Тема урока: Н. Носов «Телефон»
Личностные: обучающиеся знают этикет разговора по телефону, проявляют положительное отношение к процессу обучения, оценивают себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке, анализируют и обобщают информацию, находят ответы на вопросы, используя свой опыт, владеют навыками смыслового чтения, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, ставят цель на основе имеющихся знаний, контролируют результаты работы, высказывают свою точку зрения, грамотно формулируют высказывание, сотрудничают с другими.
Предметные: обучающиеся понимают основную идею рассказа «Телефон», умеют читать по ролям, владеют навыками выразительного чтения, анализируют рассказ с помощью учителя, знают лексическое значение слова «патефон».
Цель: формирование читательской компетентности (умение понимать прочитанное, переносить идею произведения на личный опыт), посредством чтения и анализа юмористического рассказа «Телефон»
Воспитательная: познакомить с этикетом разговора по телефону, мотивировать на положительное отношение к процессу обучения, способствовать оцениванию себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев.
Развивающая: развивать умение прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке, анализировать и обобщать информацию, находить ответы на вопросы, используя свой опыт, навыки смыслового чтения, понимание указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, волевую саморегуляцию, умение ставить цель на основе имеющихся знаний, контролировать результаты работы, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, сотрудничать с другими.
Образовательная: совместно выделить основную идею рассказа «Телефон», прочитать рассказ по ролям, потренироваться в выразительном чтении, проанализировать рассказ с помощью учителя, познакомить с лексическим значением слова «патефон»..
По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения, наблюдение.
По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные и продуктивные.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса.
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание.
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию.
Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная
1.2 Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015) – Текст: непосредственный.
1.3 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
1.5 Учебник «Литература» 3 класс, УМК «Школа России».
1.6 Методические разработки для уроков литературы в 3 классе.
Этапы урока | Образовательные задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля, самоконтроля | Планируемые результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности | Организовать и смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность | Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | - Ребята, начинаем урок литературного чтения. Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. И, как всегда, настроимся на хорошую и плодотворную работу. Улыбнёмся друг другу и пожмём руки соседу по парте. -Проверьте всё ли у вас готово к уроку литературного чтения. У кого всё готово, присаживайтесь. Помним про правильную посадку. -Сегодня на уроке нам нужно уметь чётко и правильно читать и для этого предлагаю прочитать чистоговорку. -Прочитайте чистоговорку способом «птичий базар», шепотом и громко (читает весь класс с доски) -Губы у нас размыкаются, произносим слова чётко Те-те-те Чайник кипит на плите. Ле-ле-ле Кружка стоит на столе. Фон-фон-фон Старый звучит патефон. - Все ли слова в этой чистоговорке понятны? -Какое слово было новым? -Кто-то знает, что такое «патефон»? (на слайде изображение патефона) Работа со словарём. -В словаре есть определение этого слова, предлагаю ребятам с первой парты найти его и громко зачитать всему классу. -Патефон-это музыкальный аппарат, воспроизводящий звуки с пластинки. -Ребята, а что такое пластинка? -Верно, молодцы! | Слушают учителя Улыбаются друг другу, приветствуют Все вместе читают чистоговорку со слайда -нет -патефон Возможные предположения детей -диск, на котором записана музыка | Ф, П | Выдержка из словаря Ожегова, мультимедийная презентация «Литературное чтение» | ОК | Личностные: обучающиеся проявляют положительное отношение к процессу обучения Метапредметные: обучающиеся понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, Предметные: знают лексическое значение слова «патефон». |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | Актуализировать знания по уроку, выявить проблему. Поставить тему и задачи урока. | По источнику получения знаний: беседа По уровню включения в продуктивную деятельность: репродуктивные Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | 1 этап. Работа до чтения. Подготовка к восприятию -Ребята, сегодня уроке мы продолжим знакомство с творчеством Николая Носова. -Какие его произведения мы читали на прошлых уроках? - Что вы знаете о его биографии? -А вот какое это будет произведение мы узнаем вместе. -Я вам назову признаки, а вы мне назовете предмет. -Система связи для передачи речевой информации на расстоянии при помощи электрических сигналов по проводам или по радио –это…… ТЕЛЕФОН -Верно ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Николая Носова, которое так и называется «Телефон». Это станет темой нашего урока. -Какие задачи мы можем поставить перед собой на урок? Продолжите фразы с доски: 1) Познакомиться… 2) Прочитать… 3) Проанализировать… -Верно, мы познакомимся с рассказом Н. Носова «Телефон», прочитаем его и проанализируем. -Кто считает, что у нас получится это сделать сегодня на уроке, покажите класс. -Замечательно, я тоже знаю, что у нас все получится. | -Федина задача -телефон -познакомиться с рассказом » Телефон», прочитать рассказ, прочитать по ролям, проанализировать рассказ. | Ф | Мультимедийная презентация «Литературное чтение» | ОК | Личностные: обучающиеся проявляют положительное отношение к процессу обучения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение планировать работу на уроке, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, ставят цель на основе имеющихся знаний, грамотно формулируют высказывание. |
3.Решение проблемы | Организовать работу по решению проблемы урока | По источнику получения знаний: беседа По уровню включения в продуктивную деятельность: продуктивные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | -Ребята, а что вы знаете о телефоне? -Я думаю, что такое телефон? И для чего он нужен вы можете ответить без труда. - А вот историю изобретения телефона знает не каждый. Воспользовавшись книгой «Истории обыкновенных вещей», ребята приготовили нам небольшие выступления. История изобретения телефона очень интересна. (заранее подготовленные обучающиеся рассказывают историю телефона) Ученик 1 В 1876 американский инженер Александр Белл подал заявку на изобретение прибора «Для передачи по телеграфу звуков голоса», другими словами – телефона. В тот же день физик Грей сделал такую же заявку. Первым изобретателем телефона считается Белл, потому что принёс заявку на два часа раньше Грея. Ученик 2 Телефон Белла имел массу недостатков: голос передавался тихо, всё хрипело, шумело и хлюпало во время разговора, но изобретатель так упорно трудился над своим детищем, что вскоре оно заговорило чётче и громче. Первые городские телефонные станции были установлены в 1882 году в Петербурге, Москве, Одессе, Риге и позднее по всей России. .- А какое слово говорят, когда отвечают на телефон: Ученик 3 А вы знаете, когда возникло слово «алло»? Оказывается, это сроднившееся с телефоном слово родилось гораздо раньше его. В 1803 – 1806 годах в Петербурге был издан «Новый словотолкователь», где о слове «алло» сказано: «Изречение морское, употребляется на корабле и значит: слушай. Его кричали в рупор на корабле тому, с кем хотели говорить -Время идёт вперёд. Осваиваются новые технологии. И вместе с проводными телефонами, мы пользуемся сотовой связью. Вас уже трудно удивить каким-либо телефоном, а вот герои произведения Н.Н. Носова о нем только мечтали. Прогнозирование. -Вы прекрасно знаете, что его рассказы наполнены юмором. -Как вы думаете, исходя из названия, о чем этот рассказ? -После прочтения рассказа нам предстоит ответить на вопрос :«Почему у рассказа такое название?» -Посмотрите на иллюстрации из учебника. Могут ли они нам помочь спрогнозировать содержание рассказа? Попробуем это сделать. 2 этап. Работа во время чтения (работа с иллюстрациями) . Первичный синтез. - Просмотрите рассказ. Как он построен? - Что такое диалог? - Между кем будет вестись диалог? - Прочитаем по ролям, исключая слова автора. -Во время чтения я предлагаю вам, подчёркивать простым карандашом слова или фразы, которые вызвали у вас улыбку. -Между собой распределите роли, отметьте простым карандашом свои слова. Читайте выразительно, соблюдая знаки препинания, выдерживая интонацию, выражая эмоции ребят. (чтение по ролям) -Кто желает прочитать диалог для всех? -Понравилось ли вам произведение? Чем? -Похожи ли мальчишки из рассказа Н. Носова на Вас? Чем? -Почему у рассказа такое название? -какие слова и фразы вы подчеркнули? -Веселый ли это рассказ? Почему? | Ответы детей Рассказы подготовленных детей -алло -о телефоне, его изобретении, о смешной ситуации по телефону -в форме диалога -разговор двух людей -между мальчиками Читают по ролям Ответы детей -общение между двумя людьми -в нём говорится о том, как мальчики купили телефон и пытались разговаривать по нему -весёлый, вызывает улыбку | Ф,И | Мультимедийная презентация «литературное чтение», учебник «Литературное чтение» 3 класс | СК, ОК | Личностные: обучающиеся проявляют положительное отношение к процессу обучения Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение прогнозировать содержание произведения, находят ответы на вопросы, используя свой опыт, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, грамотно формулируют высказывание, сотрудничают с другими. Предметные: обучающиеся умеют читать по ролям, владеют навыками выразительного чтения. |
4.Первичное закрепление | Организовать усвоение способа действия при решении типовых зада | По источнику получения знаний: беседа, объяснение, демонстрация, упражнения По уровню включения в продуктивную деятельность: продуктивные. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы развития познавательного интереса. Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание. Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | 3 этап. Работе после чтения. Анализ. Чтение диалога в лицах. -Прочитайте, как у ребят появился телефон. -Прочитайте диалог ребят в лицах. -Что Мишка сделал со своим телефоном? -Чем закончился рассказ? -Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? -Какие слова это доказывают? Найдите в тексте. Подчеркните. Прочитайте. -Расскажите, что случилось с телефоном. -Почему это произошло? 6. Вторичное восприятие текста. Анализ ситуации - Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон? С помощью каких слов в тексте, мы это понимаем. - Почему у ребят не получился разговор? (на доске варианты ответов) -не знали о чем говорить; -не умели говорить по телефону; -взволнованы; -относились несерьезно; -это игрушка. -Может такое произойти в наши дни? - Почему? - Как вы считаете, какие проблемы поднимает автор в своём рассказе «Телефон»? -Какая основная идея этого рассказа? - Нужно ли соблюдать правила этикета при разговоре по телефону? -Действительно, Носов в своём рассказе затронул проблему телефонного этикета. | Читают начало текста -Он сначала его разобрал, чтобы посмотреть , как он устроен. А собрать его правильно не смог, даже порошок рассыпал. Потом он из телефона сделал электрический звонок. А затем разобрал батарею и остался без него - Мальчик ночью решил узнать, как получается электричество, встал и разобрал свой телефон. Понял, как получается электричество. Потом лег и быстро заснул -веселое, они были рады. -да, иногда нет тем для разговора -звонить нужно по делу, а не просто так, нужно соблюдать правила общения. | Ф, П, И | Мультемедийная презентация «Литературное чтение», карточки «Синквейн», учебник «Литературное чтение» 3 класс | СК, ОК, ВК | Личностные: обучающиеся проявляют положительное отношение к процессу обучения, оценивают себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев. Метапредметные: обучающиеся анализируют и обобщают информацию, находят ответы на вопросы, используя свой опыт, владеют навыками смыслового чтения, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, контролируют результаты работы, высказывают свою точку зрения, грамотно формулируют высказывание, сотрудничают с другими. Предметные: обучающиеся понимают основную идею рассказа «Телефон», анализируют рассказ с помощью учителя. |
5.Физминутка | Снять мышечное и эмоциональное напряжение | Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований | Игра «Глухой телефон» (правила четёко) -А сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в игру "Глухой телефон". Дети встают, выходят в проходы и встают в 3 ряда. По одному человеку выходят к учителю, получают карточки со скороговорками, читают про себя и как запомнили, передают друг другу на ухо. Последний участник команды говорит услышанное вслух. 1. Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит. 2. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. 3. У Маши на кapмaшке маки и pомaшки. -Какую фразу получил первый ряд? А второй? А третий? -Какие были трудности при передаче информации? -Хорошо, немного отдохнули, присаживайтесь за парты. | Выполняют физминуту. | Ф | - | СК | Метапредметные: демонстрируют навыки волевой саморегуляции |
6. Самостоятельная работа | Организовать самостоятельную деятельность обучающихся | Методы эмоционального стимулирования:, поощрение Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль | 7. Вторичный синтез. -Ребята, а все ли правила телефонного разговора вы соблюдаете? -Какие вы знаете? - Для того, чтобы точно знать и соблюдать правила телефонного разговора, я предлагаю вам составить собственную памятку в парах. -Вам необходимо вставить пропущенные слова. Правила телефонного разговора 1.До того, как вы снимете трубку, подумайте: действительно ли этот телефонный звонок необходим. 2.Выбирайте наиболее удобное для звонков время, чтобы не причинить собеседнику неудобства. 3.Позвонив, поздоровайтесь и сразу же представьтесь. 4.Если человека, которому вы звоните, не оказалось дома, попросите передать ему, кто звонил, по какому вопросу, по какому номеру и в какое время он может перезвонить вам. 5.Если разговор прервался, то повторный звонок делает тот, кто звонил первый раз. 6.Разговор должен быть кратким и по делу. 7.Задавать вопрос: «Кто звонит?»- некорректно. 8.Отвечайте вежливо тому, кто позвонил ошибочно. -Какие правила дополним? -Запишите их ниже. -Кто уже сейчас соблюдает данные правила-поднимите руку. | -не все Ответы детей Предположения детей | Ф,И | Памятка «Правила телефонного разговора» | СК, ОК | Личностные: обучающиеся знают этикет разговора по телефону, проявят положительное отношение к процессу обучения, оценивают себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев. Метапредметные: обучающиеся анализируют и обобщают информацию, находят ответы на вопросы, используя свой опыт, владеют навыками смыслового чтения, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, , высказывают свою точку зрения, грамотно формулируют высказывание, сотрудничают с другими. Предметные: обучающиеся понимают основную идею рассказа «Телефон. |
7. Рефлексия | Подвести итог урока и организовать рефлексию обучающихся | Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание. | -Понравился ли вам рассказ Н.Носова? Почему? -Чему научил вас рассказ «Телефон»? -Но это не весь рассказ. У него есть продолжение. И кого очень заинтересовал данный рассказ, книгу можно взять в библиотеке и дочитать до конца, а затем написать отзыв о ней. - Чему учат рассказы Носова? - Выделите верные ответы. С какой целью Носов написал свой рассказ? Чтобы: 1. Развеселить читателя. 2. Подшутить над кем-нибудь. 3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. 4. Разбудить фантазию читателя. Для того, чтобы лучше понять идею рассказа, предлагаю составить синквейн «Мальчики» в парах. -Вспомним правила составления синквейна. -Кто хочет прочитать свой синквейн? - Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. - Мы их выполнили? -А что мы делали для этого? Продолжите фразу: 1. Я научился… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Больше всего мне понравилось… 5. Я понял, что… (выдаю шаблоны телефона) -Ребята, а для того, чтобы подвести итог, я вам предлагаю раскрасить вот такие телефоны. -Если урок был познавательным, вам было интересно и легко работать, а также у вас появилось желание дочитать рассказ, то раскрасьте телефон зелёным цветом. Если были трудности и не все задания дались легко, но урок был интересным, то жёлтым. А если урок показался скучным, задания были трудные и вы не поняли рассказ Носова, то красным. -На экране телефона предлагаю написать одну из фраз с экрана, продолжив её. -Поднимите свои телефоны. -На этом наш урок окончен. Благодарю всех за работу (хвалю по отдельности). Прошу приготовиться к следующему. | Ответы детей -В них сообщается что-то интересное и полезное. Автор легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.) Ответы детей Дети продолжают фразы | Ф | Мультимедийная презентация «Литературное чтение» | СК, ОК | Личностные: обучающиеся проявят положительное отношение к процессу обучения, оценивают себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев. Метапредметные: обучающиеся анализируют и обобщают информацию, понимают указанные учителем ориентиры действия в учебном материале, демонстрируют сформированность волевой саморегуляции, контролируют результаты работы, высказывают свою точку зрения, грамотно формулируют высказывание, сотрудничают с другими. |