И скусство - это вид творческой деятельности человека? отражение окружающей действительностью? с помощью различных выразительных средств. Произведениями или предметами искусства считаются вещи, которые можно увидеть и потрогать, услышать или прочесть, прочувствовать с помощью внутренних ощущений. Искусство представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественными выразительными средствами. Виды искусства делят на простые и сложные. В основе простого вида искусства лежит одно средство художественного выражения. К простым видам искусства относятся: живопись, скульптура, поэзия, музыка. Для сложного вида искусства характерно использование нескольких художественно-выразительных средств. К сложным видам искусства относятся: балет, театр, кино, опера.
В казахском искусстве поэзия и музыка изначально представляли единое целое, поэтому песня обозначается понятием Өлен буквально стихотворение. А певцов называли акынами в переводе с казахского поэт. Для казахского песенного стиха характерна неизменность количество слогов строки, в науке такая закономерность называется силлабикой. В казахской поэзии различают два типа стиха11-ти сложный стих «Қара өлен» и 7-8 сложный стих называемый «Жыр».
О бе формы находят продолжение в песнях Салы и серэ в XIX веке .XIX век ознаменован поиском новых форм стиха и структуры строфы если обрядовые сарыны напевы составляли 1-2 строки и не имели припева либо завершались припевным дополнением «Жар-жар», «Көш-көш». то в XIX веке устно-профессиональные певцы сало и сыры изобретают новые формы стихосложения. Так например у Абая в песне о Көземнін қарасы» появляется симметричный шестисложный стих.В песнях Биржан сала припев по масштабу в два раза превышает куплет, a у Кенена Азербаева кушала после куплета следует несколько самостоятельных припевов
П осчитай количество слогов в каждой строке?
Көзімнің қарасы,
Көңілімнің санасы,
Бітпейді іштегі
Ғашықтық жарасы.
Қазақтың данасы
Жасы үлкен ағасы,
"Бар" демес сендей бір
Адамның баласы.
Идейное содержание казахских песен исторические видоизменялась. Если раньше в обрядовой женской лирике преобладала тема прощания и скорби, то на этапе бытовой песни тематика позволяла воспевать в песнях родную природу, любовь к Родине, матери, нежные чувства, ежедневный быт и многое другое
3. «Горные вершины» - А.Г. Рубинштейн – слушание.
Беседа: О чем эта песня? Как она прозвучала? К какому жанру вокальной музыки относится? (романс).
- С помощью каких средств муз. выразительности композитор (исполнитель) сумел передать красоту природы?
… - Интересна история стихотворения, легшего в основу романса. Это стихотворение немецкого поэта И.В. Гете под названием «Ночная песня странника».
Над всеми вершинами есть покой.
В каждой верхушке (макушке дерева)
Чувствуешь ты едва дуновение.
Птички молчат в лесу.
Подожди только, скоро отдохнешь ты тоже.
Это подстрочный перевод. Мы видим у Гете картину постепенно засыпающей природы, последним мирно отходит ко сну человек.
Русский писатель и поэт М. Лермонтов делает перевод этого стихотворения на русский язык под названием «Горные вершины».
Горные вершины спят во тьме ночной;
Тихие долины полны свежей мглой;
Не пылит дорога, не дрожат листы...
Подожди немного, отдохнешь и ты.
Стихотворение «Горные вершины» является выдающимся произведением русской лирики. В его интерпретации автор обещает отдых от житейских невзгод. М. Лермонтов переводя то, что близко ему по духу, смог не только точно передать интонацию и настроение стихотворения, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным.
Спустя какое – то время русские композиторы А.Г. Рубинштейн, А. Варламов, А. Танеев в разные годы написали на эти стихи музыку.
4. Абай «Карангытунде тау калгып».
- Спустя еще полвека известный казахский писатель и поэт, философ и мыслитель Абай услышав это стихотворение, поразился ее мелодичности. Красота природы, причудливые очертания ночи, которые встали перед внутренним взором, мелодия тишины и покоя дали толчок творчеству поэта. Абай не только перевел, но и написал к нему музыку. Так родилась песня «Карангы тунде тау калгып». С той поры над аулом, в урочище Акшокты, медленно и плавно, как тихий ветер, летела эта песня, ставшая впоследствии народной песней. Люди, отдыхая после изнурительного дня в своих юртах, слушали творение своего мудрого и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в степь из другого, неведомого им мира».
Слушание и анализ.
Прослушайте и узнайте предысторию стихотворения «Парус».
Что чувствовал М. Лермонтова в этот период жизни?
Прочтите и проанализируйте стихотворение.
Какое настроение вызывает стихотворение?
Какое слово определяет это настроение?
Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе?
Рефлексия.
Проведите рефлексию своей деятельности на уроке. Заполните лист рефлексии.
1) Абай «Карангытунде тау калгып» - слушание. Обмен впечатлениями. Обсуждение сходств и различий произведений.
- Красиво? А чем понравилась песня? Чем отличаются эти два романса?
- А зачем Лермонтов, Абай переводили именно это стихотворение? Почему не сочинили сами? ( Потому что оно было близко им по духу и настроению. Они смогли не только передать интонацию и настроение, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным).
Обобщение: Все три шедевра, получившие мировую славу, взаимно дополняя и обогащая друг друга, каждый по-своему выражаюет мечту о возвышенном и прекрасном.
2) Беседа. В традиции казахов поэзия и музыка изначально представляли единое целое. Неизменность кол-ва слогов строки в каз. песеннм стихе характерно для каз. песенного стиха. В науке этазакономерность называется силлабикой. В каз. поэзии различают 2 типа стиха: 11-сложный стих «кара олен» и 7-8сложный стих «жыр». Использование 7-8сложного стиха связано с древ.обрядовыми и бытовыми песнями и эпосом. 11-сложный стих появился позже.
Итог: Какая существуетвзаимосвязь между музыкой и поэзией?
- Может ли литература жить без музыки?- Может ли музыка жить без литературы?
5. Рефлексия:
Что вы узнали нового на уроке? Что было интересно, что нет?