kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование краеведения на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы.

      «Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- так писал когда-то академик Лихачев, этому учил нас великий Абай в своих «Назиданиях».

   Перед современным учителем возникают тысячи вопросов: как активизировать современного ребенка? Как суметь  увлечь его? Научить добывать знания самому? Как подготовить к жизни, чтобы со школы вышел настоящий гражданин, любящий свою Родину. А у нас русский язык! Предмет не из легких. Я решила в своей работе использовать материал школьного музея, который существует уже около сорока лет. Краеведческий материал вызывает у ребят большой интерес. На таких уроках можно применять все модули если ты сертифицированный учитель. За годы моей работы выработалась целая система, как использовать краеведение на уроках. Прошлый год – 70 лет Победы, 60 лет освоения целинных земель, ученикам даны задания: взять интервью у своих бабушек, дедушек, родственников, что они знают о Великой Отечественной войне. Каждая группа получила карточки-информаторы, в которых были даны наводящие вопросы, как вести интервью. Фрагментом одного урока был дан отчет групп. Другой вид работы - это задания для подготовки к эссе: «Вклад моей семьи в дело Победы». Чтобы подготовиться к такой теме, необходимо посетить школьный музей, поработать у экспозиций, даже составить презентации. А на внеклассном мероприятии озвучить то, над чем хорошо потрудились.

Материалы музея используются в словарной работе, при изучении лексики, морфологии, словообразования, на уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках – экскурсиях, при подготовке к ЕНТ. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведения на уроках русского языка и литературы»



Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы.

«Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной»,- так писал когда-то академик Лихачев, этому учил нас великий Абай в своих «Назиданиях».

Перед современным учителем возникают тысячи вопросов: как активизировать современного ребенка? Как суметь увлечь его? Научить добывать знания самому? Как подготовить к жизни, чтобы со школы вышел настоящий гражданин, любящий свою Родину. А у нас русский язык! Предмет не из легких. Я решила в своей работе использовать материал школьного музея, который существует уже около сорока лет. Краеведческий материал вызывает у ребят большой интерес. На таких уроках можно применять все модули если ты сертифицированный учитель. За годы моей работы выработалась целая система, как использовать краеведение на уроках. Прошлый год – 70 лет Победы, 60 лет освоения целинных земель, ученикам даны задания: взять интервью у своих бабушек, дедушек, родственников, что они знают о Великой Отечественной войне. Каждая группа получила карточки-информаторы, в которых были даны наводящие вопросы, как вести интервью. Фрагментом одного урока был дан отчет групп. Другой вид работы - это задания для подготовки к эссе: «Вклад моей семьи в дело Победы». Чтобы подготовиться к такой теме, необходимо посетить школьный музей, поработать у экспозиций, даже составить презентации. А на внеклассном мероприятии озвучить то, над чем хорошо потрудились.

Материалы музея используются в словарной работе, при изучении лексики, морфологии, словообразования, на уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках – экскурсиях, при подготовке к ЕНТ. Хочется показать на примерах, как можно использовать материал музея в словарной работе. Учащиеся записывают словарные слова: экскурсия, экспозиция, экспонат, панорама, витрина, и т.д. Приходят к выводу, что все они заимствованные. Другая группа ребят работает по собиранию и правильному написанию устаревших слов и находит их. Это: примус, керогаз, мельница, патефон, лапти, ухват и т д. Делают выводы, почему они вышли из активного употребления. Третья группа работает над неологизмами . Собирает их, исследует, выводит правило. В качестве связных текстов я использую письма с фронта, тексты экспозиций о погибших в боях наших земляках. Письма с фронта – какая это святая реликвия! В них есть все: любовь к Родине, семье, детям, любимым. Вот пример одного письма. «Дорогая, любимая Настенька! Пишу тебе, а через несколько минут начнется бой. Я на лошади подвожу снаряды на передовую. Что написать тебе, родная не знаю, посылаю вам свою любовь». И дописано письмо было после боя. «Настенька, жив! Убило лошадь, но я живой, береги себя и детей, а я обязательно вернусь». Но он не вернулся, погиб смертью храбрых. Этот текст использовался при изучении темы «Обращение». Конечно, такой текст заставляет вздрогнуть, задуматься и вызывает интерес к предмету.

Или вот урок внеклассного чтения «Живые пойте о нас». Он проходил в музее. На уроке использовались стихи поэтов М Джалиля, М. Исаковского, М. Дудина и других поэтов.

Учащиеся сами объединились в группы, пар. Каждая себе подобрала поэта, составила композицию участия в уроке. Эпиграфом к уроку стали слова:

«Я тебя не увидел, мой дед,

Только места здесь нет для обид,

В гимнастерке партийный билет

Был навылет пулей пробит»

И далее обращаясь к экспозиции ,где портреты погибших дедушек, внук говорит: Пролетела война и оставила нам горький след, я смотрю на знакомый портрет и все думаю: «Разве ты дед?» Шел разговор о погибших на фронте. Одновременно звучали стихи Мусы Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме, Антокольского, Юлии Друниной.

Эти уроки воспринимаются с большим интересом, потому что дети сами вкладывают много труда в подборку, поиск нужного материала, ведут исследование. Материал музея о Великой Отечественной войне безграничен.

Привожу пример маленького текста, который составлен для изучения безличных предложений.

«Быстро темнеет. Вечер. Над степью туман. Стою у небольшого кладбища на краю села. Вижу высокий памятник со звездой. Что молчишь, древняя казахская степь? Расскажи о тех, кто похоронен здесь ». Учащиеся должны продолжить рассказ, используя все виды односоставных, двусоставных предложений, использовать материал экскурсии, которая была проведена заранее. Можно показать небольшую презентацию, сделать вывод правил по теме.

История родного края, ее природа, культура, быт, трудовые дела наших земляков становятся частицей жизни наших детей, обогащает их знаниями, повышает интерес к изучаемому предмету.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование краеведения на уроках русского языка и литературы

Автор: Поворозник Наталья Владимировна

Дата: 19.11.2015

Номер свидетельства: 255511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Урок: Русский язык"
    ["seo_title"] => string(18) "urok_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "541867"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583301236"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ урок на тему «ОСЕНЬ» с использованием средств ИКТ и ОЭР "
    ["seo_title"] => string(73) "intiegrirovannyi-urok-na-tiemu-osien-s-ispol-zovaniiem-sriedstv-ikt-i-oer"
    ["file_id"] => string(6) "131912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246236"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ТАТАРСКОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ"."
    ["seo_title"] => string(86) "ispol-zovaniie-natsional-no-riegional-nogo-komponienta-v-tatarskoi-voskriesnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "315771"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459950780"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства