kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта урока литературы в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)»


Организационная информация

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Тема урока

Уроки выживания (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Учитель

Максишкина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «Школа №54»

Республика/край, город/поселение

г.Казань


Методическая информация

Тип урока

урок общеметодологической направленности

Цель урока

организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.

Задачи урока

- совершенствовать речевые умения, способность к анализу обобщению, систематизации полученных знаний;

- активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий;

- формировать умение анализировать текст художественного произведения, давать характеристику герою, его поступкам;

- развивать творческие способности учащихся при работе в группах, умение планировать работу, определять свою роль в группе



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные


Знать содержание прочитанного произведения;


уметь анализировать художественный текст; давать

характеристику герою произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.


Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Формы и методы

Фронтальный опрос, эвристическая беседа, работа в группе

Педагогические технологии

Проблемное обучение.

Информационно-коммуникационные технологии.

Ресурсы урока

Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.


Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Этап мотивации (самоопределение к деятельности)


Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-определить содержательные рамки урока


1. Включает видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».

2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся.

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.


У.: Сегодня мы продолжаем разговор о главном герое рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». «… велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное». Вместе с Васюткой мы оказались в тайге.

Просмотр видеофрагмента «Как Васютка выжил в тайге».


- Подумайте, на какой вопрос мы сегодня должны ответить?


- Научила ли тайга Васютку чему-нибудь?


- Сформулируем тему урока.

Смотрят видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Выдвигают предположения о теме урока.











Что помогло Васютке выжить в тайге?





Как Васютка выжил в тайге

Л1

Р1

К3

П1

2

Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Цель:

- актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

-зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Активизирует знания учащихся. Организует работу по проверке знания текста.

Создает проблемную ситуацию.


У.: Васютка обладал большим багажом знаний. Проверим, каким багажом знаний обладаем мы, отправляясь в путь.


Тест (работа на карточках).

1. На какой реке происходит действие рассказа?

2. Чем снабжал Васютка рыбаков?

3. Почему мама заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

4. Затеси – это…

5. Какую птицу первой увидел Васютка?

6. Когда Васютка понял, что заблудился?

7. Почему Васютка, увидев в озере рыбу, удивился?

8. В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?


Сверьте с образцом (на интерактивной доске)


1 Енисей.

2 Кедровыми орехами.

3 В тайгу без хлеба не ходят

4 Стёс, сделанный на дереве топором

5 Глухаря

6 При виде беспомощной мухи

7 Понял, что вода в озере текучая

8 В хвастовстве.

Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных карточках по содержанию рассказа «Васюткино озеро».






Енисей.

Кедровыми орехами.

В тайгу без хлеба не ходят


Стёс, сделанный на дереве топором

Глухаря

При виде беспомощной мухи

Понял, что вода в озере текучая

В хвастовстве.

Л2

Р3

К1

П2


3

Этап постановки учебной задачи (проблемы)

Цель:

-выявить места и причины затруднения;

-организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.

У.: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.

А теперь нам предстоит поработать в группах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока.


Четверо суток провёл Васютка в тайге. Ваша задача найти, что испытывает мальчик, как себя ведёт в эти дни и ночи – записывать можно словами из текста, затем подумать о том, как они повлияли на характер мальчика и заполнить последний столбик. Работаем в группе, поэтому нужно советоваться, делиться своими наблюдениями. Вывод также можно сделать вместе.

- Каждая группа будет исследовать одни из суток, заполняя таблицу. Остальные же графы таблицы вы заполните, когда будете слушать представителей каждой группы.


Для каждого обучающегося таблица приготовлена на листах

1 группа – исследует 1 день

2 группа -2 день

3 группа-3 день

4 группа -4 день




















День

Ночь

Вывод о

характере

1 сутки




2 сутки




3 сутки




4 сутки





Р1

К1

П1


4

Этап построения выхода из затруднения. Работа в группах.

Цель:

-постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Учитель организует групповую деятельность учащихся.

Примерные ответы



День

Ночь

Вывод о

характере

1

сутки

Отчаяние,

стал припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов, рыбаков охотников

набрав храбрости, решительно направился в сторону темного предмета


уверенность, решительность

2

сутки

решил идти на север

натаскал дров, развел огонь, обжарил на костре шишки

наблюдательность, смелость,

3

сутки

Было всё так же тоскливо; сделалось ещё холоднее

отковырнул маленький кусочек от чёрствой краюшки, забылся тяжёлым сном

бодрость духа, мужественность, которая побеждает отчаяние

4

сутки

Не дыша, он чиркнул спичку о коробок, дал огоньку разгореться в ладонях и поднёс к берёсте

Эта ночь была особенно длинной и тревожной

выносливость, сообразительность


Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах.


Заслушивание ответов детей. Отвечает один из группы.

Л3

Р2, Р4

К4

П1, П2


5

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

-включение нового способа действий в систему знаний;

- повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Составьте синквейн образа Васютки, используя данный алгоритм:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Пример:


Васютка

Смелый, решительный,

Заблудился, не отчаялся, шел.

Взял себя в руки-

Молодец.




Индивидуальная работа

Предоставлены памятки с правилом написания синквейна

Зачитывание работ








Формулируют вывод по проблеме урока: характер человека формируется при преодолении каких-либо испытаний, в каких-либо ситуациях. У каждого человека он будет проявляться по–разному.

Р3

К2, К3

П3


6

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

-оценить результаты собственной деятельности.

Организовывает фронтальную беседу. Предлагает выбрать домашнее задание.

У.: Подведем итоги урока. Продолжите фразу

(Выведен на доске рефлексивный ряд):

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Меня удивило…

Было трудно…

Я научился…


- Если вдруг вы попадёте в какую – либо трудную ситуацию, подумайте, а как бы поступил Васютка.


Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению:

1. сочинение-миниатюра «Как выжить в тайге»

2. написать «Письмо Васютке»

3 составить синквейн на тему «Тайга»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.





Л2

Р5

К3

П3





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 5 классе

Автор: Максишкина Ольга Владимировна

Дата: 17.04.2019

Номер свидетельства: 507472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства