Цель урока. Продолжить знакомство с судьбами поэтов Серебряного века, отметить поэтические достоинства творчества поэтов, развивать навыки устной речи (выразительность, доказательность, логичность); прививать любовь к поэзии; воспитывать чувство патриотизма и любви к прекрасному.
Оборудование. Стилизация класса под кафе «Бродячая собака», репродукции художников Серебряного века, компьютер, проектор, магнитофон, презентация.
Ход урока.
Поэт в России больше, чем поэт.
Е. Евтушенко
Уважаемые гости, ребята!
Тема сегодняшнего урока внеклассного чтения: « Горька судьба поэтов…». На уроке мы продолжим разговоры о прочитанных вами стихах известных поэтов, ещё раз поразмышляем об удивительном явлении в русской литературе – поэзии первых двух десятилетий прошлого столетия, о горькой судьбе людей, принесших в мир много нового, чувственного, искреннего, музыкального.
Е. Евтушенко в одной из поэм писал: « Поэт в России больше, чем поэт. Он отраженье века своего». И сегодня мы перенесёмся в начало ХХ века, чтобы доказать подтверждение слов Евгения Евтушенко
Во время всего урока звучит музыка. Одновременно со словами ведущего показывается презентация.
Ведущий1.
Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история нашего государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба. В поэме «Возмездие» А. Блок так писал о конце 19 века и об идущем ему на смену 20 веке:
Ученик.
Век девятнадцатый, железный
Воистину жестокий век.
Неврастения, скука, сплин
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.
Ученик.
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, а просто дам…
Век буржуазного богатства,
Растущего незримо зла!
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.
Ученик.
ХХ век … ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней.
Тень Люциферова крыла.
И отвращения от жизни,
И к ней безумная любовь
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная, земная кровь.
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Ведущий2.
Однако начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было сравнить с россыпью сотен звёзд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.
Преподаватель.
В эти годы появляется модернистская литература. Создается множество литературных школ, новых направлений, говорят о символизме, акмеизме, футуризме, эгофутуризме, кубофутуризме, имажинизме. Рассуждают о новом направлении в музыке, живописи. Творческие личности находятся в поиске.
Некоторые из них в своём творческом развитии меняют собственное отношение к миру, к социальным явлениям, к предназначению поэта в обществе.
Неизменным, пожалуй, оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства, звук, все краски мира и все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную музыкальность. Серебряный век не имел своего поэтического солнца, подобно Золотому, но творили ярчайшие индивидуальности, которых объединяло сознание своей эпохи как исключительной. Каждый из них был настолько талантлив и индивидуален, что о каждом из них можно сказать: «он – гений».
Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, писала: « Ах, и высокое же было поколенье. Мне до такой степени есть, на что и на кого оглядываться, что как-то не глядится вперёд».
Ведущий2.
Поэты Серебряного века – это целое созвездие в русской национальной стихийной галактике: Мережковские ( Дмитрий Мережковский и его жена), Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский и Марина Цветаева, Николай Клюев и Сергей Есенин, Андрей Белый и Саша Черный, Константин Бальмонт и Игорь Северянин.
Преподаватель.
Мы приглашаем вас совершить путешествие в начало ХХ века. Постараемся воскресить забытую атмосферу блистательного, ренесанского русского Серебряного века.
Поэты не жили обособленно, они встречались, спорили, читали стихи, комментировали, дискутировали до потери голоса.
В Петербурге местом встречи была «Башня», квартира Вячеслава Иванова, расположенная на последнем этаже многоэтажного дома в центре города.
Под стать причудливой обстановке было литературное кафе «Бродячая собака», в которое мы вас и приглашаем.
История создания кафе «Бродячая собака» ( сообщение ученика)
- Умерла вдали от Родины Зинаида Гиппиус.
- Расстрелян совсем молодым Николай Гумилев.
- Умер на чужбине Константин Бальмонт.
- Так же умер на чужбине И.Северянин.
- Повесилась Марина Цветаева.
- Муж расстрелян, сын в застенках ГУЛУГА. Сама долгое время была в забытье.
-Мандельштам умер в застенках ГУЛАГА.
- Застрелился Маяковский.
Звучит «О сколько их упало в эту бездну» в исполнении А.Пугачёвой
Зажигают свечи.
Преподаватель.
На уроке внеклассного чтения мы говорили о книгах. А книги не заканчиваются с последним словом.
Может быть, после точки они как раз и начинаются, находя своё продолжение в мыслях читателя, вызывая желание обратиться к новым источникам.
Да и наш рассказ о поэтах Серебряного века мог быть обширнее и подробнее, можно было бы назвать ещё имена талантливых людей, в одном уроке объять необъятное невозможно. Можно лишь пожелать :читать и читать ещё работы многих авторов о поэзии этого времени.
Но ясно одно – Серебряный век – это явление, с годами разрастается и наполняет наше духовное бытие. Об этих талантливых людях будут писать ещё многие, ибо общение с творчеством мастера и многому учит, и облагораживает. И сколько бы разных мнений не высказывали, главным остается их собственное дело – стихи и книги. Они не заканчиваются на последней точке, а только начинаются, если душа не ленива, если она способна трудиться, чувствовать боль, любить и радоваться открытиям.
Откройте сборник стихов поэтов Серебряного века, вчитайтесь в них и вас воздастся.
Ибо это- из тех богатств, которые всегда с нами, в нас и которые остаются даже тогда, когда потеряно всё, кроме самой жизни.
А «поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться,
Лишь тем, в ком бродит дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.»
Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы это поняли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок внеклассного чтения " Горька судьба поэтов..."»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Урок внеклассного чтения.
Горька судьба поэтов…
Подготовила и провела
во время городского семинара
учителей русского языка и литературы
27.10.2009 года в 11 «А» классе
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Игнатушина Л.А.
г. Нальчик 2009г
Урок внеклассного чтения.
Тема урока. Горька судьба поэтов…
Цель урока. Продолжить знакомство с судьбами поэтов Серебряного века, отметить поэтические достоинства творчества поэтов, развивать навыки устной речи (выразительность, доказательность, логичность); прививать любовь к поэзии; воспитывать чувство патриотизма и любви к прекрасному.
Оборудование. Стилизация класса под кафе «Бродячая собака», репродукции художников Серебряного века, компьютер, проектор, магнитофон, презентация.
Ход урока.
Поэт в России больше, чем поэт.
Е. Евтушенко
Уважаемые гости, ребята!
Тема сегодняшнего урока внеклассного чтения: « Горька судьба поэтов…». На уроке мы продолжим разговоры о прочитанных вами стихах известных поэтов, ещё раз поразмышляем об удивительном явлении в русской литературе – поэзии первых двух десятилетий прошлого столетия, о горькой судьбе людей, принесших в мир много нового, чувственного, искреннего, музыкального.
Е. Евтушенко в одной из поэм писал: « Поэт в России больше , чем поэт. Он отраженье века своего». И сегодня мы перенесёмся в начало ХХ века, чтобы доказать подтверждение слов Евгения Евтушенко
Во время всего урока звучит музыка. Одновременно со словами ведущего показывается презентация.
Ведущий1.
Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история нашего государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба. В поэме «Возмездие» А. Блок так писал о конце 19 века и об идущем ему на смену 20 веке:
Ученик.
Век девятнадцатый, железный
Воистину жестокий век.
Неврастения, скука, сплин
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственных умов.
Ученик.
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, а просто дам…
Век буржуазного богатства,
Растущего незримо зла!
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела.
Ученик.
ХХ век … ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла,
Ещё чернее и огромней.
Тень Люциферова крыла.
И отвращения от жизни,
И к ней безумная любовь
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная, земная кровь.
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
Ведущий2.
Однако начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было сравнить с россыпью сотен звёзд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.
Преподаватель.
В эти годы появляется модернистская литература. Создается множество литературных школ, новых направлений, говорят о символизме, акмеизме, футуризме, эгофутуризме, кубофутуризме, имажинизме. Рассуждают о новом направлении в музыке, живописи. Творческие личности находятся в поиске.
Некоторые из них в своём творческом развитии меняют собственное отношение к миру, к социальным явлениям, к предназначению поэта в обществе.
Неизменным, пожалуй, оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства, звук, все краски мира и все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную музыкальность. Серебряный век не имел своего поэтического солнца, подобно Золотому, но творили ярчайшие индивидуальности, которых объединяло сознание своей эпохи как исключительной. Каждый из них был настолько талантлив и индивидуален, что о каждом из них можно сказать: «он – гений».
Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, писала: « Ах, и высокое же было поколенье. Мне до такой степени есть, на что и на кого оглядываться, что как-то не глядится вперёд».
Ведущий2.
Поэты Серебряного века – это целое созвездие в русской национальной стихийной галактике: Мережковские ( Дмитрий Мережковский и его жена), Зинаида Гиппиус, Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов и Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский и Марина Цветаева, Николай Клюев и Сергей Есенин, Андрей Белый и Саша Черный, Константин Бальмонт и Игорь Северянин.
Преподаватель.
Мы приглашаем вас совершить путешествие в начало ХХ века. Постараемся воскресить забытую атмосферу блистательного, ренесанского русского Серебряного века.
Поэты не жили обособленно, они встречались, спорили, читали стихи, комментировали, дискутировали до потери голоса.
В Петербурге местом встречи была «Башня», квартира Вячеслава Иванова, расположенная на последнем этаже многоэтажного дома в центре города.
Под стать причудливой обстановке было литературное кафе «Бродячая собака», в которое мы вас и приглашаем.
История создания кафе «Бродячая собака» ( сообщение ученика)
Преподаватель.
Обратите внимание и на герб клуба. Он настолько осовременен, но полагаем, что очень симпатичен.
На доске изображен герб клуба.
«Кафе» просуществовало два года, М. Кузьмин написал гимн:
От рождения подвала
Пролетел лишь быстрый год,
Но «Собака» нас связала
В тесно-дружный хоровод.
Чья душа печаль узнала,
Опускайтесь в глубь подвала.
Отдыхайте, отдыхайте
Отдыхайте от забот.
Ученик.
Анна Ахматова позже писала:
Да, я любила их-те сборища ночные,
На низком столике – стаканы ледяные,
Над черным кофием – голубоватый пар,
Калина красного тяжелый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки –
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ведущий1.
Было очень тесно, очень шумно, музицировали, танцевали, устраивали диспуты, рисовали, импровизировали. Посмотрите на стены. Это творчество тех, кто неоднократно приходил сюда : Судейкин, Белкин, Кустодиев, Коровин, сюда захаживали многочисленные гости, плюс люди самых разных профессий.
Всех объединяло одно общее чувство – любовь к поэзии. Здесь читали стихи.
Ученик.
Константин Бальмонт. Как я пишу стихи.
Ученик.
Николай Гумилев «Жизнь»
Ученик.
Игорь Северянин. «Интермеццо»
Ведущий 1.
Стихи удивительные, поразительные! Их можно слушать бесконечно. Но остановимся на посетителях. Завсегдателем был Константин Бальмонт. Слегка рыжеватый, с живыми быстрыми глазами, с высоко поднятой головой, бородка клинышком, вид боевой. Россия была влюблена в поэта. Его читали, декламировали, пели с эстрады.
Преподаватель.
Одна из посетителей, юная Теффи, писательница Надежда Лохвицкая отмечала в своём дневнике.
Ученица ( в роли писательницы)
Теффи
-- Приехал, приехал, - ликовала Анна Ахматова. Я видела его, я читала ему стихи. Он вошел, высоко подняв лоб, словно нёс золотой венец славы. Шея его была дважды обернута черным, каким –то лермонтовским галстуком, какого никто не носит. Рысьи глаза, рыжеватые волосы…
Ученик.
Бальмонт
«Я русский»
Ученик.
Теффи
Его встретили, его окружили, его усадили, читали ему свои стихи…
Ведущий2.
Иногда поэты занимались самовозвеличиванием и самовосхвалением. Но им прощали, ими восхищались.
Ученик.
Игорь Северянин:
Я выполнил свою задачу, литературу покорив,
Бросаю сильным на удачу,
Завоевателя порыв.
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре.
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.
…
Я так велик и так уверен,
В себе настолько убеждён,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.
В душе – порывистость , приветов
Неисчислимое число.
Я избран королём поэтов –
Да будет подданным светло.
Ученик.
Бальмонт.
Я – изысканность русской медлительной речи.
Перед мною другие поэты – предтечи.
Я впервые открыл этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные стоны.
Я – внезапный излом.
Я – играющий гром.
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей.
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён.
И в себя, и в других,
Я – изысканный стих.
Врывается толпа, ученики представляют футуристов
Ученик.
Крученых.
Нет! Нет! Нет! Кто может обратить свою последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта?. В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Ученик.
Бурлюк.
Только мы, футуристы, - лицо нашего времени.
Ученик.
Маяковский.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин не понятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с корабля современности!
Ученики.
Все.
С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество.
Ведущий2.
И что это было? Да, в начале века было много литературных направлений. Но ещё больше было ярких индивидуальностей. Много работали над формой стиха, добились небывалого художественного совершенства.
Ведущий1.
Бесспорно, звездой первой величины был А. Блок. Преклонение перед его творчеством было всеобщим. По определению Корнея Ивановича Чуковского, ни от кого так явственно, так ощутимо не исходил магнетизм. Трудно представить себе женщину, которая бы не влюбилась в него.
Ведущий2.
Влюблённость расцветала в устах,
И в ранней грусти глаз,
И был я в розовых цепях
У женщин много раз.
К нему обращались со стихами З. Гиппиус, А. Ахматова, М. Цветаева, посвятившая ему 16 стихотворений за 5 лет.
(Каждая из учениц, представляющих поэтесс, встаёт, подходит к доске: Ахматова садится на диван, Гиппиус к столику, разливает кофе, кафе наполняется запахом кофе.)
Ученица.
Цветаева.
«Имя твоё – птица в руке.»
Ученица.
Ахматова
«Я пришла к поэту в гости»
Ведущий1.
Особое место в поэзии Серебряного века занимает Николай Гумилев.
Ученик.
Гумилев.
От стихов мы тогда пьянели. Я помню, как удивительно читали и как –то по –особому слушали печально поразительную по своей красоте «Незнакомку»
Ученик.
А.Блок «Незнакомка»
Ученица.
Ахматова.
Вся кровь во мне остановилась, когда после знаменитой строчки «Дыша духами и туманами она садится у окна», это обволакивающее А сменяется волшебным Е.
И воют древними поверьями
Её волшебные шелка…
Ученица.
Цветаева.
Слова и строчки выстраиваются в ряд и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которые сливаются горечь и восторг, безвыходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты.
Ведущий2.
А в это время возникают как из воздуха миллионы состояний, строятся банки, мюзик-холлы, великолепные рестораны, где люди веселятся, пьют шампанское.
Исполняется вальс группой учащихся класса.
Ученик.
Игорь Северянин «Ананасы в шампанском»
Ученица.
Зинаида Гиппиус.
Какая пошлость!? Не слушайте этих творцов «Пощечины общественного вкусу». Лучше послушаем настоящие стихи Осипа Мандельштама.
Ученик.
Мандельштам «Смутно дышащими листьями…»
Ученица.
Зинаида Гиппиус.
Что касается музыки, то где же она, если не в поэзии Николая Гумилева? Прочтите нам своего «Жирафа».
Гумилев подходит к дивану, на котором сидит Ахматова и, обращаясь к ней, читает стихотворение. Читает стих, потом отходит в сторону.
Ученица.
Ахматова(сидя в кресле, наклонившись вперёд).
Сегодня мне письма не принесли.
Ученик.
Гумилев(подходя к Ахматовой читает «Рассыпающиеся звёзды» получается диалог. Отходит в противоположную сторону. Ахматова встаёт и обращается к публике.
Ученица.
Ахматова. «Было душно от жгучего света…»
Звучит романс на стихи Цветаевой «Мне нравиться, что вы больны не мною» (исполняет ученица класса)
Ученик.
А теперь позвольте вам представить талантливого поэта Максимилиана Волошина.
Ученик.
Волошин. «Из страны, где солнца свет…».
«Испанский танец»
Ученица.
А. Блок. «Кармен»
Исполняется цыганский романс «Очи чёрные» (ретроспективная запись романса в исполнении Шаляпина)
Ведущий 1.
Я теперь послушайте стихи.
Ученик.
Бальмонт. «Черкешенке»
Ученик.
Анненский. «Среди миров»
Ученица.
Бальмонт. «Люблю тебя…»
Преподаватель.
Стихи восхитительные. Их любят, читают, над ними работают. Учащиеся нашего класса работали над проектами, исследуя поэтику художников слова. Сегодня они поделятся своими результатами.
Проекты учащихся
Ведущий1.
В кафе много народа. Шум, восторг, музыка. Заранее приготовленной программы не было, но всегда было весело и интересно.
Преподаватель.
К утру становилось тише. Гости расходились нехотя, часто просто молчали. Странное какое-то было молчание. О чём думали? О любви? О будущем? Или в это время рождались подлинно поэтические шедевры. Они так любили Родину, столько размышляли о её судьбе.
Гумилев писал:
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей
Золотое солнце России
Мерно бьется в груди моей.
Ему вторил Есенин:
Если крикнет рать святая,
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
Звучит «Реквием» Моцарта
И никто не знал, какие жуткие потрясения ждут их впереди. (Ученики, вставая, перечисляют имена поэтов, ушедших из жизни)
- Умерла вдали от Родины Зинаида Гиппиус.
- Расстрелян совсем молодым Николай Гумилев.
- Умер на чужбине Константин Бальмонт.
- Так же умер на чужбине И.Северянин.
- Повесилась Марина Цветаева.
- Муж расстрелян, сын в застенках ГУЛУГА. Сама долгое время была в забытье.
-Мандельштам умер в застенках ГУЛАГА.
- Застрелился Маяковский.
Звучит «О сколько их упало в эту бездну» в исполнении А.Пугачёвой
Зажигают свечи.
Преподаватель.
На уроке внеклассного чтения мы говорили о книгах. А книги не заканчиваются с последним словом.
Может быть, после точки они как раз и начинаются, находя своё продолжение в мыслях читателя, вызывая желание обратиться к новым источникам.
Да и наш рассказ о поэтах Серебряного века мог быть обширнее и подробнее, можно было бы назвать ещё имена талантливых людей, в одном уроке объять необъятное невозможно. Можно лишь пожелать :читать и читать ещё работы многих авторов о поэзии этого времени.
Но ясно одно – Серебряный век – это явление, с годами разрастается и наполняет наше духовное бытие. Об этих талантливых людях будут писать ещё многие, ибо общение с творчеством мастера и многому учит, и облагораживает. И сколько бы разных мнений не высказывали, главным остается их собственное дело – стихи и книги. Они не заканчиваются на последней точке, а только начинаются, если душа не ленива, если она способна трудиться, чувствовать боль, любить и радоваться открытиям.
Откройте сборник стихов поэтов Серебряного века, вчитайтесь в них и вас воздастся.
Ибо это- из тех богатств, которые всегда с нами, в нас и которые остаются даже тогда, когда потеряно всё, кроме самой жизни.
А «поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться,
Лишь тем, в ком бродит дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.»
Я надеюсь, что на сегодняшнем уроке вы это поняли.