kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РУССКАЯ ГРАМОТА 1 КЛАСС поурочные планы добукварного (подготовительного периода)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамота изучается в первом классе на протяжении всего учебного года: добукварный ( подготовительный период), букварный и послебукварный периоды.Особенностью учебного предмета является интегрированное содержание обучения: учебные задачи чтения, письма, развития связной речи решаются в рамках единного урока на едином лексико-грамматическом материале ( буквы, слог, слово, предложение текст). Поурачные планы составлены для подготовительного периода:

- приобщение учащихся к учебной деятельности

- подготовка к чтению (развитиа  фонематического слуха, фонемной ориентировки в слове,"чтение" слова по звуковым схемам)

- подготовка к письму (развитие мелкой мускулатуры руки, рисования, штриховка, обводка с соблюдением рабочей строки, письмо основных элементов букв)

- обогощение словарного запаса , основной речи на материале текстов имеющих возможности нравственного  и патриотического воспитания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РУССКАЯ ГРАМОТА 1 КЛАСС поурочные планы добукварного (подготовительного периода) »

__________ Урок 1

Тема: Мы живем в Казахстане

Цель урока: воспитание чувства патриотизма, гордости за Казахстан, свой народ; слушание Государственного гимна, показ государственной символики (герб, флаг); развитие речи: обогащение словарного запаса словами - страна, республика, Казахстан, флаг, герб. Президент; знакомство с букварем, прописями; подготовка руки к письму: раскраска предметов.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Знакомство с «Добуквариком» - первой учебной книгой первоклассника. Чему ты научишься в школе?

2. Слово учителя. Поздравление детей с началом учебного года, с первым уроком в их жизни.

Показ учебного пособия «Добукварик» - первой учебной книги-прописи первоклассника. На первой странице учащиеся увидят государственные символы Республики Казахстан, столицу Астана.

Беседа: Как называется страна, где мы живем? Казахстан - это наша Родина. У каждой страны есть свой флаг, герб (показ флага и герба) и гимн. Гимн слушают стоя в знак уважения к своей стране (Слушание гимна). У каждой страны есть свой Президент Наш Президент - Нурсултан Абишевич Назарбаев. Какая у нас страна? Казахстан -большая и прекрасная страна. Столица Казахстана - Астана (показ фотографии Байтерека - символа столицы).

3. Игра «Путешествуем по нашей стране» (см. стр. 5). Куда едут дети? Кого они взяли с собой в путешествие? Какие города Казахстана они проехали? Что они увидели из окна вагона? «Едем» и рассказываем.

А вот и наш город (село). Приехали! Как он называется? Какой у нас город (село)? За что мы его любим?

4. Раскрашивание рисунка «Моя родная земля» (с. 5) Что изображено на картинке? Какие карандаши ты используешь для раскраски? Какой будет твоя картина? Праздничной, радостной, солнечной.

5. Знакомство с «Добуквариком». Учитель показывает первую страницу «Добукварика» с изображением Астаны и говорит, что нужно обращаться с книжкой бережно. Рассматривание картинок. Объяснение условных обозначений.

6. Слушание стихотворения (по выбору учителя): X. Мухамедьяров «Отчизна», «Лучше нет родного края» (см. «Спутник букваря»).

7. Физкультминутка.

Тихо встали, потянулись.

Подышали, улыбнулись.

Вправо, влево посмотрели

И за парту тихо сели.

8. Развитие связной речи. Тема высказываний - «Дружба детей». Есть ли у тебя друзья во дворе дома? В других городах нашей страны? Слушание стихотворения В. Викторова «Дружат дети всей Земли» («Спутник букваря»). Что хотел сказать поэт? Дружба - это самое главное на Земле.




__________ Урок 2

Тема: «Мы живём в Казахстане.

Цель урока: воспитание чувства патриотизма, гордости за Казахстан, свой народ; слушание государственного гимна, показ государственной сим­воликой (герб, флаг); развитие речи: обогащение словарного запаса словами страна, Республика, Казахстан, флаг, герб, Президент; подготовка руки к письму: раскраска предметов.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Поздравление детей с началом учебного года, с первым уроком в их жизни.

Как называется страна, где мы живем? Казахстан - это наша Родина. У каждой страны есть свой флаг, герб (показ флага и герба на странице учеб­ника) и гимн. Гимн слушают стоя в знак уважения к своей стране (слушание гимна). У каждой страны есть свой глава. Глава нашего государства - Президент Казахстана - Назарбаев Нурсултан Абишевич (рассматривание фотогра­фии Президента в «Букваре»).

Наша Родина - большая и прекрасная страна.

Чтение стихотворения.

Зелеными просторами

Легла моя страна.

На все четыре стороны

Раскинулась она.

М. Исаковский

Рассматривание карты Республики Казахстан на странице «Букваря». Сто­лица нашей Родины - Астана.

Как называется город (село), в котором мы живем? Какой у нас город (село)? За что мы его любим?

II. Работа по новой теме.

1) Знакомство с «Букварем».

«Букварь» - это ваш первый учебник. Он научит вас читать, писать и лю­бить свою Родину - Казахстан.

«Букварь» выдаётся детям бесплатно. Это забота государства о детях. Предлагается рассмотреть «Букварь». Одновременно учитель объясняет, как надо раскрывать учебник, переворачивать его страницы, говорит о том, что ' надо бережно относиться к книге.

2) Работа по картинке «Букваря».

Куда идут дети? С кем и с чем они распрощались? Что они должны взять с собой в школу? (Учебные принадлежности). А что оставить дома? (Игрушки).

3) Слушание стихотворения. Повторение стихотворения вслед за учи­телем.

Послушайте, как обратился к ученикам великий казахский поэт Султанмахмут Торайгыров.

«Всем ученикам»

Дорогие наши дети!

Можно все познать на свете –

Было бы терпение.

Было бы стремление.

Нужно не бояться

За мечтой погони:

Если будешь гнаться.

То всегда догонишь.

Не стоять на месте

В молодую пору:

Если взяться вместе.

Можно сдвинуть гору.

Чего желает поэт детям? Когда можно все познать? Когда можно «сдвинуть гору»?

Если хочешь много знать,

Многого добиться.

Обязательно, друзья,

Надо потрудиться!

III. Физминутка.

Тихо встали, потянулись.

Подышали, улыбнулись.

Вправо, влево посмотрели

И за парту тихо сели.

IV. Знакомство с прописью.

Детям предлагается открыть прописи. Учитель с учениками просматрива­ет ее. Объясняет ее назначение.

1) раскрашивание, обводка рисунков: карта (место проживания); флаг, ри­сунки на гербе (солнце, беркут);

2) рисование учебных принадлежностей в условиях игры «Подумай и от­веть». Что взять в школу?

V. Развитие речи.

Игра «Доскажи словечко».

Учащиеся договаривают недостающие слова, а затем учитель просит под­нять руку того, у кого этот предмет нарисован.

Звучат стихотворения со словами «книжка», «пенал», «тетрадки», «каран­даш».










___________ Урок 3-4

Тема: Здравствуй, школа! Что взять в школу?

Цель урока: знакомство с правилами работы в прописях: понятие рабочей строки, междустрочного пространства (широкой нерабочей строки).

Тип урока: комбинированный

Формы урока: индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Как сидеть за партой? Как выходить к доске? Как находить рабочую строку в прописях?

2. Беседа учителя с учащимися. - Знаете ли вы, как сидеть за партой? Покажите, как бесшумно выходить из-за парты к доске, как поднимать руку.

«Ответить хочешь? Не шуми! А только руку подними»

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки.

3. Слушание текста В. Берестова «Кто чему научится» из «Спут­ника букваря». Ответы на вопросы: Кому посвятил свое стихотворение поэт? Что он хотел сказать своим стихотворением? А чему научитесь вы? Кто из вас умеет читать? А писать? Чему вы хотите научиться в школе?

Учитель рассказывает, что в школе не только учат читать и писать, но и красиво и правильно говорить, связно пересказывать сказки и рассказы, учат умению дружить и быть хорошим товарищем в коллективе.

4. Представление учебных принадлежностей.

Работа по картинке: Куда идут дети? С кем и с чем они распрощались? Что они должны взять с собой в школу? (Учебные принадлежности) А что оставить дома? (Игрушки)

5. Физкультминутка.

Тихо встали, потянулись.

Подышали, улыбнулись.

Вправо, влево посмотрели

И за парту тихо сели.

6. Письмо.

1. Понятие рабочей и нерабочей строки в прописях «Добукварика».

2. Рисование волнистых линий, карандашей.

3. Рисование учебных принадлежностей в игре «Подумай и ответь». Что взять в школу?

7. Развитие связной речи.

1. Слушание рассказа Л. Каминского «Как Маша пошла в школу». Беседа: Чему научат Машу в школе? А чему ты научишься в школе? Расскажи.

2. Игра «Доскажи словечко». Учащиеся договаривают недостающие слова, а затем учитель просит поднять руку того, у кого этот предмет нарисован.

Мама к доктору пошла,

Ира села у окна.

Бросив плюшевого мишку,

Буква к букве, к слогу слог,

Прочитала . (книжку).



Портфель у меня не велик и не мал:

Лежат в нем задачник,

Букварь и . (пенал).


Быть должны всегда в порядке

Твои школьные . (тетрадки).


Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдется,

Там след остается. (Карандаш)


8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: страна, Республика Казахстан, Президент; учебные принадлежности; прописи, рабочая и нерабочая строка прописей; 2) какие учебные принадлежности нужно взять с собой в школу? Какая строка в прописях называется рабочей? Рисование при соблюдении рабочей строки.





























___________ Урок 5

Тема: Волшебный мир общения. Как мы говорим? Кто с кем и о чем говорит?

Цель урока: развитие навыков слушания, говорения; связной речи на материале сказок, прививание любви к слову через сказки; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, раскраска предметов.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Что такое речь! О чем и как мы говорим? Как и о чем говорят герои сказок?

2. Слово учителя.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжки, ручки и тетрадки.

Общее представление о речи: - Почему люди понимают друг друга? С помощью чего передают свои мысли? Что помогает им общаться, т.е. разговаривать? Все, что мы говорим - это наша речь. Слово - это часть нашей речи. Каждое слово будем отмечать полосочкой. См.: солнце (слово). Обведи рисунок. Дом - слово, нарисуй полосочку. Цветок - слово, нарисуй полосочку.

3. Развитие связной речи.

Работа по картинкам (с. 8-9): 1) развитие диалогической речи: сюжетная картинка: о чем говорят дети? (Рассказывают о своих рисунках.) Речь нам нужна для того, чтобы выразить все свои мысли и чувства. Составь разговор девочки, которая рисует солнышко и мальчика, который рисует машину. О чем они сообщили друг другу?

2) Развитие монологической речи: по картинкам учащиеся сос­тавляют рассказ (выбери картинку для своего рассказа): «Я пошла в школу» или «Как девочка прощалась с игрушками»; «Как мы ходили на рыбалку. Что мы поймали»; «О чем я говорю по телефону», «Поздравляю с днем рожденья!»

3) Игра «Кто с кем и о чем говорит?», с. 8: мама-сын ~ робот-папа-бабушка-внучка-мама. Придумай, о чем они могли говорить друг с другом. Разыграй ситуацию «У меня зазвонил телефон». Вспомни стихи К. Чуковского: «У меня зазвонил телефон». Чтение наизусть строчек из стихотворения К. Чуковского.

4. Физкультминутка.

Поднимает руки класс - это раз.

Завертелась голова - это два.

Три - руками три хлопка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть — на место тихо сесть.

5. Письмо.

Письмо маленьких и больших наклонных палочек.

6. Развитие связной речи. (см. «Спутник букваря») Слушание рассказа «Пелле один на свете» (по И. Сигсгорду).

Беседа-размышление по содержанию: Почему Пелле остался один? Можно ли общаться с самим собой?

7. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: речь, слово, схема слова; 2) все, что мы говорим и пишем, - это наша речь. Наша речь состоит из слов. Слово мы отмечаем полосочкой. Это схема слова.

8. Слово учителя.

Скоро прозвенит звонок.

Собери портфель, дружок!

Аккуратно по порядку Книги, ручку и тетрадки


__________ Урок 6

Тема: «Волшебный мир общения. О чем говорят герои сказок?»

Цель урока: развитие навыков слушания, говорения, связной речи на ма­териале сказок, прививание любви к слову через сказки; развитие внимания, памяти, логического мышления; подготовка руки к письму: рисование, рас­краска предметов.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: индивидуальные задания, коллективные, дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, метод самостоятельной учебной деятельности учащихся

Ход урока

I. Работа по новой теме.

1) Вводная беседа.

Тема беседы: «Что такое речь? О чем и как мы говорим? Как и о чем гово­рят герои сказок?»

Слово учителя. Почему люди понимают друг друга? С помощью чего пе­редают свои мысли? Что помогает им общаться, т.е. разговаривать? Все, что мы говорим - это наша речь.

2) Работа по картинкам «Букваря».

1) сюжетная картинка. О чем говорят дети? (Рассказывают о своих рисун­ках). Составь разговор девочки, которая рисует солнышко, и мальчика, кото­рый рисует паровоз. О чем они сообщили друг другу?

3) Картинки для упражнений. Тема разговора: «Я пошла в школу». Или: «Как девочка прощалась с игрушками». «Как мы ходили на рыбалку». Что мы поймали»;

4) Как говорят герои сказок? Узнай, из какой они сказки, вспомни, как они говорят:

1) «Не пей, братец Иванушка, из коровьего копытца, телёночком станешь!» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). 2) «Битый небитого везёт, битый небитого везёт» («Лисичка-сестричка и Серый волк»). 3) «По щучьему веле­нью, по моему хотенью, ступайте, сани, домой! («По щучьему веленью»). 4) «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!» («Маша и медведь»).

Вывод: мы говорим и понимаем друг друга с помощью речи.

II. Физминутка.

III. Работа в прописи.

1) Учитель предлагает ребятам нарисовать предметы, звуки которых мы слышим.

2) Рассмотреть «флаг» Волшебной страны, вспомнить, почему там нари­сованы губы (рот) и предложить нарисовать предметы. (Вариант: на опреде­ленный звук).

3) Соотнесение предметов и персонажей: кому принадлежат данные пред­меты. Раскрашивание предметов (яичко, ключик, Буратино, курочки и др.). 4) Ориентировка в пространстве: слева, справа, вверху, внизу расположены герои сказок и их предметы. Курочка справа, Буратино слева, ключик вверху, яичко внизу.

5) Рисование персонажей сказки «Теремок».

IV. Закрепление.

Игра «Отгадай героя сказки».

Звучат загадки о докторе Айболите и Буратино.


__________ Урок 7

Тема: Доброе слово нашей речи. Слово может утешить. Сочини сам

Цель: дать первоначальное понятие о слове как единице языка, называющей окружающие нас предметы; воспитывать внимательное отношение к слову в речи, обозначать слово графически (полосочка).

Тип урока: комбинированный

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Что такое слово! Что может делать слово?

2. Слово учителя.

Есть у нас девиз такой:

Все, что нужно, под рукой:

Книжки, ручка и тетрадки -

Все у нас лежит в порядке.

Общее представление о слове как единице речи: - Слушайте и смотрите: я называю предмет: книга. Я сказала слово. Слово называет предмет. Рисую на доске слово-полосочку. Кто из вас назовет слова -учебные принадлежности? (учащиеся называют слова и рисуют схемы-полосочки слов).

Каким бывает слово? Слово бывает добрым и злым, слово бывает приветливым и вежливым. Какие слова вы говорите друг другу при встрече? С какими словами расстаетесь друг с другом? Как называются эти слова? (Слова приветствия и прощания.) Какие слова вы говорите, если хотите попросить прощения? Или попросить чего-нибудь? (Это вежливые слова, слова извинения и прощения, слова-просьбы.)

Слово может человека окрылить, приободрить, дать ему силу и спокойствие, слово может и ранить человека, нанести ему обиду. Не говорите злых слов! Они убивают не только того, с кем вы говорите, но и вас самих! Пусть в вашей речи всегда будут добрые и вежливые слова. «Доброе слово сказать - посошок в руки дать», - говорит мудрая народная пословица.

3. Работа по «Добукварику»: см. с. 10 «В осеннем лесу». Какие слова можно «собрать» в осеннем лесу? Назови их. Что растет в лесу? Назови слово - раскрась картинку (гриб, ягоды, лист). Кто живет в лесу? (Ежик, Белка)

4. Физкультминутка.

Повторяем текст физкультминутки предыдущего урока.

5. Письмо: Письмо элементов букв - прямые линии (короткие и длинные с закруглением внизу и вверху).

6. Развитие речи.

Работа по картинкам к сказке «Курочка Ряба». Слушание сказки. Ответы на вопросы по ее содержанию: как начинается сказка? Что случилось у бабы с дедом? Какие слова называют? (Баба, дед, яйцо, курица) А какие слова утешают? (Не плачь, снесу, золотое) Да, слово может утешить. А может ли обидеть слово? Назовите, когда слово вас обижало. Какие слова нужно говорить? Добрые, ласковые.

Рассмотрите сюжетную картинку: как курица рассказала петуху про деда и бабу. Чем же закончилась сказка? Попробуйте придумать к старой сказке новый конец.

Раскрасить петуха.

7. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слово, схема слова, слово называет, слово утешает; 2) слово называет предмет; 3) слово можно обозначить полосочкой.






____________ Урок 8

Тема: Расскажем сказку про… О чем говорят герои сказок?

Цель урока: развить связную речь на материале русских народных сказок; закрепить представление о слове.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Какие сказки ты знаешь? О чем говорят в них герои?

2. Слово учителя.

Учитель входит - надо встать.

Учитель сесть позволит - сядь.

Парта - это не кровать

И нельзя на ней лежать.

3. Беседа.

- Сегодня у нас в гостях - герои русских народных сказок. Каждый из вас знает и любит сказки. Героев каких сказок мы пригласим сегодня на урок? (Учащиеся называют свои любимые сказки и их героев.) В качестве картинки-загадки «По дорогам сказки» используется картинка на с. 12: какие сказки живут в лесу? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Гуси - лебеди») Учащиеся вспоминают отдельные эпизоды из данных сказок.

Какой сказочный предмет называет слово? (Избушка) Кто всех хитрее в лесу? (Лиса)

4. Физкультминутка.

Яркий красный мячик

Прыгает как зайчик (прыжки на месте).

Покатился по дорожке (бег на месте).

Подождал меня немножко (остановиться).

Наклонюсь, возьму его (наклон)

И подброшу высоко (движение руками).

5. Письмо. Письмо палочек прямых и с закруглением. Элементы буквы И.

6. Развитие связной речи.

1. Работа по иллюстрациям к сказкам. Как говорят герои сказок? Узнай, из какой они сказки, вспомни слова, которые они говорят:

«Не пей, братец Иванушка, из коровьего копытца, теленочком станешь!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). «Битый небитого везет, битый небитого везет» («Лисичка-сестричка и Серый волк»). «По щучьему веленью, по моему хотенью, ступайте, сани, домой! («По щучьему веленью»). «Не садись на пенек, не ешь пирожок!» («Маша и медведь») Рисуют героев названных сказок.

2. Слушание стихотворения «Утро»: кто с кем и что говорит? («Спутник букваря»)

7. Раскраска картинок.

8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: сказка, герои сказки, речь героев сказки; 2) различаем сказку, умеем ее рассказывать.










__________ Урок 9

Тема: Расскажем сказку про… О чем говорят герои сказок?

Цель урока: дать первоначальное понятие о слове как единице языка, на­зывающей окружающие нас предметы; воспитывать внимательное отноше­ние к слову в речи, его образному использованию; научить обозначать слово графически (полосочка); обогащение словарного запаса по лексической теме «Осень», классификации предметов (овощи-фрукты).

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Формы урока: индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, метод работы под руководством.

Ход урока

I. Вводная беседа.

1) Постановка учебной задачи.

Умеет ли природа говорить с нами? (На доске нарисованы солнышко, дождь, цветы). Назови, что нарисовано на доске. (Называются слова и рису­ется графическая схема слова - полосочка. Три слова - три полосочки). Это слово. Слово называет солнышко, дождь, цветы.

2) Слушание стихотворения.

Колокольчики мои, И о чем звените вы

Цветики степные! В день веселый мая,

Что глядите на меня. Средь некошеной травы

Темно-голубые? Головой качая?

А.К. Толстой

Вопросы:

1. Почему колокольчики называют степными? А если цветы растут в го­рах, то как их называют? А в поле? В доме?

2. О чем хотят рассказать колокольчики? О чем звенят они? Почему качают головками?

ІІ. Работа по новой теме.

1) Работа по картинкам «Букварёнок».

Рассмотри картинки и расскажи, о чем «говорит» солнышко. Если сол­нышко вышло из-за тучки, оно улыбается. А тучка? (Сердится). А колоски? (Шепчутся друг с другом). Сочини рассказ: «О чём шумит ветер», «Лесные разговоры».

2) Составление предложений.

Составление предложений по заданию учителя (3 слова; 4-5 слов).

3) Игры по развитию речи, памяти, мышления.

- Работа по картинке «Букварёнка» «Добрая осень».

Можно ли картинку назвать «Добрая осень»? Почему?

По каким признакам вы определили, что изображена осень?

Чем занимаются звери в лесу?

Что в лесу можно собрать в корзинку? Что собрала девочка? Как можно заготовить грибы на зиму? (Солить, сушить, мариновать).

- Игра «Соотнеси слово».

Мы с вами знаем, какие растения к каким группам относятся. А вот девоч­ка на странице «Букваря» задумалась. Давайте поможем ей! Как вы думаете, что означает полосочка возле названия темы? Это слово. Назовём слова, и обозначим каждое слово полосочкой. На какие группы можно разделить сло­ва? Цветок, гриб - растение, вишня - ягоды, лист - деревья. Учитель предлагает детям распределить все съедобные предметы, изображенные на картинке, по группам.

Фрукты Овощи Другие растения

- яблоки - огурцы - грибы

- груши - капуста - щавель

Чем похожи и чем различаются овощи, фрукты, растения? Разгадывание загадок о грибе, горохе, ягодах, саде, луке, огурце и т.д.

III. Работа в прописи.

Подготовка к письму. Учимся правильно держать карандаш, бумагу.

1) Понятие узкой и широкой строки.

2) Раскрашивание зонтиков и цветов с соблюдением рабочей строки.

3). Письмо палочек с закруглением внизу и вверху.

4) Рисование овощей, фруктов (по выбору): дорисовать огурец, дыню, сли­ву и т.д. (по пунктирным линиям). Игра «Соотнеси и дорисуй».

Дополнительный материал к уроку:

1. Для слушания и анализа: стихотворение «Зеленый ветер ластится» (А. Пришелец).

Как ты понимаешь слова: «ветер ластится», «идёт березка травами, хлеба­ми, вдоль дорог»?

2. Разучивание стихотворения «Сколько солнышка везде» (С. Коган).

3. Игра «Данетки» (от слов «да» - «нет»).

А. Подбери слово. «Я буду вам читать слова, а вы смотрите на картин­ку и выберите то слово, которое подходит больше всего. Слова: хмурая, дождливая, нарядная, добрая, сказочная». Учащиеся называют слова и обосновывают свой выбор.

Б. Учитель вывешивает на доске карточку со словом «Осень» или картинку с осенним пейзажем. Делит доску пополам и предлагает детям на­звать все то хорошее, что приносит людям осень. Вписывает с левой стороны. С правой стороны - то, что плохого приходит с осенью. Осень

+ -

- поспевают овощи и фрукты; - солнце уже не такое жаркое;

- люди готовятся к зиме; - нельзя купаться и загорать;

- красивые нарядные деревья; - часто льют дожди;

- дети идут в школу - на улице сыро и грязно

и т.д. и т.д.

Давайте определим, какая осень нарисована на картинке.








__________ Урок 10

Тема: Слово делится на слоги. Ударение

Цель урока: дать представление о слоге, ударном и безударном слоге.


Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Что такое слог! Что такое ударный слог!

2. Слово учителя:

- Сегодня у нас на уроке будут присутствовать дикие и домашние животные (показывает картинки на доске). Рассмотрим картинки. Кто же к нам пришел? Распределим животных по месту проживания: кто живет во дворе, а кто в лесу? (Учащиеся распределяют картинки в два столбика.) Рыжая плутовка всю деревню обошла, всех кур собрала. Кто это? Где она живет? (Лиса. Она живет в лесу.)

3. Общее представление о слоге.

Слушание слов: деление слов на слоги. Из чего состоят слова? Можно ли слово разделить на части? Послушайте, как я произношу слово (по частям). Я буду делить слова, а вы слушайте и делайте вывод: на сколько частей можно разделить слово? Какой слог звучит в слове сильнее? Учитель произносит слова по слогам, ударяет палочкой при произнесении ударного слога: ли-са, ко-за, ба-ран. Сколько частей в слове? Две. Два слога. Какая часть первая? (ли-) Какая вторая? (-са) Правильно. Какой слог звучит сильнее? Второй. Для сравнения дается двусложное слово с ударением на первом слоге: лошадь, зай­ка. Ударение на первом слоге. Как обозначить деление слова на слоги? (Смотри слоговые схемы на с. 14.) Произносим слова и делим слова на слоги вертикальной чертой. А как обозначить тот слог, который произносится сильнее, чем другие слоги в слове? Знаком ударения (см. слоговые схемы, с. 14). Сколько слогов в словах гусь и конь! (Один) Почему нет знака ударения? (Только один слог - знак ударения не ставится.) Коза и баран? (Два) Какой ударный слог? (Второй) Сколько слогов в словах корова, собака! (Три) Какой слог ударный? (Второй) Ставим знак ударения над ударным слогом. На односложном слове знак ударения не ставится. Почему на два слова одна слоговая схема? (Потому что у них одно и то же количество слогов (один, два, три) и ударение совпадает.)

4. Упражнения в нахождении ударного слога в слове.

Игра «Позови слово»: выдели ударный слог. Произнеси слово так, чтобы мы услышали, как «позвали слово». Используются картинки для рисования: назови нарисованный предмет, раздели слово на слоги (с. 14): лист, ба-бо-чка, гриб, ар-буз, лан-ды-ши.

5. Физкультминутка.

Повторяем текст физкультминутки предыдущего урока.

6. Письмо. Письмо элементов буквы г

7. Развитие связной речи.

Создание ситуации. Однажды жители леса (или жители двора) собрались переезжать в другой лес (другой двор). Но кто с кем поедет? Найди слоговые схемы к словам, обозначающим животных. Кто поедет в первом вагоне? (Кот) Во втором? (Ли-са, ко-за, зай-ка, мед-ведь, дя-тел) В третьем? (Собака, со-ро-ка, во-ро-на) Соедини рисунок с вагоном.

8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слог, ударение, знак ударения, ударный слог, безударный слог; 2) умеем делить слова на слоги, выделять ударный слог



_

_________ Урок 11

Тема: Слово делится на слоги. Ударение

Цель урока: дать понятие слога (слово делится на слоги); познакомить с графическим изображением слога; дать представление об ударении, правиль­ном произнесении слова; развивать связную речь; воспитывать моральные качества на материале сказки.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», «Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

I. Вводная беседа.

Какие сказки ты знаешь? Какая сказка самая любимая? (3-4 мин.). Сегодня мы познакомимся с казахской сказкой «Хвостик».

3) Работа по картинкам «Букварёнка».

Рассматривание картинок в «Букварёнке».

Пересказ по картинкам.

Знаешь ли ты продолжение и конец сказки? Какие картинки можно еще нарисовать к сказке?

II. Работа по новой теме.

1) Слово учителя.

Можно ли разделить слово? Слушаем. На сколько частей я разделила сло­во? Ко-за (2 слога), гусь (1слог), ку-ри-ца (3 слога). Какой слог звучит сильнее? Нарисуем слоговые схемы слов, поставим знак ударения. А теперь сами раз­делите слова!

2) Работа по картинкам «Добукварика».

Деление слов на слоги. Слоговая схема слова. Подбор слов к схемам. Гусь и конь, коза и овца, корова и собака.

3) Игра «Позови слово».

Учитель «зовет» слова и объясняет детям, как определяется ударение.

4) Работа в группах.

Выполняется упражнение по «Спутнику букваря»: найди слова с одним, двумя и тремя слогами. Кто раньше всех выполнит задание?

III. Работа в «Добукварике «

Подготовка к письму.

- Письмо начальных элементов букв М и Л.

- «Помоги девочке собрать букет». Дорисовать недостающие элементы.

- Определить количество слогов в словах лист и гриб.








__________ Урок 12-13

Тема: Рассказ про тех, кого мы любим. Казахская сказка «Хвостик»

Цель урока: развитие связной речи на материале сказки «Хвостик», деление слов на слоги.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), коллективные(1ряд, оба ряда), Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, метод работы под руководством.

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Что такое слог! Что такое ударный слог!

2. Слово учителя.

- Сегодня мы продолжим говорить о братьях наших меньших - о домашних животных, о тех, кто живет рядом с нами, кого мы любим. Рассмотрим картинки и вспомним, что мы знаем об этих животных (с. 16). Учащиеся вспоминают стихи, песенки про тех животных, которые нарисованы на картинках, называют любимых героев из мультфильмов: попугая Кешу, Кота Матроскина, Петю-Петушка. Задание: узнать, сколько в каждом слове слогов. Учащиеся делят слова на слоги: кот, пе­тух, по-пу-гай, ко-ро-ва.

3. Физкультминутка.

Дружно по лесу гуляем (ходьба).

И листочки собираем (наклоны вперед).

Собирать их каждый рад,

Просто чудный листопад (руки вверх).

4. Письмо. Письмо овалов, палочек с закруглением внизу и вверху.

5. Развитие речи: на материале сказки «Хвостик».

Работа по картинкам. Знаете ли вы эту сказку? Видели ли вы мультфильм?

Слово учителя. «Жили-были старик и старуха. Жили они бедно. Детей у них не было. Одна радость - любимая коза. Утром будит стариков: «Вставайте, коза пришла, молока принесла!» Баловали ее старики. Да и кого любить? Детей-то нет. Самое вкусное приносили ей покушать. И коза любила их, молоко им с поля приносила.

Но вот однажды ушла утром коза в поле. Долго ждали ее старики. Плакали. Наверное, волк съел нашу козу. А рано утром смотрят: пришла коза. Только без хвостика. Хвостик она во рту держала. Рассказала коза, как убегала от волка, пряталась в кустарнике. Да вот хвостик не уберегла. Оторвался он. Рассказывает коза свою историю, а хвостик приподнялся и слушает: это о нем говорят. «А давай, - говорит дед, -оставим хвостик. Вдруг что-нибудь из него получится». И оставили. А наутро смотрят: из хвостика мальчик получился. Вот обрадовались дед с бабой! Стали плясать да петь! А вместе с ними и коза закружилась в пляске. А что было дальше? Попробуй сам придумать продолжение сказки».

Работа над творческим продолжением сказки: рассмотри картинку. Как внук помогал старикам? Кто узнал, что у деда с бабой появился внук? Что задумал волк? Сумел ли он похитить малыша? Кто оказался умнее? Кто кого наказал? Придумай и расскажи сказку до конца.

6. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слог, ударный слог, слоговая схема; 2) умеем делить слово на слоги; ставить знак ударения над ударным слогом; 3) умеем придумывать сказку по картинке.



__________ Урок 14

Тема: Слушаем звуки леса. Звуки речи

Цель урока: дать первоначальное представление о звуках окружающего мира; развитие речи, памяти, воображения; подготовка к письму.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

I. Вводная беседа.

Ребята! Мы отправимся с вами в путешествие в Волшебную страну зву­ков! Мы не увидим, кто живет в этой удивительной стране. Но зато услышим ее жителей. Ее жители - звуки окружающего мира.

1) Беседа о звуках окружающего мира. Создание ситуаций (по выбору): «Звуки леса», «Утро в нашей квартире», « Звуки города».

Учитель предлагает учащимся установить в классе полную тишину и пос­лушать звуки улицы. Учащиеся рассказывают, что они слышали, как это зву­чало и от кого (чего) исходил этот звук.

Тысячи разных звуков окружают человека: шорох камышей, лай собаки, завывание ветра.

Умеешь ли ты слушать звуки? Какими звуковичками полон лес? Послу­шаем, как полетел первый звуковичок: Ж-Ж-Ж! Кто это? А вот и другой: 3-3-3! Да это... Правильно, комарик! Это его звуковичок. А кто это шипит в траве? Ш-Ш-Ш! Осторожно, тут ... змея! Это ее звуковичок!

1) Слушание стихотворения.

Задание: послушай и назови, звуки каких животных и птиц ты слышишь в стихотворении.

Страна Кукареку

Мы летом поедем в страну Кукареку,

Где звезды с березами смотрятся в реку.

Поедем туда, где гуляют ГА-ГА

И ходят вразвалку ХРЮ-ХРЮ и КРЯ-КРЯ.

Поедем в страну, где пасутся МУ-МУ...

И там, на веселом речном берегу

На удочку будем ловить НИ ГУ-ГУ.

В. Степанов

II. Работа по новой теме.

1) Работа по картинке в «Добукварике». «Лесной оркестр».

Какое время года на картинке? Какой день? (Солнечный, ясный, летний). Какое настроение у лесных жителей? Почему? Кто на каком инструменте иг­рает? Кто сможет изобразить каждый инструмент?

Произнесите звуки, которые издает барабан, скрипка. Какие звуки издает жук? Дятел? Птицы?

2) Творческая беседа.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Умеют ли говорить животные?» Вспомните своих домашних животных. Понимаете ли вы их? Ка­кие звуки издает собака, которая увидела чужого человека? Как кот выражает свою благодарность? Как подает голос коровка, которая пришла домой и при­несла молоко?

3) Слушание стихотворения А.Барто «Говорят ли звери?» (см. «Спут­ник «Букваря»).

III. Закрепление.

1) Работа по «Букварёнку».

Рассматривание картинок. Кто знает, из каких мультфильмов эти отрыв­ки? О чем эти мультфильмы? О чем говорят животные?

Учитель предлагает поочередно рассмотреть рисунки и предположить, о чем разговаривают животные.

2) Работа в «Добукварике».

- Творческое рисование. Соотнести позы животных и музыкальные инс­трументы. Пририсовать инструменты к животным. После окончания рабо­ты учитель спрашивает ребят, кто что нарисовал и почему.

- Поиграй с девочками и мальчиками со скакалкой. Как скакалку закручи­вают девочки? А как мальчики?

- Письмо плавных зигзагов.

- Письмо палочек с закруглением внизу и вверху.

Дополнительный материал к уроку.

Слушание и анализ стихотворения.

Друзей степные голоса

Немало у тебя друзей:

Цыплят - пушистых малышей.

Они пищат, пищат!

Ягнята блеют: «Бе-бе-бе», -

И тоже тянутся к тебе.

«Му-му», - бычки мычат.

Заржет негромко стригунок,

Залает весело щенок,

Захрюкает свинья.

Кот замурлычет у ворот

И верблюжонок запоет.

Они - твои друзья.

«Кукареку!», «Кря-кря!», «Га-га!».

А выйдешь в поле и луга,

В тени густых лесов

Звучит: «чив-чив!», «чирик-чик-чик!» -

Сорочий треск, вороний крик

И пенье соловьев!

Шумят, вздыхая, камыши.

И совы гукают в тиши,

И тявкает лиса.

В горах рокочет водопад.

На ветках листья шелестят

И светится роса...

Летят, курлыча, журавли.

Белеют аисты вдали.

Ночь огоньки зажгла.

«Всем спать пора, всем спать пора!» -

Поют перепела.

Е. Утетлеуов

Какие звуки издают животные, приветствуя человека? О чем рокочет водо­пад? О чем поют перепела?

Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, звук речи, звуковая схема; 2) умеем выделять звуки речи из слова, составлять звуковую схему слова.







____________ Урок 15

Тема: Сколько звуков в слове? Гласные звуки

Цель: распознавание звуков в слове, представление о гласном звуке, «чтение» слова по количеству звуков и гласных в слове.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

  1. Постановка учебной задачи урока. Из чего состоит слово? Какие бывают звуки в слове? Что такое гласные звуки!

2. Повторение материала предыдущего урока: слово со­стоит из звуков. Составление звуковой схемы слов кот и конь (см. с.20). Необходимо выполнять последовательность действий при звуковом анализе: 1. Скажи слово - нарисуй схему слова. 2. Установи последовательность звуков в слове - вычленяй из слова звуки, обозначай их в слове: какой первый звук? Второй? Третий? - Рисуй звуки-клеточки. 3. Проверь себя: вычлени первый звук, произнеси его, второй звук -произнеси его, третий звук - произнеси его. Сколько звуков в слове?

Анализ звуковых схем слов по картинкам на стр. 20 - сова, волк, петух, белка. При анализе слов сова, петух, белка называть ЗВУК, а не букву, которой дети еще не знают Мы составляем звуковую, а не звуко-буквенную схему.

3. Работа по теме урока.

Общее представление о гласных звуках. Звуки бывают разные. Одни умеют петь и воздух проходит свободно, ничто ему не мешает: ни язык, ни губы, ни зубы. Это гласные (глас - это голос). Попробуйте пропеть: АОУЫИЭ - ОАУЫИЭ - УАЫОИЫЭ. Придумайте слова, которые начинаются с гласного звука.

Самостоятельная работа по схемам на с. 21. Нахождение и раскрашивание клеточек с гласным звуком.

Слушаем рифмовку:

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет –

Звук получается гласный.

(В. Волина)

4. Физкультминутка.

Бабочка летала, над цветком порхала.

Села, посидела

И нектар поела.

Два своих больших крыла опустила, подняла.

Полетела дальше, чтобы мир был краше.

5. Письмо. Письмо элементов букв у, с.

6. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, гласный звук; 2) слово состоит из звуков, гласные звуки произносятся свободно.







____________ Урок 16

Тема: Сколько звуков в слове? Гласные звуки

Цель урока: дать первоначальное представление о звуках речи, их коли­честве в слове; ввести графическое изображение звука речи; развивать фоне­матический слух, внимание к звуковому составу слова, диалогическую речь, воображение, умение определять количество и последовательность звуков в слове; развивать умение составлять звуковые схемы слов, «читать» звуковую схему; подготовка к письму: свободное рисование, письмо овалов и полуова­лов.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

I. Вводная беседа.

1) Слово учителя.

Мы снова в Волшебной стране звуков. Но сегодня нас ждут другие звуки. Звуки, которые живут в звуковых домиках - словах. Каждое слово состоит их звуков речи. Послушайте и скажите, какие звуки живут в словах ЖЖУУКК, ЛЛООСЬСЬ, РРААКК. Выделим каждый звук из слова и нарисуем для него звуковой домик (рисование трехзвуковой схемы слов). Посчитаем: сколько звуков? Три. Назовем каждый звук в слове последовательно.

2) Игра «Волшебный звук». Учитель или ребенок произносит один звук, а остальные придумывают слова на этот звук. (5-6 звуков). Рисуют звуковую схему для одного слова.

- в - ворота, ворона, велосипед и т.д.

- А - арбуз, абрикос, аист, артист, автобус и т.д.

- Р - рот, рука, ракета, рыба и т.д.

II. Работа по новой теме.

1) Работа по «Букварёнку».

- Рассмотреть картинку. Учитель предлагает дать имена всем детям на кар­тинке и придумать слова, которые называют дети: кот, машина, собака, робот, песок и др. С какого звука начинаются слова? Из каких звуков они состоят?

- Составь разговор: мама с дочкой: мама с сыном; сын с роботом; робот с папой, папа с бабушкой, бабушка с внучкой. О каких предметах они говорят? (Лента, цветы, компьютер, шахматы, пирожки). С какого звука начинаются слова?

- Работа над звуковым анализом слова.

Работа по картинкам: конь и кот, сова и волк, петух и белка. Цель работы: показать, что слово состоит из разного количества звуков. Оп­ределить их порядок и фиксирование звуков (с помощью клеточки) в звуковой схеме. Учитель: «Звуковички живут и в нашей речи, в словах, которые мы произносим. Произнесем слово и отметим его полосочкой: кот, конь. Сколь­ко слов? Сколько полосочек? (Две). Какие звуковички живут в этих словах? Сейчас мы научимся произносить звуки в словах так, чтобы услышать, какой звуковичок живёт в слове: кот, конь». Учащиеся совместно с учителем вычле­няют каждый звук и подсчитывают их количество.

- Самостоятельная работа: найди звуковичков и в других словах. (Дети называют слова со звуками, протягивают каждый последовательный звук в слове при произношении).

2) Развитие речевого слуха.

Игра «Звук заблудился». Слушание стихов А. Шибаева, нахождение «за­блудившегося звука»

III. Физминутка.

Игра «Волшебная страна звуков».

Учитель называет действие, а учащиеся голосами и движениями изобра­жают его. Игра проводится стоя.

1. Мы входим в красивые Учащиеся высоко поднимают

ворота, высокие - до самого и разводят руки.

солнца.

2. Мы идем тихо-тихо. Учащиеся на цыпочках шагают

на месте.

3. Оглянулись по сторонам. Оглядываются.

4. И пошли смелее. Учащиеся хлопают руками по

коленям.

5. Побежали... Хлопают быстрее.

6. Тихо... Ученики прикладывают палец

к губам, произносят «ш-ш-ш» и тихо садятся на места.

IV. Работа в «Добукварике»

I. Игра «Соотнеси и соедини». Учащимся необходимо соотнести слово со схемой и соединить.

II. Письмо овалов и полуовалов.

Дополнительный материал для урока.

Развитие слухового восприятия. Произнесение чистоговорок:

Чу-чу-чу,

На лошадке я ... (скачу).

* * *

Лю-лю-лю,

Я коровушку... (люблю).

* * *

Ать-ать-ать,

Выходи, Пушок,... (играть).

Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звук, гласный звук; 2) слово состоит из звуков, гласные звуки произносятся свободно.







___________ Урок 17

Тема: Развитие речи. В мире сказки. Кот, петух и лиса

Цель: развитие связной речи на материале сказки.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, индуктивный, дедуктивный

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Знаете ли вы сказку? Умеете ли ее рассказать?

2. Слово учителя.

Сегодня у нас в гостях русская народная сказка. О ком и о чем она? О дружбе и взаимовыручке друзей. Рассмотрите картинки (с. 22). Вы узнали эту сказку? Кто ее герои? О чем она рассказала вам? (Слушание сказки, см. «Спутник букваря»)

3. Работа над звуковым анализом слов.

Рассмотри, кто изображен на картинке. Назови слова, нарисуй звуковую схему слов: кот, лиса, петух. Сделай звуковой разбор слов: сколько звуков в каждом слове? Назови их последовательно. Какие гласные звуки есть в слове? Произнеси их. Закрась красным карандашом гласные звуки в схемах слов на стр. 23.

4. Игра «Найди схему для каждого слова» на стр. 23 - дом, сосна, ваза. Соедини картинку со схемой слова.

5. Физкультминутка. Повторяем текст физкультминутки преды­дущих уроков.

6. Письмо. Овалы, полуовалы.

7. Развитие связной речи.

Вернемся к сказке. Слушание текста сказки в чтении учителя. Вопросы по содержанию сказки. Пересказ сказки. Работа по картинкам в учебнике: о каких эпизодах рассказал нам художник? Какие картинки к сказке нарисовали бы вы? Чем закончилась сказка?

8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звуковой разбор, звуковая схема; 2) знаем русскую народную сказку «Кот, петух и лиса», умеем делать звуковой анализ слов из сказки (кот, петух, лиса).











___________ Урок 18

Тема: : Развитие речи. «Кот, петух и лиса» (рус­ская сказка)».

Цель урока: закреплять навык «чтения» схем с ориентировкой на гласный, подготовка к письму.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, поисковый, индуктивный, дедуктивный

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

I. Работа по новой теме.

1) Слово учителя.

Введение понятия «согласный звук» в сопоставлении с гласным: соглас­ные звуки с трудом вырываются - им мешают то зубы, то губы, то язык. Но они хотят вырваться на свободу. Согласные могут и шипеть, и свистеть, и рычать. Согласные называются так потому, что всегда стоят рядом с гласным (со + гласный).

Согласные бывают твердые и мягкие.

Твердые - как в слове «мак». Произнесите «м» + «а» (ма). Мягкие - как в слове «мяч». Произнесите «м» + «я» (мя). Обозначаются они по-разному. Твердые согласные - синим квадратиком, мягкие - зеленым.

Учитель вывешивает на доске схемы слов «мак» и «мяч».

2) Работа по картинке «Букварёнка».

«Чтение» слов кот-кит, луна-лиса, мышка-мишка. Звуковой анализ слов. Выделение твёрдого звука, его фиксирование, выделение мягкого согласного звука.

3) Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения по составлению звуковых схем: лук-люк, тёр­ка-торт, мак-мяч. Обозначение твёрдого согласного синей фишкой, мягкого - зелёной.

II. Работа в «Добукварике»

Подготовка к письму.

Письмо элемента с петлей, выходящей за пределы строки. Письмо элемен­та с закруглением внизу и вверху.

III. Закрепление.

1) Звуковой устный диктант.

Узнаешь ли ты различать звуки? Учитель называет звуки (по выбору), а дети поднимают фишки: если гласные - красную, если мягкий согласный - зеле­ную, если твердый - синюю.

Примечание. Звуковой анализ слов проводится по следующему алгоритму:

- Скажи слово. Протяни первый звук. Выдели его, зафиксируй синей фиш­кой;

- Протяни второй звук. Отметь его красной фишкой. Назови гласный;

- Протяни третий звук. Выдели и произнеси мягкий согласный, отметь его зеленой фишкой;

- Посчитай, сколько клеточек в звуковом домике, какие из них гласные, а какие - согласные;

- Проверь себя. С какого звука начинается слово? Какой третий соглас­ный? А какой второй?

2) Развитие речи. Восстановление сказки «Кот, петух и лиса» по картин­кам «Букварёнка».

Куда отправился кот? Что он наказал петуху? Что обещал ему петух?

Кто пришел к домику? Что сказала петуху лиса? Поверил ли ей петушок? Что случилось? Почему кот догоняет лису? Спас ли котик-братик петуха? Пе­рескажи сказку.

Подведение итогов урока: 1) словарик урока: звуковой разбор, звуковая схема; 2) знаем русскую народную сказку «Кот, петух и лиса», умеем делать звуковой анализ слов из сказки (кот, петух, лиса).




__________ Урок 19-20

Тема: Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Звуковой анализ слова

Цель: уметь находить в слове гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки, делать звуковой анализ слова.

Тип урока: комбинированный

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, метод работы под руководством.

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Какие звуки называются гласными, а какие - согласными? Как произносятся твердые и мягкие согласные?

2. Слово учителя.

- Среди звуков есть не только гласные, но и согласные. Общее представление о согласных звуках. Это звуки, которые произносятся с голосом и шумом, или с шумом. Почему так получается? Потому что им мешают то зубы, то язычок, то губы. Звук прорывается то с шипением: шшш, жжжжж, щщщщ, ччччч; то со свистом: ссссссс, цццццццц, ззззззз; то с рокотом, рычанием: ррррррр. Согласные бывают твердыми и мягкими. Сравните слова: лук-люк, мышка-мишка, нос-нёс. Как произносятся первые согласные звуки? Произнесите их отдельно. Это твердые и мягкие согласные. В звуковой схеме мы будем отмечать их синей или зеленой клеточкой.

3. Анализ звуковых схем слов на стр. 24: кот - кит, луна - лиса, мышка-мишка. Какие согласные обозначены синей клеточкой? Какие - зеленой?

4. Физкультминутка. Повторяем текст физкультминутки преды­дущих уроков.

5. Самостоятельная работа.

Сделай звуковой анализ слов: укажи согласные и гласные. Укажи слоги в словах (раздели их вертикальной чертой). Поставь знак ударения над схемами. Произнеси ударный слог сильнее, чем безударный на стр. 25.

6. Письмо. Овалы. Письмо палочек прямых и с закруглением.

7. Игра «Какой звук потеряли?» Найди потерявшийся согласный звук в слове: Приехал к больному грач. Спала в берлоге шишка. Весь день коза косила.

8. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: гласный, соглас­ный, твердый согласный, мягкий согласный; 2) знаем, что согласные бывают твердыми и мягкими, различаем их в слове и обозначаем в схеме синей и зеленой клеточкой.





_____________ Урок 21

Тема:. «Читаем» предложение

Цель: уметь вычленять из речи предложения, отличать предложение от слова, составлять схему предложения и «читать» ее.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Что такое предложение! Из чего состоит предложение? Как нарисовать схему предложения?

2. Слово учителя.

Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Попробуем составить из слов предложение. Рассмотрим картинку: ведро (слово), рыба (слово), лежит (слово), в (маленькое слово). Это отдельные слова. Можно ли их объединить и составить предложение? Можно: В ведре лежит рыба. Какое предложение вы можете составить по второй картинке? Собака сидит (смотрит, скучает). Сколько слов в предложении? Два. Какое первое слово? (Собака) Какое второе? (сидит)

Рассмотрите картинку. Что делают дети? Что делает солнышко? Что делает заяц? Каким предложением вы ответите? Сколько слов в предложении? Три слова: Дети садят дерево. Заяц несет ведро. Солнце весело улыбается. Читаем готовую схему из трех слов (см. под картин­кой). Укажем начало предложения более высокой линией.

3. Работа со схемами.

Учимся составлять и «читать» схемы предложений: стр. 27. Жуки пляшут Птичка поет Кузнечик играет на скрипке. Заяц стучит в бара­бан. При произнесении каждого слова предложения ученик указывает его на схеме.

4. Физкультминутка. Повторяем текст физкультминутки преды­дущих уроков.

5. Письмо. Петли, выходящие за пределы строки.

6. Развитие связной речи: составить связный рассказ, стр. 27.

7. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слово, слог, предложение; 2) наша речь состоит из предложений, а предложение состоит из слов.











__________ Урок 22

Тема: От слова - к предложению.

Цель: уметь вычленять из речи предложения, отличать предложение от слова, составлять схему предложения и «читать» ее.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Что такое предложение! Из чего состоит предложение? Как нарисовать схему предложения?

2. Слово учителя.

Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Попробуем составить из слов предложение. Рассмотрим картинку: ведро (слово), рыба (слово), лежит (слово), в (маленькое слово). Это отдельные слова. Можно ли их объединить и составить предложение? Можно: В ведре лежит рыба. Какое предложение вы можете составить по второй картинке? Собака сидит (смотрит, скучает). Сколько слов в предложении? Два. Какое первое слово? (Собака) Какое второе? (сидит)

Рассмотрите картинку. Что делают дети? Что делает солнышко? Что делает заяц? Каким предложением вы ответите? Сколько слов в предложении? Три слова: Дети садят дерево. Заяц несет ведро. Солнце весело улыбается. Читаем готовую схему из трех слов (см. под картин­кой). Укажем начало предложения более высокой линией.

3. Работа со схемами.

Учимся составлять и «читать» схемы предложений: стр. 27. Жуки пляшут Птичка поет Кузнечик играет на скрипке. Заяц стучит в бара­бан. При произнесении каждого слова предложения ученик указывает его на схеме.

4. Физкультминутка. Повторяем текст физкультминутки преды­дущих уроков.

5. Письмо. Петли, выходящие за пределы строки.

6. Развитие связной речи: составить связный рассказ, стр. 27.

7. Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слово, слог, предложение; 2) наша речь состоит из предложений, а предложение состоит из слов.












__________ Урок 23

Тема: От слова - к предложению. Рассказы в картинках.

Цель урока: развитие фонематического слуха, умения различать в слове гласные звуки, обозначать их красной фишкой (клеточкой), введение термина «гласные звуки», раскрытие признаков для распознавания гласных звуков и способа их фиксации в схеме слова; письмо овалов и полуовалов, петель, вы­ходящих за пределы строки; развитие связной речи: составление рассказа по картинке.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

I. Фонетическая разминка.

Музыкальная минутка. Пение детской песенки. Интонационное выделе­ние в песенке гласных звуков. Предложить детям вспомнить песню Красной Шапочки из фильма.

А-а-а - крокодилы, бегемоты,

А-а-а - обезьяны, кашалоты,

А-а-а - и зеленый попугай.

А-а-а - и зеленый попугай.

ІІ. Работа по новой теме.

1) Звуковой анализ слое. Понятие гласного звука.

Составление звуковой схемы к словам ДОМ и СОМ. Сравни, чем отлича­ются пары слов. Отметь в звуковых схемах гласные звуки красной фишкой. Произнеси гласные звуки, которыми различаются слова.

БАК и БЫК (учащиеся выделяют гласные «А» и «Ы»).

Как произносятся гласные звуки? Воздух свободно проходит через рот, звуки можно петь, и ничто им не мешает - ни язык, ни зубы, ни губы. Нари­суем кружочком наш рот, который открыт для того, чтобы произнести глас­ный звук (рисуется кружочек). Глас - это голос. Мы произносим гласные голосом.

2) «Чтение» слов с ориентировкой на гласный (рак - мак, дом-сом, жук - лук, часы - шары).

3) Самостоятельная работа по картинкам «Букварёнка».

Нахождение в словах гласных звуков Выполнение упражнения: найди гласные буквы, произнеси их в словах: ирис, розы, роза, пион. Какой слог произносится громче? На какую гласную падает ударение? Читай слова по схемам!

ІІІ. Работа в «Добукварике»

Письмо элементов. Петли, выходящие за пределы строки. Овалы, полу­овалы.

IV. Закрепление.

Работа по сюжетным картинкам «Спутник букваря».

Рассматривание картинки. Беседа по вопросам:

- Кто нарисован на картинке?

- Кто вышел на прогулку в первый раз?

- Какими звуками приветствуют мишку кот, собака, петух?

- Что случилось с мишкой? Куда он пошел? Какие звуки могут кри­чать, плакать, петь?

Придумайте рассказ по картинке (3-5 предложений).


Подведение итогов урока: 1) словарик урока: слово, слог, предложение; 2) наша речь состоит из предложений, а предложение состоит из слов.



_______ Урок 24-25

Тема: Слово. Предложение. Сочинение рассказа по картинке «Мишка на прогулке»

Цель: повторение основных понятий - слово, предложение.

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда)

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый,

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной цели урока. Из чего состоит наша речь?

2. Слово учителя:

На уроке не болтай

Как заморский попугай.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Сегодня у нас на уроке сказка великого казахского педагога Ыбрая Алтынсарина «Ласточка, паук и муравей». О чем и о ком эта сказка? Чему она учит нас? Однажды отец показал сыну пример из жизни: все живое на земле трудится, чтобы заработать себе пищу и кров. Рассмотрим картинки к сказке. Ласточка кормит птенцов. Паук плетет сеть для ловли мошек. Муравей тащит в норку хворост. Так и человек должен трудиться.

Назовите слова. Назовите предложения. Как обозначены слова? Какова схема предложения?

3. Игры по развитию речи, памяти, мышления.

1. Игра «Соотнеси слово со схемой».

Учитель предлагает детям распределить все предметы, изо­браженные на картинке, по группам:

Фрукты Овощи

- яблоки - огурцы

- груши - капуста

Чем похожи и чем различаются овощи и фрукты?

2. Работа с загадками. Отгадай загадки. Нарисуй схему слова-отгадки. Укажи в ней гласные и согласные.

Землю пробуравил.

Корешок оставил.

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся.

(Гриб)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

Листья, листья, листопад!

Голым стал фруктовый.

(Горох)


И посыпались в ладони Не бьет, не ругает,

Бусинки-дробинки. А от него все плачут.

(сад) (Лук)

Я длинный и зеленый.

Вкусный и соленый,

Вкусный и сырой;

Кто же я такой?

(Огурец)

4. Физкультминутка. Повторяем текст физкультминутки преды­дущих уроков.

5. Письмо. Овалы, полуовалы.

6. Подведение итогов урока: речь состоит из предложений, предложение состоит из слов, слова состоят из звуков - гласных и согласных.






__________ Урок 26-27

Тема: Повторение. Чему мы научились

Цель урока: дать представление о предложении; научить называть слово и придумывать со словом предложение; фиксировать предложение из 2-3 слов в схеме; письмо элементов букв; развитие связной речи на материале сказки Ы. Алтынсарина «Ласточка, муравей и паук», «чтение» по схемам предложе­ний и текста сказки «Репка».

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

I. Работа по новой теме.

1) Слово учителя.

На доске вывешиваются картинки: ласточка, паук, муравей.

Учитель: Назовите слова. Нарисуйте схему слов. Придумайте предложе­ние со словом «ласточка» по вопросу: кого кормит ласточка? Ласточка кормит птенцов. Нарисуем схему предложения. Сколько слов? Сколько нужно нари­совать полосочек? (Три). Схема рисуется на доске.

Назовите второе слово. Составьте предложение по вопросу: что плетет паук? Паук плетет сеть. Сколько слов? Сколько полосочек нужно нарисовать? Из скольких слов состоит предложение? Какое слово первое? Какое второе? Третье?

Назовите третье слово. Муравей. Придумайте предложение по вопросу: что несет муравей? Муравей несет палочку. Сколько слов? Какое первое? Ка­кое второе? Сколько слов в предложении? «Чтение» предложений по схемам (в «Букваре»).

ІІ. Работа в «Добукварике»

Свободное рисование. Письмо плавных зигзагов.

ІІІ. Закрепление.

Развитие связной речи.

Подготовка к чтению: «чтение» сказки по схемам. Слушание и пересказ сказки «Репка». Работа по картинкам «Букваря»: развитие логики мышле­ния - восстановление порядка персонажей сказки: кто кого позвал тянуть репку? Инсценирование сказки (пересказ по ролям).

Чтение предложений по схемам: Посадил дед репку. Выросла репка боль­шая, пребольшая. Кого позвал дед? Кого позвала кошка?

Содержанием уроков являются








___________ Урок 28

Тема: Сочиняем сказку

Цель урока: составление и «чтение» звуковых схем слова; предложений. Письмо элементов букв, раскраска, штриховка, обводка. Развитие связной речи на материале украинской сказки «Колосок», русской сказки «Теремок», стихотворения К. Чуковского «У меня зазвонил телефон».

Тип урока: урок комплексного применения умений и навыков

Формы урока: Групповая (работа в паре), индивидуальные задания, коллективные(1ряд, оба ряда), дифференцированное обучение

Методы: словесный, наглядный, иллюстративно - объяснительный, практический, репродуктивный

Оборудование: «Добукварик», «Спутник букваря», « Букварёнок», наглядности, карандаши, слоговые схемы

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока. Повторить, что такое слово и слог, предложение, звуки речи, гласные и согласные.

2. Слово учителя. - Что называет слово? Приведите примеры слов, используя картинки.

О чем может рассказать предложение? Придумайте предложения к картинкам, используя схему предложения.

3. Письмо: элементы заглавных букв.

4. Физкультминутка. Повторяем текст физкультминутки преды­дущих уроков.

5. Сочинение устного рассказа по картинке «Мишка на прогулке». Назовите участников событий. Обозначьте каждого участника истории схемой слова. Кто вышел на прогулку? Кто гулял во дворе? Что сделал мишка? Почему он упал с мостика?

6. Проверка: что я знаю и умею.

7. Подведение итогов урока: умеем слушать речь, вычленять из речи предложения, из предложений - слова, из слов - звуки. Умеем делить слово на слоги.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
РУССКАЯ ГРАМОТА 1 КЛАСС поурочные планы добукварного (подготовительного периода)

Автор: ПОДВЫСОЦКАЯ ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 140978


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства