2. Подготовка к первичному восприятию и актуализация знаний.
Показываются портреты писателей, ребята находят портрет Н.А.Некрасова и рассказывают биографию поэта. (Где провёл своё детство будущий писатель и любил ли он природу?
Дома вы должны были подобрать иллюстрации о родной природе, расскажите, что вы видите и сделайте выводы. (рассказы детей).
Очень любил Н.А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал её красоту, величие, богатство.
- Ребята, скажите, как мы должны относиться к природе? (ответы обучающихся, выводы).
-Мы продолжаем знакомиться с творчеством Некрасова и его произведением, в котором отражается тема природы. Открываем учебники, находим отрывок из стихотворения «Саша».
- Кто такая Саша? Как она относится к природе? Любимое занятие девушки?
- Саша счастлива в гармонии с природой, казалось ничего не может омрачить ее состояния. Но оказывается, есть событие, которое заставляет девушку печалиться.
3. Первоначальное восприятие:
-Ребята, прослушаем отрывок из II части поэмы «Саша». Слушая, постарайтесь найти ответить на вопрос: что заставило Сашу грустить? (Саше случалось знавать и печали…)
- О чем этот отрывок из поэмы? Каким настроением проникнут? Почему?
4. Анализ стихотворения, комментированное чтение. Словарная работа над словами:
Спорился, спориться – удаваться, идти успешно.
Осинник – осиновый лес.
Березняк – березовый лес
Дубняк – дубовый лес
Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.
Роковой – предопределенный судьбой, имеющий тяжелые последствия.
Поверженный лес – поваленный лес
Глыба – что – либо больших размеров, неопределенной формы.
Работа над средствами языковой выразительности. Поисковое чтение.
- Предлагаю сейчас поработать в паре и ответить на следующие вопросы (найти ответы в тексте и зачитать отрывки). Вопросы представлены на карточках.
-Найдите описание леса до вырубки. Каким видела его Саша? Зачитайте. -Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? Зачитайте. Чем грозила им эта работа?
-Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. Зачитайте. Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение): Лес зазвенел, застонал, затрещал… Вы ощутили страдания деревьев? Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев: С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк. Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы…
-Найдите описание леса после вырубки. Зачитайте. С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными. Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет, зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев.
-Как автор описывает рубщиков леса? Найдите строчки, в которых говорится об их безразличии к гибели деревьев, о их жестокости.
- Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?
5. Упражнение в выразительном чтении.
-Ребята, сейчас поработаем над выразительным прочтением отрывка:
Саше случалось знавать и печали://Плакала Саша,/ как лес вырубали, /Ей и теперь его жалко до слез.///Сколько тут было кудрявых берез!///Там из-за старой, /нахмуренной елиКрасные грозды калины глядели,/Там поднимался дубок молодой.///
Кончились поздно труды роковые.//Вышли на небо светила ночные,/И над поверженным лесом луна Остановилась, /кругла и ясна,-//Трупы деревьев недвижно лежали;//Сучья ломались,/ скрипели,/ трещали,/Жалобно листья шумели кругом.///Так, /после битвы,/ во мраке ночном Раненый стонет/, зовет,/ проклинает.///
Выразительное чтение отрывков текста учащимися.
-Для чего необходим лес? (Лес- легкие нашей планеты, это дом для животных и птиц)
- Как вы относитесь к уничтожению лесов?
- О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? Актуальна ли для нашего города эта проблема?
- Расскажите, что вы знаете о международной экологической организации «Гринпис»? (пер. с англ. «зеленый мир». Ее филиалы находятся и в России.) Если вы принимаете участие в защите природы – сажаете деревья, бережете лес от пожаров, напишите письмо в эту организацию, расскажите о том, что вы делаете или нарисуйте плакаты, листовки, направленные на защиту леса. Это будет вашим домашним заданием.
VI Итог урока.
-К чему призывает Н.А.Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»?
- Каким лесом вы хотели бы любоваться? Почему? Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой?