Урок внеклассного чтения
Тема урока: «Иноземные наряды Пушкинской Музы»
Цели и задачи: 1.Познакомить учащихся с многогранностью творчества
А.С.Пушкина
2.Раскрыть перед ними незаурядность его человеческой
натуры
3.Расширить читательский кругозор учеников
4.Продолжить формирование навыков коллективного труда.
Оформление: на доске большой портрет А.С.Пушкина, фотовыставка, высказывания современников о творчестве А.С.Пушкина.
Эпиграф
Возвышение духа – вот что характеризует больше всего поэзию Пушкина.
………………………………………………………………………………….
Пушкин – гений, сумевший создать идеал нации.
…………………………………………………………………………………….
Он перенёс в кратчайшей форме в русскую поэзию основные достижения поэзии мировой.
Д.Лихачёв
Форма работы: групповая
Вид урока: устный журнал
Ход урока
- Оргмомент, постановка задач урока.
- Слово учителя о поэте.
а) стихотворение «Пора, мой друг, пора.»
б) очень больно задевает за сердце строка
«На свете счастья нет…» но счастье и не сваливается на нас как снежный ком. Его либо всей жизнью заслужить надо, либо осознать, постичь умом, сердцем, душой. Однако, есть стихи Пушкина- это ли не счастье? И оно, это счастье тем весомей и ощутимей, что к нему, как к живому источнику, можно всегда припасть. Для многих поколений людей Пушкин был и остаётся вечным спутником, современником, несмотря на то, что два с лишним века отделяют нас от него.
Как мы с вами ощущаем мир?
Детство, родители, первые друзья, первый учитель, первая любовь, Пушкинские сказки в детстве, святыни исторического прошлого страны, в которой родились, живём, дышим воздухом. Без этих ощущений наша жизнь была бы намного беднее:
Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с Пушкинским рисунком
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма, не вернувшихся с войны
(Майя Борисова)
Каким же был поэт?
Чем он нам дорог?
Что в нем, что делает его поэтом?
Что ещё откроет он нам, какую грань своего таланта?
Мы знаем, что он «волен говорить с царями
И судьбы мира начертать»
Узлы тревог, страстей, дорог.
Он – Моцарт, Дон-Гуан, Преступник,
Помещик, Поп, Батрак, Пророк.
А кто ещё? Давайте вместе решим этот вопрос.
- 1.а) Обратим свое внимание к портрету поэта. С детских лет знакомые черты, поэтому с трудом вериться, что он жил когда-то, а не живёт среди нас.
Итак, первая страничка устного журнала: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»
б) «Пушкин о себе» - группа №1
в) «Современники о Пушкине» - группа №2
г) игра «Свиток». Что вы можете добавить к тому, чем же так
пленяет нас в образе поэта?
2. Чтение стихов «Поэт идёт – открыты вежды»
И «В прохладе сладостной фонтанов»
3. Страничка №2 «Свободные переводы Пушкина»: Гонзаго,
Корнуолл
4. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этих стихов
(«Болдино», «Натали»)
5.Третья страничка «Испанские мотивы». Танец, стихотворение
6. Четвёртая страничка «Песни западных славян», «Три у Будрыса
сына» (ассоциации)
7. Пятая страничка «Восток» и «Египет», «Клеопатра»
(ассоциации)
8. Шестая страничка «Цыганы»
IV. Заключительное слово учителя
Обратимся к эпиграфу на доске: к этим словам можно добавить, что Пушкин высоко поднял идеал чести поэта и поэзии, потому, что преобразующая сила поэзии Пушкина находит нас во все ответственные моменты нашей жизни. Он служит нам и в любви, и в дружбе, в думах о смерти и бессмертии.
«Поэт идет – открыты вежды»
(Никита Богданов)
- Рефлексия