Тема: не записана на доске «… прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». В.Г. Белинский. - Как вы думаете, о каком произведении идет речь? - Почему вы так считаете? - Сформулируйте тему урока. «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы. - Какие же цели мы ставим на уроке, исходя из темы? - Как вы думаете мы можем достичь цели урока? | Осмысление учениками «Слова о полку Игореве» как высокохудожественного и высоко патриотичного произведения. Доказать, что «Слово о полку Игореве» - выдающееся произведение русской литературы. - показать связь «Слова о полку Игореве» с УНТ; - жанр произведения «Слово о полку Игореве» (спор о жанре); - сопоставить текст с иллюстрациями художников; - мы должны анализировать, сравнивать, делать аналогии; - выразительное чтение отрывков. | Личностные Актуализировать личностное осмысление учащимися к изучению темы. Освоение общекультурного наследия России. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом Регулятивные Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность Познавательные Самостоятельно делать выводы; строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные Содействовать развитию у детей умению общаться Предметные Знание изученного текста, осознанное понимание текста |
Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты. Самой суровой проверкой художественной ценности произведения является время. Прошло больше 8 веков со времени рождения поэмы «Слово о полку Игореве», одного из самых удивительных и высокохудожественных творений древнерусской литературы, о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова, значение которого заключается в его высоком патриотическом пафосе. «Слово о полку Игореве» - великий памятник литературы Руси. Известный поэт П.Антокольский писал: * на экране «Слово о полку Игореве» представляет собой вечно цветущий ствол, протягивающий тяжелые от плодов ветви в будущее» Поэтому мы слышим прямые и косвенные отголоски «Слова о полку Игореве», переклички с ним во многих произведениях нашей культуры и искусства. Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сконцентрирован на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке. Сквозь занавес веков мы слышим дыхание того времени, времени побед и горьких поражений, радостей и печалей. Как мы уже сказали произведение написано более 8 веков назад, а мы с удовольствием перечитываем его. - И что же нам, современным читателям, близко и дорого в этом произведении? - Вспомним произведение? Блиц-турнир. В каком городе правил Игорь? (Новгород-Северский, Черниговская область, Украина). С кем отправился в поход князь Игорь? (с братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом). Чем закончилось первое столкновение войска Игоря с врагом? (победой). На каком языке написано произведение? (древнерусский). Кто такой Боян? (певец-поэт, который выражает стремление и настроение, думы народа). Дайте лексическое толкование слов. Хорунжий – знаменосец Стяг – знамя военное (поднять стяг – начать военные действия) Без сомнения, «Слово» - это историческое произведение. Исходя и этого, назовите жанр этого произведения. Какие жанры есть еще, какие признаки вы можете привести. (на экране при ответе учащихся заполняется схема) Слово Повесть (воинская) Песнь (торжественная песнь) - черты ораторского искусства - эпическое произведение - повествование в -обращения о событиях стихотворной - призывы - конкретное повествование форме (или итмич- - риторические вопросы о «былинах сего времени» ной прозе)о чувствах - актуальные идеи лирического героя, преобладание раз- мышлений автора сказочно-песенный характер повествав. Так к какому жанру относится «Слово»? Давайте докажем Автор – человек глубоко неравнодушный к происходящим событиям. Он горюет, порицает, обличает князей, но всегда прославляет мощь русского народа, героизм и доблесть воинов Свои чувства автор выражает сильным, разнообразным языком Автор ведет нас за собой, создавая нужное настроение Все произведение пронизано любовью к своей Родине, оно призывает объединяться, быть сильным могучим государством. Эта мысль выражена в «Золотом слове» Святослава Автор «Слово о полку Игореве» выступает от лица народа, отсюда ясно прослеживается связь произведения с УНТ. В чем мы видим эту связь? (Учащиеся дают краткие ответы) Нужно отметить, что поэтическое искусство автора «Слово о полку Игореве» проявляется в применении звуковых повторов, созвучий в начале, середине, конце слова, применением аллитерации (зловещее завывание ночи и тд). - примеры Вывод: Конечно, художественность поэмы бесспорна. Поэтому к «Слову о полку Игореве» обращались и обращаются многие русские художники, композиторы. Васнецов, Рерих, Голиков, Смирнов, Васильев. | (чувство патриотизма, желания защищать Родину, понимание необходимости объединения, призыв к защите мирного созидательного труда, любовь к Родине, забота о ее будущем, оно обращено к будущему, а не прошлому). Выразительное чтение отрывков Учащиеся работают группами (отвечают группа по очереди) Каждая группа дает характеристику 1 жанра (2 минуты): Слово Повесть воинская Песнь Каждая группа получает карточку с заданием: Привести примеры черты ораторского искусства, обращения, призывы риторические вопросы актуальные идеи Каждая группа получает карточку с заданием Карточки, 3 группы: Много в данном произведении народно-поэтических эпитетов (постоянные): черный ворон, серый волк, сизый орел, синее море, чистое поле. Есть метафоры, эпитеты: железные путы, железные полки, золотое слово, копья булатные, копья живые. Мы видим в поэме, как олицетворяются отвлеченные понятии, представляются живыми существа. А образ сокола (вспомнить быт феодальной Руси) – любимой охотничьей птицы феодалов. Этот образ характерен для народной поэзии. Игра Бояна на гуслях сравнивается с соколиной охотой. Сокол (в русском народном творчестве) – символ героя (соколами называют и Игоря, и Святослава). Ворон же (в русском народном творчестве) – символ хищной силы. С кукушкой – символом тоски – сравнивается Ярослав. . Картины представляют 3 заранее подготовленных ученика (на экране) 1) кратко о творчестве художника; 2) о картине. 1. Васнецов В.М. - картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами. Каким образом картина раскрывает основную мысль «Слова о полку Игореве»? Почему же художник выбирает именно эту тему «После побоища», а не тему «Битва». Васнецов – художник гуманист, пацифист. Он изображает бесчеловечность, жестокость войны. Раскрывает патриотизм русских воинов. 2. И.Голиков воскресил всю безмерную радость красок, живших в поэтическом шедевре, рожденном Киевской Русью. Кони с развевающимися красными гривами….Не бывает же таких на свете коней! Чем больше вглядываешься в этих летящих, вздыбившихся, оскаленных коней, чем больше разглядываешь упоённых боем воинов, тем явственней ощущаешь на лице поднятый ими ветер, слышишь храп, звон копий. Мы на его картине можем отметить удлинённость фигур, развёртывание действий ярусами- весь арсенал древнерусского искусства. Он создал вариации традиционных образов. 3. Картина К.Васильева «Плач Ярославны» (преобладает синий цвет) Мастерство художника проявляется в том, что он создает яркий, интересный образ, используя различные оттенки синего цвета, т.е. мы можем говорить о богатстве красок при преобладании лишь одного цвета. Только синий цвет, а картина красочна, нельзя не согласиться, что она написана талантливо. Как же достиг этого художник? (богатство красок) План: *Описание Ярославны: настроение (грусть, печаль, тоска, скорбь, тревога, уныние). *Средства, с помощью которых это настроение передается (поза, выражение лица, свет, синий цвет – цвет скорби, грусти). *Подберите синоним к слову «плакать» (рыдать, реветь, хныкать, голосить). Все ли из них можно употребить, описывая Ярославну? | Личностные Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала Познавательные Строить логические цепи рассуждений Развитие читательского воображения Коммуникативные Развитие у школьников монологической и диалогической речи; умение аргументировать свою точку зрения Предметные Воспринимать художественный текст как произведение искусства. Определять актуальность произведения для читателей разных поколений Знание изученного текста Личностные Формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, стремлений, потребностей, желаний Познавательные Овладеть навыками смыслового чтения; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля Коммуникативные Речевое отображение содержания совершаемых действий в форме речевого значения Регулятивные Осознавать трудности, стремиться их преодолевать. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности. Познавательные Анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты Коммуникативные Критично относиться к своему мнению Предметные Выразительно читать текст, соблюдая соответствующую информацию Метапредметные Овладение приёмами отбора и систематизации информации Личностные Воспитать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну Регулятивные Преодоление препятствий Познавательные Читать, искать, получать и использовать информацию Работать с метафорами, понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении Коммуникативные Участвовать в диалоге, слушать и понимать друг друга, готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции Предметные Овладение навыками анализа содержания Метапредметные Умение выступать перед аудиторией Личностные Нравственно- этическое оценивание Познавательные Решение проблем творческого и поискового характера Обобщать понятия от понятия с наименьшим объемом к понятию с наибольшим объемом Выбор оснований и критериев для сравнения Коммуникативные Критично относиться к своему мнению, понимать точку зрения других Метапредметные Умение работать с интернет ресурсами Сопоставлять произведения словесного искусства с его воплощением в других искусствах Умение делать доказательные выводы, умение вести самостоятельный поиск информации |
Вывод: На уроке отметили связь «Слова о полку Игореве» с устной народной поэзией. Художникам в живописи удалось раскрыть идею произведения –это призыв русского народа к единению Руси, стремление видеть Русь сильным и могучим государством. Вернуться к эпиграфу. «Слово о полку Игореве» выросло на плодородной почве русской культуры 12 века. «Слово о полку Игореве» глубокими корнями связано с народной культурой, народными языками, народным мировоззрением. Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи? Рефлексия (на экране) Сегодня на уроке я Сравнивал, искал общее,….. Самое интересное для меня задание было …. Я узнал (новое)… Я научился….. Материал урока был …… За урок я….. Самое сложное для меня было Работа в группе была Урок для меня показался ….. Мое настроение ….. Какое бы домашнее задание вы хотели бы выполнить, предложить одноклассника? Вариант: Вспомните, найдите и запишите названия произведений разных видов искусства, созданных по мотивам русской литературы. Что вы о них знаете? | связь «Слова о полку Игореве» с устной народной поэзией, художникам в живописи удалось раскрыть идею «Слова о полку Игореве». Это призыв русского народа к единению Руси, стремлению видеть Русь сильным, могучим государством. | Личностные Создание историко- географического образа, знание истории событий развития государственности и общества Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения Регулятивные Умение самостоятельно анализировать удачи и неудачи, условия достижения цели Познавательные Проводить наблюдение; строить логические цепи, развитие читательского воображения Коммуникативные Партнерская позиция ученика и учителя Предметные Восприятие художественного произведения как части историко- литературного процесса Выделять нравственные проблемы текста, видеть черты русского национального характера Метапредметные Владение всеми видами речевой деятельности Коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения |