kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы " Тайна стихотворения И. Бунина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Тайна стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник при дороге…»

Тип урока: закрепления и совершенствования знаний

 

Цель урока:  

Предметные результаты:

Научатся:

Получат возможность научиться:    

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.   

Личностные результаты:

УУД личностные:  ориентирование в системе моральных норм и ценностей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы " Тайна стихотворения И. Бунина"»

Технологическая карта урока

Выполнила : Заика Елена Васильевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ сельского поселения

«Поселок Монгохто»

Учебный предмет : литература

Класс: 5

Автор УМК: Г.С. Меркин., в 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016

Тема урока: «Тайна стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник при дороге…»

Тип урока: закрепления и совершенствования знаний


Цель урока:

Предметные результаты:

Научатся:

Получат возможность научиться:

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Личностные результаты:

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; определяют основную и второстепенную информацию строят логические рассуждения, представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем).

УУД коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Методы и формы обучения : поисковый; приемы ТРКМ; проблемное обучение, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  • проектор;

  • компьютер:

  • презентация к уроку

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД


I Этап мотивации к учебной деятельности


Включение учащихся

в деятельность

( Учитель приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.)


Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Познавательные: осознают учебно-познавательную деятельность.

Коммуникативные: обмениваются мнениями

Личностные: настрой на позитивное начало урока



II Этап актуализации знаний и пробного учебного действия


Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.










Просмотр презентации.


– Сегодня мы будем работать с художественным текстом, который принадлежит перу тончайшего и проникновенного лирика И.А.Бунина. Дома вы познакомились с предложенной в вашем учебнике биографией поэта и составили к биографии «тонкие и толстые» вопросы. Зачитайте несколько вопросов. (Слайд №2)

А сейчас с помощью предложенного мной кластера вы расскажете, что вы знаете о Бунине? Что связывает И.А.Бунина с Воронежем, Озерками, Ельцом, Парижем, журналом «Родина», «страдательными песнями», В. Жуковским .. (слайд №3)

- Где черпал И.Бунин темы для своих произведений?












Зачитывают вопросы





.







Отвечают.





(русская природа, народные песни, наблюдение за бытом крестьян, окружающая жизнь)


Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Познавательные: умение  строить речевое высказывание;














Познавательные: выбор смысловых единиц предложения и установление отношений между ними

Регулятивные: - осознанное построение речевых высказываний в устной речи.







III Выявление места и причины затруднений


Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.


На доске записан эпиграф урока, слова Бунина. Одно слово нечаянно стерлось, восстановить его мы сможем в конце урока.

Я пишу о ...- всё равно, в чём бы она нибыла, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин)

(слайд №5)

– Ребята! То произведение Бунина , которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта, написавшего их.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением «Густой зеленый ельник при дороге». Как вы думаете , что общего в стихотворениях Бунина , написанных на доске, репродукциями картин известных русских художников и стихотворением «Густой зеленый ельник при дороге», которое будем изучать сегодня?


На доске:


«Полевые цветы»,

«Лес словно терем расписной»

«Густой зеленый ельник при дороге..»

Картины художников М.Шишкина, Левитана (Слайд №6)


Ваши гипотезы? (Слайд №7)


-Почему возникли затруднения?

(Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с текстом.)



Ребята затрудняются ответить






















(Тема природы, времен года, красоты природы, России, родины)

















Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Регулятивные: осознанное построение речевых высказываний в устной речи

Личностные: усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

IV Целеполагание

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

Итак, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

Какова тема нашего урока?

( Изучение стихотворения Бунина, анализ стихотворения)

Точнее « Тайна стихотворения Бунина».


Давайте поставим цели нашего урока.


(Слайд № 9)

Формулируют тему и цель урока

1. Понять скрытый смысл стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…»

2. Исследовать художественные средства для понимания текста.

3. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы


Познавательные: строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Регулятивные : целеполагание и планирование своей деятельности

V Поиск решений . Открытие новых знаний.

Открытие новых знаний:

- работа с информацией в учебнике


-А теперь проведем поиск новых знаний , самостоятельно в группах при поддержке учителя и учебника. Давайте вспомним, как нужно работать в группах.

Слайд № 17)

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

1.Внимательно прочитайте задания.

2Работайте дружно.

3.Уважайте мнение товарищей.

4. Работайте так, чтоб не мешать другим группам.

5.Выберите выступающего.


. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. В этом мы убедимся, познакомившись со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…»

(чтение стихотворения)

- Понравилось стихотворение? Какие чувства вызвало?

- Какие слова вам были непонятны? (Словарная работа) (Слайд № 16)

У вас на партах лежат таблицы, в которые мы будем заносить все сделанные выводы.


- Как вы поняли , о чем же это стихотворение? Его тема?

- А как вы определяете тему? ( по существительным)

- Какие ключевые , главные образы в стихотворении? (природа и олень)

Выполняют задания

(в группах )

Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию и делают выводы





























отвечают


















Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата

Коммуникативные: приобретают опыт работы в группе; умеют согласовывать свои действия



.
















VI. Первичное закрепление



Работа в группах: Вам необходимо в течение 4 минут выписать существительные и нарисовать образы стихотворения









- А теперь нужно выписать художественные средства, которые помогают созданию этих образов.

- Давайте вспомним, какие вы знаете виды тропов, художественных средств?(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) Дома вы готовили Синквейны к тропам «Эпитет», «Олицетворение», «Метафора»(зачитайте)
















Так значит главный герой стихотворения Олень ?

-А где же он. Мы видим его? Нет. А кто его видит?


Особенность этого рассказчика в том, что он везде(его глазами мы видим) и его нет. Он все видит. Знает, но не появляется, а рассказывает о других героях. Как в стихотворении называется такой герой ?

Несмотря на отсутствие, он передает свои чувства.)

- Какой это человек?



1группа выписывает все существительные, относящиеся к образу природы (лес, поле, луг); делает рисунки к этим образам

2 группа выписывает все существительные, относящиеся к образу оленя; рисунки к этим образам

(зачитывают)





Проверка домашнего задания

( Синквейны по видам тропов)



Работа в группах

(защита проекта)

(1 группа- В стихотворении для описания образа природы автор использует только эпитеты. Они помогают нарисовать образ зимней природы. Она красива.

(Если согласны – палец вверх)

2группа: Для создания образа оленя автор тоже использует эпитеты. Они передают величие, красоту спокойное состояние оленя.) (Слайд №19)




Тот, от чьего имени ведется рассказ. От имени рассказчика.




Лирический герой





(Добрый, любящий природу, наблюдательный, переживает событие, которого не видел, умеет сострадать, неравнодушный, поэт в душе)



























Регулятивные: принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

Познавательные: проводят классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям

Личностные: формирование ценностных ориентаций

Коммуникативные:

действуют с учётом позиции товарища, умеют распределять функции в группе



Личностные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий




VI I Физкультминутка

Дать возможность отдохнуть мышцам спины, рук, глаз

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили

Повторяют за учителем упражнения.


VIII . Самостоятельная работа с проверкой

Организация деятельности для отработки навыков.

- Какую картину увидел лирический герой? Откуда он знает, что делает олень? Какие чувства переданы в стихотворении? Поработайте со строфами и объясните, какие слова помогают передать настроение героя, то , что он видел?

Меняется ли его настроение? Обратите внимание на звуки, части речи, помогающие рассказать о событиях


Вывод: В первых строфах глаголы и эпитеты описывают спокойное движение животного. Олень дома, ему хорошо, ничего не мешает.

(В 3-й строфе появляются существительное «прыжок» и наречие « вдруг», которые резко меняют настроение. Передают настроение оленя, почувствовавшего опасность.

- Что вам показалось необычным в построении стихотворения, в знаках препинания, в звуковых повторах?

( Знаки препинания тире и многоточие тоже помогают передать волнение оленя и лирического героя.

Звуковой прием: Повтор согласных звуков: р-р – напор,о-у –протяжно, стремительность, б-в-б, скр гн– слышим звук падающих веток. Такой прием называется аллитерация.)

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

- Что у вас и рассказчика вызывает радостное настроение? (Олень убегает) От кого? (от собак) Они сами пришли в лес (Нет, с человеком, злым человеком)

- Посмотрите на последнюю строчку , какие два важных слова для понимания главной тайны стихотворения? (Красота и смерть) Прием антитезы позволяет автору показать силу красоты над смертью. ( Слайд № 20)

(. Автор утверждает, что красота(жизнь) побеждает смерть. Добро побеждает зло.)

Итак, только ли о природе стихотворение? (нет. )



--О чем заставляет задуматься?





Давайте вернемся к началу урока, что общего в стихотворениях? (Слайд №22)


Скрытый смысл - Победа красоты над смертью

Иван Алексеевич Бунин в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги…» видит большее, чем сохранение жизни животного, он видит СОХРАНЕНИЕ КРАСОТЫ. Бунин призывает нас особенно зорко видеть и замечать то, что сокрыто от глаз ленивого, равнодушного к родной природе человека.

Идея – сохранение красоты

-Давайте вставим в эпиграфе утерянное слово. (Слайд №23)

-Современно ли стихотворение? Давайте дадим ему название.



Первая группа

1строфа

2 строфа


Вторая группа

3 строфа

4 строфа



(1 группа : 1, 2 строфы- восхищение, любование

(Красоту оленя передал с помощью эпитетов, глаголов. Они помогают увидеть оленя.)

2 группа :3,4 строфы: тревога, волнение, радость!)

(Эпитеты, глаголы и существительные, построение предложения)






























( Человек может творить добро и зло, нужно научиться видеть и ценить красоту. Мы все дети природы. Мир красоты хрупок его надо защищать)


Личностные: усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей в письменной форме;

Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия

Познавательные: осознание значимости знаний; представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).

















Познавательные: умение структурировать знания;

Коммуникативные: передавать информацию посредством сигналов.

IX. Включение нового знания в систему знаний


Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний

1 группа : Составьте кластер, с чем ассоциируется у вас красота? (Слайд № 24- 25)


2 группа : Реши кроссворд и узнаешь, что испытывает человек при виде красоты? (Слайд №26)

  • 1. Как называются созвучные окончания стихотворных строк?

  • Как называется повторение согласных звуков для создания звукового образа?

  • Кто был Бунин по своему сословному происхождению?

  • Родовое имение Буниных, где в детстве жил поэт?

  • Как называется сочетание нескольких строк стихотворения с определенной рифмовкой?

  • Как называются одним словом художественные средства выразительности?

  • Чем заканчиваются день и ночь?

  • Кроссворд

    Р





    А











    Д








    О






    С






    Т





    Ь






составляют








решают

















Личностные: Проявление волевых качеств при выборе задания;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено;

Познавательные: умение структурировать знания;


X Домашнее задание

Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности.



  • 1. Выучить стихотворение наизусть.

  • 2. Закончить таблицу

  • Задания по выбору:

  • Проиллюстрировать стихотворение.

  • Письменный ответ «Мои размышления над стихотворением «Густой зеленый ельник при дороге».

  • Сочинение-миниатюра «Мир везде исполнен красоты»



Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

ХI Рефлексия

Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка.


  • - Что нового узнали…

  • - Что понравилось на уроке…

  • - В чем были затруднения..

- Над чем урок заставил задуматься

Оцените свою работу на уроке

(заполнение листа самооценки)


Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Самооценка в оценочном листе.


Личностные: владение достаточным словарным запасом для выражения своих мыслей и чувств.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов действия.



Урок хочу закончить словами Бунина: « Мир везде исполнен красоты» (фотоколлаж ) (Слайд № 31-…)













3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы " Тайна стихотворения И. Бунина"

Автор: Заика Елена Васильевна

Дата: 07.05.2023

Номер свидетельства: 630953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Презентация к уроку литературы "Тайна стихотворения И.Бунина" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(48) "urok_literatury_taina_stikhotvoreniia_i_bunina_1"
    ["file_id"] => string(6) "630955"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1683448982"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект урока по литературному чтению "Красота родной природы в стихотворении И. Бунина "Листопад"" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiukrasotarodnoiprirodyvstikhotvorieniiibuninalistopad4klass"
    ["file_id"] => string(6) "299663"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456573516"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-творческая мастерская "Символика цветов" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-tvorchieskaia-mastierskaia-simvolika-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "149777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420301860"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект урока по теме: "В.В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-tiemie-v-v-maiakovskii-i-futurizm-poetichieskoie-novatorstvo"
    ["file_id"] => string(6) "148493"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419748734"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства