Цели урока:
1. Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал. Вызвать у учащихся желание читать произведения Н. Носова
2. Развивать память, способности к анализу художественного текста: сравнению и выделению идей рассказов, эмоциональную отзывчивость учеников, фантазию, чувство юмора.
3. Воспитывать интерес и любовь к чтению. Способствовать активизации творческой деятельности учащихся.
Оборудование: книги Н. Н. Носова, журнал «Мурзилка»; предметы: детский телефон, утюг, кастрюля, шляпа, песок, книга «Три поросёнка», машинка.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте - ты скажешь человеку.
Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Здравствуйте, мои хорошие, добрые друзья! Сегодня урок чтения. Давайте улыбнемся друг другу, и от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Думаю, у нас всё с вами получится и мы хорошо поймём друг друга.
- Вводная часть.
- Начать урок мне помогут ребята. Посмотрите сценку.
( На сцене стол. За столом сидит папа и читает газету. Женя рисует. Мама держит в руках утюг.)
- Перед вами семья: мама, папа и дочь Женя.
Мама. Я не понимаю, что происходит? Испортился телефон, перегорел утюг, перестал работать звонок. Что такое? Кто это делает?
Женя. Павлик, конечно!
Мама. Зачем?
Женя. Сооружает инкубатор.
Папа. Что- что?
Женя. Инкубатор. Чтобы выводить цыплят.
Мама. Боже мой! Мы пропали!
Папа. Как это ему взбрело в голову?
Женя. Начитался рассказов Носова.
Папа. Какого Носова?
Женя. Как? Вы не читали Носова? Да вы полжизни потеряли!
- Сообщение темы.
- Ребята, а кто же такой это Носов, которого надо обязательно всем читать? Что вы о нём знаете? (высказывания детей)
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по страницам книг Н.Н.Носова.
Однажды Н. Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем стал потому, что когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось
потому, что у меня, было о чем порассказать людям»
Как и многие знаменитые писатели, Н. Н. Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так — для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ он отнёс в журнал « Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. Кто знает, как назывался этот рассказ? (Затейники).
Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для неге забавные рассказы, которые все так полюбили.
- А что вы ещё знаете о Н. Н. Носове?
(Родился в Киеве в1908 году, в семье актёра. В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, увлекся химией и готовился к поступлению на химический факультет Политехнического института, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, снимал разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.
- Работа с выставкой книг.
- Ребята, обратите внимание на выставку. Книги Н. Н. Носова перед вами. Какие из этих книг вы читали? Я буду называть название произведения, а вы будите хлопать в ладоши. ( «Живая шляпа», «Фантазёры», «Огурцы», и т. д.)
- Сегодня мы аплодируем замечательному писателю Н. Н. Носову и его литературным героям.
- А что общего во всех рассказах Н. Н. Носова? (Они весёлые, смешные, забавные, поучительные. В рассказах основными героями являются мальчишки.)
- А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над
ними? (Нет. Автор любит своих героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение выполнять что-нибудь).
- Веселые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьезное. Совсем несмешно, если ребенок смеется над попавшим в беду товарищем. Важно научиться видеть по-настоящему смешно в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. В этом нам помогут рассказы Носова. Известный поэт и писатель Сергей Владимирович Михалков сказал: Все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделку: учат читателей добру… С. В. Михалков
- Чтение по ролям
- Проверим ваши артистические способности. (Дети готовят чтение эпизодов
по ролям: I группа - «Фантазеры», 2 группа - «Мишкина каша». Остальные - выразительное чтение 2-3 понравившихся отрывков.
- Викторина по произведениям Н. Носова.
.Ах ты, умник! Ишь, что придумал. Мы трудились, трудились, а он - песком.
Как же теперь кататься? ("На горке")
.Вышел Котька из деревни и пошёл полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода, ("Огурцы")
- К каким произведениях относятся эти рисунки?
- Игра с остальными детьми.
- Ребята посмотрите на доску. Карточки напоминают нам игру « Поле Чудес». Сколько клеточек столько букв в слове.
- Как называется рыба, которую зажарил Мишка на сковороде? (7 букв — Пескарь )
- Кто испугался волка под кроватью? Назови имя героя и рассказ. (Валя "Затейники")
- Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
- Как зовут коротышку из Цветочного города, который придумал воздушный
шар? (6 букв. Знайка)
- А как зовут главного героя этой повести? ( Незнайка).
- Почему он главный? Почему его Носов сделал героем своих книг? (Он смешной, неумелый, торопливый, потому что он очень похож на обычных ребят).
- Вспомните, а в какой костюм он был одет? (Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком)
- Физминутка
- Я приготовила вам задания, которые написаны на цветах. Отвечая на задания, будем собирать букет, который сможем «подарить» героям книг Н. К. Носова.
- Определите, из каких произведений Носова потерялись предметы.
Шляпа - «Живая шляпа»
Лопата, песок - « На горке»
Телефон - «Телефон»
Книга « Три поросёнка» - «Затейники»
Кастрюля («Мишкина каша»)
Машина - («Незнайка на газированной машине»).
- - Листок листая за листком
И за страницею страницу,
Попробуй отгадать сейчас,
С кем встреча наша состоится.
Поэт, художник, враль и неумеха -
Родник он главный Носовского смеха! (Незнайка.)
- Вспомните, как Незнайка решил стать поэтом?
- Ребята, а как вы считаете, трудно ли сочинять?
- Приходилось ли вам что-то сочинять?
- А теперь попробуйте вы: подберите рифмы:
Ша - ша - ша - мама моет малыша.
Та - та - та - у нас в доме чистота.
Жу - жу - жу – я от холода дрожу.
Га – га –га – в ступе – бабушка – Яга.
- Вспомните, что придумывали Миша и Стасик из рассказа «Фантазёры»?
- Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»? (придумывали для
собственного удовольствия и никому не делали плохого)
- Дорогие мои, мечтайте, фантазируйте и творите добро! Мы говорили в начале урока, что книги Носова интересные, смешные, поучительные. В них содержится мудрость. Я предлагаю вам соотнести пословицы с рассказами Н. Носова.
- У страха глаза велики. «Затейники»
- Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. «Огурцы»
- Сумел ошибиться, умей и исправиться. «На горке»
- Молодцы, ребята! Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за активность, за любознательность, за ваш интерес к творчеству Н. Н. Носова.
- Угадайте, что бы я хотела взять из рассказов Н. Носова вам в класс? (Улыбки! Если люди улыбаются, значит, у них всё хорошо!)
Мне хочется вам пожелать, чтобы вы
Время даром не теряли –
Книги Носова читали!
- Я получила письмо, от героев Н. Н. Носова
Мы к вам обращаемся дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Домашнее задание.
- Рисуйте рисунки о нас, сочиняйте стихи, песенки, рассказы. И у вас получится своя книга по произведениям Н. Н. Носова.