kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ« ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА»

ЦЕЛИ: определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;
способствовать эмоциональному восприятию текста, учить чувствовать слово, развивать творческие способности, мышление; воспитывать внимательное отношение к поэзии, определить своё место в жизни.


ХОД УРОКА

1. Сегодняшний урок я хочу посвятить творчеству А.С.Пушкина, а точнее его предназначению –поэзии.
Вопрос о своём месте в жизни волновал Пушкина на протяжении всего его творчества. Что стало смыслом его жизни?
Ещё обучаясь в лицее, Пушкин определил своё назначение – он будет поэтом. Многие лицеисты писали стихи. Особо отметить надо Дельвига. Его Пушкин называет «названым братом» Именно Дельвиг понял, что Пушкин не просто поэт, а поэт великий.
Пушкин и Дельвиг выступили в печати почти одновременно. К этому времени они были хорошо известны в лицее, в своём кругу.
В 1814 г. П. послал свои стихи в журнал «Вестник Европы» без указания своего имени. Стихи назывались «К другу стихотворцу». Редактору Измайлову стихи понравились, но его смутила анонимность. Для того, чтобы узнать имя сочинителя, он написал объявление в журнале с просьбой объявить имя автора. И Пушкин придумывает себе псевдоним «Александр НКШП» - в обратной перспективе – Пушкин. Он не торопился заявить своё имя, не ждал, не требовал, не искал поддержки и одобрения. Огласка произошла в 1815 г. после триумфа Пушкина, читавшего свои «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии Державина. Вот тогда его имя впервые прозвучало в прямой перспективе грядущей славы. И «энкашэпэ» уступило место Пушкину. Дядя Пушкина , известный поэт Василий Львович очень сомневался в даровании своего племянника. Но его сомнения были напрасны.
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, П. как бы ведёт диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным и передаёт эстафету поэтам-последователям: Лермонтову, Некрасову, поэтам 20 века.
Свои размышления о целях поэтического творчества, искусства вообще, о предназначении поэта П. воплотил в особом цикле стихотворений. Он создавал их на протяжении всей своей жизни, на разных этапах творческого развития, снова и снова возвращаясь к этим важным вопросам. Каким должен быть поэт как личность и творец, чтобы воплотить в искусстве новый эстетический идеал, - вот лейтмотив этого цикла.
Каждое стихотворение имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта – враждебного низменным интересам, погоне за минутной славой, а сам образ поэта – человека гонимого, одинокого среди враждебной среды, человека. Который окружён ненавистью, подвергается преследованиям, травле, но остаётся твёрд и непоколебим. (смотрим на доску)

Тему поэта и поэзии в творчестве П. мы рассмотрим на стихотворении «Пророк», написанном в тяжёлую для А.С. пору духовного кризиса, вызванного известием о казни декабристов, о трагической судьбе его друзей и товарищей. Страшные годы, а он пишет о поэте.
Итак, обращаемся к стихотворению. 
- Кто такой пророк? Согласно древним верованиям, кудесники и пророки возвещали людям волю божью, им было доступно проникновение в грядущее.
Сюжетная основа стих. взята из Библии ( зачитывается отрывок : «… видел я господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом… Вокруг него стояли серафимы: у каждого из них по шести крыл… И сказал я : горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами…Тогда прилетел ко мне один из серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя… И услышал я голос господа, говорящего: кого мне послать? И кто пойдёт для нас? И я сказал: вот я, пошли меня».)
- А теперь откройте стихотворение, прочитайте его выразительно.

- Не является ли оно лишь поэтическим пересказом библейской легенды?
Используя библейскую символику, библейские мотивы, П. придаёт им ярко выраженное политическое содержание.
А теперь мы вместе попытаемся разобраться в этом стихотворении (работа по группам)
- Так о чём же это стих.?

- Кто помог в этом поэту?
- Что было результатом прикосновенийТак вот, поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью. Шестикрылый Серафим изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта. «Как труп в пустыне я лежал…»

Когда он становится поэтом?
- Какое переживание лирического героя выражено в стих.?

- Что же такое поэзия?
- Кто такой поэт?
- О чём должен писать поэт?
- В чём цель поэзии?
Обратим внимание на язык стих. ( архаизмы, славянизмы ,инверсия, роль глаголов- или глагол-действие, поступок или гл. в повелительном наклонении)
- Какова роль языка? (придаёт торжественность, значимость, величие поэта. О великом нельзя говорить простым, примитивным языком)
Итак, начав урок с вопроса о предназначении поэта, спрашиваю: в чём видит своё предназначение Пушкин?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок литературы

Автор: Волгина Т.В.

Дата: 16.11.2020

Номер свидетельства: 563518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства