kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения в 6 классе Отражение темы военных конфликтов в современном искусстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока следующие:

- Создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение с помощью видеоматериалов, музыки.

 - На материале рассказа Виктора Кутыря «29 секунд» выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца;

 - Развитие словесно-логического, критического мышления учащихся путем аналитического чтения текста;

 - Формирование интереса к современной прозе, поэзии, песне, кино;

 - Воспитание патриотизма, чувства ответственности, долга перед Отчизной, воспитание чувства уважения к подвигам героев.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 6 классе Отражение темы военных конфликтов в современном искусстве»

Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе

Тема: Отражение темы военных конфликтов в современном искусстве

Цели и задачи урока:

  • Создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение с помощью видеоматериалов, музыки.

  • На материале рассказа Виктора Кутыря «29 секунд» выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца;

  • Развитие словесно-логического, критического мышления учащихся путем аналитического чтения текста;

  • Формирование интереса к современной прозе, поэзии, песне, кино;

  • Воспитание патриотизма, чувства ответственности, долга перед Отчизной, воспитание чувства уважения к подвигам героев.

СТРУКТУРА УРОКА

Дидактический

момент урока

Образовательная

технология

Комментарии

Организационный момент.

Определение темы урока.


Технология продуктивного чтения,

Фронтальный опрос о первых читательских впечатлениях.

Прочитано заранее подготовленное стихотворение ученицей, что задаёт тон всему уроку, звучит как эпиграф, плавно переходящий к теме урока.

Историческая и краеведческая информация

Технология событийности

Дети вспоминают краеведческий материал.

Сообщение учителя исторической информации

Актуализация темы по литературе

Технологии развития критического мышления

На основе рассказа «29 секунд» ученики делают самостоятельные выводы

Анализ художественного текста, документального фильма

Технология проблемного обучения

Формулировка проблемы учениками:

Что такое война в жизни человека?

Как отражается тема войны в рассказе, в фильме?

Сравнительный анализ текста рассказа, песни, документального фильма

Технологии развития критического мышления

Ученики сравнивают тему и идею рассказа, песни и фильма

Подведение итогов урока, домашнее задание: сделать записи в читательский дневник, записать своё собственное мнение на данную проблему.


Развивающее обучение

Самостоятельное написание мини-сочинения с помощью предложенных источников информации





Слайд – тема урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок литературы. Внеклассное чтение. У вас есть читательские дневники, делайте самостоятельно записи по ходу урока.

Начнём с стихотворения М. Джалиля «Цветы». (слайд Джалиль) Посмотрите на слайд, вспомните об этом замечательном человеке и отважном герое. (Алина)

ЦВЕТЫ 1943г.


Ребята, на луга быстрей,
Играйте, смейтесь в сочных травах!
Развеселите матерей,
Развейте боль свою в забавах!

Цветы повсюду разрослись,
Душисты, ярки, сердцу любы.
Пылает мак, блестит нарцисс,
Они свежи, как ваши губы.

Они под солнцем расцвели,
Их нежит ветер на рассвете,--
То нашей матери-земли
Любимые, родные дети.

Война была в родном краю,
Пожары были и метели.
Горели воины в бою,
Деревни, города горели.

Была за родину война,
Земля взрастила нас борцами,
И та земля напоена
И кровью нашей, и слезами.

В крови, в слезах мы шли вперед,
И победило наше дело.
Весна пришла, весна цветет
И землю в пышный цвет одела.

И в сердце раненом земли
Победы вижу я цветенье,
В цветах услышать мы смогли
Родной земли сердцебиенье.

Цветы земли, цветы весны,--
Резвитесь, дети, смейтесь, дети!
Вы -- счастье, торжество страны
И вести о ее расцвете.

Быть может, брат ваш иль отец
Погиб во имя вашей воли,
Но вспоминал о вас боец
В последний миг на ратном поле.

Ласкайте вы цветы нежней,
Дышите, дети, вешней новью,--
Дарит вам радость мирных дней
Земля, напитанная кровью.

Вы -- дети матери-земли,
Вам доля трудная досталась,
На той земле вы расцвели,
Что нашей кровью пропиталась.

О, как нам дорог ваш расцвет,
Как вами родина гордится!
Грядущих лет мы видим свет,
Когда глядим на ваши лица,

Цветите каждый день и час,
Мы вас приветствуем сердечно.
Свободу гордую для вас
Завоевали мы навечно.



Наши деды и прадеды надеялись, что завоёванная ими Победа навсегда сделает мирным наше небо над головой.

- Скажите, сбылись ли мечты наших дедов?

В общем-то мы живём в мире, но ежедневно солдаты РА несут службу на защите нашей Родины. То в одной, то в другой точке земли вспыхивают вооружённые конфликты.

Это и Афганистан, и Чечня, и Украина, и сегодня Сирия, где принимают участие в боевых действиях наши воины.

- Ребята, в нашей школе мы чтим память выпускников нашей школы?

- Напомните о ком речь? (слайд Степанов и Никитин)

- Да, это выпускники нашей школы, которые погибли за честь Родины

Тема нашего урока: Отражение военных конфликтов в современном искусстве. Но обо всех военных конфликтах мы не сможем за один урок поговорить, мы остановимся на теме Чеченской войны, о которой никогда не говорили.

Отношения Северного Кавказа и России складывались всегда непросто.

Мы с вами читали биографии русских поэтов, которые были сосланы куда?

Да, на Кавказ, он всегда был горячей точкой.

Но особенно отношения обострились после распада СССР в 1991 году.

Республика Ичкерия (Чечня) заявила о своей независимости.

Но их независимость не была признана Российской Федерацией. Политика режима Джохара Дудаева привела к острому кризису в Чечне.

10 декабря 1994 года в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Военная авиация подвергла бомбардировке столицу - Грозный. Сопротивление чеченских вооруженных формирований привело к полномасштабным военным действиям.

Начало этой ужасной войны очень ярко отражено в песне на слова старшего лейтенанта Юрия Черданцева и музыку лейтенанта Александра Морозова

(Слайд - песня видео-ролик «Чечня в огне»)

Сегодня мы познакомимся с рассказом именно на эту тему, которая мне очень близка, потому что началась она в 1994г., когда я закончила школу, наши одноклассники попали именно туда, и наши односельчане были на этой войне, (Слайд с фамилиями участников Чеченской войны Гривенского сельского поселения)

им повезло, они вернулись живыми. Павлов Леонид Сергеевич, призванный в армию 22 июня 1998 года, выпускник школы №3 г. Нязепетровска, весной 2000г. должен был вернуться домой. Вот короткая съёмка 4-го марта, где Леонид передаёт привет маме…

(Слайд-видеоролик)

А 5-го марта он погиб в неравном бою с террористами.

Друзья, одноклассники, все, кто знал Леонида, сохранят светлую память о солдате, погибшем за интересы своей Родины.

Подвиг наших солдат современников можно приравнять к подвигу героев Вов.

(Слайд – 37 южноуральцев)

Сегодня мы прочитаем рассказ Виктора Кутыря «29 секунд», где очень коротко, но ёмко отражены все страдания и боль наших парней на этой войне.

Но сначала познакомимся с автором. (Слайд автор в форме)

(Ученица рассказывает биографию В. Кутыря, заранее подготовленную)

Виктор Кутырь родился в семье военного и крестьянки в небольшом украинском городке 9 сентября в 1967.

С детства был целеустремлённым и настойчивым в достижении своих целей. Занимался хоккеем, рукопашным боем, играл на гитаре в школьном ансамбле, писал свои песни.

В армии отслужил сначала срочную службу, а потом остался служить офицером.

Так он рассказывает о себе сам: (слайд цитата)

«Не спокойная пора выпала на период моей службы. Вспыхивали подогреваемые кем-то межнациональные конфликты. Милицейские части то и дело бросали в эти мясорубки с легким вооружением, а то и вовсе с пластиковыми щитами и дубинками против мракобесов, которые натравливали на нас толпу. Со временем  мракобесы вооружались и, в конце концов, все это вылилось в настоящую войну, которая и произошла в Чечне. За спины я не прятался. Честно и верно служил Родине.

Закончил я служить на благо Родины,  поняв однажды, что свою семью  смогу прокормить и что-то для неё сделать за пределами Армии.

Однажды в моей жизни  наступил момент, когда понял, что смогу написать о том, что «видел – пережил». Получилось это у меня или нет судить вам дорогие читатели…»

Слайд-Эпиграф

Когда воля человеческая отказывается принять смерть, а воля Божественная позволяет этому проявлению человека свершиться, тот, которому суждено принять смерть, как факт, постоянно находится в смятении, в борьбе и страхе.

И лишь только тем, у кого чистое сердце дается шанс узнать правду гибели своей ...

(Чтение учителем рассказа "29 секунд...")


- Скажите, о чём рассказ, назовите тему.

- Какова тема рассказа? Вечная или конкретно-историческая?

- Как вы думаете, рассказ вымышленный, или основан на реальных событиях?


(в подтверждение этому посмотрим небольшой - документальный фильм (слайд)


6 апреля 2000 года автоколонна 2-го батальона 451 полка попала в засаду.
Весь ход боя боевики снимали на видеокамеру. Подрыв и несколько прямых попаданий в корпус остановили и подожгли БМП. Застыл и КАМАЗ, который она сопровождала, - на узкой дорожке не разъехаться. От взрыва и попадания гранат на месте погибли рядовой - контрактник оренбуржец Евгений Виноградов, наводчик Павел Лысенко. Беспомощно свесился из кабины водителя ростовчанин-контрактник, младший сержант Александр Пономарёв. Начавших выпрыгивать из свечками вспыхнувших машин солдат настигали пули. Прикрывая товарищей, задыхаясь в чаду горящей БМП, заработал автомат механика-водителя Александра Дашкова из Старого Оскола, сквозь бойницу огнём из автомата его поддержал лабинец, сержант-контрактник Евгений Хлудеев; позже его, тяжело раненного, заменит задыхающийся Слава Воденков из Орла. Отстреливались, пытаясь организовать оборону, раненые подполковник Николай Шевелёв и волгоградец стрелок Евгений Вутлый. Но силы неравны. Смерть неумолимо по одному выбирала себе жертвы. Ещё живых, шевелящихся людей боевик, позируя в камеру, добивает контрольным в голову из пистолета. Такие раны у Жени Вутлого, гранатомётчика рядового Вани Лукьяненко, Максима Дубовского. Страшно описывать увиденное на кассете. И всё же.

Не меньше двух десятков боевиков, как шакалы на добычу, с истошными воплями "Аллах акбар!" кинулись к застывшим машинам...

Старший офицер на ближайшей заставе, подполковник Виктор Мишура и кадры видеосъёмки свидетельствуют, что оставшийся в живых Александр Дашков, засевший в пылающей бронемашине,  не сдаётся, огрызается огнём. На заставе, где спешно формируется помощь, выхватывают из эфира последнюю информацию: "Мужики! Держусь... Все погибли... Патроны заканчиваются... Я один остался... Прощайте!"


Скажите, что связывает рассказ и фильм, какие символы?

(название и 29 секунд, которые отсчитывает камера).


- Назовите проблемы, затронутые автором в рассказе?

  • Морально-этическая? (герои понимают, что война бессмысленна, но идут в бой, совершая подвиг ценой своей жизни.) Подтвердите цитатами из текста.

  • Социальная?

  • Философская? (эпиграф)


Каков конфликт в рассказе?

  • Внутренний? (борьба чувств в человеке) Подтвердите цитатами из текста.

  • Внешний?

  • Человек против человека? (наши солдаты против боевиков)

  • Между добром и злом? (Смерть во имя жизни? Отдать жизнь, но не запятнать чести…)

- Назовите персонажей рассказа.

- Определите тип характеристики персонажей:


  • Через внутренние переживания? Подтвердите цитатами из текста.

  • Через поступки?

  • Через самохарактеристику?

- Можно ли считать образ героя молодого бойца собирательным?

Подтвердите цитатами из текста.


Хоть он и основан на реальных событиях, но образ героя этого рассказа можно считать собирательным…



Анализ композиции:

- особенности построения рассказа? (Диалог в начале и в конце).

- Худ. Средства и приёмы? Подтвердите цитатами из текста.

- Особенности языка рассказа? (какой стиль использует автор? Обратите внимание на знаки препинания… всё ли здесь по правилам?)

Идея рассказа?


(Слайд-идея рассказа)

Война - явление жестокое и страшное. Всякая война бессмысленна, но нет бессмысленных поступков на ней, и каждый сам выбирает линию поведения в суровый час испытаний. Поэтому, личное мужество на лишённой смысла войне - это всё-таки мужество.


Затянувшаяся и бесперспективная война поглощала огромные средства. Она затянулась на долгие годы. Эта война унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон и обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов. В двух Чеченских войнах приняли участие более 600 тысяч российских солдат и несколько тысяч не вернулось.


Мы увидели, как на примере короткого рассказа отражена Чеченская война в современной прозе, в современном кино тоже много реальных сюжетов. Короткие документальные фильмы, это тоже искусство, потому что мы с вами получили определённые эмоции, испытали чувство сопереживания героям, которые сумели передать нам авторы.


Вы уже слышали, что Виктор Кутырь ещё и автор песен и музыки. И как в его музыке отразилась эта война, мы тоже сейчас услышим.


Песня «Я не хотел войны»


- Мы познакомились сегодня с разными видами искусства: литература, поэзия, музыка, кино, где отражена тема чеченской войны.


-Что общего в песне, рассказе, фильмах? Какие интонации звучат в мелодиях? Что объединяет все эти произведения?


- Скажите, кто авторы этих произведений?


Многие произведения о Великой Отечественной войне были созданы также участниками и очевидцами событий, теперь многие из них есть в школьной программе…

Как знать, может быть через какой-то период времени и эти авторы станут программными.

- Что вас больше всего взволновало?

- Что больше всего запомнилось?

- Ребята, какие выводы вы для себя сделали?

- Захотелось познакомиться с другими современными авторами?


И на последнем слайде ссылки, по которым вы можете найти и прочитать современные произведения на эту тему.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нуреева Ольга Петровна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436194


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства