в творчестве писателя потому, что он ищет в русской жизни противостояние «добра» и «света», позволяющее надеяться на то, что в самых тяжких испытаниях удастся «устоять целой земле».
-
-
-
Домашнее задание
с. 86 – 99, прочитать.
Итог урока.
Выставление оценок.