kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ЦЕЛЬ:
 1. Начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
 2.Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа.
Образовательные цели и задачи:
• закрепляем умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста;
• знакомимся с образами героев, анализируя экспозицию очерка;
• исходя из заглавия и экспозиции, учимся формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор;
• пользуясь приемами сравнения и сопоставления, стараемся увидеть, главных героев произведения;
• способствовать становлению умения оценивать поступки героев;
• развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.
Развивающие цели и задачи:
• развивать мировоззренческие позиции;
• развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести;
• развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);
• развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением;
Воспитательные цели и задачи:
• воспитывать у учащихся нравственное чутьё,
• воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.


ОБОРУДОВАНИЕ: запись шестой симфонии П.И. Чайковского; портрет Н.С. Лескова, репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал

Приемы:
- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,
- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),
- использование ТСО и средств наглядности.

Методы:
- метод эвристической беседы,
- исследовательский метод,
- проблемные методы,
- объяснительно-иллюстративные,
- сравнение и сопоставление образов героев.

ХОД УРОКА

I. Ввод в урок.
~ Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. 
Музыкальный отрывок лирического содержания. (П.И. Чайковский, шестая симфония, 1 часть – 3 минуты).
~ Каким чувством пронизан этот музыкальный отрывок? (тревогой, её нарастанием, вопросами).
Мне кажется, что такими же чувствами проникнуто  произведение, которое мы будем сегодня изучать.
 
Запишем тему урока.

II. Постановка задач с опорой на «ключевые» слова темы урока:
Автором заявлен жанр «ОЧЕРК».
-Очерк – это документальный рассказ.
Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость.
Мы будем пользоваться определением: повесть, очерк.

Работа с эпиграфом.
~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?
«Первую песенку зардевшись спеть»
- труден  первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу…   

Экспозиция очерка:
• Время -     19 век,
• Место -      Россия, купеческая среда,
• Героиня  - Катерина Львовна Измайлова.

III.  Изучение нового материала.
Запишите слова:  ЛЕДИ, ЛЮБОВЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

Открытый урок литературы 10 класс общеобразовательной школы.

Использована методика критического мышления  через чтение и письмо.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В первую колонку записываем действие К. Л. Измайловой, а во вторую колонку Почему она это делает»



Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкою. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов. Сергей, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «греховном доме» делается. Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о Страшном суде признается в убийстве и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и проговаривают к каторжным работам. Сергей вызывает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков, и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается». Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ругается с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «заигрывать» с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мирится с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза.


Задание

В первую колонку записываем действие К. Л. Измайловой, а во вторую колонку Почему она это делает.

Действие (глагол)

Почему?



















































Просмотр содержимого документа
«К уроку Леди Макбет»

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житьё ее «За неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невестина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свёкор грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит.



В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс и продолжает «алигорию» с Сергеем. Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым, пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже.



Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе». Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Лямин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь всенощной под праздник Введения мальчик остается в доме наедине с любовниками и читает житие святого Федора Стратилата.



Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкою. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов. Сергей , видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «греховном доме» делается. Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о Страшном суде признается в убийстве и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и проговаривают к каторжным работам. Сергей вызывает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков, и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается». Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ругается с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «заигрывать» с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мирится с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и Плюет Сергею в глаза.



Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы. Вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведет себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.

Просмотр содержимого документа
«Какие черты характера им свойственны»

Какие черты характера им свойственны?


Катерина Львовна Измайлова

Сергей




















 Аккуратность, активность, альтруизм, апатия, артистичность.

 Балагурство, бдительность, безволие, беззаботность, бережливость, бескорыстность, безответственность, безрассудство, безынициативность, беспечность, беспринципность, бесстрашие, бесхарактерность, благожелательность, благоразумность, благородство, болтливость, боязливость.

 Вежливость, великодушие, верность, веселость, властность, властолюбие, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, восторженность, впечатлительность, вспылчивость, выдержанность, выносливость, высокомерие.

 Гордость, горячность, грубость, гуманность.

Дальновидность, двуличность, деликатность, деловитость, делячество, дерзость, деспотичность, дисциплинированность, добродушие, доброжелательность, доброта, доверчивость, душевность.

 Жадность, женственность, жестокость, жизнерадостность.

Заботливость, завистливость, загадочность, заносчивость, застенчивость.

Идейность, избалованность, инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность.  Коллективизм, красноречивость, критичность, кротость.

Лаконичность, ласковость, легковерие, легкомысленность, леность, лживость, лиричность, лицемерие, льстивость, любознательность, любопытство. Медлительность, меланхоличность,


мечтательность, многогранность, молчаливость, мудрость, мягкость.

 Наивность, насмешливость, настойчивость, находчивость, небрежность, невнимательность, невозмутимость, нежность, независимость, некритичность, нелюдимость, неподкупность, непрактичность, неприхотливость, неуживчивость.

Обидчивость, общительность, объективность, организованность, осторожность, остроумие, отзывчивость, откровенность, очаровательность.

Пассивность, пессимизм, пластичность, подозрительность, постоянство, практичность, предприимчивость, приветливость, придирчивость, пунктуальность.

Радушие, разносторонность, рассеянность, расчетливость, решительность.

 Самонадеянность, самостоятельность, самоуверенность, сдержанность, скромность, скрытость, слабоволие, слабохарактерность, смелость, собранность, сообразительность, справедливость, старательность.

Тактичность, торопливость, трудолюбие, тщеславие.

 Уживчивость, упрямство, уравновешенность, усидчивость, усердие.

Фантазерство, флегматичность.

Хвастливость, хитрость, хладнокровие, храбрость.

Целеустремленность.

Честность, чистоплотность, чувствительность.

Шутливость.

 Щедрость.

 Эгоистичность, эрудированность.



Просмотр содержимого документа
«разработка урока»

ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.


Тип урока: урок изучения нового материала.


ЦЕЛЬ:

1. Начать знакомство с повестью Н.Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

2.Продолжить формирование у ребят навыков литературоведческого анализа.

Образовательные цели и задачи:

  • закрепляем умение трактовать название произведения как ключ к пониманию текста;

  • знакомимся с образами героев, анализируя экспозицию очерка;

  • исходя из заглавия и экспозиции, учимся формулировать, какие темы и проблемы ставит перед читателем автор;

  • пользуясь приемами сравнения и сопоставления, стараемся увидеть, главных героев произведения;

  • способствовать становлению умения оценивать поступки героев;

  • развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа.

Развивающие цели и задачи:

  • развивать мировоззренческие позиции;

  • развивать критическое мышление при анализе и оценке образов повести;

  • развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа);

  • развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе работы над произведением;

Воспитательные цели и задачи:

  • воспитывать у учащихся нравственное чутьё,

  • воспитывать способность отличать поступки, проступки и преступления.



ОБОРУДОВАНИЕ: запись шестой симфонии П.И. Чайковского; портрет Н.С. Лескова, репродукции рисунков к повести. Раздаточный материал


Приемы:

- запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана,

- использование приёмов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования),

- использование ТСО и средств наглядности.


Методы:

- метод эвристической беседы,

- исследовательский метод,

- проблемные методы,

- объяснительно-иллюстративные,

- сравнение и сопоставление образов героев.


ХОД УРОКА


  1. Ввод в урок.

~ Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

Музыкальный отрывок лирического содержания. (П.И. Чайковский, шестая симфония, 1 часть – 3 минуты).

~ Каким чувством пронизан этот музыкальный отрывок? (тревогой, её нарастанием, вопросами).

Мне кажется, что такими же чувствами проникнуто произведение, которое мы будем сегодня изучать.

Запишем тему урока.


  1. Постановка задач с опорой на «ключевые» слова темы урока:

Автором заявлен жанр «ОЧЕРК».

-Очерк – это документальный рассказ.

Значит, автор хотел подчеркнуть документальность, подлинность, достоверность, правдивость.

Мы будем пользоваться определением: повесть, очерк.


Работа с эпиграфом.

~ Эпиграф не случайно выбран автором. Прочтём. Что означает эта поговорка?

«Первую песенку зардевшись спеть»

- труден первый шаг, а дальше не надо волноваться, всё пойдёт как по маслу…


Экспозиция очерка:

  • Время - 19 век,

  • Место - Россия, купеческая среда,

  • Героиня - Катерина Львовна Измайлова.


  1. Изучение нового материала.

Запишите слова: ЛЕДИ, ЛЮБОВЬ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?


Чтение начала произведения.


Катерина Львовна, «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова с вдовым свёкром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у Катерины Львовны нет, и «при всем довольстве» житьё ее «За неласковым мужем» самое скучное. На шестой год замужества Зиновий Борисович уезжает на мельничную плотину, оставив Катерину Львовну «одну-одинешеньку». Во дворе своего дома она мерится силой с дерзким работником Сергеем, а от кухарки Аксиньи узнает, что молодец этот служит у Измайловых уже месяц, а из прежнего дома был изгнан за «любовь» с хозяйкой. Вечером Сергей приходит к Катерине Львовне, жалуется на скуку, говорит, что любит и остается до утра. Но в одну из ночей Борис Тимофеевич замечает, как из невестина окна спускается книзу красная рубаха Сергея. Свёкор грозит, что все расскажет мужу Катерины Львовны, а Сергея в острог отправит.


- Предположите, что будет дальше.

(слушаем каждого учащегося)


Чтение второй части повести.


В ту же ночь Катерина Львовна отравляет своего свекра белым порошком, припасенным для крыс и продолжает «алигорию» с Сергеем. Между тем Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы «пред святым, пред вечным храмом» мужем ей быть. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в «амурах». Катерина Львовна выводит Сергея и смело целует его при муже.


- Какой вы представили Катерину Измайлову?

Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Катерине Львовне Измайловой.

(таблицы у каждого на парте)

Демонстрация иллюстраций.


Чтение третьей части очерка.


Любовники убивают Зиновия Борисовича, а труп хоронят в погребке. Зиновия Борисовича бесполезно разыскивают, а Катерина Львовна «поживает себе с Сергеем, по вдовьему положению на свободе». Вскоре к Измайловой приезжает жить малолетний племянник Зиновия Борисовича Федор Лямин, деньги которого были у покойного купца в обороте. Наущаемая Сергеем Катерина Львовна задумывает извести богобоязненного мальчика. В ночь всенощной под праздник Введения мальчик остается в доме наедине с любовниками и читает житие святого Федора Стратилата.


- Каким предстал перед нами Сергей?

Работа по таблице. Выберите черты характера, свойственные Сергею.

(таблицы у каждого на парте)

Демонстрация иллюстраций.


Чтение четвертой части повести.


Сергей хватает Федю, а Катерина Львовна душит его пуховою подушкою. Но как только мальчик умирает, дом начинает трястись от ударов. Сергей, видит покойного Зиновия Борисовича, и только Катерина Львовна понимает, что это с грохотом ломится народ, увидевший в щелку, что в «греховном доме» делается. Сергея забирают в часть, и он при первых словах священника о Страшном суде признается в убийстве и называет Катерину Львовну соучастницей. Катерина Львовна все отрицает, но на очной ставке признается, что убила «для Сергея». Убийц наказывают плетьми и проговаривают к каторжным работам. Сергей вызывает сочувствие, а Катерина Львовна ведет себя стойко и даже на родившегося ребенка смотреть отказывается. Его, единственного наследника купца, отдают на воспитание. Катерина Львовна думает только о том, как бы поскорей на этап попасть и Сергея повидать. Но на этапе Сергей неласков, и тайные свидания его не радуют. У Нижнего Новгорода к заключенным присоединяется московская партия, с которой идут солдатка Фиона свободного нрава и семнадцатилетняя Сонетка, о которой говорят: «около рук вьется, а в руки не дается».Катерина Львовна устраивает очередное свидание с любовником, но застает в его объятиях безотказную Фиону и ругается с Сергеем. Так и не помирившись с Катериной Львовной, Сергей начинает «заигрывать» с Сонеткой, которая будто «ручнеет». Катерина Львовна решает оставить гордость и мирится с Сергеем, а во время свидания Сергей жалуется на боль в ногах, и Катерина Львовна отдает ему толстые шерстяные чулки. На следующий день она замечает эти чулки на Сонетке и плюет Сергею в глаза.


Раздать текст четвертой части произведения для анализа.


Чертим таблицу.

В первую колонку записываем действие К. Л. Измайловой, а во вторую колонку Почему она это делает.

Действие (глагол)

Почему?







-Как вы думаете, чем же все-таки все закончилось?

Написать эссе (3-4 предложения)


Просмотр окончания произведения. (Отрывок из фильма «Леди Макбет Мценского уезда»)


Ночью Сергей вместе с товарищем избивает Катерину Львовну под хихиканье Сонетки. Катерина Львовна выплакивает горе на груди Фионы. Вся партия во главе с Сергеем над ней издевается, но Катерина Львовна ведет себя с «деревянным спокойствием». А когда партия переправляется на пароме на другую сторону реки, Катерина Львовна хватает Сонетку за ноги, перекидывается вместе с ней за борт, и обе тонут.


Вспоминая о своей работе над очерком, Лесков говорил: «Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжелые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

Заключение.

«Леди Макбет Мценского уезда» стоит особняком в творчестве писателя потому, что он ищет в русской жизни противостояние «добра» и «света», позволяющее надеяться на то, что в самых тяжких испытаниях удастся «устоять целой земле».


  1. Домашнее задание

с. 86 – 99, прочитать.

  1. Итог урока.

Выставление оценок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" 10 класс

Автор: Повжик Инна Владимировна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Николай Семёнович Лесков"
    ["seo_title"] => string(28) "nikolai-siemionovich-lieskov"
    ["file_id"] => string(6) "268310"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450614648"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Обобщающее тестирование по литературе в 10 классе. "
    ["seo_title"] => string(63) "obobshchaiushchieie-tiestirovaniie-po-litieraturie-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "115113"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1411837092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства