Тема: Э.Успенский «Чебурашка»
Цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством детского писателя Э.Успенского и его произведением «Чебурашка». Организовать работу по формированию у учащихся умений, связанных с работой над текстом.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с творчеством Э.Успенского.
2.Отрабатывать умения:
- правильного и выразительного чтения;
- умения отвечать на вопросы по содержанию;
- устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте;
- делить текст на части.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Презентация к уроку «Э.Успенский».
Музыкальное сопровождение: аудиозапись песни “Чебурашка”
Игрушка – Чебурашка. Толковые словари, автор Ожегов.
Выставка детских рисунков (Юный иллюстратор)
Ход урока.
- Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности
-Девиз нашего урока -
«Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Слайд1
- Объясните смысл пословицы.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Проверка домашнего задания
– С какой большой темой познакомились на прошлом уроке? (И в шутку, и всерьез.)
– Произведения какого автора читали? (Б.Заходера.)
– Что знаете о писателе? (Он поэт, прозаик, переводчик.)
– Какие герои, благодаря Б.Заходеру, говорят на русском языке? (Винни-Пух, Мэри Поппинс, Питер Пен, Алиса в Стране Чудес и др.)
– Какие стихотворения Заходера читали? (“Что красивей всего?”, “Товарищам детям”, “Буква Я”, “Песенки Вини-Пуха”)
- Для чего нужны такие произведения?
2. – Проверим, насколько внимательно вы читали стихотворения, сумеете ли угадать их по отрывку и ответить на вопросы по содержанию.
а) Ребенок спросил
Ни с того ни с сего:
– А ну-ка скажи,
Что красивей всего? (“Что красивей всего?”)
– Что ответили обитатели планеты?
– Смог ли автор ответить на этот трудный вопрос? Почему?
б) Обычно от вас
Это держат в секрете,
А я не скрываю,
Товарищи, дети. (“Товарищам детям”.)
– С каким советом обращается автор к детям?
в) Он и весел, и не злобен,
пухлый, милый чудачок.
Вместе с ним хозяин Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
А на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник-
Медвежонок …(Вини-Пух.)
3. Перед уроком мы оформили выставку ваших рисунков. Вы выступали в роли иллюстраторов книги о Вини-Пухе. Посмотрите, какой у нас получился красивый медвежонок Пух. Молодцы! Отлично справились с заданием.
4.Обобщение по д/з.
-Что такое юмор? Каких писателей-юмористов вы знаете? Назовите их произведения. (Б.Заходер «Товарищи дети», «Песенки Винни-Пуха», Д.Хармс «Очень вкусный пирог», Н.Носов «Живая шляпа»)
3.Изучение нового материала
1) Установка на внимание.
-Прослушайте песню одного сказочного героя и попробуйте его отгадать.
(Учащиеся слушают аудиозапись песни «Чебурашка», называют ответ)
- Как вы думаете, о чем или о ком сегодня пойдет речь на уроке? (О Чебурашке)
- Скажите, для чего нам нужно читать о Чебурашке? (Чтобы познакомиться с персонажем, с его характером, повадками и т.д.)
- С какой целью появилось в учебнике это произведение? (Чтобы дети узнали, откуда взялся этот зверек и почему его так зовут).
2) Подведение к теме: - Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока (Ответы детей)
3) Объявление темы урока.
–-Сегодня на уроке мы познакомимся с интересным произведением, героем которого является Чебурашка, его автором – Эдуардом Успенским. Слайд 2
4) Постановка целей:
-А теперь давайте поставим цели урока. Чему мы должны учиться на уроке? (Ответы детей)
5) Этап работы с понятиями. Работа в парах.
- Как вы считаете, к какому жанру относится это произведение: повесть, сказка или рассказ? (Выслушиваются все ответы)
- Теперь давайте проверим ваши ответы. Работаем в парах. Слайд 3 (Алгоритм работы в парах). У вас на столах лежат толковые словари. Найдем значение понятий: повесть, сказка, рассказ. 1-ый ряд – найдите значение слова повесть, 2-ой ряд – слова сказка, 3-ий ряд – слова рассказ. Зачитаем значение этих слов. Так к какому же жанру относится это произведение? (Сказка)
- Как вы думаете, каков характер автора Э. Успенского? (Добрый, веселый, любит детей и животных…)
-Какие произведения мог написать человек с таким веселым, легким характером? (Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д.)
3) Вступительная беседа о творчестве Э.Успенского. Работа по книжной выставке.
–Рассказ сопровождается показом презентации: Слайды 4–7
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области в семье служащих. В 1961 г. он окончил Московский авиационный институт, а затем 3 года проработал инженером. В 1966 г. была опубликована сказка “Крокодил Гена и его друзья”, которая принесла Успенскому громкую славу. С тех пор Успенский написал много стихотворений, веселых, озорных, во многом поучительных. А циклы его произведений о Крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино, о Вере и Анфисе послужили основой для создания мультфильмов, которые дети смотрят с большим интересом. Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, США. В 2010 году писателю присуждена премия имени Корнея Чуковского.
Беседа по книжной выставке: Посмотрите, эти книги сделали известным Успенского и сами известны многим.
IV.Физ.минутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Один, два, три, четыре, пять.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
V.Изучение нового материала.
1. История возникновения произведения в аудиозаписи
2. Аудиозапись
Проверка понимания и смысла сказки. Слайд 8 (Вспомните сод-ие прочитанного)
1 часть – где жил Чебурашка?
2 часть – как он попал в ящик с апельсинами?
3 часть - как Чебурашка оказался в магазине?
4 часть – почему у главного героя такое странное имя?
5 часть – почему Чебурашка не попал в зоопарк?
6 часть – где стал работать и жить Чебурашка?
3. Повторное чтение по цепочке по частям. Слайд 9 (Уважаем товарищей-следим по тексту)
3.1 Словарная работа.
– Какие слова не понятны?
– Кто объяснит? Посмотрите на доску. В первом столбике написаны непонятные слова, а во втором столбике их значения. Только они перепутаны. Давайте все исправим.
Чебурахнуться упасть
Каюта помещение на судне для жилья
Уцененные товары товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Бракованная игрушка игрушка с дефектом
Телефонная будка небольшое помещение с телефонным аппаратом
VI. Закрепление изученного
1.Определите место нахождения Чебурашки по событиям в рассказе (Слайд 10-15)
Характеристика героя
- Назовите основные качества Чебурашки. Посмотрите на него, вспомните мультфильм и нашу сказку. (Прикрепляю таблички:
( “добрый”, “мягкий”, “застенчивый”, “робкий”, “заботливый”.)
2. Контроль и самоконтроль понимания текста. (Слайд 16-20)
- А теперь небольшая проверочная работа. (У детей листочки).
Проверка. Слайд 21
3.Продолжаем наш урок. Начнем работу по подготовке к пересказу. Работаем в группах.
У вас на столах алгоритм выполнения работы.
Учащиеся разбиваются на 6 групп. Получение задания.
- Приготовьтесь к пересказу «своей» части (если у детей карточка с цифрой 1, то они будут работать с первой частью сказки и т.д.);
-распределите, кто за кем будет читать «цепочкой»;
(Учащиеся самостоятельно читают свою часть повести-сказки и отвечают на вопросы к этой части. Пересказ)
- выберите, кто будет отвечать.
1 часть “В далеком тропическом лесу”
– Где жил сказочный персонаж, о котором мы сейчас прочитали?
– Было ли у него имя?
-Задумывался ли зверек, как его зовут?
2 часть «В ящике с апельсинами»
- Куда пошел гулять Чебурашка?
-Что он там увидел?
- Как зверек попал на корабль?
3 часть «В магазине фруктов»
– Где оказались ящики с апельсинами после долгого плавания?
– Как выглядел Чебурашка, когда его нашли продавцы?
– Почему он получил такое странное имя?
4 часть «В зоопарке»
– Куда отнес Чебурашку директор магазина?
– Почему его туда не приняли?
5 часть “В магазине уцененных товаров”
- Чем понравился Чебурашка директору уцененных товаров.
– Где остался работать Чебурашка?
– Что он должен был делать?
6 часть «Старая телефонная будка»
– Где он стал жить?
- Чем хорош был новый дом?
Проверка. (Выходят по одному от группы и пересказывают)
VII. Обобщение.
– Почему Чебурашке некому было звонить? (У него не было друзей.)
– Как думаете, как живется без друзей? Почему?
– Нашел ли друзей Чебурашка?
– Кто помнит, как зовут друзей Чебурашки? (Крокодил Гена, девочка Галя, лев Чандр и др.)
- А кто хотел бы стать другом Чебурашки?
– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома. (Крокодил Гена и его друзья)
VIII.Итог урока
1.Беседа.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Кто его главный герой?
- Что помогло автору сделать произведение таким интересным? (Юмор)
2.Саморефлексия
- А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей). Возьмите на своих столах конверты. Что в них? Апельсины. Оцените вашу работу на уроке. Кто хорошо работал, часто поднимал руку и правильно отвечал, достиг целей, тот прикрепит около Чебурашки оранжевый апельсин, а тот, кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – зеленый апельсин. Подойдите к доске и прикрепите апельсины около Чебурашки. Молодцы.
IX. Домашнее задание (дифференцированное)
3 цветочка - красный, желтый, белый.
- Чебурашка, ребята, очень рад, что у него появился целый класс друзей. И он принес вам цветы, но они не простые, а волшебные - на них домашнее задание.
Общее задание - читать стр. 137 - 142.
Красный цветок - пересказать самые интересные отрывки.
Желтый цветок - придумать вопросы к отрывку.
Белый цветок – нарисовать иллюстрации