1.познакомить учащихся с интерпретациями образов цветов в произведениях разных видов искусства, обогатить восприятие стихотворений сопоставлением их с произведениями живописи ,музыки, ювелирного искусства;
2. стимулировать развитие творческих способностей учащихся ,
формировать умение воспринимать пейзажную лирику , музыку ,
живопись , танцевальные композиции, способствовать развитию
связной устной и письменной речи ;
3.воспитывать чувство восхищения прекрасным, бережное отношение к природе .
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, видеофильм о цветах, презентации, аудиозаписи, слайды, баннер, рисунки, картины, поделки из бисера (цветочные композиции), костюмы, декорации к сказке, скрипка, кондитерские изделия в форме цветов.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Наш сегодняшний урок из раздела «Природа и человек» посвящен самым прекрасным растениям на Земле – цветам. Мы будем рассматривать и сравнивать образы и символику цветов в разных видах искусства: в изобразительном искусстве, в музыке, в хореографии, в театральном и ювелирном искусстве и ,конечно же ,в художественных произведениях. А помогут нам в этом ученики 7 «А» класса, которые самостоятельно разделились на 3 группы « Литераторы», « Художники» и «Музыканты»и получили опережающее задание, а также ведущие – в роли подмастерьев.
У самых внимательных слушателей есть возможность отличиться при ответах на вопросы викторины , которая будет проведена в конце урока, и получить призы.
1Ведущий. Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или слушать.
Выходит, творчество – это передача радости оттого , что мир с тобой рядом прекрасен.
2Ведущий. Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на Земле – цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья и ученики.
1Ведущий.Сегодня на уроке вы увидите результаты работы групп учеников великих мастеров – художников, музыкантов, актеров, поэтов и даже кондитеров, воплощавших в своих произведениях образы цветов. Итак, добро пожаловать в нашу творческую мастерскую!
2Ведущий.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом,
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
Учитель.
Так воспринимает цветы Николай Рубцов. А что для вас связано со словом «цветок»? (Ответы учащихся).
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбах, именинах и других празднествах, утешают в старости. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. На природе Родина видится в каждой росинке, в каждом цветке.
Ученик.
«Когда вы будете в Спасском, -писал И.С. Тургенев в 1882 году друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что смертельно болен, - поклонитесь за меня, моему дому, саду, Родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать сиреневый цветок. Полонские выполнили эту просьбу..
Ученик: «У меня на окне всегда цветы»,-писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»Послушайте ещё одно замечательное стихотворение Пушкина «Цветок».
А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн , всегда была в кабинете поэта в Михайловском
Демонстрация слайдов с изображением розы.
1Ведущий. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок »-говорил Г.Х.Андерсен .Его любимым цветком была роза . Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на ней лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь из Америки, по телеграфу передал необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору.
Ученик.
Роза – один из самых распространенных мифопоэтических образов. В мире цветов роза занимает ведущее место. Символическое значение розы включают любовь, красоту, совершенство, гордость, пышность, таинство. Символичны и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы – с печалью, сам цветок – со славой. Венок из роз – это награда за добродетель и небесная радость.
Важен также цвет розы. Бела роза – чистота, духовность. Красная роза – любовь, страсть, восторг, эмблема Афродиты (Венера).
Согласно древнеримскому мифу, роза родилась вместе с Венерой из морской пены и поначалу была белой. Но от капельки крови богини, уколовшейся о ее шип, стала алой.
В Риме выращивали в основном белые розы, которые считались также символом сохранения тайны. По легенде Купидон подарил белую розу Гиппократу, чтобы тот не разглашал тайну рождения Венеры.
В русской и зарубежной литературе есть очень много поэтических и прозаических текстов, в которых главной героиней является роза. Одно из таких произведений – это философская сказка знаменитого французского писателя, летчика Антуана де Сент
Экзюпери « Маленький Принц».
Инсценирование эпизода« Маленький принц и роза».
Одновременно идёт демонстрация иллюстраций из сказки «Маленький принц».
Ведущий1.
А по древнерусской легенде морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхва вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви.
2 Ведущий.
Ландыши были любимыми цветами Куприна, Репина, Ковалевской, Бунина, а также ими восхищался великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, автор знаменитого «Вальса цветов».
Демонстрация фильма о П.И.Чайковском
Танец под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов».
1Ведущий
С древнейших времен человек любил воображать, изобретать растительный мир. Сочные плоды, пышные букеты цветов, яркая зелень трав привлекали внимание художников всех стран и всех времен. Подробнее о них расскажут представители группы: «Художники».
Слайды (портреты художников, картины с изображением цветов)
Учени. Общеизвестные изображения цветов в натюрмортах И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля..Составным компонентом является пейзаж, воспевающий красоту родной природы, в картинах И. Шишкина,, Г. П. Брюллова, А. Г, Венецианова, В. М. Васнецова, Н. К. Рериха.
Ученик. На этом стенде представлены работы учащихся нашего класса.Согласитесь, это настоящий праздник цвета! Обилие живых цветов на картинах – это не только зрительно-активный антураж, это ещё и фон для любования, погружение и постижение красоты многокрасочного разнообразия мира природы. Красота цветов проникает в душу каждого из нас, вызывая восторженность, которая является главным эмоциональным импульсом в нашем творчестве. Надеемся, что их на вас наши цветы произведут такое же впечатление.
Ученик.
В древности явления ароматов соединялось с целительными знаниями. Целительные свойства имеют высокая музыка, прекрасные картины и ароматы цветов. Даже лучи солнца, проходящие через цветные стекла, могут лечить различные заболевания.
Еще Гете отмечал настроение цветов и делил их с этой точки зрения на оживляющие, бодрящие (красно-жёлтые)и умиротворяющие (сине-фиолетовые). Промежуточное значение Гете отводил зеленому цвету.
1Ведущий. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут фиалки, остаться равнодушным. И.С. Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Н. Ермолаевой. Горячо любил и воспевал фиалки А. Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Ф.И. Тютчев, наполняло его душу «неотразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности». Чудный, ни с чем не сравнимой по своей нежности запах фиалки и приятное сочетание изящной лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев, уже с незапамятных времен сделали маленькую фиалку любимицей человека. Она возникла, по восточной легенде, из слез благодарности Господу за прощение его грехов. Древние греки надевали фиалковые венки на головы детям в день четырехлетия, ознаменовывая прощание с ранним детством. А у христиан фиалка символизирует смирение.
2Ведущий. В разных своих символических знаниях фиалка воспевалась великими поэтами в стихах и песнях. Одну из таких песен исполнят девочки из группы «Музыканты»
Фиалка.
1 Ведущий Об этих прекрасных цветах было сложено много историй , мифов и легенд .Своё имя она получила от древнегалльского слова « ли-ли», что значит «белый-белый» .
Ученик На Руси её ласково называли ясными очами , солнечной росой . Её всегда связывалис чистотой и невинностью и дарили невесте . Это цветок Франции .её символ .Во Франции есть даже орден – серебряный цветок на белой шёлковой ленте .А в средние века считали , что этот цветок способствует превращению металлов в золото.
Учитель.
Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям» Согласны?.. Нередко цветы растут «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.
Но вот беда: ученые утверждают, что из всех растений в условиях загрязнения среды нашего обитания шансы на выживание есть только у чертополоха и одуванчика. Выход у нас один: надо беречь, что имеем.
Поэтому ,когда попадутся вам на глаза цветы, не спешите сорвать их…
Ученик.Л. Чарская « Не рви цветов"
итель.
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…
Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад…
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Цветы в судьбе творческих людей»
Домашнее задание: написать стихотворение о понравившемся цветке, используя сюжет легенды о нем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-творческая мастерская "Символика цветов" »
Тема урока: «Символика цветов».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Задачи урока :
1.познакомить учащихся с интерпретациями образов цветов в произведениях разных видов искусства, обогатить восприятие стихотворений сопоставлением их с произведениями живописи ,музыки, ювелирного искусства;
2. стимулировать развитие творческих способностей учащихся ,
формировать умение воспринимать пейзажную лирику , музыку ,
живопись , танцевальные композиции, способствовать развитию
связной устной и письменной речи ;
3.воспитывать чувство восхищения прекрасным, бережное отношение к природе .
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, экран, видеофильм о цветах, презентации, аудиозаписи, слайды, баннер, рисунки, картины, поделки из бисера (цветочные композиции), костюмы, декорации к сказке, скрипка, кондитерские изделия в форме цветов.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей творческой мастерской. Наш сегодняшний урок из раздела «Природа и человек» посвящен самым прекрасным растениям на Земле – цветам. Мы будем рассматривать и сравнивать образы и символику цветов в разных видах искусства: в изобразительном искусстве, в музыке, в хореографии, в театральном и ювелирном искусстве и ,конечно же ,в художественных произведениях. А помогут нам в этом ученики 7 «А» класса, которые самостоятельно разделились на 3 группы « Литераторы», « Художники» и «Музыканты»и получили опережающее задание, а также ведущие – в роли подмастерьев.
У самых внимательных слушателей есть возможность отличиться при ответах на вопросы викторины , которая будет проведена в конце урока, и получить призы.
1Ведущий.
Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или слушать.
Выходит, творчество – это передача радости оттого , что мир с тобой рядом прекрасен.
2Ведущий.
Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на Земле – цветке, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым все мы подмастерья и ученики.
1Ведущий.
Сегодня на уроке вы увидите результаты работы групп учеников великих мастеров – художников, музыкантов, актеров, поэтов и даже кондитеров, воплощавших в своих произведениях образы цветов. Итак, добро пожаловать в нашу творческую мастерскую!
2Ведущий.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом,
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Все улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов).
Учитель.
Так воспринимает цветы Николай Рубцов. А что для вас связано со словом «цветок»? (Ответы учащихся).
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбах, именинах и других празднествах, утешают в старости. Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. На природе Родина видится в каждой росинке, в каждом цветке.
Ученик.
«Когда вы будете в Спасском, -писал И.С. Тургенев в 1882 году друзьям Полонским из французского Буживаля, понимая, что смертельно болен, - поклонитесь за меня, моему дому, саду, Родине поклонитесь, которую я, вероятно, никогда не увижу». И просил прислать сиреневый цветок. Полонские выполнили эту просьбу.
Ученик. У русской поэтессы Е. Бекетовой есть прекрасные стихи о сирени.
По утру, на заре
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать.
И в душистую тень,
Где теснится сирень
я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне пойти суждено
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях.
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет.
Ученик: «У меня на окне всегда цветы»,-писал своей соседке по имению Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»Послушайте ещё одно замечательное стихотворение Пушкина «Цветок».
Цветок засохший, безуханный ,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвёл? когда? какой весною?
И долго ль цвёл ? и сорван кем?
Чужой, знакомой ли рукою ?
И положен сюда зачем?
На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?
И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок ?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?
А веточка гелиотропа, которую Пушкин выпросил у Анны Керн , всегда была в кабинете поэта в Михайловском .
Демонстрация слайдов с изображением розы.
1Ведущий. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок »-говорил Г.Х.Андерсен .Его любимым цветком была роза .
Нередко цветок мог сказать человеку больше, чем красноречивое послание: выразить и уважение, и любовь. В Австрии 1973 году был построен оперный театр. Для первого представления труппа выбрала оперу Сергея Прокофьева «Война и мир». Зал был переполнен. И лишь одно кресло в первом ряду оказалось незанятым: на ней лежала белая роза. Неизвестный поклонник музыки Прокофьева, не успевший прилететь из Америки, по телеграфу передал необычную просьбу: положить на его место розу в знак уважения к великому композитору.
Ученик.
Роза – один из самых распространенных мифопоэтических образов. В мире цветов роза занимает ведущее место. Символическое значение розы включают любовь, красоту, совершенство, гордость, пышность, таинство. Символичны и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы – с печалью, сам цветок – со славой. Венок из роз – это награда за добродетель и небесная радость.
Важен также цвет розы. Бела роза – чистота, духовность. Красная роз – любовь, страсть, восторг, эмблема Афродиты (Венера).
Согласно древнеримскому мифу, роза родилась вместе с Венерой из морской пены и поначалу была белой. Но от капельки крови богини, уколовшейся о ее шип, стала алой.
В Риме выращивали в основном белые розы, которые считались также символом сохранения тайны. По легенде Купидон подарил белую розу Гиппократу, чтобы тот не разглашал тайну рождения Венеры.
В русской и зарубежной литературе есть очень много поэтических и прозаических текстов, в которых главной героиней является роза. Одно из таких произведений – это философская сказка знаменитого французского писателя, летчика Антуана де Сент
Экзюпери « Маленький Принц».
Инсценирование эпизода« Маленький принц и роза».
Одновременно идёт демонстрация иллюстраций из сказки «Маленький принц».
1 Ведущий. Через 3 стихотворных текста проходит строчка поэта Пушкинской поры
И.П. Мятлева «Как хороши, как свежи были розы».
Ученик.
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них,
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестна, как ангел красоты –
Венки из роз искала молодая –
И я сорвал заветные цветки.
2Ведущий.
Все, что написано Мятлевым, давно забыто, а вот эти стихи живут. Об этом превосходно сказал поэт Я. Хелемский:
Остаться можно в памяти людской
Не циклами стихов и не томами прозы,
А лишь одной – единственной строкой:
«Как хороши, как свежи были розы!»
Ученик.
Многие поэты любили и воспевали в стихах нежные, неприхотливые полевые цветы, растущие в полях и на лугах.
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь Иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по полям. В.Брюсов .
Ученица.
Вы идете по летнему лугу и видите среди разнотравья голубые колокольчики, нежные и неприхотливые цветы. Они чаруют своим изяществом и неброской расцветкой. Глядишь на колокольчики, и кажется, что у них есть душа, наивная, открытая, доверчивая… Что-то удивительно родное таится в этих нежных милых цветках.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Ученик. Народная молва утверждает, что этот цветок похож на удивительный глаз, который все видит.
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые.
Она в лугу, она в лесу
И рядом – на обочине.
По всей земле ее красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растет, цветет и светится. М.Дудин « Ромашка»
Ученица.
Иван Бунин « Полевые цветы »
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цвет,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
И возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей,
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов,
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Ведущий 2 Прекрасные стихи великого Ивана Бунина , первого русского поэта, получившего Нобелевскую премию в области литературы .Наши ученики с удовольствием читают его произведения и пробуют писать сами.
Ученица читает своё стихотворение
Лифанова Екатерина « Полевые цветы »
Я стою на поляне,
Вокруг пёстрый ковёр
Разноцветными красками
Восхищают мой взор.
Вот ромашечки белые
Жёлтым глазом глядят,
И кивают головками,
И грустить не велят.
Колокольчики синие,
Словно капли глазури.
Ветерок и качает, укрывает от бури.
А фиалки так пахнут,
Что своим аромат,
В нереальные дали,
Как мечты, меня манят!
Той цветочной поляной
Я стою и любуюсь:
Отдыхаю душою,
В этом мире забудусь!
Ученик
Вы много раз видели нарцисс , белый цветок с желтой сердцевиной , на стройной зелёной ножке .Склонившись набок , он будто смотрит на своё отражение в воде и грустит, печалится ,что столь короток у него век . Легенда гласит , что жил когда-то прекрасный юноша , звали его Нарцисс. И был он сыном речного бога Кефисса и очаровательной нимфы. Многие девушки добивались его любви , но он оставался ко всем безразличен .Юноше никогда не приходилось видеть своего лица .Прорицательница предсказала ему , что как только он увидит себя , то сразу умрёт. Нарцисс лишь посмеялся над этим .
Юношу полюбила прекрасная нимфа Эхо , но он отверг её любовь . И тогда обиженная нимфа попросила богов наказать гордеца .Греческая богиня Немезида сделала это .Однажды Нарцисс склонился к ручью ,чтобы напиться и увидел в нём своё отражение . Он столь долго любовался собою , что забыл о еде , сне .Но вдруг вспомнил предсказание и воскликнул в отчаянии :
- О горе ! Я люблю самого себя, и мне осталось немного жить !
Горько заплакал юноша , и слёзы упали в прозрачные воды ручья .Голова его склонилась на прибрежную траву, Нарцисс умер. Добрые лесные нимфы решили похоронить прекрасного юношу под тенистыми деревьями .А когда они пришли за телом , то не нашли его . На том месте вырос белый душистый цветок .В память о прекрасном юноше его назвали нарциссом .
Ведущий1.
А по древнерусской легенде морская царевна Волхва полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхва вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви.
Ученик. А.А. Фет «Первый ландыш»
О первый ландыш! Из - под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в ней нисходят сны!
Как ты пленителен подарок
Воспламеняющей весны.
Так дева в первый раз вздыхает –
О чем, неясно ей самой, -
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой!
2 Ведущий.
Ландыши были любимыми цветами Куприна, Репина, Ковалевской, Бунина, а также ими восхищался великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, автор знаменитого «Вальса цветов».
Демонстрация фильма о П.И.Чайковском
Танец под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов».
1Ведущий.
С древнейших времен человек любил воображать, изобретать растительный мир. Сочные плоды, пышные букеты цветов, яркая зелень трав привлекали внимание художников всех стран и всех времен. Подробнее о них расскажут представители группы: «Художники».
Слайды (портреты художников, картины с изображением цветов)
Ученик
Общеизвестные изображения цветов в натюрмортах И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, П. П. Кончаловского.
Составным компонентом является пейзаж, воспевающий красоту родной природы, в картинах И. Шишкина, А. К. Тарасова, А. И. Куанджи, А. А. Иванова, Г. П. Брюллова, А. Г, Венецианова, В. М. Васнецова, Н. К. Рериха.
Ученик
Интересны высказывания самих художников об изображении растительного мира. Так , Ю. Ф. Юон, говоря об огромном значении пейзажа не только в изобразительном искусстве, подчеркивает, что его сила не только в эмоциональном воздействии на чувства
человека, но и в идейном воспитании, обусловленном представлениями человека.
Ученик
На этом стенде представлены работы учащихся нашего класса Бекжан Арайлым, Муктыбаевой Ангелины, Прохоровой Александры, Доценко Дарьи, Якубович Светланы, и Михальченко Романа. Согласитесь, это настоящий праздник цвета! Обилие живых цветов на картинах – это не только зрительно-активный антураж, это ещё и фон для любования, погружение и постижение красоты многокрасочного разнообразия мира природы. Красота цветов проникает в душу каждого из нас, вызывая восторженность, которая является главным эмоциональным импульсом в нашем творчестве. Надеемся, что их на вас наши цветы произведут такое же впечатление.
Демонстрация слайдов с изображением ювелирных изделий из цветов .
Ученик.
Различная флористическая тематика была отражена и в произведениях мастеров прикладных ремесел. Из стекла, металла и камней и сегодня стараются с помощью тщательной проработки каждой детали передать все многообразие и красоту различных растений, трудясь под каждой линией лепестка или завитком стебля неувядающих цветов. Но стремления мастеров полноценно передать даже очертания цветов, к сожалению тщетны. Так как лишь сама природа создает самые совершенные шедевры. Тем не менее, мы тоже попытались прикоснуться к этому действу, выполнить композиции цветов из бисера.
Ведущий2 . Особое значение приобретают цветы в медицине и кулинарии , благодаря своим ароматам , целебным и вкусовым качествам .
Ученик.
В древности явления ароматов соединялось с целительными знаниями. Целительные свойства имеют высокая музыка, прекрасные картины и ароматы цветов. Даже лучи солнца, проходящие через цветные стекла, могут лечить различные заболевания.
Еще Гете отмечал настроение цветов и делил их с этой точки зрения на оживляющие, бодрящие (красно-жёлтые)и умиротворяющие (сине-фиолетовые). Промежуточное значение Гете отводил зеленому цвету.
Ученик: С начала мая до поздней осени садовые и полевые цветы радуют нас своей красотой и ароматом. А не приходилось ли вам использовать цветы в кулинарии? Если нет, непременно постарайтесь при первой возможности наверстать упущенное. Ведь многие цветы не только приятны на вкус, но и полезны для здоровья.
Цветы, бутоны, недозрелые семена многих растений стали использовать в кулинарии тысячи лет назад. С давних пор цветы вводили в рацион для оздоровления организма и профилактики и различных заболеваний. Более того, такие растения, как гладиолусы, лилии, тюльпаны, хризантемы, которые мы привыкли считать декоративными, в прежние времена выращивали вовсе не для услады вздоров, а ради получения съедобных луковиц,
бутонов или листьев.
Ученик: В странах Восточной Азии и в Японии молодые листья, побеги и особенно соцветия хризантемы употребляют в пищу как овощи и вкусный десерт. Они имеют специфический запах и пикантный вкус. Их едят сырыми или отваривают, а цветками украшают различные блюда.
Тюльпаны! кто же осмелится съесть такую красоту! Оказывается, эта мысль несколько лет назад пришла в голову шеф- повара одного из ванкуверских ресторанов. И теперь весной ресторан предлагает специальное тюльпанное меню.
Цветки лимона и апельсина считаются ценным сырьем для кулинарии, служат прекрасным дополнением напиткам, салатам и десертам. Их можно добавлять при варке в варенья. Из них готовят специальную цитрусовую воду. А как украшение для сладких блюд и десертов цветы цитрусовых неповторимы!
1Ведущий. Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут фиалки, остаться равнодушным. И.С. Тургенев преподносил своим друзьям только фиалки. Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М.Н. Ермолаевой. Горячо любил и воспевал фиалки А. Блок. Ночное благоухание фиалок, признавался Ф.И. Тютчев, наполняло его душу «неотразимым чувством таинственности и погружало в состояние благоговейной сосредоточенности». Чудный, ни с чем не сравнимой по своей нежности запах фиалки и приятное сочетание изящной лиловой окраски цветка с сочной яркой зеленью листьев, уже с незапамятных времен сделали маленькую фиалку любимицей человека. Она возникла, по восточной легенде, из слез благодарности Господу за прощение его грехов. Древние греки надевали фиалковые венки на головы детям в день четырехлетия, ознаменовывая прощание с ранним детством. А у христиан фиалка символизирует смирение.
2Ведущий. В разных своих символических знаниях фиалка воспевалась великими поэтами в стихах и песнях. Одну из таких песен исполнят девочки из группы «Музыканты»
Фиалка.
По небу летят, преград не зная
Белые , как птицы ,облака.
И куда-то в ночь бежит, играя
Через лес красавица- река.
Берега огнями озаряет,
На гулянье сходится народ.
Словно в сказке про любовь ,я знаю
В эту ночь фиалка расцветет.
Припев:
В эту ночь фиалка расцветет,
Счастье каждому свое придет:
Все, что не забудется - сбудется
В эту ночь фиалка расцветет.
За полночь луна перекатилась,
Льется свет костров издалека.
В эту ночь я, кажется, влюбилась,
И в твоей руке моя рука.
Улыбнется снова мы друг другу,
Загадаем счастье наперед,
Словно дети мы поверим в чудо.
В эту ночь фиалка расцветет.
1 Ведущий Об этих прекрасных цветах было сложено много историй , мифов и легенд .Своё имя она получила от древнегалльского слова « ли-ли», что значит «белый-белый» .
Ученик На Руси её ласково называли ясными очами , солнечной росой . Её всегда связывали
с чистотой и невинностью и дарили невесте . Это цветок Франции .её символ .Во Франции есть даже орден – серебряный цветок на белой шёлковой ленте .А в средние века считали , что этот цветок способствует превращению металлов в золото.
Ученик А. Ахматова .
Я лилий нарвала прекрасных и душистых ,
Стыдливо – замкнутых , как дев невинных рой,
С их лепестков, дрожащих и росистых ,
Пила я аромат и счастье , и покой .
И сердце трепетно сжималось , как от боли ,
А бледные цветы качали головой ,
И вновь мечтала я о той далёкой воле,
О той стране , где я была с тобой .
1 ведущий .
Итак, на данных примерах мы увидели, что не только на заре нашей цивилизации, но и на всех этапах её развития цветы являлись объектом особого поклонения, восхищения и почитания. О чудесных растениях слагали мифы и легенды, наделяя волшебными свойствами, изображали на животных холстах, посвящали им песни и поэмы, заимствовали изящные изгибы линий в архитектуре.
2 ведущий.
В рамках сегодняшнего урока мы имели возможность вместе с вами насладиться прекрасными цветочными образами, воссоздаваемыми авторами в различных видах искусства с помощью уникальных художественных приёмов.
Учитель.
Мир цветов таинствен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям» Согласны?.. Нередко цветы растут «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.
Но вот беда: ученые утверждают, что из всех растений в условиях загрязнения среды нашего обитания шансы на выживание есть только у чертополоха и одуванчика. Выход у нас один: надо беречь, что имеем.
Поэтому ,когда попадутся вам на глаза цветы, не спешите сорвать их…
Ученик .
Стойкий цветок.
Явозвращался домой полями. Была самая середина лета, я набрал большой букет разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей.
Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того, что стебель кололся со всех сторон – он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях,
да и цветок уже не казался так свеж и красив. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своем месте, и бросил его «Какая, однако энергия и сила жизни,- подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь.»
Впереди меня виднелся какой-то кустик. Когда я подошел ближе, я узнал в кустике такой же репей, какой я напрасно сорвал и бросил.
Куст состоял из трех отростков. Один был оторван, и остаток ветки торчал, как отрубленная рука. Видно было, что весь кустик попал под колесо и уже после поднялся и потому стоял боком, но все – таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братьев. «Какая энергия! – подумал я. – Все победил человек, и миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается».
Ученик. ! Л. Чарская « Не рви цветов»
Не рви цветов не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Ведь у тебя, малютка,
Есть дома много роз…
А здесь вот незабудка,
Вот ландыш, полный слез;
Левкой - такой душистый,
Горошек, резеда,
Ромашки серебристой
Пахучая гряда;
И с нивы занесенный
Прелестный василек,
И мак кичливо – сонный,
И белый – белый дрок.
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат
Наполнил воздух сада,
Они так красят сад!
Учитель.
Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, поставить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. А пока…
Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад…
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы викторины «Цветы в судьбе творческих людей»
Викторина (Победителям викторины вручаются призы – календари на текущий год и тетради с изображением цветов.)
Домашнее задание: написать стихотворение о понравившемся цветке, используя сюжет легенды о нем.
Викторина « Цветы в судьбе творческих людей»
Вопросы:
1. Иван Сергеевич Тургенев знал толк во многих цветах. Какой цветок был его любимым?
2.Александр Сергеевич Пушкин всегда хранил в своем рабочем кабинете в Михайловском цветок, который он выпросил у Анны Керн. Как называется этот цветок?
3.Русская поэтесса Е.Бекетова одно из своих стихотворений начинает строками:
По утру, на заре,
По росистой траве
я пойду свежим утром дышать…
О каком цветке идет речь в этом стихотворении?
4.Композитор П.И.Чайковский, художник И.Е.Репин, писатели И.А.Бунин, Н.М.Карамзин любили один и тот же цветок. Как он называется? В лесах средней полосы России он растет в изобилии.
5. Какому поэту принадлежат эти, казалось бы, всем известные строки:
Как хороши, кА свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!..
Этот поэт жил в середине 19 века. Это стихотворение – элегия обрело вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
6.Какой цветок любил преподносить Тургенев своим друзьям? Этот же цветок был любимым у актрисы Ермоловой, поэта Блока.
7 Продолжите слова Г.Х.Андерсена : «Чтобы жить , нужно солнце , свобода и …»
8. Назовите любимый цветок Г.Х.Андерсена.
9.Назовите автора знаменитой музыкальной композиции « Вальс цветов ».