Урок вежливости "Слова очень нужные и очень важные"
Цели:
1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости. 2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета. 3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормыповедения.
Ход урока:
I. Психологический настрой.
Пролетело лето, как комета,
Листья на деревьях пожелтели…
Кончились каникулы и лето,
И за парты школьники вновь сели …
Нарядные, парадные, такие ненаглядные,
Причесанные, с бантиками девочки сидят!
И мальчики отличные! Такие симпатичные,
Такие аккуратные, внимательно глядят!
- Что ж, можно начинать!
II. Вступительное слово учителя
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)
- Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.)
- Войдем в него.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Внеклассное занятие по культуре речи в 4 классе. Урок вежливости "Слова очень нужные и очень важные"
Цели
1. Закрепить и углубить знания детей о речевом этикете, о вежливости. 2. Учить детей употреблять в общении различные формы речевого этикета. 3. Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические нормыповедения.
Оборудование
1. Рисунок – карта «Лабиринт Воспитанности» с названиями пунктов: «Скамейка Волшебных Слов», «Ворота», «Вежливости», «Тупик Вредных советов», «Арка Дружбы», «Башня Мира и Добра». 2. Магический куб, фишки, кукла, фломастеры. 3. Карточки с «Волшебными словами», на обороте стихи о вежливых словах. 4. Карточки с «вредными» советами Г. Остера. 5. Карточки для слов. 6. Магнитофон. 7. Аудиозапись песни о дружбе. 8. Шары, ленты для украшения классной комнаты.
Ход занятия
I. Организационный момент
Пролетело лето, как комета, Листья на деревьях пожелтели… Кончились каникулы и лето, И за парты школьники вновь сели … Нарядные, парадные, такие ненаглядные, Причесанные, с бантиками девочки сидят! И мальчики отличные! Такие симпатичные, Такие аккуратные, внимательно глядят!
- Что ж, можно начинать!
II. Вступительное слово учителя
- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. Давайте сейчас вспомним эти слова, пройдя по особому лабиринту. (Показывает карту-рисунок «Лабиринта».)
- Прочитайте его название. ( Лабиринт Воспитанности.) - Войдем в него.
III. Повторение знаний о волшебных словах
- Что встретилось нам сразу у входа? ( Скамейка Волшебных слов.) - Давайте вспомним волшебные слова, присев на эту скамейку, и соберем их в магический куб. - Тот, кто вспомнит волшебное слово, подойдет к кубу очень тихо, чтобы никто не слышал, произнесет это слово и опустит фишку в магический куб.
(Фишки-слова «превращаются» в слова-карточки после чтения детьми «Заклинания».)
- Теперь прочитайте хором волшебное Заклинание, написанное на доске:
Мой подарок я вручила, То есть радость получила То есть радостно и мне, То есть радостно вдвойне от подарка моего - стало два из одного! Э. Машковская
- Вот так распределил ваши слова куб. Прочитаем карточки.
Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Ученик читает стихотворение «Здравствуйте».
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку. - Здравствуй! – улыбнется он в ответ, И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет.
Формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.
Ученик читает стихотворение «Добрые слова».
За что, мы говорим «спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали, сколько раз.
Формы пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Ученик читает стихотворение «Доброго пути».
Нам желают: «Доброго пути!» - Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему- нибудь.
Формы извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.
Ученик читает стихотворение «Простите».
Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду. И взрослых перебивать, и что обещал – забывать. А если, я все же забуду, - Простите, я больше не буду.
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
Ученик читает стихотворение «Пожалуйста».
Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно.
Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
Ученики читают стихотворение М. Танича «Волшебные слова».
1 ученик:
Извини, пожалуйста, прости и разреши. Это не слова, а ключик от души. Кроме нашей спутницы – Таблицы умножения Есть еще таблица, Таблица уважения! Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» - Волшебные слова!
2 ученик:
Всюду, где нескромному Укажут от ворот, Вежливый попросит И пройдет. Перед словом вежливым Двери отворяются! Пусть оно почаще всюду повторяется. Помните, как азбуку, Как дважды два: «Спасибо» и «Пожалуйста» - Волшебные слова!
IV. Беседа о вежливости
- Мы идем дальше по лабиринту. Куда же проходить? (В ворота Вежливости.)
1. Справка учителя «Путешествие в прошлое»
- А известно ли вам , ребята, что обозначает слово «вежливость»? До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.)Вежество - качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
- А что же происходит в наши дни?
2. Сценка «Слушай хорошенько»(девочка сажает перед собой куклу и разговаривает с ней)
- Слушай хорошенько, - кукле я сказала,- Полно наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала. А ещё не знаешь ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят, За подарки, помощь всех благодарят. Вежливые дети все так поступают. Будь и ты такою, - и тебя тотчас Попрошу зачислить в вежливый наш класс!
3. Чтение стихотворения учащимися
- А о чем мечтают и взрослые, и дети?
1 ученик:
Настанет друзья, счастливое время, Настанут чудесные дни: Ребята приветливы будут со всеми, Грубить пристанут они. Не будет детей нехороших, Придут золотые года, И в комнату в грязных ботинках Не будут входить никогда.
2 ученик:
Грубить не будут дети, Не будут грызть ногтей, И станут все на свете Любить таких детей. Подует ветер свежий, Фиалки расцветут, Исчезнут все невежи Навеки пропадут.
3 ученик:
Пусть грубость исчезнет навеки Пускай по рецептам врачей Появится в каждой аптеке Лекарство для грубых детей. Ребенок вертелся на стуле, Шумел и ко всем приставал, Ему прописали пилюли – Он принял – и вежливым стал.
Физ. минутка «Вежливые животные»
- Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.
Возможный вариант:
жирафы (наклоны вперед);
антилопы (поднятие ног поочередно);
львы (повороты вправо влево);
обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);
медведи (вращение головы).
V. Чтение «Вредных советов» Г. Остера. Решение проблемного вопроса
- А что же теперь нас ждет впереди? (Тупик Вредных советов.)
- Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них неправильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?
(Дети читают.)
1 совет
Если ты пришел к знакомым – не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори. Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
(Обсуждение совета учащимися.)
2 совет
Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома – пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
(Обсуждение совета учащимися.)
3 совет
Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем И хватайся за живот.
(Обсуждение совета по вопросам.)
4 совет
Девчонок надо никогда нигде не замечать. И не давать проходу им нигде и никогда, Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
(Обсуждение совета учащимися.)
- Пора нам из этого тупика выбираться, дольше нам здесь нельзя оставаться.
VI. Беседа о дружбе, о друзьях
- Куда же теперь мы пойдем? (Мы пойдем под арку Дружбы.)
Работа со словами «дружба», «друг».
- Дружба, друг, дружить. Что общего у этих слов? (Корень – часть слова: «друг», это однокоренные слова.)
- Послушайте, что рассказал поэт о том , как возникло само слово «друг».
(Учитель читает стихотворение.)
Когда еще никто не знал ни слова – Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», - Соседям древний человек привык Показывать кулак или язык И корчить рожи (что одно и то же), Но, словом стал гортанный резкий звук, Осмысленней лицо, умнее руки, И человек придумал слово «друг». Стал друга ждать и тосковать в разлуке. Ему спасибо за друзей моих. Как жил бы я, что делал бы без них? Друзей – людей, которых я люблю, Я никогда ничем не оскорблю.
- Давайте споем все вместе о дружбе, о друге песню.
(Звучит песня о дружбе.)
Обсуждение вопроса: «Какими качествами должен обладать настоящий друг?»
- Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать настоящий друг?
(Он должен быть верным, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.)
- Вы правы. - Ребята! Но время идет и нам нужно выйти из лабиринта. Где, по-вашему, ждет нас выход?
(В башне Мира и Добра.)
VII. Раскрытие значения слов «добро», «мир»
- Всю свою жизнь, с самого детства , человек познает, что такое «добро». Люди понимают, что за добро надо платить добром, душевным теплом. Доброта – признак силы души, её величая.
Как вы знаете, сказки, пословицы – это мудрость народа. В сказках добро всегда побеждает зло. Вспомните, в каких сказках это происходит?
(«Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Аленький цветочек», «Иван царевич и серый волк» и др.)
- Отношение к добру и злу народ отразил и в пословицах, поговорках. Прочитаем их хором.
Доброе слово – что дождь в засуху. (На доске.) Доброе слово дороже богатства. На добрый привет – добрый ответ.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Работа в группах.)
- На свете очень много важных и нужных слов, но , по- моему, есть одно самое главное для всех людей на Земле. Какое это слово?
(Ученица читает стихотворение о мире.)
Есть на свете слово – Нужное и важное, Словно солнце, греет Это слово каждого. Написать без кляксы Очень хочет Света Это слово важное, теплое, как лето. Мир для всех народов, мир на всей планете! Он нам очень нужен – мне, тебе и Свете.
- Слова «добро», «мир», «дружба» немыслимы друг без друга, как и каждый человек немыслим без матери и отца, без Родины, страны, в которой он живет.
VIII. Итог занятия
- Вот и вышли мы из «Лабиринта Воспитанности». - Какое самое важное и нужное слово сегодня открыл для себя каждый из вас? Напишите его на карточке и прикрепите на доске.
(Дети пишут фломастером слова, карточки прикрепляют на доске. Учитель прикрепляет карточки «забота», «уважение», «понимание», «любовь», если их нет среди детских.)
- Прочитайте свое слово.
(Дети «цепочкой» читают слова. В заключение ученик читает стихотворение.)
Мы любим писать слова земные: «Мама», «школа», «счастье», «доброта» … - Светлые, понятные, родные, Важные для всех людей слова!