«Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеклассной работе по физической культуре»(обобщение опыта учителя физкультуры)
«Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеклассной работе по физической культуре»(обобщение опыта учителя физкультуры)
Технология опыта.
Сущность опыта состоит в умелом отборе содержания, рациональном выборе методов, форм, средств педагогической деятельности на уроках и во внеклассной работе. Автор уделяет внимание дифференцированному подходу в обучении с учетом возраста, пола, состояния здоровья, психологии учащихся, их общего физического развития. КудряшовымА.В разработаны нетрадиционные уроки, комплексы упражнений. Учитель вводит в этапы урока подвижные игры. Особое внимание преподаватель уделяет подготовительному периоду знаний, где применяются общеразвивающие упражнения, что делает возможность оптимального перехода ребенка к основному периоду, в который включен комплекс упражнений, входящих в программу. Педагог работает в тесном контакте с медицинской сестрой, что позволяет определить оптимальную физическую нагрузку для каждого ребенка индивидуально, прививая интерес к предмету, использует различные формы внеклассной работы – спортивно – оздоровительные мероприятия, соревнования, спортивные праздники, конкурсы.
Системный подход к проведению занятий и внеклассных мероприятий по физической культуре и индивидуализация обучения способствует снижению заболеваемости учащихся, повышению интереса к предмету, выработки у детей сознательной и ежедневной потребности в физических упражнениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеклассной работе по физической культуре»(обобщение опыта учителя физкультуры) »
Опыт работы преподавателя физической культуры
Российская Федерация
Управление образования мэрии города Тамбова
Информационно-методический центр
Опыт работы
учителя физической культуры
муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 6
Кудряшова Александра Владимировича
Тема: «Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеклассной работе по физической культуре».
Тамбов-2011
МАОУ «лицей №6»
Кудряшова Александра Владимировича
Тема: «Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроках и во внеклассной работе по физической культуре».
20011 год
Составитель: Паршина Екатерина Викторовна, методист информационно-методического центра по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Список ИПМ: 1.Базовая модель опыта.
2.Формы занятий физическими упражнениями в школе.
3.Нормирование нагрузок на уроках физической культуры. 4.Комплексы гимнастических упражнений до учебных занятий.
5.Комплекс упражнений (утренняя гимнастика) до учебных занятий для учащихся среднего звена.
6.Комплекс упражнений (утренняя гимнастика) до учебных занятий для учащихся старшего звена.
7.Комплекс упражнений для зарядки до учебных занятий. 8.Комплекс физкультминуток для учащихся начальной школы в игровом варианте. 9.Сюжетно – игровой урок во 2 классе. Тема: «Совершенствование строевых и акробатических приёмов». 10.Урок в 7 классе. Тема: «Метод круговой тренировки». 11.Урок в 7 классе. Тема: «Формирование гимнастических умений и навыков учащихся». 12.Урок в 8 классе. Тема: «Обучение игре в баскетбол». 13.Формы внеклассной работы по физической культуре. 14.Внеклассное мероприятие в 1-3 классах «Веселые старты». 15.Спортивно – оздоровительное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья». 14.Литература. Приложения.
1.Методические рекомендации. Тема: «Методика развития выносливости на 2.уроках физической культуры (раздел «Лёгкая атлетика»).
3.Методические рекомендации. Тема: «Гигиена и её основные задачи».
4.Методические рекомендации. Тема: «Долголетие и физическая культура».
5.Методические рекомендации. Тема: «Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе».
6.Методические рекомендации. Тема: «Дифференцированный подход к учащимся при дозировке физических нагрузок».
7.Методическая разработка «На прогулку в выходной мы выходим всей семьей».
Базовая модель опыта.
Противоречия:
-между необходимостью воспитания здорового поколения и низким уровнем физического развития детей;
-между общими требованиями программы и индивидуальными способностями учащихся.
Ведущая идея опыта:
-повышение моторной плотности урока, выработка у учащихся сознательной и ежедневной потребности в физических упражнениях;
-учитывая возраст и индивидуальные возможности учащихся, уделять внимание отработке упражнений для развития силы, выносливости, ловкости и скорости движений;
-физическое и духовное совершенствование личности средствами физической культуры.
Личная концепция автора:
-индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
-реализация идей развивающего обучения;
-увеличение двигательной активности учащихся за счет повышения моторной плотности урока;
-оптимальное сочетание различных форм учебной и внеклассной работы;
-создание благоприятных морально – психологических, санитарно – гигиенических, эстетических, материально – технических условий в процессе обучения и воспитания;
-укрепление здоровья детей;
-оптимизация учебно – воспитательного процесса.
Технология опыта.
Сущность опыта состоит в умелом отборе содержания, рациональном выборе методов, форм, средств педагогической деятельности на уроках и во внеклассной работе. Автор уделяет внимание дифференцированному подходу в обучении с учетом возраста, пола, состояния здоровья, психологии учащихся, их общего физического развития. КудряшовымА.В разработаны нетрадиционные уроки, комплексы упражнений. Учитель вводит в этапы урока подвижные игры. Особое внимание преподаватель уделяет подготовительному периоду знаний, где применяются общеразвивающие упражнения, что делает возможность оптимального перехода ребенка к основному периоду, в который включен комплекс упражнений, входящих в программу. Педагог работает в тесном контакте с медицинской сестрой, что позволяет определить оптимальную физическую нагрузку для каждого ребенка индивидуально, прививая интерес к предмету, использует различные формы внеклассной работы – спортивно – оздоровительные мероприятия, соревнования, спортивные праздники, конкурсы.
Системный подход к проведению занятий и внеклассных мероприятий по физической культуре и индивидуализация обучения способствует снижению заболеваемости учащихся, повышению интереса к предмету, выработки у детей сознательной и ежедневной потребности в физических упражнениях.
Охват учащихся, занимающихся
физкультурой и спортом в 2011году
Нормирование нагрузок
на уроках физической культуры.
В таблице приведены параметры нагрузок, которые необходимо выполнять на каждом уроке физической культуры.
Силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнять преимущественно на уроках по разделу гимнастики, а в поддерживающих объемах – на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным и подвижным играм.
Нагрузка на скоростно – силовые качества на занятиях легкой атлетикой, в процессе игр способствует развитию выносливости при условии достаточно высокой ЧСС (выше 120 уд/мин) и ловкости при сложнокоординационных движениях.
Выполнение нагрузок с учетом этих рекомендаций позволяет достигнуть достаточного СТЭ (срочно тренировочный эффект) за 20-25 минут, а остальное время урока можно использовать для решения других учебно – воспитательных задач.
Структура нагрузок
Упражнения
Норма нагрузок
Метод выполнения
Направленность (качество)
Группы мышц
Интенсив-
ность
Объем
Развивающий
Поддержи-вающий
Кол-во серий
Время, мин
Кол-во серий
Время, мин
Сила
Плечевой пояс и руки
Ноги, брюшной пресс, спина
Упражнения основной и снарядной гимнастики, акробатика
70-75% от макси-
мальной или ПМ 8-12, интервал 40-90
3
4-5
2
2-3
Повторно - серийный
Скоростная взрывная сила
Туловище, плечевой пояс, руки и ноги
Метания, игры, прыжки
80-100% от макси- мальной
3 (по 2-3 пов-
торе- ния)
6
2
3
Повторно - серийный
Скорость
Бег, игры
80-100% от макси- мальной
3 (по 2-3 пов-
торе- ния)
3
1
1
Повторно - серийный
Общая выносливость
Бег, игры
150-160 уд/мин
15
15
15
15
Непрерывный,равномерный и переменный
Комплексы гимнастических упражнений до учебных занятий.
1 упражнение
И.п. – основная стойка
1-2 – руки через стороны вверх, подняться на носки
3-4- И.п.
2 упражнение
И.п. – основная стойка
1 – присед, руки за голову
2 – И.п.
3 упражнение
И.п. – основная стойка, руки к плечам
1 – руки в стороны
2 – И.п.
4 упражнение
И.п. – основная стойка
1-2 – выпад вперед правой (левой) ногой, руки вверх
3-4 – И.п.
5 упражнение
И.п. – ноги врозь, руки вверх
1 – руки в стороны, поворот вправо
2 - И.п.
3 – руки в стороны, поворот влево
4 – И.п.
6 упражнение
И.п. – лежа на полу
1 – согнуть правую ногу
2 – И.п.
3 – согнуть левую ногу
4 – И.п.
7 упражнение
И.п. – упор присев
1 – стойка на правой ноге, левая нога назад, руки вверх
2 – И.п.
3 – стойка на левой ноге, правая нога назад, руки вверх
4 – И.п.
8 упражнение
И.п. – основная стойка
1 – прыжок ноги врозь, руки за голову
2 – И.п.
Комплекс упражнений (утренняя гимнастика) для учащихся среднего звена.
Комплекс №1.
1 упражнение
И.п. – основная стойка, руки на пояс
1 – руки в стороны
2 – руки вверх, хлопок над головой
3 – руки в стороны
4 – И.п.
2 упражнение
И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз
1 – руки вверх
2-3 – наклоны вперед, хлопки по коленям
4 – И.п.
3 упражнение
И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову
1 – поворот вправо (влево), правую (левую) руку в сторону
2 – И.п.
4 упражнение
И.п. – основная стойка, руки перед грудью
1 – руки вверх
2 – наклон вправо (влево)
3 – выпрямиться
4 – и.п.
5 упражнение
И.п. – основная стойка, руки перед грудью
1-4 – вращение кистей одной руки вокруг другой
5-8 – тоже в другую сторону
Комплекс №2
1 упражнение
И.п.- основная стойка, руки на пояс
1-2 – правую (левую) ногу на носок, руки к плечам
3-4 – И.п.
2 упражнение
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1-2 – два пружинящих наклона к правой (левой) ноге
3-4 – И.п.
3 упражнение
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс
1-4 – круговые движения туловища вправо
Пауза
5-8 – то же влево
4 упражнение
И.п. – основная стойка, руки на пояс
1 – прыжком ноги врозь
2 – прыжком ноги в И.п.
повторить 4-5 раз
Комплекс гимнастики до учебных занятий для учащихся старших классов.
1 упражнение
И.п. – основная стойка
1-2 – руки за голову
3-4 – И.п.
2 упражнение
И.п. – основная стойка
1 – присед, руки на пояс
2 – И.п.
3 упражнение
И.п. – руки к плечам
1 – руки вверх, подняться на носки
2 – И.п.
4 упражнение
И.п. – основная стойка
1-2 наклон вперед, прогнуться, руки вперед
3-4 – И.п.
5 упражнение
И.п. – руки за голову
1 – руки вверх, наклон в сторону
2 – И.п.
6 упражнение
И.п. – основная стойка, руки в стороны
1 – мах ногой вперед, руки вперед
2 – И.п.
7 упражнение
И.п. – основная стойка
1 – руки вверх, прогнуться
2 – наклон вперед
8 упражнение
И.п. – основная стойка
1 – прыжок ноги врозь, руки вверх
2 – И.п.
Комплекс физкультминуток для учащихся начальной школы в игровом варианте.
1 «Гуси серые»
Гуси серые летели (бег на месте или врассыпную, движения руками, как крыльями).
Да, летели. Да, летели (продолжение бега).
И присели, посидели (выполняют два приседа).
Да и снова полетели (снова бег).
А потом опять присели (присед).
Игровое упражнение повторить 2 – 3 раза.
2 «Мы топаем ногами»
Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головы вправо и влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
3 «Вышла мышка»
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне).
Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши).
Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дернули за гири»).
Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
Убежали мышки вон (бег на месте или к своему месту).
Игровое упражнение повторить 2-3 раза.
Сюжетно – игровой урок во 2 классе. Тема:«Совершенствование строевых и акробатических приемов»
Цель:
совершенствование строевых и акробатических приемов, развитие скоростно-силовых качеств, ловкости, меткости.
Место проведения: спортивный зал
Время: 45 минут
Инвентарь: «шведская стенка», мячи, скакалки.
Ход урока.
Ι Подготовительная часть 15 минут
Построение в одну шеренгу. Сообщение задач урока. Выполнение поворотов. Ходьба на носках, внешней и внутренней стороне стопы. Объявляю учащимся: «Сегодня мы с вами отправимся в поход по родному краю!»
Следует передвижение учащихся по залу с произнесением слов: «Отправляемся в поход! Сколько нас открытий ждет!»
Во время передвижения по залу обращаю внимание на ходьбу, правильность постановки ноги, положение рук, головы, осанки.
Учащиеся произносят речёвку: «Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом».
При передвижении выполняются различные виды ходьбы (на носках, на пятках, со сменой положения рук на носках, в стороны, вверх). Обращаю внимание на красивых бабочек:
«Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились!»
Учащиеся передвигаются легко бегом на носках, делая руками взмахи, имитирующие движения крыльев бабочек. Учащиеся выходят на луг.
«Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой – туда, сюда:
Делай раз, и делай два».
В ходьбе выполняются движения прямыми руками влево и вправо с поворотами туловища к впереди стоящей ноге. Движения сопровождаются звуками «в - жик».
Учащиеся выполняют прыжки с выносом прямых рук вперед – вверх. Построение в колонну по одному и заключительная ходьба по залу 1-4 ходьба обычным шагом, затем 1-4 на носках и т.д.
После возвращения из похода спрашиваю детей о том, что они видели во время прогулки, с кем встречались на пути, и подвожу итоги путешествия.
ΙΙ Основная часть 25 минут
Класс делится на четыре группы.
Первое отделение
Акробатика. 1-ое упражнение. Из упора стоя: ноги врозь, кувырок вперед в положение сидя, при повороте не касаться головой мата.
2-ое упражнение. Из упора присев, кувырок вперед в положение сидя; кувырок из упора присев, вернуться в упор присев в быстром темпе.
3-ое упражнение. Выполнить два кувырка подряд без паузы.
Второе отделение
Висы. На шведской стенке вис стоя, ноги врозь, перехватом рук; вис сидя, ноги врозь и возвращение в вис стоя, ноги врозь (повт. 2-3 раза). Вис на согнутых руках (повт. 2-3 раза).
Третье отделение
Метание мяча в горизонтальную цель. Стоя левым боком в направлении метания, левая нога на шаг впереди, обратить внимание на разгибания правой ноги, на движение правого плеча вперед и заключительное движение рукой. Упражнение выполняется в шеренге.
Четвёртое отделение
Упражнения в прыжках с короткой скакалкой с одной на другую, на двух ногах.
Произвожу смену снарядов, после того как учащиеся выполнят по два – три подхода.
Игра «Удочка». Обращаю внимание учащихся на скоростные качества, на их быструю реакцию, на внимание. Выявляю лучших игроков.
ΙΙΙ Заключительная часть 5 минут
Построение в одну шеренгу. Ходьба по кругу, упражнения на внимание. Подведение итогов. Домашнее задание (прыжки через скакалку).
Построение в одну шеренгу. Сдача рапорта. Определение задач урока. Пульс за 15 сек х4, все запомнили. Выполнение строевых упражнений. Направо, налево. Ходьба на носках, руки вверх, на пятках руки за голову. Бег в среднем темпе 3 минуты с изменением направления движения : «змейкой», «противоходом». Общеразвивающие упражнения (с гимнастической палкой)
1упражнение
И.п. – основная стойка, палка на груди
1 – поднять палку вверх
2 – палку за голову на плечи
3 – палку вверх
4 - И.п. (исходная позиция)
2упражнение
И.п. – ноги врозь, палка в согнутых руках
1-2 – наклон к правой ноге
3-4 – И.п.
то же – к левой ноге
3упражнение
И.п.- ноги врозь, палка внизу
1 – палку вверх
2 – наклон вправо (влево)
3 – выпрямиться
4 – И.п.
4упражнение
И.п. – основная стойка, палка справа. Прыжки через палку справа и слева на двух ногах.
5упражнение
Ходьба в наклоне по одному с палкой на плече
Проверить пульс.
В обход налево шагом – марш!
По ходу положить палки.
Распределить по станциям (отделениям).
ΙΙ Основная часть 25 минут
1 отделение: лазание по канату
2 отделение: опорный прыжок
Лазание по канату: девочки в три приема
мальчики в два приема
Опорный прыжок: девочки ноги врозь
мальчики согнув ноги
Круговая тренировка
Подготовка снарядов, станций;
Распределить по станциям.
Объяснить задание. Приступить к занятиям.
1 станция
Приседание и прыжки. 10 прыжков
2 станция
Отжимание. Мальчики 10, девочки 5
3 станция
Подтягивание 5 раз мальчики на высокой перекладине
10 раз девочки на низкой перекладине
4 станция
Брюшной пресс. Ноги фиксированы
5 станция
Брюшной пресс. Туловище фиксировано
6 станция
Мышцы спины.
7 станция
Лазание по канату.
Переходы выполнять по сигналу, обращая внимание на четкость выполнения. Закончить, когда все учащиеся закончат прохождение станций. Убрать все снаряды.
ΙΙΙ Заключительная часть 5 минут
Построение в одну шеренгу, шагом в обход зала: упражнения на восстановление.
Проверить пульс.
Подведение итогов. Отметить лучших учащихся.
Результат: повышение двигательной активности учащихся, улучшение осанки, укрепление здоровья детей.
Урок в 7 классе. Тема: «Формирование гимнастических умений и навыков».
Цель: совершенствование строевых приемов, развитие силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции.
Место проведения: спортивный зал.
Время: 45 минут.
Инвентарь: гимнастические маты и скамейки, мостик, канат.
№
Содержание программного материала
Дозировка
Методические указания
Ι
Подготовительная часть
Построение в одну шеренгу. Сдача рапорта. Сообщение задач урока. Проверка домашнего задания.
Строевые упражнения: полуповороты направо, налево. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы, внутренней стороне. Бег в среднем темпе с изменением направления.
Перестроение в колонне по четыре.
Общеразвивающие упражнения.
15 мин.
«змейкой», противоходом
ΙΙ
Основная часть
Подготовка снарядов.
1 отделение: опорный прыжок
2 отделение: акробатика
3 отделение: канат
а) Лазание по канату
б) Опорный прыжок
- разбег и наскок на мостик
- толчок руками и прогнуться
- приземление
в) Акробатика
Девочки: два кувырка вперед
Стойка на лопатках
Мостик из положения лежа
Полушпагат
Мальчики: два кувырка вперед
Два кувырка назад
Стойка на лопатках
Стойка на голове, согнув ноги
Гимнастическая полоса препятствий
1. 2-3 кувырка вперед
2. Гимнастическая стенка
3. Рукоход
4.Переползаниепо гимнастической скамейке
5.Опорный прыжок
6. Упражнение на равновесие
7. Рукоход
8. Канат
9. Скамейка
25 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
5 мин.
1 раз
1 раз
1 раз
2 раза
2 раза
1 раз
1 раз
1 раз
Построить отделения на видах
Девочки в три приема, мальчики в два приема и произвольным способом.
Мальчики: согнув ноги,
девочки: ноги врозь.
Ошибки: слабый разбег, поздний толчок руками.
Кувырок в нруппировке.
Руки в стороны прямые
Стойка на голове с помощью.
В группировке.
Пройти по рукоходу и соскок.
Проползти по скамейке на руках.
Пройти на носках по бревну, руки в стороны
10 прыжков
ΙΙΙ
Заключительная часть
Уборка снарядов
Построение в одну шеренгу
Подведение итогов урока. Отметить лучших.
Домашнее задание
5 мин
3 мин.
Комплекс утренней гигиенической гимнастики.
Результативность: повышение двигательной активности, улучшение осанки, укрепление здоровья и общего физического состояния учащихся.
Урок в 8 классе. Тема: «Обучение игре в баскетбол».
Цели урока:
-ознакомить с техникой ведения мяча и передачи мяча двумя руками от груди;
-развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах;
-формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей.
Место проведения: спортивный зал
Время: 45 минут
Инвентарь: мячи, скакалки.
Ход урока.
№ п/п
Содержание программного материала
Дозировка
Методические указания
Ι
Подготовительная часть
Построение в одну шеренгу, сдача рапорта, сообщение задач урока. Проверка домашнего задания.
Строевые упражнения.
Ходьба в колонне на носках, пятках.
бег в среднем темпе
бег с высоким подниманием бедра
бег с захлестыванием голени
прыжки на правой, левой, двух ногах, ходьба в положение полуприсев.
Общеразвивающие упражнения.
15 мин.
4 мин.
2х30
2х30
Размыкание и смыкание
Колено выше, с носка.
Спина прямая
Перестроение в четыре колонны
ΙΙ
Основная часть
1.Перестроение в четыре колонны
а) в каждой колонне баскетбольный мяч, выполнение ведение мяча одной рукой
б) передача мяча двумя руками от груди на месте (в колоннах)
в) Передача выполняется двумя руками о пол
г) штрафной бросок
одной рукой от плеча
двумя руками из-за головы
Учебная игра
4х4 девочки
3х4 мальчики
25 мин
2-3 раза
3-4 раза
3-4 раза
5-6 раз
5 мин
Ведение в медленном темпе
Передача выполняется в колоннах поочередно со сменой положения места
Перестроение полукругом
Не принимающие участия в игре выполняют силовые упражнения: приседание, отжимание, подтягивание, прыжки через скакалку.
ΙΙΙ
Заключительная часть
Построение в одну шеренгу.
Подведение итогов урока
Отметить лучших, поставить оценки.
Домашнее задание.
5 мин
Подтягивание туловища из положения лежа 20 раз.
Комплекс УТГ.
Результат: отработка техники игры в баскетбол, дальнейшее совершенствование ловкости, быстроты реакции, координации движений, укрепление здоровья учащихся.
Формы внеклассной работы по физической культуре.
Внеклассная работа является логическим продолжением учебной. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий осуществляется преподавателем физической культуры (можно совместно с учителями других предметов, например, ОБЖ), учащимися и классным руководителем.
В школе традиционно проводятся Дни и Недели здоровья, День бегуна, День лыжника, соревнования по футболу и баскетболу, спортивно – оздоровительные мероприятия, конкурсы, спортивные праздники и эстафеты. Систематически работают секции – баскетбольная, лыжная, конькобежная, ОФП, в которых занимаются более 75% учащихся.
Внеклассное мероприятие в 1-3 классах «Веселые старты».
Цель: Развитие двигательных и скоростно – силовых качеств, быстроты реакции, ловкости, гибкости, укрепление физического здоровья учащихся.
Линейная эстафета с выполнением одного из заданий этапа
В каждой эстафете участвует 20 человек. Длина этапа 15 метров.
Каждый из участников поочередно бежит к указанному месту, выполняет задание, возвращается, передавая эстафету следующему.
Задания:
Пролезание через обруч (снять обруч, пролезть через него и повесить обратно).
Сделать три прыжка через скакалку.
Завязать (а следующему игроку - развязать) простой узел на короткой веревке.
Переставить из одного круга в другой две – три булавы (расстояние между кругами 1-1,5 м).
Собрать 20 рассыпанных спичек в коробок и передать его судье (спички рассыпают в круге диаметром 50 см).
Линейная эстафета с надувным шаром («ракеткой», «самолетом»)
Каждый участник поочередно обегает вокруг флажка и возвращается к команде, передавая эстафету следующему участнику. Длина этапа 15 м. Участвует 20 человек.
Прокати мяч под ногами.
Участники стоят в колонне по одному, широко расставив ноги. Первый участник катит мяч под ногами, последний берет мяч, бежит с ним, встает впереди колонны и снова катит мяч. Участвуют 20 человек.
Передай мяч
Играющие сидят верхом на гимнастической скамейке. У первого игрока в руках набивной мяч. По команде первый поднимает мяч над головой (или сбоку) и передает мяч и т.д. Пока игрок бежит с мячом, сидящие на гимнастической скамейке смещаются назад. Участвуют 15 человек.
«По бревну через ручей»
Участники поочередно проходят по гимнастической скамейке вперед и обратно и передают эстафету следующему участнику. Участвуют 20 человек.
Перегони мяч палкой
Гимнастической палкой, держась любым хватом, прокатить набивной мяч от стартовой линии вокруг флажка и обратно. Длина этапа 10 м. Участвуют 10 мальчиков.
«Переправа»
Команда располагается в две колонны друг против друга на расстоянии 5-6 м. Участники, пользуясь тремя «кочками» (кубиками), поочередно переправляются с «берега на берег» (из колонны в колонну). Участвуют 10 человек.
2 класс.
«Веселые старты»
На листе бумаги начерчен квадрат размером 50 на 50 см. Первые 10 участников эстафеты поочередно подбегают к квадрату, пишут цифры от 1 до 10, оставшиеся 10 участников поочередно стирают их. Длина этапа 15 м. Участвуют 20 человек. Вариант игры: участники выполняют простейшие арифметические действия, заранее написанные на листе (5+6, 10:2, и т.д.).
«Прыгай выше»
Пронести гимнастическую палку под ногами. Участники выстраиваются в колонну по одному. Первый участник с гимнастической палкой бежит вокруг флажка, возвращается к колонне и вместе со вторым участником проносит палку на высоте 30-40 см, а все ученики перепрыгивают через нее. Первый участник встает в конце колонны, второй бежит вокруг флажка, с третьим проносит палку под ногами и т.д. Длина этапа 10 м. Участвуют 10 человек.
«Мяч капитану»
Играющие выстраиваются в одну шеренгу (в кружках или за линией). Напротив, в трех метрах от играющих, находится капитан. Он поочередно бросает мяч каждому играющему, начиная с первого. Последний, получив мяч, бежит на место капитана, а капитан встает рядом с первым играющим. Колонна смещается на один кружок. Игра продолжается до тех пор, пока капитан не займет свое первоначальное место. Участвуют 15 человек (мальчики и девочки).
Гонка мячей
Играющие выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 1 м друг от друга. Капитан (стоит первым), наклоняясь вперед, передает мяч ногами стоящему за ним, второй берет мяч и передает его над головой третьему играющему и т.д. Последний, получив мяч, бежит с ним и встает первым в колонне. Игра продолжается до тех пор, пока капитан не займет свое первоначальное место. Участвует 20 человек (мальчики и девочки).
Передача мяча в колоннах
Команда выстраивается в две шеренги, одна против другой на расстоянии 10-12 м. Каждый играющий бросает или катит мяч игроку противоположной шеренги и переходит в конец своей команды. Участвуют 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек).
Эстафета с выполнением одного из заданий в конце этапа
Каждый из участников поочередно подбегает к указанному месту, выполняет задание и возвращается обратно, передавая эстафету следующему. Задания:
1. Продеть нитку в иголку (участвуют 10 девочек).
2. Вращая обруч, как скакалку, сделать три прыжка (20 человек – мальчики и девочки).
3.Расставить шашки на доске в правильном порядке. Каждый ставит только одну шашку. Длина этапа 15 м. Участвуют 24 человека.
Набрось кольцо
Участники получают по одному фанерному кольцу и поочередно пытаются набросить его на штырь, расположенный в 2-3 м. За кольцо, наброшенное на штырь, команде начисляется одно очко. Участвуют 10 мальчиков.
«Волейболисты»
Играющий с мячом в руках бежит к волейбольной сетке, бросает мяч через нее и ловит его с другой стороны, поворачивается, снова бросает мяч через сетку, ловит и бежит к колонне, передавая мяч следующему. Участвуют 20 человек.
3 класс
«Сквозь обруч»
Ученики стоят в колонне по одному. По команде первый участник бежит вокруг флажка, возвращается к колонне и вместе со вторым участником проносит обруч сквозь строй. Все поочередно пролезают через обруч. Первый участник встает в конце колонны, второй бежит вокруг флажка и с третьим участником проносит обруч сквозь строй и т.д. Длина этапа 10 м. Участвуют 20 человек.
Эстафета с элементами равновесия и акробатики
Каждый участник эстафеты бежит по гимнастической скамейке и делает кувырок вперед в группировке на гимнастическом мате, затем возвращается назад и выполняет то же задание, но в обратном порядке. Длина этапа 15 м. Участвуют 20 человек.
«Баскетболисты»
Эстафета с ведение баскетбольного мяча. Играющий ведет мяч по прямой линии (или обводит препятствия), ударяя его одной рукой о пол до поворота и обратно. Длина этапа 15 м.
Бег в противогазах
По команде первый участник надевает противогаз, бежит вокруг флажка, возвращается к колонне, снимает противогаз и передает его следующему. Длина этапа 15 м.
«Художники»
Эстафета с рисованием по заданию (зверей, машин, цветов). Участники выстраиваются в колонну по одному в 3-4 метрах от большого листа бумаги или квадрата, начерченного на стене. По команде первый участник начинает выполнять задание, затем по сигналу передает мел или карандаш следующему, который продолжает рисунок. Каждый участник рисует 5-7 секунд. Оценивается качество рисунка (красивее и смешнее).
Шар в воздухе
Играющие выстраиваются в две шеренги по 5 человек, одна напротив другой на расстоянии 10-15 м. По сигналу первый играющий одной шеренги повторяет действия первого играющего другой шеренги, но в противоположном направлении и т.д.
«Снайперы»
Участники располагаются в колонну по одному на расстоянии 9-10 м от расставленных мишеней. Поочередно бросая теннисный мяч, участники пытаются сбить мишень. За сбитую мишень команда получает очков.
Борьба в кругах
По одному человеку от каждой команды встают в круг в исходное положение (руки за спиной). По команде играющие начинают выталкивать друг друга из круга, соблюдая правила. Игрок, оставшийся в кругу, получает количество очков, равное количеству вытолкнутых или из круга соперников выбывают из игры. Все остальные вновь входят в круг и борьба продолжается. Второй победитель получает очки по тому же принципу. Борьба заканчивается, когда в кругу остается одна пара. Победитель последний пары получает очко, побежденный – ноль. И снова в круг вызывают новых участников от каждой команды. Команда – победитель определяется по количеству набранных очков. Диаметр круга 3 м. Участвует 5 мальчиков.
«Летка - енка»
Участники выстраиваются в колонну по одному, положив руки на пояс стоящего впереди. По сигналу команда начинает танец «Летка - енка», перемещаясь к линии финиши. Длина этапа 15 м. Участвуют 10 девочек.
Спортивно – развлекательный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».
Цель:
развитие двигательных качеств, выносливости, укрепление здоровья детей, привитие осознанного интереса к занятиям спортом.
Ведущий: Добрый день дорогие друзья! Рад приветствовать Вас на спортивно – развлекательном конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья».
На спортивную площадку приглашаются самые дружные семьи, самые решительные и смелые!
Под звуки спортивного марша в спортивный зал входят участники конкурса:
1 семья
2 семья
3 семья
4 семья
Команды строятся в одну шеренгу и поочередно под командованием капитана (дочь или сын) приветствуют всех собравшихся в зале, произносят название, девиз своей команды.
Представляют жюри конкурса:
Выступление танцевального коллектива.
Приступаем к первой спортивной эстафете
1 эстафета «Кто быстрее?»
Гладкий бег с эстафетной палочкой.
2 эстафета «Комплексная»
Каждый участник команды по очереди выполняет комплекс заданий на эстафетном маршруте.
3 эстафета «Посадка картофеля»
Напротив каждой команды кладут по три обруча. Каждый участник команды стартует (по очереди) с двумя мячами. Один - мяч кладет в первый обруч, другой – во второй обруч, обегает третий обруч, возвращается, обегая змейкой обручи и собирая мячи. Передает мячи следующему участнику команды.
4 эстафета «Метко в цель!»
Напротив каждой команды делают три отметки на некотором расстоянии друг от друга:
- первая отметка (ближе к старту команды) – для папы и один мяч для метания в цель (одна попытка)
- вторая отметка (чуть дальше первой) – для мамы и два мяча для метания (две попытки)
- третья отметка (дальше второй) – для ребенка и три мяча для метания (три попытки).
В конце зала (напротив команд) устанавливают цели (кегли). Каждая сбитая кегля – одно очко. Один участник команды производит метание, а другой ставит сбитые кегли на место.
5 эстафета «Бег сороконожки».
Напротив каждой команды в конце зала ставят по мячу. Первыми бегут папы. Обегая мяч, они возвращаются к команде. Второй забег вдвоем – папа, за ним мама, третий – всей семьей: папа, за ним мама, за мамой ребенок.
6 эстафета «Прыжки».
Каждый участник команды (по очереди) прыгает, зажав между ног мяч, до стула, поставленного в конце зала, обегает и возвращается обратно тем же способом. Передает мяч следующему участнику.
7 эстафета «Ходьба по стульям».
Все участники каждой команды стартуют одновременно. Родители переставляют стулья, а ребенок передвигается по ним – с одного на другой. Таким образом, они достигают отмеченной цели и возвращаются обратно к стартовой линии.
8 эстафета «Заключительная».
Все участники команды выполняют комплекс заданий по очереди, стартуют со скакалкой в руках:
-кувырок вперед;
-пролезть через три обруча (обручи установлены на некотором расстоянии друг от друга), пробегая между ними змейкой;
-прыгнуть пять раз через скакалку;
-обежать стул;
-возвратиться, прыгая через скакалку;
-передать скакалку следующему участнику эстафеты.
Подведение итогов семейной эстафеты
Победитель определяется по наибольшему количеству очков.
Команды – призеры награждаются почетными грамотами.
Литература.
Богданова Г.П. Физическая культура в школе. Методика уроков в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1971.
Бриедис А. А. Подвижные игры для 1-4 классов. - Ленинград, 1961.
Былеева Л. В., Коротков И.М. Подвижные игры (учебное пособие для институтов ФК). - М.: ФиС, 1982.
Васильков Г. А., Васильков В. Г. От игры к спорту. - М.: ФиС, 1985.
Гармаш И. И. Игры и развлечения. - Киев. Урожай, 1996.
Коротков И. М. Подвижные игры для детей. - М.: Сов.Росс., 1987.
Кофман Л. Б. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: ФиС, 1998.
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1989.
Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М.: Просвещение, 1983.
Савина А. А. Развивающие игры: знания и сообразительность. - СП: Дельта, 1998.
Шитик С. М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 1955.
Фирсова Л. М. Игры и развлечения. - М.: Молодая гвардия, 1990.
Яковлев В. Г., Гришевский А. Игры для детей. - М.: ФиС, 1968.
Яковлев В. Г. Подвижные игры в 1-4 классах. – Минск: Народная Асвета, 1970.
Журнал «Физкультура в школе». – 1986. - №3; 1997. - №6.
Приложения.
Методические рекомендации «Дифференцированный подход
к учащимся при дозировке физических нагрузок».
Одна из основных причин заболеваемость школьников – недостаточная двигательная активность. Отсутствие рациональных физических нагрузок в первую очередь сказывается на развитии таких болезней, как ожирение, диабет, неврозы, нарушение осанки, плоскостопие. Снижаются функциональные резервы сердечно – сосудистой и дыхательной систем, устойчивость к различного рода инфекциям, простудам, нервно – психическим расстройствам и стрессам.
Для того, чтобы получить должный оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями, необходимо выполнять регламентированные по структуре и дозе физические нагрузки. Другими словами, учитель физической культуры должен точно знать, что, как и сколько делать.
Развитие и поддержание двигательных качеств учащихся осуществляется на уроках физической культуры, во время самостоятельных тренировок, на тренировках в спортивных кружках и секциях, в клубах, в туристических походах и т.д.
Эффективность этих занятий в достижении и поддержании нормативного уровня физической подготовленности во многом определяется рациональной структурой и нормированием нагрузок.
Большинство учащихся не занимаются спортом. Поэтому именно на уроках физической культуры они должны получить необходимую дозу развивающих нагрузок.
Данные параметры нагрузок, которые необходимо выполнять на каждом уроке физкультуры, приведены в таблице.
Как видно из таблицы, для развития основных двигательных качеств до нормативного уровня необходимо затратить около 45 минут, а для их поддержания на нормативном уровне около 30 минут. Однако столько времени практически выделить невозможно, так как на уроке, помимо развития двигательных качеств, должны решаться и другие задачи. Поэтому на уроке физкультуры могут быть использованы определенные методические приемы, дающие как бы дополнительно резервы времени.
Силовые нагрузки в развивающем объеме можно выполнять преимущественно на уроках по разделу гимнастики, а в поддерживающих объемах – на занятиях, посвященных легкой атлетике, спортивным и подвижным играм.
Нагрузки на скоростно – силовые качества на занятиях легкой атлетикой, в играх может способствовать развитию выносливости при условиях достаточной высокой средней частоты сердечных сокращений (ЧСС выше 120 ударов в минуту) и ловкости при сложнокоординационных движениях.
Выполнение нагрузок с учетом этих положений позволяет достигнуть достаточного СТЭ (срочный тренировочный эффект) по всем качествам 20-25 минут, а остальное время урока можно использовать для решения других задач.
Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в начальной школе. Определение физической подготовленности ребенка на основе выполнения учебных требований школьной программы являются одной из важных задач учителей физической культуры.
Выполнение отдельных движений зависит от особенностей телосложения и функциональной подготовленности детей. Поэтому при подготовке к выполнению двигательного задания необходимо учитывать морфофункциональное и биомеханическое соответствие ребенка виду физической нагрузки или конкретному упражнению.
Недостаточна физическая подготовленность отдельных детей младшего школьного возраста к сдаче учебных нормативов, а также существенная разница в результатах, показываемая даже одногодками от их индивидуальных особенностей. Однако при избирательном подходе к обучению, соблюдение определенных условий, участки данных физического развития, результаты улучшаются. При занятиях следует учитывать, что обычно низкорослые дети лучше выполняют движения с более сложной координацией, а высокорослые – скоростные линейные движения.
Уровень развития двигательных качеств связан с определенными физиологическими возможностями. Например, выносливость аэробного энергообеспечения, быстрота движения – анаэробного. Есть и другие закономерности, связанные с конституцией тела детей: отношение выраженности мышечной и жировой масс к массе тела и отношение длин конечностей к длине тела.
Ученики с хорошо выраженной мышечной массой способны при одинаковой подготовленности выполнять упражнения с преобладанием силового характера, школьники с умеренно развитой мышечной массой, как правило, не показывают высоких результатов при выполнении упражнений силового характера и на выносливость. Дети со слабовыраженной мышечной массой обычно лучше выполняют упражнения на выносливость. Наглядно эти закономерности можно проследить в беге, ходьбе и передвижении на лыжах. Следует также обращать внимание на выраженность жирового компонента. В школе встречаются ученики, имеющие избыточный вес. Такие дети не выполняют некоторые нормативы, но это не значит, что они бесперспективные в физическом развитии. Им следует заниматься в группах ОФП, больше внимания уделять самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Также дети требуют особого врачебно – педагогического контроля. Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, способствует подготовке к сдаче учебных Результаты наблюдения позволили сделать вывод, что дети с разным физическим развитием требуют тонкого индивидуального подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.
Многолетняя практика физического воспитания показала, что методика работы, рассчитанная на так называемого среднего ученика, приводит к стандартности урока физической культуры, снижает интерес к нему у школьников.
Необходимость дифференцированного подхода к ученикам при обучении – мысль не новая, но, к сожалению, не реализуется на практике в должной мере. Дальнейшее совершенствование урока и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса о дифференцированном обучении.
Дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения осуществляется в зависимости от их физических способностей и возможностей. Что же тут надо учитывать? По каким признакам делить учеников каждого класса на группы?
Прежде всего, необходимо разобраться, какова степень физической подготовленности детей. Нередко они не осваивают какой – то раздел программы из-за слабой физической подготовленности. Именно низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Вот почему каждый учитель в первую очередь должен выяснить физическую подготовленность его воспитанников, это делают в начале учебного года. Степень подготовленности можно установить в ловкости, выносливости, быстроте на основе контрольных испытаний.
Возможно так же учитывать подготовленность учеников к освоению данного вида упражнений. Ее определяют перед прохождением конкретного раздела программы. Делают это по-разному. Например, на первых уроках лыжной подготовки предлагается сначала мальчикам (девочки в это время самостоятельно выполняют задание учителя), затем девочкам пройти 4-5 кругов по внешней учебной лыжне определенным способом: в 1-3 классах – широким скользящим шагом без отталкивания палками; в 5-7 классах – попеременным двухшажным ходом; в 8-9 классах – одновременным двухшажным ходом. Наблюдая за движениями учеников, учитель отмечает, насколько длинны, накатисты, ритмичны шаги у каждого ученика. Менее подготовленным школьникам предлагает перейти на внутреннюю лыжню.
Необходимо также получить представление о том, каков характер движения, выполняемых учеником, какова его двигательная координация. Это делается путем наблюдения. Наблюдая, нетрудно заметить медленные или быстрые движения, скованные или свободные. Дети с медленными скованными движениями, как правило, хуже и дольше осваивают учебный материал. Координацию движения определяют по умению воспроизвести упражнения в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. Правда, по этим признакам делают грубую дифференциацию: плохая и хорошая координация. Школьники с плохой координацией усваивают учебный материал медленно и неравномерно, разученное на одном уроке забывают к следующему занятию. Плохая координация то же может стать причиной неуспеваемости.
Следует иметь в виду, что способность детей и подростков к овладению относительно сложным по координации движениям с возрастом изменяется. Мальчики быстрее и легче овладевают техникой основных физических упражнений. В то же время способность к тонкой дифференцировке движений у них в определенный период (после 13 лет) нередко ухудшается. У девочек к 13 годам нередко не только снижается точность движения, но и замедляется процесс овладения техникой основных двигательных качеств.
Различия в двигательных способностях мальчиков и девочек, не столько заметные до 10-11 лет, к 12-13 годам становятся очевидными. Мальчики – подростки значительно успешнее, чем девочки, овладевают двигательными навыками, требующими проявления смелости, а также упражнениями, связанными с повышенной затратой мышечных усилий, однако по чистоте и выразительности выполнение несложных движений и хорошо освоенных упражнений девочки обычно превосходят мальчиков – сверстников.
Необходимо установить и различия в склонностях и интересах мальчиков и девочек. Так, следует учитывать, что мальчики – подростки с удовольствием разучивают относительно сложные упражнения, но обычно без желания выполняют простые движения и не проявляют достаточного интереса к совершенствованию в технике гимнастических упражнений. Внимание подростков привлекают главным образом новые, эмоциональные упражнения, при выполнении которых необходимо проявить силу, ловкость, смелость.
У девочек интерес к школе движений с возрастом пропадает. Но в противоположность мальчикам, которые с возрастом становятся смелее и увереннее в своих силах, у девочек к 13-14 годам часто проявляется робость, стеснительность, капризность, что нельзя не учитывать в процессе обучения.
Таковы основные признаки, по которым различают группы учеников.
Эффективность урока зависит от качества подготовки к предстоящим занятиям, соблюдения дидактических принципов обучения, комплексного решения основных задач урока, применения наиболее рациональных форм организации учебного процесса, использования имеющегося оборудования, учета специфики места проведения занятий (гимнастический зал или спортивная площадка, стадион или парк). В любых условиях обучаю и воспитываю учащихся, обеспечиваю постоянную их занятость и активность. Поэтому так важно, исходя из задач урока, выбрать такой способ организации учебного труда школьников, который позволил бы наилучшим образом выполнять все требования. При ознакомлении учащихся с новыми материалами и разучиванием относительно простых упражнений, не требующих особой страховки и помощи, а также при совершенствовании и выполнении хорошо освоенных движений, применяя фронтальный способ. Его достоинство – максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока.
Во время прохождения гимнастических упражнений на снарядах использую групповой способ. Несмотря на применение этого способа, несколько снижается моторная плотность урока. Для ее повышения даю учащимся дополнительные несложные задания, которые могли бы выполнять ученики, ожидающие очереди подхода. Это упражнения, содействующие освоению основного двигательного действия, или упражнения, направленные на совершенствование ранее изученных движений и развитие двигательных качеств.
На уроках использую индивидуальный способ. Сущность его заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа помогает ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическим упражнениями. Особенно применяю его в старших классах.
Подвижные игры на уроках физической культуры в начальной школе.
В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функции двигательного анализатора дети легко усваивают и совершенствовают различные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и допустимым. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются.
Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Поэтому большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.
В данном пособии в большом объеме представлены подвижные игры, которые на уроках физкультуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития, укрепления здоровья.
Подбирая игры для урока, учителю необходимо учитывать задачи его проведения, физическую нагрузку, а так – же анатомо – психологические особенности детского организма. В начальных классах подвижные игры желательно включать в каждый урок, в любую его часть (подготовительную, основную, заключительную).
В процессе игры важно контролировать и стимулировать действия учащихся. Любая сложная игра или командная эстафета требует от участников соблюдения определенных правил. Надо научить детей играть не только на уроке под руководством учителя, но и самостоятельно. Для этого на уроках ребятам рассказывается о правах и обязанностях команд и судей, объясняются способы выбора водящих, правила подведения и воспитания учащихся имеет правильное распределение игр в течение учебного года.
Вспомогательные и подводящие подвижные игры на занятиях гимнастикой
Игровой метод используется для закрепления навыков, необходимых гимнасту, помогает учителю придать занятиям эмоциональную окраску, соревновательный характер, что положительно сказывается на процессе обучения. Игра может быть использована учителем как средство для развития внимания, запоминания отдельных связок ми элементов, совершенствования некоторых их них в ходе веселого соревнования. Большое значение имеют игры с элементами акробатики. В них включаются темповые подскоки, кувырки, перевороты, перекаты, шпагаты, мосты, упражнения для развития прыгучести.
У новичков или недостаточно подготовленного гимнаста при выполнении некоторых упражнений возникает чувство страха и неуверенности. Подвижные игры, воздействующие на эмоции занимающихся, помогают гимнасту преодолеть это чувство. Это способствует коллективному характеру игры, чувству соперничества и желанию не подвести коллектив.
Занятия художественной гимнастикой под музыку с использованием предметов (мячей, лент, булав), танцевальных шагов помогают приобрести чувство ритма, пластичность движений, придают занятиям эмоциональную окраску, воспитывают умение чувствовать скорость и продолжительность движений, регулировать мышечное усилие.
Ниже приводятся примерные игры для гимнастов.
1. «Мост и кошка»
Цель: развитие ловкости, быстроты, расчетливости, навыков выполнения отдельных элементов.
Описание игры. По сигналу первые номера выбегают вперед и, оказавшись в первом круге, делают «мост». Затем вперед устремляются вторые игроки команды. Они пролезают под мостом и бегут в дальний круг, где принимают упор стоя согнувшись (выгнув спину, как «кошка»). После этого первые номера бегут в дальний круг и пролезают между руками и ногами партнера. Затем обе пары, взявшись за руки, бегут к своей команде, как только пара пересечет линию старта, вперед выбегает третий, а затем четвертый номер команды, а прибежавшие встают в конец колонны. Когда пара, начинавшая игру снова окажется впереди, игроки меняются ролями, т.е. второй номер делает мост, а первый – упор стоя согнувшись. Игра заканчивается, когда пара, начинавшая эстафету, снова окажется впереди.
2. «Салки с прыжками через коня»
Цель: подготовка к опорным прыжкам через коня или козля.
Описание игры. От каждой команды подходят к снаряду по одному гимнасту и встают один справа, другой слева (ближе к противоположным концам коня, лицом к нему). По сигналу руководителя игроки выполняют прыжок, согнув ноги через коня, преследую противника. Прыжки выполняют до тех пор, пока один из партнеров не осалит другого. Затем упражнение проделывают вторые пары игроков. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Можно организовать финальный поединок между победителями. Полезной для гимнастов является эстафета чехардой. Первый по счету игрок колонны встает в десяти метрах перед своей командой, выставляет вперед ногу, о которую упирается руками, и опускает голову вниз. По сигналу через него прыгает второй игрок команды, который затем занимает место в кружке. Первый игрок при этом бежит в конец своей колонны. Игра проводится по правилам эстафеты, т.е. каждый игрок по очереди совершает опорный прыжок, а затем оказывается в роли «живого снаряда».
3. «Гимнастический марафон»
Цель: развитие ловкости, быстроты в выполнении упражнений на различных снарядах.
Описание игры. По сигналу руководителя первая команда должна преодолеть все препятствия, выполнив заранее обусловленные задания.
Примерный перечень таких заданий:
-наскочить на брусья и пройти в упоре (или в висе) на противоположный конец снаряда;
-сделать на дорожке переворот боком («колесо»);
-пролезть под конем;
-пробежать по бревну;
-сделать подъем переворотом на перекладине;
-выполнить прыжок ноги врозь через козла;
-влезть на гимнастическую стенку и, перебравшись на подвесной мостик спрыгнуть на мат;
-сделать два кувырка на матах и финишировать.
Каждый последний игрок выбегает к первому снаряду, когда его предшественник перешел на второй снаряд. Команды соревнуются по очереди. Засекается время от старта первого игрока до финиша последнего.
4.«Прыгуны и ползуны»
Цель: развитие координационных способностей, расчетливости в выполнении элементов.
Описание игры. Игроки – мальчики рассчитываются на первый – второй и легким бегом движутся по залу, соблюдая дистанцию 4-5 шагов. По команде учителя «Руки в стороны» первые номера останавливаются в положении ноги врозь, а вторые номера проползают у них под ногами. Если же педагог поднял руки вверх, вторые номера останавливаются и принимают положение упора стоя, согнувшись с опорой о колени, а первые номера перепрыгивают через них с опорой на спину (чехарда), отталкиваясь двумя ногами. Затем первые и вторые номера меняются ролями. Игра – упражнение длится 2-3 минуты, после чего отмечаются самые внимательные ученики.
5. «Соблюдай равновесие»
Цель: развитие координационных способностей, смелости и расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне или другой узкой опоре.
Описание игры. Класс делится на три – четыре равные команды, построенные в колонны по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колонами два – три метра. Перед каждой командой продольно ставится по гимнастической скамейке, на которой равно удалено три набивных мяча, а примерно в 10 м за скамейкой устанавливается поворотная стойка. По сигналу учителя первые игроки каждой колонны устремляются вперед, пробегают по скамейке, перепрыгивая через лежащие на ней мячи, затем добегают до поворотной стойки, огибая ее слева, и возвращаются обратно, давая старт следующему игроку своей команды касанием вытянутой левой руки, после чего становятся в конец колонны. Если игрок во время бега по скамейке потеряет равновесие и сойдет с нее, он обязан возобновить движения с начала скамейки, а сбив мяч поставить его на место. Выигрывает команда, закончившая эстафету первая.
6. «Переправа по узким жердям»
Цель: развитие ловкости вестибулярного анализатора, расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебной работы на гимнастическом бревне.
Описание игры. Класс делится на две равные команды, строящиеся в колонны по одному за общей стартовой линией. В 10 м перед каждой колонной продольно устанавливаются две перевернутые гимнастические скамейки (параллельно и вплотную друг к другу), символизирующие походную переправу по узким жердям через воображаемую речку. По стартовому сигналу участники, взявшись, за руки подбегают к своей переправе и начинают переходить «речку» по узким граням перевернутых скамеек – цепочкой не отпуская рук соседей. Выигрывает команда, участники которой быстрее завершают переправу, не теряя равновесия и не разрывая цепочки.
7. «Гонка по узкой опоре»
Цель: развитие координации движений, быстроты и смелости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне.
Описание игры. Класс делится на две равные команды. В центре зала из 4-х гимнастических скамеек составляется замкнутый квадрат. На середину каждой скамейки становится по игроку – через одного от обеих соперничающих команд. По сигналу учителя все четыре игрока начинают бежать по скамейкам против хода часовой стрелки, стремясь как можно быстрее догнать и запятнать впереди бегущего представителя команды соперников. Выполнивший это раньше других приносит своей команде выигрышное очко, и данная четверка покидает игровой квадрат. После этого в игру вступает очередная четверка участников. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
8. «Эстафета с табуретками»
Цель: развитие ловкости, быстроты, равновесия и расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с равновесием.
Описание игры. Игра проводится с раздельным зачетом у мальчиков и девочек. Класс делится на 4 команды, которые выстраиваются колоннами по одному за общей стартовой линией, расстояние между колоннами примерно 2,5 м. Перед направляющим игроком каждой колонны ставят две табуретки, далее в 6 м поворотную стойку. По сигналу учителя направляющие игроки всех 4-х колонн встают на одну из двух своих табуретах, а вторую переставляют на шаг вперед и переходят на нее. Продолжая движения таким образом, надо, не сходя с табуреток как можно быстрее дойти до своей поворотной стойки, обойти ее кругом и вернуться обратно, касанием руки передать эстафету следующему игроку своей колонны и отойти в сторону. Следующий, выполнив то же самое задание передает эстафету третьему и т.д. до последнего игрока в колонне. Не сумевший удержать равновесие на табуретке и наступивший на пол на дистанции отодвигается на два метра назад. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
9. «Чехарда для мальчиков»
Цель: развитие ловкости, быстроты, смелости, подготовка к опорным прыжкам через козла или коня.
Описание игры. Участники игры делятся на равные команды, построенные за общей линией старта в колонны по одному. В конце площадки перед каждой командой ставится поворотная стойка или заменяющий ее предмет. По сигналу учителя, направляющий каждой команды делает два шага вперед и становится, согнувшись и прижав подбородок к груди, с упором руками на переднее колено. Второй участник команды выполняет прыжок ноги врозь через направляющего с опорой руками о спину и, сделав два шага вперед, принимает то же положение. Затем стартует третий игрок, который, поочередно перепрыгнув двух предыдущих, принимает аналогичную стойку и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не достигнут поворотной стойки и, обогнув ее слева, вернутся в исходное положение на старте. Побеждает команда, быстрее всех преодолевшая соревновательную дистанцию и вновь занявшая исходное положение.
10. «Прыжок и кувырок»
Цель: развитие ловкости, быстроты и расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по акробатике и опорным прыжкам.
Описание игры. Класс делится на две - три команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей линией старта в 15 м от стенки. Расстояние между колоннами примерно 3 метра. В семи метрах перед каждой колонной ставится гимнастический козел доступной играющим высоты, за которым продольно укладывают три – четыре мата. По сигналу учителя направляющие игроки соревнующих команд бегут вперед выполняют опорный прыжок через стоящего на пути козла, затем кувырок вперед на матах, достигнув стенки, касаются ее рукой и поворачиваются кругом, после чего бегут обратно, справа от козла, касанием руки передают эстафету следующему игроку своей колонны и отходят в сторону. Побеждает команда, закончившая эстафету быстрее.
11. «Акробатическая эстафета»
Цель: развитие быстроты, ловкости и смелости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий по акробатике.
Описание игры. Класс делится на три команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей стартовой линией в конце зала. Расстояние между колоннами примерно 3 метра. В семи метрах перед колоннами поперечно ставится вплотную друг к другу три гимнастические скамейки, обкладываемые матами. В 15-ти метрах перед каждой колонной – поворотная стойка. По сигналу учителя направляющие игроки всех трех колонн бегут к своей поворотной стойке, длинным кувырком с разбега преодолевают три стоящие на пути скамейки, огибают поворотную стойку слева и возвращаются обратно, повторяя длинный кувырок через скамейки, касанием руки передают эстафету следующему игроку своей колонны, а сами отходят в сторону. Выигрывает команда, закончившая эстафету первыми.
12. «Скалолазы»
Цель: развитие ловкости, быстроты, силы и решительности, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий лазанья по канату.
Описание игры. Класс делится на команды по 8-10 человек, строящиеся в колонны по одному за общей стартовой линией, проведенной в восьми метрах напротив стены с гимнастическими лестницами (для страховки обложенных матами). Направляющим игрокам каждой колонны раздают по командному флагу разного цвета. По стартовому сигналу первые игроки колонн бегут к своей лестницы, взбираются на ее вершину и на последней перекладине с правой стороны вешают флаг своей команды, после чего спускаются вниз, бегут обратно, касанием руки дают старт следующему игроку своей колонны, а сами становятся в ее конец. Следующий должен снять флаг и передать его очередному игроку, задача которого – опять повесить флаг на вершине. Побеждает команда, последний участник которой раньше выполнит игровое задание.
13. «Пробеги под скакалкой»
Цель: развитие быстроты, ловкости и расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий со скакалками.
Описание игры. На полу с интервалом 3 м проводят три параллельные линии длиной 7-8 метров. Класс делится на две команды, выстраивающиеся колоннами по одному за общей крайней линией. Расстояние между колоннами примерно 4 м. На средней линии перед каждой колонной становятся по два участника, вращающих длинную скакалку в направлении от строя. По сигналу учителя игроки каждой колонны начинают один за другим пробегать под вращающейся скакалкой, стараясь не задеть ее, и выстраиваются в колонну по одному по противоположной стороне за крайней линией. Зацепивший скакалку отходит обратно за стартовую линию и повторяет попытку. Побеждает команда, пробежавшая на противоположную сторону первой. Игру повторяют два – три раза.
14. «Перетягивание палки»
Цель: развитие силы, гибкости и волевых способностей личности, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с висами и упорами.
Описание игры. Класс делится на две команды, которые разомкнутыми на вытянутые руки шеренгами становятся друг против друга. Противостоящие пары подбираются одного пола, получают по гимнастической палке и садятся на пол, упираясь ступнями вытянутых ног в ступни соперника, с взаимным захватом палки ладонями. По сигналу учителя все игроки, не сгибая ног, начинают тянуть палку в свою сторону, стараясь приподнять соперника удержать его на вису в течении 3-х секунд. Тот, кто этого добьется, получает выигрышное очко. Выпустивший палку или согнувший ноги считается проигравшим. Игра повторяется три раза. Побеждает команда, участники которой наберут наибольшее количество очков.
15. «Светофор»
Цель: развитие у детей умения действовать по условленному сигналу.
Описание игры. Детям дается задание передвигаться в колонне по одному. Учитель поднимает, желтый флажок – дети идут шагом и выполняют обще развивающие упражнения, зеленый – передвигаются бегом, красный – остановка заданным ходом.
16. «Ловля обезьян»
Цель: развитие способностей быстро принимать решения в меняющейся обстановке, используя окружающие снаряды.
Описание игры. Играющие делятся на две группы – «обезьяны» и «ловцы обезьян» - и размещаются на средней линии лицом друг к другу. Обезьяны подражают всему, что делают ловцы. По сигналу «ловцы!» обезьяны бегут к «деревьям» (гимнастическая стенка, канаты . . .) и влезают на них. Ловцы ловят тех обезьян, которые не успели влезть на дерево, уводят их к себе. Спрыгивать с гимнастической стенки, каната нельзя. Выигрывает команда, поймавшая больше «обезьян».
17. «Найди предмет»
Описание игры. Все игроки поворачиваются лицом к стене. В это время учитель кладет на видное место небольшой предмет (ключ, карандаш, мел, свисток). По команде «можно искать» дети ищут предмет. Тот, кто заметит предмет, подходит к учителю и тихо сообщает ему об этом. И так до тех пор, пока все дети не найдут предмет. Играющий нашедший спрятанный предмет первым, считается самым внимательным. Он имеет право быть водящим при повторении этой игры.
18. «Ручей»
Описание игры. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 10-15 метрах от нее обозначают место поворота. По сигналу направляющие команд бегут к месту поворота, обегают предмет, возвращаются к команде и берут за руку с собой очередного участника. Теперь они бегут вдвоем, держась за руки, обегают место поворота и возвращаются снова к своей команде. К ним присоединяется третий, держащий за руку второго, и так, пока все игроки команды не будут бежать вместе, держась за руки. Побеждает команда, закончившая бег первой без нарушения правил.
19. «Бегуны и прыгуны»
Цель: развитие скорости, ловкости, смелости.
Описание игры. Играют две команды: «бегуны» и «прыгуны». Обозначается стартовая линия, у которой становятся «бегуны». В 1,5 метрах от нее ближе к финишу – другая линия, у которой выстраиваются «прыгуны». В 15-20 метрах от нее обозначается зона шириной 1,5 – 2 метра – «канава». По первому сигналу обе команды принимают обусловленное положение старта (низкий, высокий, стоя на одной ноге), по второму – все устремляются вперед. «Прыгуны» стараются быстрее достигнуть «канавы» и перепрыгнуть через нее, а «бегуны» - догнать и посалить «прыгунов» до канавы. Затем команды меняются ролями.
20. «Определи время»
Описание игры. После бега или продолжительной игры, учащиеся должны во время спокойной ходьбы по кругу определить отрезок времени в 30-60 секунд. По сигналу учителя (а он определяет время по часам, секундомеру) каждый ученик начинает мысленный подсчет времени. Определив обусловленный интервал, учащийся делает шаг в строну и останавливается. Задача учителя или его помощников из числа освобожденных врачом от занятий физическими упражнениями – отметить тех, кто наиболее точно зафиксировал временной интервал.
21. «Съедобно - несъедобно»
Описание игры. Игра для начальных классов, хотя, подобрав хорошие примеры и проговаривая их быстро, можно создать нужный эмоциональный фон и в 5 – 8 классах. Условия игры: учитель называет любой предмет. Если он съедобен, то ученики поднимают руки вперед, если не съедобен в стороны. Возможны и другие варианты движений. Можно усложнить условия, давая более сложные упражнения.
22. «Как перемещаться»
Описание игры. Двум – пяти способам передвижения – полету, плаванию, ходьбе, ползанию, прыжкам – соответствуют обусловленные имитационные движения на месте, которые занимающиеся должны показывать после того, как учитель назовет того или иного представителя животного мира.
23. «Падающая палка»
Описание игры. Учащиеся рассчитываются «по порядку», каждый должен запомнить свой номер. Проверить, как учащиеся запомнили свои номера, называть номера в разбивку – учащийся, номер которого назван, поднимает руку. В начале игры учитель стоит в центре круга и держит гимнастическую палку, которая стоит перпендикулярно к земле. Вызывая один их номеров, учитель одновременно отпускает руку от палки. Играющий, номер которого назван, быстро выбегает в центр и должен схватить палку, пока она не упала на землю. Если он успел схватить палку, то он идет на свое место. Если же палка упала, он становится водящим на место учителя, и игра продолжается.
24. «Маскировка в колоннах»
Описание игры. Класс построен в колонну по четыре. Каждая колонна – команда, которая по ранее обусловленному сигналу начинает двигаться за ведущими в разных направлениях. По произвольному сигналу учителя «копна», «тропинка» или «кочки» играющие образуют круг с поднятыми руками; кладут руки на плечи впереди идущих или приседают.
25. «Погода»
Описание игры. Играющие делятся на 3-4 команды и строятся в колонны на линии нападения волейбольной площадки. По команде: «ветер!» - помахивают кистями; «сильный ветер!» - машут руками; «дождь!» - хлопают ладонями по полу; «сильный дождь!» - топают ногами; «буря!» - перебегают на противоположную линию площадки и строятся в колонны. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
26. «Колобки и ежики»
Описание игры. Играющие делятся на две команды: «колобки» и «ежики». Дети бегают, изображая разных животных. По команде «колобки» играющие данной команды принимают положение группировки и делают кувырок вперед на гимнастических матах. Одновременно команда «ежиков» принимает положение группировки в приседе на площадке, где их застал сигнал. По сигналу команды меняются заданиями. Выигрывает команда, допустившая наименьшее количество ошибок.
27. «Чабаны и овцы»
Описание игры. Играющие делятся на две команды «чабанов» и строятся на лицевой линии в шеренгу. Мячи – «овцы» - сложены в центральном круге – «овчарне». По сигналу одна команда «чабанов» вгоняет «овец» на пастбище: ударом кисти игроки раскатывают мячи по залу и вновь строятся в шеренгу. По следующему сигналу другая команда «чабанов» собирает «овец» в круг. Команда, которая быстрее собирает мячи, выигрывает.
28. «Придумай сам»
29. «Группа, смирно!»
30. «Запрещенное движение»
31. «Лови не лови»
32. «Слово - ключ»
33. «Внимание, начинаем»
34. «Гимнастические салки»
35. «Ходоки»
36. «В упоре на бревне»
37. «Кто сильней»
38. «Пройди, не упади»
39. «Бег на руках»
40. «Гусеница»
41. «С мячом в упоре сидя»
42. «Мельница»
43. «Саперы»
44. «Обойди коня кругом»
«На прогулку в выходной мы выходим всей семьей».
Праздник проводится по типу соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья». Проходит он в спортивном зале, разделенном на три части: «дом», «поляну», «реку».
Начинается праздник в «доме». Звучит песня «Взрослые и дети».
Родители и дети входят в зал. Количество команд зависит от имеющихся условий. У нас обычно соревнуются четыре семейные команды.
Ведущая: «Сегодня воскресенье, сегодня – выходной. Оставьте мамы стирку, уборку на потом. И папы отложите важные дела. Сегодня солнце светит, идем гулять!».
Все: «Ура!!!»
Ведущая: «Утро начинается с зарядки. А вы делаете ее по утрам?»
Все: «Да!!!»
Ведущая: «Покажите, пожалуйста».
Звучит музыка (песня «Будьте здоровы!»).
Родители с детьми выполняют зарядку. После дыхательных упражнений все делают различные упражнения со скакалкой и мячами, затем силовые (мама с гимнастической палкой, папа и сын с гантелями разного веса, а дочь тоже с гимнастической палкой). В заключении – танцевальные упражнения и вновь дыхательные.
Ведущая: «Вы, конечно, знаете, что после зарядки надо принять гигиенические процедуры, а затем перед дорогой нужно позавтракать. Мама будет готовить завтрак. А мы будем помогать ей. Готовить будем омлет. А что для этого нужно?»
Дети и родители: «Мука, молоко, соль, яйца».
Ведущая: «Правильно. И следующее задание – эстафета «Разбей яйцо».
Мамы надевают на руки дощечки – хлопушки (20х20 см, с одной стороны наклеены кнопки, с другой прикреплены ручки из резинок) и встают в 5-6 метрах от линии старта (расстояние может меняться). Папы и дети берут по надувному шарику. По сигналу первый участник бежит, подбивая шарик ладонью, до мамы, которая старается одним хлопком разбить яйцо. Эстафету продолжает следующий участник. И так, чья семья быстрее.
Игра «Жмурки». Мама показывает своему ребенку инструмент, дает послушать, как он звучит (бьет в барабан или бубен, свистит в свистульку, вращает трещотку). Папы надевают на головы своих детей колпаки, закрывающие глаза, страхуют детей при движении. Мамы поочередно дают сигнал своим инструментом, дети передвигаются по площадке на звук и находят свою маму.
Ведущая: «Вы хорошо справились с этим заданием. Немного отдохните и на нашей чудесной полянке поиграйте со своими родителя в дартс.
Дети бросают в мишень шарики-липучки, кольцеброс (нужно колечком попасть в горизонтальную цель), детский баскетбол (бросить поролоновый шарик в прикрепленную к стене баскетбольную корзину правой и левой рукой, обеими руками из-за головы и от груди), позанимайтесь на тренажере «жучок» (детский эспандер) и укрепите мышцы рук».
Пока родители с детьми играют на поляне, зрители участвуют в конкурсе «Угадай мелодию» (звучит попурри из детских песен).
Ведущая: «Посмотрите, сколько на поляне желудей. Пусть каждый папа попробует встать на ходули и собрать их. А вы, ребята, посчитайте сколько их».
Аттракцион «Ловкие ноги» (звучит песня «Папа может»). Папы становятся на импровизированные ходули и, передвигаясь вперед, набирая в нижнее отверстие ходулей как можно больше желудей (маленькие мячики).
Ведущая: «Ловкие ноги папы (называет фамилию) собрали 31 желудь. Это рекорд! Не хотите ли поиграть сами? Свою ловкость показать?»
Игра «Ловец с мячом». Выбирают ловца (или двух) и надевают ему на руку колечко – липучки, на котором прикреплен мяч на резиночке. По сигналу участники разбегаются по площадке, ловец догоняет их, стараясь попасть мячом. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один самый ловкий игрок.
Ведущая: «Ох, как стало жарко! Поехали купаться?»
Все: «Поехали».
Ведущая: «Поехали, тем более что папа (звучит фамилия) купил экологически чистый автомобиль».
Звучит песня «Папа купил автомобиль». Родители и дети катаются на велосипеде (папа и мама держат ребенка за руки), детском велосипеде (родители учат ребенка правильно сидеть на нем, осуществляют страховку), скейтборде (мама и папа держат ребенка за руки), мяче – шаре (ребенок садится на мяч, и держась за ушки мяча, прыжками передвигается по залу), волокуше (папа держит веревку с блоком, а мама с ребенком, сидя на волокуше, сделанной из ковралина, тянут веревку и передвигаются к папе; ребенок сидит, мама тянет веревку; вся семья встает на волокушу и, подтягиваясь за веревку, доезжает до стены, где крепится блок).
Ведущая: «Дальше не проехать. На пути стоят елки, колючие иголки».
На пути из второй части спортивного зала в третью встают двое помощников ведущей и поднимают ленту (длина 8 метров) с подвешенными погремушками (6-10 штук).
Ведущая: «Надо пройти к реке, не задев ветки елки (погремушки)».
По сигналу помощники ведущего начинают раскачивать ленту («Подул ветерок» - веточки раскачиваются), и дети с родителями, держась за руки обходят змейкой погремушки, не задевая их.
Ведущая: «Вот и речка».
Третья часть спортивного зала – «река» - оформлена таким образом: на заднем плане – волейбольная сетка, прикрепленная от стены до стены, нижний край сетки на полу. За сеткой должны уместиться 50 шаров синего, зеленого и белого цвета (пена). От сетки до линии старта на пути каждой команды кладут баскетбольный мяч, а между мячами игрушечные рыбки.
Ведущая: «Река незнакомая, прежде чем купаться, надо проверить дно и измерить глубину».
Папа перешагивает через мячи, стараясь не задеть их, мама обегает мячи, ребенок проползает между мячами змейкой.
Ведущая: «Что вы увидели, когда измеряли глубину?»
Дети: «Рыбок».
Ведущая: «Давайте ловить рыбку, возьмите удочки».
Игра «Поймай рыбку». Ребенок берет палочку (длина 30 см) с прикрепленным колечком на веревочке и пытается набросить колечко на рыбку, а поймав ее тянет палочку так, чтобы рыбка не выпрыгнула из колечка. Затем мама пробует поймать следующую рыбку, потом папа, и так, кто быстрее переловить свою рыбу.
Ведущая: «Хороший улов! (Обращается к ребенку, который быстрее справился с этим заданием) Сережа, помоги мне вытащить вот эту удочку (ведущая и Сережа подходят к удочке, которая лежит в реке, и вытаскивают ботинок) Что это? Я думала щука, а это мусор. Какая у нас река грязная. Давайте ее почистим».
Игра «Почисти дно». В месте, где лежат надувные шары, между ними разбросаны мячи, кубики, кегли, городошные палочки. Мама берет в руки сачок и встает в 2-3 метрах от сетки, изображающей глубину реки. По сигналу ребенок и папа прыгают за сетку и, поднимая со «дна» предметы, бросают их маме в сачок.
Каждая мама быстро бежит, берет обруч, набрасывает на своего ребенка и помогает ему выйти из реки. Таким же образом спасают и папу.
Ведущая: «Молодцы мамы, спасли всех! Но, друзья, солнышко уже прячется за горизонтом, наступает вечер. Пора возвращаться домой. Всем спасибо за прогулку, за задор, за звонкий смех. Вот подарки вам за это, поделю я их на всех: папе – чтоб готовил завтрак (подает кулинарную книгу), сыну, дочке – по мячу (вручает каждому ребенку мяч), ну, а маме за работу я вручить медаль хочу! Чтоб быстрее добраться до дома, я предлагаю вам, прокатится на яхтах».
Папа берет палочку, к которой прикреплена веревка (длина 4 метра) с флажками, один конец держит ребенок, другой мама. «Яхты» выплывают одна за другой по залу.
Ведущая: «Счастливого пути! До новых встреч, надеюсь, что на прогулку в выходной вы всегда будете выходить всей семьей!»