Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I Этап мотивации к учебной деятельности |
Включение учащихся в деятельность | ( Учитель приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.) | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Познавательные: осознают учебно-познавательную деятельность. Коммуникативные: обмениваются мнениями Личностные: настрой на позитивное начало урока |
II Этап актуализации знаний и пробного учебного действия |
Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Просмотр презентации. | – Сегодня мы будем работать с художественным текстом, который принадлежит перу тончайшего и проникновенного лирика И.А.Бунина. Дома вы познакомились с предложенной в вашем учебнике биографией поэта и составили к биографии «тонкие и толстые» вопросы. Зачитайте несколько вопросов. (Слайд №2) А сейчас с помощью предложенного мной кластера вы расскажете, что вы знаете о Бунине? Что связывает И.А.Бунина с Воронежем, Озерками, Ельцом, Парижем, журналом «Родина», «страдательными песнями», В. Жуковским .. (слайд №3) - Где черпал И.Бунин темы для своих произведений? | Зачитывают вопросы . Отвечают. (русская природа, народные песни, наблюдение за бытом крестьян, окружающая жизнь) | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог Познавательные: умение строить речевое высказывание; Познавательные: выбор смысловых единиц предложения и установление отношений между ними Регулятивные: - осознанное построение речевых высказываний в устной речи. |
III Выявление места и причины затруднений |
Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания. | На доске записан эпиграф урока, слова Бунина. Одно слово нечаянно стерлось, восстановить его мы сможем в конце урока. Я пишу о ...- всё равно, в чём бы она нибыла, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин) (слайд №5) – Ребята! То произведение Бунина , которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта, написавшего их. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Густой зеленый ельник при дороге». Как вы думаете , что общего в стихотворениях Бунина , написанных на доске, репродукциями картин известных русских художников и стихотворением «Густой зеленый ельник при дороге», которое будем изучать сегодня? На доске: «Полевые цветы», «Лес словно терем расписной» «Густой зеленый ельник при дороге..» Картины художников М.Шишкина, Левитана (Слайд №6) Ваши гипотезы? (Слайд №7) -Почему возникли затруднения? (Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с текстом.) | Ребята затрудняются ответить (Тема природы, времен года, красоты природы, России, родины) | Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей Регулятивные: осознанное построение речевых высказываний в устной речи Личностные: усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения |
IV Целеполагание |
Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) | Итак, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова тема нашего урока? ( Изучение стихотворения Бунина, анализ стихотворения) Точнее « Тайна стихотворения Бунина». Давайте поставим цели нашего урока. (Слайд № 9) | Формулируют тему и цель урока 1. Понять скрытый смысл стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…» 2. Исследовать художественные средства для понимания текста. 3. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы | Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности |
V Поиск решений . Открытие новых знаний. |
Открытие новых знаний: - работа с информацией в учебнике | -А теперь проведем поиск новых знаний , самостоятельно в группах при поддержке учителя и учебника. Давайте вспомним, как нужно работать в группах. Слайд № 17) ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1.Внимательно прочитайте задания. 2Работайте дружно. 3.Уважайте мнение товарищей. 4. Работайте так, чтоб не мешать другим группам. 5.Выберите выступающего. . Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. В этом мы убедимся, познакомившись со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…» (чтение стихотворения) - Понравилось стихотворение? Какие чувства вызвало? - Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа) (Слайд № 16) У вас на партах лежат таблицы, в которые мы будем заносить все сделанные выводы. - Как вы поняли , о чем же это стихотворение? Его тема? - А как вы определяете тему? ( по существительным) - Какие ключевые , главные образы в стихотворении? (природа и олень) | Выполняют задания (в группах ) Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию и делают выводы отвечают | Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; умеют согласовывать свои действия . |
VI. Первичное закрепление |
| Работа в группах: Вам необходимо в течение 4 минут выписать существительные и нарисовать образы стихотворения - А теперь нужно выписать художественные средства, которые помогают созданию этих образов. - Давайте вспомним, какие вы знаете виды тропов, художественных средств?(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) Дома вы готовили Синквейны к тропам «Эпитет», «Олицетворение», «Метафора»(зачитайте) Так значит главный герой стихотворения Олень ? -А где же он. Мы видим его? Нет. А кто его видит? Особенность этого рассказчика в том, что он везде(его глазами мы видим) и его нет. Он все видит. Знает, но не появляется, а рассказывает о других героях. Как в стихотворении называется такой герой ? Несмотря на отсутствие, он передает свои чувства.) - Какой это человек? | 1группа выписывает все существительные, относящиеся к образу природы (лес, поле, луг); делает рисунки к этим образам 2 группа выписывает все существительные, относящиеся к образу оленя; рисунки к этим образам (зачитывают) Проверка домашнего задания ( Синквейны по видам тропов) Работа в группах (защита проекта) (1 группа- В стихотворении для описания образа природы автор использует только эпитеты. Они помогают нарисовать образ зимней природы. Она красива. (Если согласны – палец вверх) 2группа: Для создания образа оленя автор тоже использует эпитеты. Они передают величие, красоту спокойное состояние оленя.) (Слайд №19) Тот, от чьего имени ведется рассказ. От имени рассказчика. Лирический герой (Добрый, любящий природу, наблюдательный, переживает событие, которого не видел, умеет сострадать, неравнодушный, поэт в душе) | Регулятивные: принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Познавательные: проводят классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям Личностные: формирование ценностных ориентаций Коммуникативные: действуют с учётом позиции товарища, умеют распределять функции в группе Личностные: Регулятивные: контроль и оценка своих действий |
VI I Физкультминутка |
Дать возможность отдохнуть мышцам спины, рук, глаз | Потрудились – отдохнём! Станем – глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили | Повторяют за учителем упражнения. | |
VIII . Самостоятельная работа с проверкой |
Организация деятельности для отработки навыков. | - Какую картину увидел лирический герой? Откуда он знает, что делает олень? Какие чувства переданы в стихотворении? Поработайте со строфами и объясните, какие слова помогают передать настроение героя, то , что он видел? Меняется ли его настроение? Обратите внимание на звуки, части речи, помогающие рассказать о событиях Вывод: В первых строфах глаголы и эпитеты описывают спокойное движение животного. Олень дома, ему хорошо, ничего не мешает. (В 3-й строфе появляются существительное «прыжок» и наречие « вдруг», которые резко меняют настроение. Передают настроение оленя, почувствовавшего опасность. - Что вам показалось необычным в построении стихотворения, в знаках препинания, в звуковых повторах? ( Знаки препинания тире и многоточие тоже помогают передать волнение оленя и лирического героя. Звуковой прием: Повтор согласных звуков: р-р – напор,о-у –протяжно, стремительность, б-в-б, скр гн– слышим звук падающих веток. Такой прием называется аллитерация.) Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза. - Что у вас и рассказчика вызывает радостное настроение? (Олень убегает) От кого? (от собак) Они сами пришли в лес (Нет, с человеком, злым человеком) - Посмотрите на последнюю строчку , какие два важных слова для понимания главной тайны стихотворения? (Красота и смерть) Прием антитезы позволяет автору показать силу красоты над смертью. ( Слайд № 20) (. Автор утверждает, что красота(жизнь) побеждает смерть. Добро побеждает зло.) Итак, только ли о природе стихотворение? (нет. ) --О чем заставляет задуматься? Давайте вернемся к началу урока, что общего в стихотворениях? (Слайд №22) Скрытый смысл - Победа красоты над смертью Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги…» видит большее, чем сохранение жизни животного, он видит СОХРАНЕНИЕ КРАСОТЫ. Бунин призывает нас особенно зорко видеть и замечать то, что сокрыто от глаз ленивого, равнодушного к родной природе человека. Идея – сохранение красоты -Давайте вставим в эпиграфе утерянное слово. (Слайд №23) -Современно ли стихотворение? Давайте дадим ему название. | Первая группа 1строфа 2 строфа Вторая группа 3 строфа 4 строфа (1 группа : 1, 2 строфы- восхищение, любование (Красоту оленя передал с помощью эпитетов, глаголов. Они помогают увидеть оленя.) 2 группа :3,4 строфы: тревога, волнение, радость!) (Эпитеты, глаголы и существительные, построение предложения) ( Человек может творить добро и зло, нужно научиться видеть и ценить красоту. Мы все дети природы. Мир красоты хрупок его надо защищать) | Личностные: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей в письменной форме; Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия Познавательные: осознание значимости знаний; представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем). Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: передавать информацию посредством сигналов. |
IX. Включение нового знания в систему знаний |
Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний | 1 группа : Составьте кластер, с чем ассоциируется у вас красота? (Слайд № 24- 25) 2 группа : Реши кроссворд и узнаешь, что испытывает человек при виде красоты? (Слайд №26) 1. Как называются созвучные окончания стихотворных строк? Как называется повторение согласных звуков для создания звукового образа? Кто был Бунин по своему сословному происхождению? Родовое имение Буниных, где в детстве жил поэт? Как называется сочетание нескольких строк стихотворения с определенной рифмовкой? Как называются одним словом художественные средства выразительности? Чем заканчиваются день и ночь? Кроссворд | составляют решают | Личностные: Проявление волевых качеств при выборе задания; Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено; Познавательные: умение структурировать знания; |
X Домашнее задание |
Закрепить полученные знания. Развить творческие способности. | 1. Выучить стихотворение наизусть. 2. Закончить таблицу Задания по выбору: Проиллюстрировать стихотворение. Письменный ответ «Мои размышления над стихотворением «Густой зеленый ельник при дороге». Сочинение-миниатюра «Мир везде исполнен красоты» | | Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
ХI Рефлексия |
Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка. | - Что нового узнали… - Что понравилось на уроке… - В чем были затруднения.. - Над чем урок заставил задуматься Оцените свою работу на уроке (заполнение листа самооценки) | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. Самооценка в оценочном листе. | Личностные: владение достаточным словарным запасом для выражения своих мыслей и чувств. Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия. |
| Урок хочу закончить словами Бунина: « Мир везде исполнен красоты» (фотоколлаж ) (Слайд № 31-…) | | |