Урок внеклассного чтения
Теме: «Поэзия войны».
Класс 7 «А»
Учитель: Дробинина С.Н.
Цель:
дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Задачи:
познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
развивать умение выделять главное в лекционном материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому ВОВ.
Оборудование урока: записи песен военных лет, выставка книг, фотографий, иллюстраций; урок выполнен в программе Power Point.
Ход урока.
1.Орг. момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять –
И выразительно читать.
2. Подготовка детей к восприятию темы урока.
- Ребята, просмотрите внимательно видеоролик и подготовьтесь ответить на вопрос – «Какому историческому событию он посвящен?» (демонстрируется видеоролик на песню из к/ф “Офицеры”, муз.Р.Хозака, сл.Е.Аграновича “От героев былых времён”).
- Какому событию посвящен этот видеоклип?
- Почти 68 лет прошло с тех пор, как прозвучали последние залпы Великой Отечественной, все дальше от нас время самой страшной для нашего народа войны. Но забывать о ней, о людях, отвоевавших право нашего народа на мирную счастливую жизнь мы не имеем права. И поэтому наш урок сегодня будет посвящен тем далеким и тяжелым годам. Тема нашего урока:
(СЛАЙД – 3) «Поэзия войны».
3. Новая тема.
Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.
Причем в стихах и песнях написанных в самые первые дни войны уже звучала уверенность в победе, которая помогала и поддерживала наших солдат в трудные минуты.
В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Писатель Александр Фадеев заявил: (СЛАЙД – 4) “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.
(СЛАЙД- 5)
Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. На фронте они
были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран в военных госпиталях.
(СЛАЙД-6)
Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.
Звучит запись песни. СЛАЙД-7(видеоролик)
СЛАЙД - 8
Стихи этой песни выражают всю силу чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.
СЛАЙД- 9
Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.СЛАЙД-10
Совсем недавно мы знакомились с творчеством этого поэта. Какое произведение К. Симонова мы с вами изучали? Вспомните чем занимался К. Симонов во время ВОВ?
И вот в 1942 г. по дороге на фронт под стук колес К.Симонов написал письмо в стихах своей любимой девушке, оставшийся в тылу, которое было названо в последствии “Жди меня”. СЛАЙД – 11
Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать “как никто другой”, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.
С этим стихотворением нас познакомит Вантяхов В.
СДАЙД – 12 Физкультминутка для глаз.
СЛАЙД-13 “Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность он обрёл как поэт-песенник.
Его перу принадлежат такие песни, как :
“Дан приказ ему на запад”
“Летят перелётные птицы”
“Услышь меня хорошая”
“Враги сожгли родную хату”
“Ой, туманы мои, растуманы”
“В лесу прифронтовом”
и др.
Особенна история создания песни “Катюша” на музыку Матвея Блантера.
18. Об истории создания песни “Катюша” нам расскажут Дмитриева В. и Борзова И. на фоне звучащей музыки. СЛАЙД- 14
Однажды известный поэт Михаил Исаковский сочинил четверостишие:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.
Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором Матвеем Блантером, которому он и показал этот листок с четверостишием. Композитору так понравились эти строчки, что он потерял покой и стал сочинять мелодию к словам. Но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера песни состоялась в 1938 году. Зрителям настолько понравилась эта песня, что они никак не хотели отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.
Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали. Такого, конечно же, нигде в мире больше нет, хотя знают и поют песню по всему свету.
А во время войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага. СЛАЙД- 15
(Вернуться к слайду 14)
Физкультминутка: Пение 1-го куплета песни «Катюша» с движениями.
СЛАЙД – 16 Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода: (КЛИК)
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты,в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слышал
Ко всему привыкший 41-й год.
(КЛИК)
Так сказала она о себе в 1942 году. И позднее в её стихах будет звучать этот мотив ухода из детства в огонь войны. СЛАЙД- 17
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
О судьбе и творчестве Ю.Друниной нам подготовила сообщение Ежова В. СЛАЙД - 18
Юлия Друнина родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи.
Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину и работает санитаркой в глазном госпитале. В 17 лет попадает на фронт, в самое пекло, где под огнём приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжёлых раненых. Это был тяжелый труд и смертельно опасный. Имея 2 ранения Ю. Друнина продолжала воевать. Она получила звание «старшина медслужбы». И только после тяжелой контузии 21 ноября 1944 г. была отстранена от военной службы. С тех пор тема войны стала основной в творчестве Ю. Друниной.
Чтение учащимся стихотворения Ю. Друниной
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать - это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко -
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
«ЗАПАС ПРОЧНОСТИ»
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!-- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Учитель: По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.
Одним из них был татарский поэт Муса Джалиль.СЛАЙД - 19
О трагической судьбе М. Джалиля нам расскажет Алимов В.
В первый же день войны Муса Джалиль добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. на Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концлагере вел активную подпольную работу: устраивал побеги военнопленных, настраивал товарищей на борьбу против фашистов, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту руку, отбили почки. Тело исполосовали резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом,- своим творчеством, продолжая тайно писать стихи, которыми поддерживал своих товарищей в трудные минуты плена. В 1944 г. Муса Джалиль казнен моабитскими палачами. Друзья по застенку сохранили его записные книжки и после войны передали их советским представителям. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
СЛАЙД- 20, 21.
СЛАЙД – 22 Чтение стихотворения «Варварство»
- Да, фашисты не жалели ни женщин, ни детей. СЛАЙД – 23
Более 26 миллионов советских людей погибло в этой ужасной войне. (КЛИК)
Помните – через века, через года.
Помните о тех,
Кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста,
Помните…
Почтим светлую память всех погибших в этой страшной войне минутой молчания
Минута молчания…
СЛАЙД - 24
- Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи СЛАЙД – 25
Ольги Бергольц, Булата Окуджава, Владимира Высоцкого, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова (трогательная песня «Журавли» на музыку Яна Френкеля) и др.
Это будет ваше домашнее задание.
4. Обобщение. Выставление оценок.
- Какое впечатление осталось у вас от урока?
- Почему нужно помнить уроки войны?
Варварство Муса Джалиль
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, —
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой1
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
О героизме
Муса Джалиль
Знаю, в песне есть твоей, джигит,
Пламя и любовь к родной стране.
Но боец не песней знаменит:
Что, скажи, ты сделал на войне?
Встал ли ты за Родину свою
В час, когда пылал великий бой?
Смелых узнают всегда в бою,
В горе проверяется герой.
Бой отваги требует, джигит,
В бой с надеждою идет, кто храбр.
С мужеством свобода что гранит,
Кто не знает мужества — тот раб.
Не спастись мольбою, если враг
Нас возьмет в железный плен оков.
Но не быть оковам на руках,
Саблей поражающих врагов.
Если жизнь проходит без седла,
В низости, а неволе — что за честь?
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой —
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ
Земля!.. Отдохнуть бы от плена,
На вольном побыть сквозняке…
Но стынут над стонами стены,
Тяжелая дверь — на замке.
О, небо с душою крылатой!
Я столько бы отдал за взмах!..
Но тело на дне каземата
И пленные руки — в цепях.
Как плещет дождями свобода
В счастливые лица цветов!
Но гаснет под каменным сводов
Дыханье слабеющих слов.
Я знаю — в объятиях света
Так сладостен миг бытия!
Но я умираю… И это —
Последняя песня моя.
СОН В ТЮРЬМЕ
Дочурка мне привиделась во сне.
Пришла, пригладила мне чуб ручонкой,
«Ой, долго ты ходил!» — сказала мне,
И прямо в душу глянул взор ребенка.
От радости кружилась голова,
Я крошку обнимал, и сердце пело.
И думал я: так вот ты какова,
Любовь, тоска, достигшая предела!
Потом мы с ней цветочные моря
Переплывали, по лугам блуждая;
Светло и вольно разлилась заря,
И сладость жизни вновь познал тогда я.
Проснулся я. Как прежде, я в тюрьме,
И камера угрюмая всё та же,
И те же кандалы, и в полутьме
Всё то же горе ждет, стоит на страже.
Зачем я жизнью сны свои зову?
Зачем так мир уродует темница,
Что боль и горе мучат наяву,
А радость только снится?
Помните –
через века,
через года.
Помните о тех,
Кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста,
Помните…
Минута молчания…
20.Открываем 15-й слайд. Слушаем песню “Журавли”, муз. Я.Френкеля, сл.
Р.Гамзатова в исполнении М.Бернеса.
21.16-й слайд . Какое впечатление осталось у вас от урока?
22.Дом.зад. Написать эссе на тему “Война, жесточе нету слова…”.Ф
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать - это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть...
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко -
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
- Я еще, ребята, не жила...