kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему: Н.А.Некрасов. Стихотворение "Саша". 10 класс коррекционной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе»

Тема урока: Н.А. Некрасов. Стихотворение «Саша»

Цели:

-продолжить знакомство с произведением Н.А. Некрасова "Саша», совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения.

-коррегировать слуховое и зрительное восприятие, внимание обучающихся.

-формировать нравственные качества, прививать бережное отношение и любовь к природе, животным.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к первичному восприятию и актуализация знаний.

Показываются портреты писателей, ребята находят портрет Н.А.Некрасова и рассказывают биографию поэта. (Где провёл своё детство будущий писатель и любил ли он природу?

Дома вы должны были подобрать иллюстрации о родной природе, расскажите, что вы видите и сделайте выводы. (рассказы детей).

Очень любил Н.А. Некрасов родную природу  и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал её красоту, величие, богатство.

- Ребята, скажите, как мы должны относиться к природе? (ответы обучающихся, выводы).

-Мы продолжаем знакомиться с творчеством Некрасова и его произведением, в котором отражается тема природы. Открываем учебники, находим отрывок из стихотворения «Саша».

- Кто такая Саша? Как она относится к природе? Любимое занятие девушки?

- Саша счастлива в гармонии с природой, казалось ничего не может омрачить ее состояния. Но оказывается, есть событие, которое заставляет девушку печалиться.

3. Первоначальное восприятие:

-Ребята, прослушаем отрывок из II части поэмы «Саша». Слушая, постарайтесь найти ответить на вопрос: что заставило Сашу грустить? (Саше случалось знавать и печали…)

- О чем этот отрывок из поэмы? Каким настроением проникнут? Почему?

4. Анализ стихотворения, комментированное чтение. Словарная работа над словами:

Спорился, спориться – удаваться, идти успешно.

Осинник – осиновый лес.

Березняк – березовый лес

Дубняк – дубовый лес

Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.

Роковой – предопределенный судьбой, имеющий тяжелые последствия.

Поверженный лес – поваленный лес

Глыба – что – либо больших размеров, неопределенной формы.

Работа над средствами языковой выразительности. Поисковое чтение.

- Предлагаю сейчас поработать в паре и ответить на следующие вопросы (найти ответы в тексте и зачитать отрывки). Вопросы представлены на карточках.

-Найдите описание леса до вырубки. Каким видела его Саша? Зачитайте. -Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? Зачитайте. Чем грозила им эта работа?

-Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. Зачитайте. Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение): Лес зазвенел, застонал, затрещал… Вы ощутили страдания деревьев? Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев: С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк. Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы…

-Найдите описание леса после вырубки. Зачитайте. С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными. Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет, зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев.

-Как автор описывает рубщиков леса? Найдите строчки, в которых говорится об их безразличии к гибели деревьев, о их жестокости.

- Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?

5. Упражнение в выразительном чтении.

-Ребята, сейчас поработаем над выразительным прочтением отрывка:

Саше случалось знавать и печали://Плакала Саша,/ как лес вырубали, /Ей и теперь его жалко до слез.///Сколько тут было кудрявых берез!///Там из-за старой, /нахмуренной елиКрасные грозды калины глядели,/Там поднимался дубок молодой.///

Кончились поздно труды роковые.//Вышли на небо светила ночные,/И над поверженным лесом луна Остановилась, /кругла и ясна,-//Трупы деревьев недвижно лежали;//Сучья ломались,/ скрипели,/ трещали,/Жалобно листья шумели кругом.///Так, /после битвы,/ во мраке ночном Раненый стонет/, зовет,/ проклинает.///

Выразительное чтение отрывков текста учащимися.

-Для чего необходим лес? (Лес- легкие нашей планеты, это дом для животных и птиц)

- Как вы относитесь к уничтожению лесов?

- О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? Актуальна ли для нашего города эта проблема?

- Расскажите, что вы знаете о международной экологической организации «Гринпис»? (пер. с англ. «зеленый мир». Ее филиалы находятся и в России.) Если вы принимаете участие в защите природы – сажаете деревья, бережете лес от пожаров, напишите письмо в эту организацию, расскажите о том, что вы делаете или нарисуйте плакаты, листовки, направленные на защиту леса. Это будет вашим домашним заданием.

VI Итог урока.

-К чему призывает Н.А.Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»?

- Каким лесом вы хотели бы любоваться? Почему? Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок литературы в 10 классе

Автор: Татьяна Эвальдовна Свистунова

Дата: 11.12.2022

Номер свидетельства: 619840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства