kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок- беседа: "Музыка и поэзия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Способствовать  формиованию музыкальной культуры и  музыкального вкуса посредством изучения связи музыкального искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок- беседа: "Музыка и поэзия"»

Дата: 27.02.2023 в 11.00 часов

Тема: «Музыка и поэзия»

Цель: Способствовать формированию музыкальной культуры и музыкального вкуса посредством изучения связи музыкального искусства

 Задачи: анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль и жанр в том числе взаимосвязь с другими видами искусства; 

сравнивать средства выразительности музыки и других видов искусства в создании художественного образа;

исполнять песни разных стилей и жанров, используя элементы канона, двухголосия, передавая художественный образ и характер мелодии;

сочинять и импровизировать композиции, используя средства музыкальной выразительности, голос, музыкальные инструменты;

Ход занятия:

                                      I.     . Организационный момент

-Здравствуйте дороге ребята.

-Давайте мы с вами поздороваемся музыкально.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята, здравствуйте»

И скусство - это вид творческой деятельности человека? отражение окружающей действительностью? с помощью различных выразительных средств. Произведениями или предметами искусства считаются вещи, которые можно увидеть и потрогать, услышать или прочесть, прочувствовать с помощью внутренних ощущений. Искусство представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественными выразительными средствами. Виды искусства делят на простые и сложные. В основе простого вида искусства лежит одно средство художественного выражения. К простым видам искусства относятся: живопись, скульптура, поэзия, музыка. Для сложного вида искусства характерно использование нескольких художественно-выразительных средств. К сложным видам искусства относятся: балет, театр, кино, опера.

В казахском искусстве поэзия и музыка изначально представляли единое целое, поэтому песня обозначается понятием Өлен буквально стихотворение. А певцов называли акынами в переводе с казахского поэт. Для казахского песенного стиха характерна неизменность количество слогов строки, в науке такая закономерность называется силлабикой. В  казахской поэзии различают два типа стиха11-ти сложный стих «Қара өлен» и 7-8  сложный стих называемый «Жыр».

О бе формы находят продолжение в песнях Салы и серэ в XIX веке .XIX век ознаменован поиском новых форм стиха и структуры строфы если обрядовые сарыны напевы составляли 1-2 строки и не имели припева либо завершались припевным дополнением  «Жар-жар», «Көш-көш».  то в XIX  веке устно-профессиональные певцы сало и сыры изобретают новые формы стихосложения. Так например у Абая в песне о Көземнін қарасы» появляется симметричный шестисложный стих.В песнях Биржан сала припев по масштабу в два раза превышает куплет, a у Кенена Азербаева  кушала после куплета следует несколько самостоятельных припевов

П осчитай количество слогов в каждой строке?



Көзімнің қарасы,

Көңілімнің санасы,

Бітпейді іштегі

Ғашықтық жарасы.

 Қазақтың данасы

Жасы үлкен ағасы,

"Бар" демес сендей бір

Адамның баласы.



 

Идейное содержание казахских песен исторические видоизменялась. Если раньше в обрядовой женской лирике преобладала тема прощания и скорби, то на этапе бытовой песни тематика позволяла воспевать в песнях родную природу, любовь к Родине, матери, нежные чувства, ежедневный быт и многое другое

3.  «Горные вершины» - А.Г. Рубинштейн – слушание.

Беседа: О чем эта песня? Как она прозвучала? К какому жанру вокальной музыки относится? (романс).

- С помощью каких средств муз. выразительности композитор (исполнитель) сумел передать красоту природы?

- Интересна история стихотворения, легшего в основу романса. Это стихотворение немецкого поэта И.В. Гете под названием «Ночная песня странника». 

Над всеми вершинами есть покой.

В каждой верхушке (макушке дерева)

Чувствуешь ты едва дуновение.

Птички молчат в лесу.

Подожди только, скоро отдохнешь ты тоже.

     Это подстрочный перевод. Мы видим у Гете картину постепенно засыпающей природы, последним мирно отходит ко сну человек.

    Русский писатель и поэт М. Лермонтов делает перевод этого стихотворения на русский язык под названием «Горные вершины».

Горные вершины спят во тьме ночной;

Тихие долины полны свежей мглой;

Не пылит дорога, не дрожат листы...

Подожди немного, отдохнешь и ты.

 Стихотворение «Горные вершины» является выдающимся произведением русской лирики. В его интерпретации автор обещает отдых от житейских невзгод. М. Лермонтов переводя то, что близко ему по духу, смог не только точно передать интонацию и настроение стихотворения, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным.

    Спустя какое – то время русские композиторы А.Г. Рубинштейн, А. Варламов, А. Танеев в разные годы написали на эти стихи музыку.

4. Абай «Карангытунде тау калгып».

- Спустя еще полвека известный казахский писатель и поэт, философ и мыслитель Абай услышав это стихотворение,  поразился ее мелодичности. Красота природы, причудливые очертания ночи, которые встали перед внутренним взором, мелодия тишины и покоя дали толчок творчеству поэта. Абай не только перевел, но и написал к нему музыку. Так родилась песня «Карангы тунде тау калгып». С той поры над аулом, в урочище Акшокты, медленно и плавно, как тихий ветер, летела эта песня, ставшая впоследствии народной песней. Люди, отдыхая после изнурительного дня в своих юртах, слушали творение своего мудрого и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в степь из другого, неведомого им мира».

Слушание и анализ.

Прослушайте и узнайте предысторию стихотворения «Парус».

        Что чувствовал М. Лермонтова в этот период жизни?

Прочтите и проанализируйте стихотворение.

        Какое настроение вызывает стихотворение?

        Какое слово определяет это настроение?

        Почему, читая стихотворение, начинаешь думать о парусе, как о живом существе?

Рефлексия.

Проведите рефлексию своей деятельности на уроке. Заполните лист рефлексии.  

1) Абай «Карангытунде тау калгып» - слушание. Обмен впечатлениями. Обсуждение сходств и различий произведений.

- Красиво? А чем понравилась песня? Чем отличаются эти два романса?

- А зачем Лермонтов, Абай переводили именно это стихотворение? Почему не сочинили сами?     (   Потому что оно было близко им по духу и настроению. Они смогли не только передать интонацию и настроение, но и сделать перевод выразительным, образным и эмоциональным).

Обобщение:  Все три шедевра, получившие мировую славу, взаимно дополняя и обогащая друг друга, каждый по-своему выражаюет мечту о возвышенном и прекрасном.

2) Беседа. В традиции казахов поэзия и музыка изначально представляли единое целое. Неизменность кол-ва слогов строки в каз. песеннм стихе характерно для каз. песенного стиха. В науке эта закономерность называется силлабикой. В каз. поэзии различают 2 типа стиха: 11-сложный стих «кара олен» и 7-8сложный стих «жыр». Использование 7-8сложного стиха связано с древ.обрядовыми и бытовыми песнями и эпосом. 11-сложный стих появился позже.

Итог: Какая существует взаимосвязь между музыкой и поэзией?

- Может ли литература жить без музыки?- Может ли музыка жить без литературы?

5. Рефлексия:

                       Что вы узнали нового на уроке? Что было интересно, что нет?

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок- беседа: "Музыка и поэзия"

Автор: Азенбаева Альфина Аухатовна

Дата: 27.02.2023

Номер свидетельства: 626740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Открытый урок по музыке"
    ["seo_title"] => string(23) "otkrytyi_urok_po_muzyke"
    ["file_id"] => string(6) "527952"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574283080"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока помузыке в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-pomuzykie-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168864"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423310926"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока литературного чтения на тему А.Блок. «Снег да снег». "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-na-tiemu-a-blok-sniegh-da-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "186962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426437761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства