kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова "Юшка".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе»

Урок литературы

7 класс

«Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…»
(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Тип урока: применение знаний, умений, навыков в новой ситуации.(проблемно-развивающий урок ).

Форма урока: эвристическая беседа с выборочным анализом художественного

текста.

Цель: пробудить в учащихся осознание необходимости сострадания, сопереживания, любви ко всему живому через нравственный потенциал рассказа А.Платонова «Юшка».

Задачи: 

-Обучать характеризовать литературного героя через основные художественные средства эпического изображения: пейзаж, портрет, поведение, речь, поступок; отношение главного героя к другим действующим лицам произведения, авторские характеристики.

-Формировать умение монологического аргументированного высказывания по теме, идее художественного произведения, авторской позиции, личного отношения к описываемым событиям, героям.

-Способствовать развитию мышления учащихся путём операции сравнения.

-Развивать умения и навыки работы с авторским словом – главным орудием писательского мастерства.

-Способствовать воспитанию гуманного отношения к окружающему миру.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Вступительное слово учителя Тема нашего урока: «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка») 
А.Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его рассказы, что они необычны, своеобразны, философски; он учит нас мудрости, любви и уважению к человеку.

3. Переход к цели и задачам урока Мы поговорим о проблемах, которые поднимает писатель в рассказе «Юшка» и будем вместе искать пути решения данных проблем. Поможет нам в этом само художественное произведение. Авторское слово обязательно подскажет нам ответы на все наши вопросы. Надо быть только очень внимательным читателем. Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.

4. Изучение рассказа Подберём эпиграф к уроку. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»?

Объясните, почему выбрали этот вариант? 
1. Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.       (Б.Пастернак)


2. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.        (М.Ю.Лермонтов)


3. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.       (И.Суриков)

4.Побеждай зло добром. Библия


5. А он, мятежный просит бури,
Как будто в бурях есть покой.      (М.Ю.Лермонтов)

- Считают ли так герои рассказа? Кто? (Юшка)

-Как выглядит этот человек?  

Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он –  подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую.
Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня.
Но в глазах взрослых,  отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка.
Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что о нём знают.

- Есть ли что-то необычное в его внешности? (Глаза)

- Что будет, если ударить топором по березе, сосне? (Сок побежит, смола выступит).

- А у Юшки? (В глазах постоянная влага.)

-Чем называют глаза человека? (Зеркало души)
- Что это значит? (Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах)
- Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.)
Отчего же ему больно и за что обидно?

Мы выясним это, поработав над эпизодами: «Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке» 

- Первый эпизод – Юшка и дети, второй – взрослые и Юшка, третий – веселый прохожий и Юшка.

4. Анализ художественного произведения. - Итак, первый эпизод: Юшка и дети. Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми. Ответьте на вопросы.
- Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость. Обижался ли он на них? ( Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра)

- Как относится Даша(дочь кузнеца), найдите в тексте. Посмотрите, несмотря на то, что она помогает ему, спасет его, даже она говорит жесткие слова, которые ранили бы любого человека, живущего в этом мире….(Юшка долго лежал в пыли….) А Юшка говорил, что и такое выражение может быть…

Второй эпизод: Встреча Юшки со взрослыми. Используя цитаты из текста, ответьте на вопросы.
Почему взрослые обижают Юшку. Чем отвечает им Юшка? (Взрослые, пожилые люди…) (Взрослые тоже вымещают на Юшке «злое горе и обиду», лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. «Будь как все», - вот чего они требуют от Юшки)

-Почему же и дети, и взрослые так относились к нему?(Мы отвечаем на боль, обиду, а он не отвечал, а это было странно, не принято)
-А как поступили бы вы на месте героя? Почему?
-Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше)
-По своему отношению к людям, поведению Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей? (Странный)

5.Словарная работа.
-Как понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других)
-Как еще называют таких людей?
-Как вы понимаете слова: блаженный, сокровенный?
-Прочитайте толкования в словаре, запишите их в тетрадь.
Блаженный – осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый.
Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное.
-Объединяет ли что-то эти слова? (Скрытое, тайное, необычное)
- Как можно назвать такие слова? (Синонимы)

-Помните, Юшка говорил: «Сердце у людей слепое», помните, Что означает это выражение? (каменное, бездушное, бесчувственное), сердце, которое не умеет любить, сострадать. И соответственно , антитеза – сердце зрячее (может любить, понимать).
-Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта).
-Был ли Юшка счастлив среди людей? А где ему было хорошо и спокойно? (На природе)
-Почему, ведь одиночество, это худшее качество. Вопрос, так почему же Юшка уходил в леса, поле?( там его никто не трогал, там он набирался сил). Юшка близок к природе, он сам - источник этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останемся бессловесным, он не ответит ударом на удар.

Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым.

- Третий эпизод: мы уже говорили, что он никогда не отвечал людям плохим словом, только единожды он осерчал, найдите это место, когда он первый раз в жизни ответил на жесткие слова, прочитайте( …я по надобности)

-Какой глагол взял автор(осерчал)
3. Юшка и весёлый прохожий. Рассмотрите кульм. эпизод- встречу Юшки с прохожим. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда.
( Чем помешал Юшка весёлому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?)

(Встреча с весёлым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный  Юшка не молчит, возражает обидчику.)

- О чём нам говорит А. Платонов этими словами?( Каждая человеческая жизнь неповторима, любой человек ценен)
- Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чьё – то слепое сердце прозрело, пусть не надолго.
- Однако без Юшки жить людям стало хуже. Почему?

(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящею всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство) - ученики ответ находят в тексте.

- Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен? Да, прав. Он был мудрее их.

-Прав ли Юшка, говоря: «Мы все равны»? Может ли кто-то распоряжаться чужой жизнью? (Да, все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убей!»)

Вместе приходим к выводу, что нельзя одному человеку ставить себя выше других. И никто не вправе судить других людей. Тем более издеваться и убивать их только потому, что они кому-то не нравятся, что они не похожи на всех остальных.

- До смерти его называли Юшкой, а после смерти его называют Ефимом Дмитриевичем. (Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? Послушайте, что нам скажут по этому поводу наши следопыты.

– Ефим – благочестивый, благожелательный, священный.
– Имя  Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.        

- А как наш Юшка превратился в Ефима Дмитриевича? (приехала дочка, которая не знала, что он умер, она хотела вылечить Юшку)

(К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки)

– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (тему милосердия, сострадания к людям). 

Наши улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово…

6. Итог урока.- Над чем вас заставил задуматься рассказ Юшка? (не надо срываться на слабых не отвечать злом на зло, из этого рассказа я поняла, что любовь может быть спрятана очень глубоко)

- Хотели бы вы родиться Юшкой?

Ученики все, как один, отвечают отрицательно. Никто не хочет быть таким.

- Почему, ведь он добрый, он любит все живое? Что же не нравится вам?

Делаем вывод. Нам не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему, то есть то, как мы сами относимся к таким людям.

- Но справедливо ли это? Можно ли к человеку так относиться?

В народе говорят: «От слов до поступка - пропасть!»

И хотелось бы, чтобы вы проявляли больше заботы и внимания друг к другу и к людям.

- Чему учит нас Платонов?

Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.

«У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир».

- Способен изменить мир Юшка?

Хочется крикнуть людям:
“Будьте щедрей на ласку!”
Путь человека труден,
Мало похож на сказку.
Как скопидом монеты,
Ласку не прячьте, люди,
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.

Я тоже всему свету нужен…

 7. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на одну из тем:

«О чем заставил меня задуматься рассказ «Юшка»;

«Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы в 7 классе

Автор: Татьяна Эвальдовна Свистунова

Дата: 30.05.2022

Номер свидетельства: 608412

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства