kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализируя повесть Тургенева "Первая любовь" - произведение о любви, воспитывать  у учащихся трепетное отношение к женщине, к первому чувству,уважение к чувствам других, показать вневременные рамки классического произведения русской литературы развивать эмоциональную культуру

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы»



Автор: Тимченко Надежда Викторовна


Место работы, должность: МБОУ «Мирненская СОШ» Томского района, учитель русского языка и литературы.


Класс: - 9


Предмет: литература.


Тема урока: Повесть И.С.Тургенева «Первая любовь»



История одной любви

урок в IX классе по повести И. С. Тургенева «Первая любовь»

Оформление доски: запись темы урока, портрет И. С. Тургенева, иллюстрации к повести

«Театральная декорация»: одна половина доски оформляется как окно с подоконником: на окне — штора, на подоконнике — горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свернутые записками

«А счастье было так возможно...»

А. С. Пушкин

«У счастья нет завтрашнего дня...

У него есть настоящее —

и то не день —а мгновенье».

И. С. Тургенев


Цели урока: Проверка первичного восприятия текста.

Выделение идейно-эмоционального содержания повести.

Знакомство с автобиографической основой.

Задачи:

Дидактические:

продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви;

уважение к чувствам других людей;

показать вневременные рамки классического художественного произведения;

воспитание высокой эмоциональной культуры.


Ход урока


Любовь, любовьзагадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать?

Урок, посвященный повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася», я начала с этих стихотворных строк неслучайно. Как вы думаете, почему? Да, главное в повести — любовь. Все о ней, о любви, о серьезном и строгом, о сокровенном и важном...

Любовь... Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства — любви. Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь — что это? Как первой сказать «люблю» человеку, в котором ты не совсем уверена'? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра.

Вопросы и вопросы... Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все тургеневские герои проходят «испытание любовью», своего рода проверку на жизнеспособность. Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, духовно окрылен. Один из исследователей творчества Тургенева, П. Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта — в каждой из них есть «психологическая загадка». Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту психологическую загадку, понять, какими средствами пользуется писатель для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний; проследить, как знакомство Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, которые потом, с годами, хоть и утратили свою остроту, обрекли героя на судьбу бобыля.


Итак, обратимся к тексту повести.


Какую форму повествования выбирает автор?

Повесть написана в форме рассказа Н. Н. о том, как много лет назад он путешествовал по Европе и в небольшом немецком городке встретился и подружился с русскими: Гагиным и его сестрой Асей. Рассказчик сообщает не только о событиях, беседах, описывает обстановку, но, главное, воспроизводит историю своей любви, вновь переживает былое.

  • Что вы можете сказать о Н. Н., от лица которого ведется рассказ? Как он воспринимал окружавший мир?

Н. Н. — богатый дворянин, художник в душе; он одержим стремлением наблюдать, особенно людей; он праздный путешественник, созерцатель.

  • Чем поразили Гагин и его сестра Н. Н. при первом знакомстве?

Н. Н. воспринимает брата и сестру как людей разных психологических уровней, а портретные характеристики поражают читателя точностью и краткостью. Рассказчик сразу отметил явное несходство и внутренний контраст Гагиных. Это еще больше обострило его любопытство и восприимчивость. Верный привычке наблюдать людей и читать в их душах по выражению их лиц, по непроизвольным жестам, рассказчик при первом же знакомстве с Асей отмечает что-то свое, особенное в чертах ее смугловатого лица, в ее прическе, в манере держаться. Он подробно описывает поведение Аси, целиком отдается наблюдению за ее движениями, взглядом, улыбкой.

  • Рассказ о первом дне знакомства с Гагиными завершается лирическим пейзажем; прочитайте его. (звучит вальса Штрауса «Над голубым Дунаем».)

  • Соответствует ли этот пейзаж настроению Н. Н.?

Пейзажная миниатюра становится средством выражения романтических возвышений героя. Встреча с Гагиными обострила его внимание к прекрасному. Поэтому он весь отдается созерцанию и возвышенному настроению.

  • Каково состояние души Н. Н. после первого дня знакомства?

Г-н Н. Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

  • Где встретили Н. Н. и Гагин Асю на второй день знакомства?

На уступе стены на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

  • Какое чувство вызывает Ася у Н. Н.? Подтвердите текстом повести. (Неприязнь, до­сада.)

  • По словам брата, Ася — «вольница, сумасшедшая». Н. Н. она представляется полузагадочным существом, «хамелеоном».

  • Какие «роли» принимает Ася? Почему она так поступает? Может ли Н. Н. ответить сейчас на этот вопрос?

Она сыграла роль солдата, марширующего с ружьем, и этим шокировала чопорных англичан; за столом она разыграла роль благовоспитанной барышни; на другой день представилась простой русской девушкой, чуть ли не горничной... Ответить на вопрос, почему Ася так себя ведет, Н. Н. еще не может, так как не понял ни Аси, ни самого себя.

  • Как заканчивается второй день знакомства?

Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу, неприятную досаду, то ревнивое подозрение, что Гагины — не родственники.

  • Как нравственно-психологическое состояние героя передается через пейзаж?

Какие-то неясные, темные силы врывались в сознание героя, оставаясь смутными, тревожными и даже раздражающими. Непонятная герою «мертвенная» тяжесть как первые всплески неосознанного чувства разрешилась в сознании героя в горькое жгучее волнение, в тоску по родине.

• Прошли две недели ежедневных встреч,

Н. Н. все более огорчался ревнивыми подозрениями и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства.

  • Какое же настроение было доминирующим в этот период?

Настойчивое любопытство и некоторая досада на загадочное, необъяснимое поведение девушки, стремление понять ее внутренний мир. (Зачитать начало VI гл.)

  • Каким образом подтверждается подозрение Н. Н. о том, что Гагин и Ася — не брат и сестра? (Подслушанный разговор в беседке.)

  • Какие чувства овладевают героем после этого? (Конец VI — начало VII гл.)

Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но мы, читатели, понимаем, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от нее он уходит в горы, а когда возвращается, то, прочитав записку от Гагина, на другой же день отправляется к ним.

  • Что же узнал Н. Н. об Асе из рассказа брата? (Выборочный пересказ истории Аси.)

  • Как меняется душевное состояние героя?

Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое эмоциональное состояние: «Я почувствовал какую-то сладость,— именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили. Мне стало легко после гагинcкого рассказа».

-После разговора об Асе последовала новая фаза в развитии любовных отношений тургеневских героев: теперь наступило взаимное доверие и сближение.

  • Что же открыл Н. Н. для себя в Асе? Чем она ему нравилась?

Успокоенный, Н. Н. понял, что странная девочка привлекла его не одной только полуди­кой прелестью, но ее душа ему нравилась.

-Все вокруг влюбленных освещается волшебным светом: «Я глядел на нее, всю облитую ясным солнечным лучом, всю успокоенную и кроткую. Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами — небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском» (гл. IX). Ася говорит любимому: «Если бы мы с вами были птицы — как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве...»

  • Как понимать эти слова?

Любовь окрыляет человека, приподнимает его над обыденностью. Литературовед М. Гершензон писал: «Вот образ любви, по Тургеневу (он любил аллегорические сцены): любовь налетает на человека, как гроза в ясный день, и в ошеломляющем вихре ее у души внезапно вырастают крылья, человек превращается в птицу, со стремительным полетом птиц, с их неукротимой волей».

  • Что почувствовал Н. Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, веселого вальсирования с Асей и ее призыва вообразить, что у них выросли крылья?

(Н. Н. почувствовал, с одной стороны, тайное беспокойство на сердце и, с другой — упоение радостью сближения; в нем загорелась жажда счастья.)

  • Как Тургенев помогает нам, читателям, понять психологическое состояние героя в этот момент?

Через пейзажную зарисовку. (Художественное чтение отрывка из X гл. на фоне звуков вальса Штрауса.) Пейзаж как бы вбирает в себя психологическое состояние человека, становясь «пейзажем» души.

Отравленный сладким ядом закипающего чувства, герой-романтик во всем находит тревожное ожидание, беспокойство: «в небе не было покоя», в «темной, холодной глубине» реки с тихим журчанием воды за кормою, в шепоте ветра — повсюду чудилось тревожное оживление. Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с лично­стью Аси, но которую герой еще не смел назвать по имени.

  • Время как бы останавливается для героя, переполненного ожиданием счастья, и лишь после горького признания Аси, что «крылья у нее выросли, да лететь некуда» (а что скрыла под этими словами Ася, как их понять?), наш герой решается подумать над вопросом: «Неужели она меня любит?»

  • А сам-то герой, что чувствует, что происходит в его душе?

Собственное чувство его развивалось «в полусне сознания», по его собственным воспоминаниям. Сладость на сердце, радость доверия и жажда счастья еще оставляют героя в полусознательном созерцании. Герой предпочитает безумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Психология созерцателя, постигающего красоту, переживающего романтическую любовь, предполагает замедленный темп и внутреннюю остановку, углубление в себя, рефлексию.

  • А Ася? Близкая к «земле», страстно и цельно чувствующая, она не могла удовлетвориться беспредметными мечтаниями. И вот, без мысли о последствиях, без расчета и осторожности, она назначает любимому свидание. «Другая бы умела все скрыть и выждать, но не она» – по верному пониманию брата (гл XIV).

  • В каком состоянии шел Н. Н. на свидание с Асей? (Сомнения, колебания.)

И вот она, самая волнующая сцена повести — сцена свидания. (Выборочное чтение сцены учителем.)

  • Понравился ли вам Н. Н. в этой сцене?

  • Чем не понравился?

  • В чем он обвиняет Асю?

  • В чем хочет оправдать себя?

Поведение героя в сцене свидания представлялось многим критикам — современникам Тургенева возмутительным. Однако, не оправдывая героя и не осуждая его, попробуем понять. Сцена свидания — образец тургеневского психологизма. Автор сосредоточивает внимание на развитии, изменении психологического состояния героя.

  • Зачем Н. Н. пришел на свидание?

Рассудив благоразумно, Н. Н. пришел на свидание с тем, чтобы расстаться с Асей навсегда. «Я не могу на ней жениться. Она не узнает, что и я полюбил ее». Однако что-то трогательное, беспомощное в робкой неподвижности Аси так трогает героя, что он отдается порыву естественного чувства и этим самым вступает в противоречие с принятым решением и с тем словом, которое он дал Гагину. Подспудно он понимает, что решение расстаться с Асей не соответствует правде его чувств (помните, «я еще сам не знал, чем свидание могло разрешиться»?). Герою искренне казалось, что его чувство находится в стадии созревания, а ситуация требовала мгновенного решения. Отсюда его досада на откровенность и поспешность Аси и Гагина. Он осуждает в душе то, что говорит Асе при свидании, так как слова не соответствуют его чувствам. Одновременно герой вместе с автором пытается понять состояние другого человека, однако улавливает лишь внешние проявления чужого «я».

  • Как Ася ведет себя во время отповеди Н. Н.?

Н. Н. хотел терзать девушку выяснением

своего отношения к ней. Ему, созерцателю, требовалось время, остановка и раздумья о своих переживаниях. И он был удивлен реакцией Аси на отповедь.

  • Итак, герой сам пришел к своему несчастью: там, где требовался порыв самозабвенной любви, он отдается рефлексии (гл. XVII).

  • А когда же приходит к герою осознание, что он любит?

Позже, после свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя (гл. XIX).

  • Почему Н. Н., услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре тут же?

Как автор относится к такому поведению героя?

Тургенев осуждает своего героя. Да и сам Н. Н. с сарказмом говорит о своем решении быть счастливым — завтра (гл. XX).

  • Но это слова человека на двадцать лет старше того, юного Н. Н., о котором мы говорим сейчас. А тогда, в каком состоянии возвращается Н. Н. домой? (Конец XX гл.)

  • Что же произошло на следующий день? Понял ли Н. Н. свою ошибку, осудил ли себя? (Конец XXI гл.)

  • Почему же не состоялось счастье героев? Почему они разошлись?

Потому что душевная жизнь у Аси и Н. Н. протекала по-разному. Ася пережила кульминацию чувств при свидании, а Н. Н. в тот момент был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он тогда не чувствовал в себе того, что снимает благоразумие и осторожность. Осознание чувства любви к нему пришло позднее.

Причина жизненной драмы героев кроется в разности их психологического склада, их темпераментов. Н. Н. — романтик с созерцательным отношением к миру; это в некоторых ситуациях не позволяет герою вовремя осмыслить отношение к людям и даже разобраться в себе; это же не позволяет ему и совершить верное действие. Ася живет непосредственным движением сердца: в ней ни одно чувство не бывает наполовину.

Итак, мы проследили развитие чувств героя, пережили вместе с ним психологические изменения его души.

  • Какими способами автор помогает нам открыть душу героя? (Выбор формы повествования от первого лица, портретные характеристики, «психологический» пейзаж.)

  • Любовь — тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было потеряно, потеряно из-за несказанного вовремя слова. Но чувства не забылись: двадцать лет прошло, а Н. Н. помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии» любви. (Обращаемся к театральной декорации урока: засушенная веточка герани, записочки...)

Первой любви не сотрется печать.

Будем друг друга всю жизнь вспоминать;

Общие сны будут сниться обоим;

Разум обманем и сердце закроем

Но о прошедшем тоска не умрет,

А уж любовь не придет, не придет

Нет, уж любовь не придет!

В. С. Курочкин



Домашнее задание: проанализировать следующие 4 эпизода (подготовка к работе в группах):

I вариант: “Игра в фанты” (гл. VII);

II вариант: “Гроза” (гл. VII);

III вариант: “Прыжок со стены” (гл. XII);

IV вариант: “Объяснение Зинаиды и отца” (гл. XXI).

П л а н а н а л и з а э п и з о д а

Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Его условное название.

Речевой строй эпизода: диалог (речевые характеристики героев, особенности авторских ремарок), повествование (изображение событий), описание (портрет, пейзаж, психологическое состояние героев), авторские рассуждения (лирические отступления).

Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются? (Или: Что и как описывается? Какие детали описаний можно считать ключевыми? Какой тезис доказывается в авторском рассуждении? Каков пафос авторского повествования?)

Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности? (Или: Какие аргументы приводит автор для доказательства своих тезисов?)

Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью?

Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создаётся?

Определите тему и проблему произведения. Какое развитие получили они в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения, выражения авторской позиции?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок литературы

Автор: Тимченко Надежда Викторовна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства