Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе»
Урок литературы
7 класс
«Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Тип урока: применение знаний, умений, навыков в новой ситуации.(проблемно-развивающий урок ).
Форма урока: эвристическая беседа с выборочным анализом художественного
текста.
Цель: пробудить в учащихся осознание необходимости сострадания, сопереживания, любви ко всему живому через нравственный потенциал рассказа А.Платонова «Юшка».
Задачи:
-Обучать характеризовать литературного героя через основные художественные средства эпического изображения: пейзаж, портрет, поведение, речь, поступок; отношение главного героя к другим действующим лицам произведения, авторские характеристики.
-Формировать умение монологического аргументированного высказывания по теме, идее художественного произведения, авторской позиции, личного отношения к описываемым событиям, героям.
-Способствовать развитию мышления учащихся путём операции сравнения.
-Развивать умения и навыки работы с авторским словом – главным орудием писательского мастерства.
-Способствовать воспитанию гуманного отношения к окружающему миру.
План урока:
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя Тема нашего урока: «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П.Платонова «Юшка») А.Платонов – удивительный писатель. Вы уже заметили, когда читали его рассказы, что они необычны, своеобразны, философски; он учит нас мудрости, любви и уважению к человеку.
3. Переход к цели и задачам урока Мы поговорим о проблемах, которые поднимает писатель в рассказе «Юшка» и будем вместе искать пути решения данных проблем. Поможет нам в этом само художественное произведение. Авторское слово обязательно подскажет нам ответы на все наши вопросы. Надо быть только очень внимательным читателем. Мы попробуем прожить вместе с героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя.
4. Изучение рассказа Подберём эпиграф к уроку. Какое из этих высказываний вы выбрали бы эпиграфом к рассказу «Юшка»?
Объясните, почему выбрали этот вариант? 1. Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. (Б.Пастернак)
2. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (М.Ю.Лермонтов)
3. Я счастлив счастием, мне чуждым, И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. (И.Суриков)
4.Побеждай зло добром. Библия
5. А он, мятежный просит бури, Как будто в бурях есть покой. (М.Ю.Лермонтов)
- Считают ли так герои рассказа? Кто? (Юшка)
-Как выглядит этот человек?
Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слёзы». Он долгие годы носит без смены одну и ту же одежду, напоминающую рубище. И стол его скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Он – подручный помощник у главного кузнеца, выполняет работу незаметную для постороннего глаза, хотя и необходимую. Он первым идет поутру в кузницу и последним покидает, так что старики и старухи сверяют по нему начало и конец дня. Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка – человек ущербный, не имеющий жить, ненормальный, потому-то именно его вспоминают они, ругая детей: мол, будешь как Юшка. Кроме того, каждый год Юшка куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Неприметен внешне. Долгие годы носит одну и ту же одежду. Стол его очень скромен: чаю он не пил и сахару не покупал. Работает подручным помощником у кузнеца и работу выполняет на первый взгляд незаметную, но нужную. Он первым идёт на работу и последним покидает кузницу. Но в глазах взрослых Юшка человек ущербный, не умеет жить, «божье чучело», «блажной», «урод негодный». Как сказал столяр, «забраковали его люди». Каждый год куда-то уходит на месяц и потом возвращается. Вот и всё, что о нём знают.
- Есть ли что-то необычное в его внешности? (Глаза)
- Что будет, если ударить топором по березе, сосне? (Сок побежит, смола выступит).
- А у Юшки? (В глазах постоянная влага.)
-Чем называют глаза человека? (Зеркало души) - Что это значит? (Что происходит на душе человека, внутри – все отражается в глазах) - Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? ( Ему больно. В глазах слезы. Плачет душа.) - Отчего же ему больно и за что обидно?
Мы выясним это, поработав над эпизодами: «Отношения Юшки к окружающим его людям и их отношение к Юшке»
- Первый эпизод – Юшка и дети, второй – взрослые и Юшка, третий – веселый прохожий и Юшка.
4. Анализ художественного произведения. - Итак, первый эпизод: Юшка и дети. Найдите в тексте описание встречи Юшки с детьми. Ответьте на вопросы. - Что влечёт детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость. Обижался ли он на них? ( Дети не дают Юшке проходу, донимая его криками, ударами, бросая в него камни и сор. Но отнюдь не злоба, не ненависть к Юшке движут детьми. Они ждут естественной, нормальной реакции – зло в ответ на зло. Для них зло – это проявление нормы. Более того, зло для детей – источник радости и веселья. Юшка радостно откликается на радость детей, он рад от сознания своей нужности. Он понимает, что дети не виноваты в том, что в их жизни нет добра)
- Как относится Даша(дочь кузнеца), найдите в тексте. Посмотрите, несмотря на то, что она помогает ему, спасет его, даже она говорит жесткие слова, которые ранили бы любого человека, живущего в этом мире….(Юшка долго лежал в пыли….) А Юшка говорил, что и такое выражение может быть…
Второй эпизод: Встреча Юшки со взрослыми. Используя цитаты из текста, ответьте на вопросы. Почему взрослые обижают Юшку. Чем отвечает им Юшка? (Взрослые, пожилые люди…) (Взрослые тоже вымещают на Юшке «злое горе и обиду», лютую ярость сердца. Они не могут простить Юшке его непохожести, молчаливой кротости. «Будь как все», - вот чего они требуют от Юшки)
-Почему же и дети, и взрослые так относились к нему?(Мы отвечаем на боль, обиду, а он не отвечал, а это было странно, не принято) -А как поступили бы вы на месте героя? Почему? -Кто был бы тогда прав: вы или Юшка? Почему? (Если бы повели себя жестоко, стали бы похожи на них, не были бы ничем их лучше) -По своему отношению к людям, поведению Юшка был непохож на других. Как иначе называют таких людей? (Странный)
5.Словарная работа. -Как понимаете это слово? (Необычный, непохожий на других) -Как еще называют таких людей? -Как вы понимаете слова: блаженный, сокровенный? -Прочитайте толкования в словаре, запишите их в тетрадь. Блаженный – осененный благодатью, в высшей степени счастливый; глуповатый. Сокровенный – нечто скрытое до поры, дорогое, свято хранимое и тайное, задушевное. -Объединяет ли что-то эти слова? (Скрытое, тайное, необычное) - Как можно назвать такие слова? (Синонимы)
-Помните, Юшка говорил: «Сердце у людей слепое», помните, Что означает это выражение? (каменное, бездушное, бесчувственное), сердце, которое не умеет любить, сострадать. И соответственно , антитеза – сердце зрячее (может любить, понимать). -Судя по тому, как люди относятся друг к другу, можно сказать, что является основой их жизни? (Для окружающих – злоба и ненависть, для Юшки – любовь и доброта). -Был ли Юшка счастлив среди людей? А где ему было хорошо и спокойно? (На природе) -Почему, ведь одиночество, это худшее качество. Вопрос, так почему же Юшка уходил в леса, поле?( там его никто не трогал, там он набирался сил). Юшка близок к природе, он сам - источник этой природы. Он как дерево, как цветок, над которым человек может издеваться, а он останемся бессловесным, он не ответит ударом на удар.
Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром. Мы видим Юшку веселым и счастливым.
- Третий эпизод: мы уже говорили, что он никогда не отвечал людям плохим словом, только единожды он осерчал, найдите это место, когда он первый раз в жизни ответил на жесткие слова, прочитайте( …я по надобности)
-Какой глагол взял автор(осерчал) 3. Юшка и весёлый прохожий. Рассмотрите кульм. эпизод- встречу Юшки с прохожим. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда. ( Чем помешал Юшка весёлому прохожему? Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?)
(Встреча с весёлым прохожим, укорявшим Юшку за то, что он по земле ходит, и пожелавшим ему смерти, обрывается трагически. Ни на кого не похожий, Юшка кажется ему ненужным, лишним в этом мире. И впервые кроткий, молчаливый, смиренный Юшка не молчит, возражает обидчику.)
- О чём нам говорит А. Платонов этими словами?( Каждая человеческая жизнь неповторима, любой человек ценен) - Проститься с Юшкой пришли все люди. Возможно, чьё – то слепое сердце прозрело, пусть не надолго. - Однако без Юшки жить людям стало хуже. Почему?
(Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, беззаветно терпящею всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство) - ученики ответ находят в тексте.
- Значит, прав был Юшка, когда говорил, что люди любят его, сами того не понимая, как он им нужен? Да, прав. Он был мудрее их.
-Прав ли Юшка, говоря: «Мы все равны»? Может ли кто-то распоряжаться чужой жизнью? (Да, все люди рождены для жизни, и они равны. И никто не вправе лишать человека жизни, потому что она дана свыше. В рассказе нарушается одна из заповедей: «Не убей!»)
Вместе приходим к выводу, что нельзя одному человеку ставить себя выше других. И никто не вправе судить других людей. Тем более издеваться и убивать их только потому, что они кому-то не нравятся, что они не похожи на всех остальных.
- До смерти его называли Юшкой, а после смерти его называют Ефимом Дмитриевичем. (Ребята, а вы знаете, что означают имена Ефим и Дмитрий? Послушайте, что нам скажут по этому поводу наши следопыты.
– Ефим – благочестивый, благожелательный, священный. – Имя Дмитрия восходит к имени Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия. Благие зерна, взращенные не плодородной почве родительской любви, приносят щедрые плоды добра.
- А как наш Юшка превратился в Ефима Дмитриевича? (приехала дочка, которая не знала, что он умер, она хотела вылечить Юшку)
(К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Но добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всем, сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу называют дочерью доброго Юшки)
– Таким образом, какую важнейшую тему поднимает в своем рассказе А.П.Платонов? (тему милосердия, сострадания к людям).
Наши улицы по-прежнему полны одиноких старых людей, мимо которых равнодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым делам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово…
6. Итог урока.- Над чем вас заставил задуматься рассказ Юшка? (не надо срываться на слабых не отвечать злом на зло, из этого рассказа я поняла, что любовь может быть спрятана очень глубоко)
- Хотели бы вы родиться Юшкой?
Ученики все, как один, отвечают отрицательно. Никто не хочет быть таким.
- Почему, ведь он добрый, он любит все живое? Что же не нравится вам?
Делаем вывод. Нам не нравится не сам Юшка, а отношение людей к нему, то есть то, как мы сами относимся к таким людям.
- Но справедливо ли это? Можно ли к человеку так относиться?
В народе говорят: «От слов до поступка - пропасть!»
И хотелось бы, чтобы вы проявляли больше заботы и внимания друг к другу и к людям.
- Чему учит нас Платонов?
Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле.
«У Юшки, без сомнения, было доброе и великое сердце, способное простить людей даже со слепым сердцем … Такой человек способен изменить мир».
- Способен изменить мир Юшка?
Хочется крикнуть людям: “Будьте щедрей на ласку!” Путь человека труден, Мало похож на сказку. Как скопидом монеты, Ласку не прячьте, люди, Пусть она добрым светом Вечно светить вам будет.
Я тоже всему свету нужен…
7.Домашнее задание
Написать мини-сочинение на одну из тем:
«О чем заставил меня задуматься рассказ «Юшка»;
«Случай из моей жизни. Как моя (или чья-то) любовь помогла другому человеку».