Тема: Знакомство с учебником. Первичное представление о тексте.
Цели: настроить учащихся на эмоциональную работу, познакомить с первым учебником, дать первично представление о тексте. Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, проектор, учебники «Азбука», дидактический материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок №1. Подготовительный период.»
Урок №1. Подготовительный период.
Тема: Знакомство с учебником. Первичное представление о тексте.
Цели: настроить учащихся на эмоциональную работу, познакомить с первым учебником, дать первично представление о тексте. Оборудование: компьютер, мультимедиа экран, проектор, учебники «Азбука», дидактический материал.
Ход урока:
1. Орг.момент.
Урок начинается с приветствия учителя, что создаёт эмоциональный настрой, способствует вхождению в урок. (На экране 1 слайд «Здравствуй, школа!», звучит музыка «Школьная полька») Здравствуйте, мальчишки и девчонки! Сегодня мы рады всех вас приветствовать в нашем уютном доме! Какие вы все красивые, нарядные! Сегодня у вас очень торжественный день: вы все простились с детским садом, но это не значит, что вы простились с детством. Праздник мы сейчас продолжим, Чудо–игры здесь устроим.
2. Актуализация Повернитесь все друг к другу, И пожмите руки другу. Руки вверх все поднимите, И вверху пошевелите. Крикнем весело: "Ура!" Игры начинать пора! Вы друг другу помогайте, На вопросы отвечайте: «Только ДА, и только НЕТ!»- Дружно дайте мне ответ. Если НЕТ вы говорите, То ногами постучите, Если говорите ДА, В ладоши хлопайте тогда. Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который пригодится в школе. (дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать)) На дно кладем кулек конфет? (ДА) А милицейский пистолет? (НЕТ) Туда положим винегрет? (НЕТ) А может быть, улыбок свет? (ДА) Положим спелый апельсин? (ДА) А продуктовый магазин? (НЕТ) Цветов корзину для друзей? (ДА) А разноцветных кренделей? (ДА) Салат положим в сумку? (НЕТ) Кладем улыбку и успех? (ДА) Задорный детский звонкий смех? (ДА) - Игра активизирует работу класса. Учащиеся учатся работать в коллективе. Учатся слушать учителя, выполнять определённые действия и дружно отвечать, слушая друг друга.
3. Игровой момент А знаете, кто к нам в гости спешит? Сейчас я вам покажу их на волшебном экране. (На экране 2 слайд: телеграмма.) Но что такое? Здесь телеграмма: их заколдовала Баба Яга. А снимет она волшебные чары только в том случае, если ученики 1 «Б» класса выполнят её задания. Ну, что поможем героям? (ДА!) - Дети с удовольствием отправляются на помощь. Учащиеся учатся преодолевать трудности, выполняя задания. Воспитывается чувство ответственности, взаимопомощи.
1 задание. Что это за сказки?
Надоело ему лежать – он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке. (Колобок) (3 слайд)
Толстяк живет на крыше, Летает он всех выше. (Малыш и Карлсон) (4 слайд)
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) (5 слайд)
Уверенный в себе, хоть неумейка, И от природы он большой зазнайка, А ну-ка угадать его сумей-ка, Известен всем под именем … (Незнайка) (6 слайд)
Молодцы! Чары разрушены. Встречайте гостей!
4. Сообщение темы
Незнайка просит отгадать загадку:
Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга) (7 слайд)
Сегодня мы познакомимся с первой учебной книгой — «Азбукой» (8 слайд) 5. Знакомство с первой учебной книгой.
1) Беседа по иллюстрации обложки «Азбуки».
Давайте рассмотрим обложку нашего учебника. Какое время года нарисовал художник? (Лето. Начало осени.) По-
чему вы так думаете? (Трава и кусты зеленые, цветут цветы, на небе
радуга.)
Да, это конец лета. Скоро наступит осень. Какие признаки
осени вы заметили? (Журавли улетают. Девочка с книгой. Она хочет
учиться в первом классе.)
Что делает мальчик? Опишите его щенка. (Шерсть у Дружка гладкая, белая с черными пятнами. Ушки черненькие, а хвостик у него загнут колечком. Дружок веселый. Он любит
бегать и играть.)
Что же означает слово «азбука»? В старые времена первая буква алфавита называлась не «а», а «аз», вторая — не «бэ», а «буки». соединим названия первых букв (аз + бук) — получится слово «азбука».
В «Азбуке» вы познакомитесь со всеми звуками русского языка, научитесь выделять их из слов и правильно произносить, обозначать звуки буквами и читать слоги, слова, предложения и целые тексты.
2) Беседа по иллюстрации титульного листа.
Посмотрите, кто нарисован. Дайте имена детям и клички животным. Составьте о них рассказ. Озаглавьте эту иллюстрацию.
3) Знакомство с моделями единиц русского языка и их условными обозначениями.
Вот полоска. Мы будем обозначать ею любую вашу мысль о ком-то
или о чем-то, произнесенную вами вслух (устное высказывание). Возьмите в правую руку полоску и покажите мне.
Домик, в котором «живут» наши мысли-высказывания (предложение)
Вот «крыша», слева — «стена» как начало дома, внизу
«пол», а справа — конец дома, где расположен «замочек» (точка).
Выскажем свою мысль о нашей книге. («Азбука» — наша первая книга.)
Возьмем полоску и поселим ее в дом. Это предложение.
В доме «живут и дружат» предложения. Все предложения в тексте выражают какую-то одну общую для них мысль, которая «живет» в самом верхнем предложении «под крышей». Около этого предложения точка не стоит. Это заголовок всего текста. Покажите его.
Прямоугольники — это значимые слова, они что-то обозначают, например предметы (дерево, стол, парта), признаки предметов (высокое дерево, деревянный стол) или действия (идет, бежит, плывет).
Треугольниками обозначены слова-помощники, которые служат для связи слов в предложении.
Вот модель предложения. Подумайте, подходит ли к этой модели предложение: «Дети играют в парке».
Проверьте. Теперь скажите, подходит ли к этой модели предложение: «В парке играют дети»? Почему? Выложите на парте с помощью шаблонов это предложение.
- Учащиеся учатся слушать и слышать учителя, думать, поднимать руку, давать ответ полным предложением, составлять модель предложения с помощью дидактического материала. 6. Физминутка «Путешествие по волшебному лесу» (На 9 слайде появляется Сказочный лес) Гости приглашают нас в путешествие по сказочному лесу. - Налево посмотрим – увидим красавиц лесных! - Направо посмотрим – берёзы стоят! - Вперёд повернём голову – пред нами кустарник растёт! - Голову поднимем вверх – солнце светит, птицы летают! - А теперь опустимся вниз (Дети садятся за парты) - И посмотрим: «Сколько вокруг цветов!» Физминутка позволяет сменить деятельность, отдохнуть, расслабиться и учит ориентироваться в окружающем мире.
7. Пальчиковая гимнастика Руки поднимаем вверх. Хлопнули в ладоши! (сжали кулачки) Набухай скорей, бутон! Распускайся наш цветок! Мы живём в родном краю Всех я вас приветствую! - Ведётся работа над координацией движений, работаем над развитием мелкой моторики.
8. Речевая разминка (На 10 слайде изображены грибы) Порадуйте гостей - продолжите предложение: - Грибы растут в… (в лесу). Составьте модель предложения. - Грибы бываю съедобные и… (несъедобные) - Белый гриб какой? А мухомор? Ведётся работа над развитием коммуникативных навыков, умением работать по определённой теме. (На 11 слайде изображены апельсины) Объясните Незнайке, апельсины – это овощи, фрукты или ягоды. Почему? - Выявляются знания учащихся, умения дать обоснованный ответ.
8.Итог урока
С какой первой учебной книгой вы сегодня познакомились?
Вы должны одеть в обложку все свои учебники, положить закладки и бережно к ним относиться.
Что мы составляли с помощью моделей? Я надеюсь, что в нашей школе, начиная с сегодняшнего дня, начнут зажигаться новые звёздочки, а если звёзды зажигаются, значит, это кому-то нужно! (На 12 слайде зажигаются звёзды.)