ОГБОУ «Центр образования для детей с ООП г. Смоленска» Автор: Тихонова Ольга Валерьевна, учитель начальных классов. Конспект урока обучения грамоте в 1 классе на тему: «Прощание с азбукой»
Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги ;
Задачи:
- развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;
-развитие умения работать в группах;
-воспитание у учащихся интереса к чтению; дружеское взаимоотношение в коллективе.
Ход урока.
1. Мотивационный этап
Сегодня у нас необычный урок, а необычен он потому, что мы сегодня прощаемся с вашей первой учебной книгой – «Азбукой».
Скажем сегодня ей спасибо.
Сегодня, мы здесь собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы!
2. Актуализация знаний
Отгадайте загадку:
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся! (БУКВЫ)
- О чём эта загадка? Как догадались, что это буквы? (в русской алфавите 33 буквы)
Б) Послушайте следующую загадку:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё -... (АЛФАВИТ)
3. Включение в систему знаний и повторение.
Блиц – опрос.
- Сколько букв в алфавите?(33)
- Какие группы букв можно выделить? (Буквы делятся на гласные и согласные).
- Зачем нам нужны буквы?(чтобы уметь читать)
- Какие группы звуков мы выделяем? (Гласные и согласные)
- Какие гласные звуки называются ударными? Безударными?(На которые падает ударение и безударные, если ударение не падает).
- Приведите примеры слов с ударной и безударной гласной.
- Какие группы согласных звуков можно выделить? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
- Назовите всегда твёрдые согласные звуки, всегда мягкие согласные звуки, непарные
звонкие, непарные глухие, парные по звонкости – глухости. (Всегда твердые — Ш, Ж, Ц. Всегда мягкие — Ч, Щ, Й. Непарные звонкие — Л, М, Н, Р. Непарные глухие — Х, Ц, Ч, Щ. Парные по глухости-звонкости — звонкие — Б,В,Г,Д,Ж,З; глухие- П,Ф,К,Т,Ш,С).
4. Игра «Слушай внимательно»
Я читаю слова, вы выделяете первые звуки. Обозначаете их буквами и читаете получившееся слова.
Крот, ночь, иволга, грач, астра. 1 вариант
Бабушка, умница, кран, волк, арка. 2 вариант
- Какие слова получились? ( КНИГА, БУКВА).
-Чем похожи эти слова? ( Из букв мы составляем слова и читаем их в книге)
5. Физминутка.
Если я называю слово, которое начинается с гласной – то подниматей руки вверх, а если с согласной – хлопайте в ладоши.
Утюг, стол, школа, ослик, жук, ириски, апельсин, мост, доска, август, каникулы.
6. Игра «Чуткий слух»
- Какими звуками отличаются слова: Мел – мил, кон – конь, кран – краб, малина – машина.
7. Игра «Буква заблудилась» . Надо поменять буквы в словах, чтобы получились подходящие по смыслу слова в стихотворении.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём.
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Писем мы не написали: тучку целый день искали.
8. Игра «Разгадай имена сказочных героев» .
На доске записаны имена сказачных героев. Буквы перепутаны, нужно поменять их местами, чтобы получилось имя сказочного героя.
Из каких сказок эти герои? Кто их написал?(«Дюймовочка», Г.Х. Андерсон, «Красная шапочка», Ш. Перро, «Трое из Простоквашино», Э. Успенский.
9. Из каких сказок герои? Я буду читать четверостишье, а вы должны определить, о каком сказочном герое идет речь?
1.
Лечит маленьких детей Лечит птичек и зверей Сквозь очки на всех глядит Добрый Доктор Айболит. (К. И. Чуковский. “ Доктор Айболит.”)
2.
Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? (Р. Н. С. “ Три медведя”.)
3.
На сметане мешон На окошке стужен Круглый бок, румяный бок Покатился – колобок. (Р. Н. С. “ Колобок”.)
4.
Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется…. (“ Три поросенка”.)
- Как звали поросят? (Ниф – Ниф, Нуф – Нуф, Наф –Наф.)
Ну что ж, проститься нужно нам с Азбукой своею дружно.
Взамен для сердца и ума нам книга новая дана.
Учебником чтения называется она.
9. Этап рефлексии
Выразите свое настроение и нарисуйте на листочке, его в виде веселого или грустного человечка (лицо).
Литература: 1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. - М.: Просвещение. 1991. - 368 с.
2. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. - 256 с.
3. Занимательная азбука: А. Шибаев, - Махаон, 2011. - 153 с.