Классный час «Урок вежливости»
Цель: Учить детей выражать чувства добрыми словами;
формировать навыки вежливого обращения;
воспитывать потребность в доброжелательном общении.
Задачи: воспитывать доброжелательность;
умение видеть красоту в простом и обыденном;
умение дарить тепло и доброту;
способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
воспитывать у детей чувство таллерантрости, вежливости, внимания и
дружбы, умения дорожить близкими людьми.
Ход:
-Доброе утро, ребята!
Тема нашего классного звучит так «Уроки вежливости».
Учитель: -Сегодня мы с вами поговорим, о вежливости, доброте и дружбе. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить. А начнём мы со стихотворения Музафара Алимбаева
«Урок вежливости»
Слон муравью уступает дорогу:
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу!
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил: - Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я, -
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
- Доброй вам ночи. Спокойного сна.
(Работа в группах. Повторить правила работы в группах. )
Учитель: - У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми.
-Перечислите их.
Учитель: - А какие вы знаете вежливые слова? Сейчас мы узнаем, поиграв в игру «Круг вежливых слов». Перед тем как начать давайте вспомним : как нужно играть?
(ответ ученика)
- Послушайте правила: встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливые слова)
-Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!
(Садятся на места)
Учитель: -Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?
-Как они помогают людям в различных ситуациях, например:
как вежливые слова помогают найти друзей: (найдите среди карточек нужное вежливое обращение) «Здравствуй, давай с тобой дружить!»
как вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста»
как вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста»
Упражнение «Коробка ощущений» (в коробке лежат шишки, мягкая игрушка)
Учитель: Ребята, что лежит в этой коробке?
Ученики: Не видно, она закрыта.
Учитель : А как можно узнать?
Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)
Учитель: - Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.
Ученики: -Этот предмет мягкий, теплый.
Учитель: Мягкий, как что?
Ученики: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.
Учитель : Что ты почувствовал, когда его гладил?
Ученики: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.
Учитель: А у кого возникли другие ощущения
Ученики: Не знаю, что-то колючее, с иголками.
Учитель: Что же ты почувствовал?
Ученики:
Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.
Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
Учитель: Чтобы это подтвердить послушайте стихотворение.
Глаза у Саши велики,
Наш Саш близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Учитель: Как поступили одноклассники Саши в этой ситуации?
Вывод: не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Учитель: -Не только слова могут обидеть человека, но и подарки! А какие нужно дарить подарки мы узнаем после физминутки.
Физминутка
Учитель: - Аня и Сергей сейчас расскажут нам, как и какие подарки нужно дарить!
Если вы дорожите дружбой - поступайте вежливо.
Учитель: - Ребята, а что такое дружба?
(Стихотворение.Виолетта, Настя)
Что такое дружба?
Это совесть чистая
И душа открытая
Так считают исстари
Что такое дружба?
Дружба - это равенство
А дружить без равенства
Никому не нравится
Что такое дружба?
Если станет туго
То во всём, как на себя,
Положись на друга.
Что такое дружба?
Крепкая опора
Вместе верные друзья
Могут сдвинуть горы!
Обобщение:
Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.
Учитель: -А сейчас нас порадуют ребята, которые подготовили для нас частушки!
Частушки:
Про дела свои ребячьи
Пропоём мы вам в стихах
Все расскажем без утайки,
Все воскликните вы: « Ах»
За меня ребята бьются,
Как драчливы петухи.
Написали бы мне лучше
Задушевные стихи.
Тётя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините тётя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
то бабушки займут.
Я девчонка боевая
Завела себе дружка.
Мой портфель из школы носит
Его бабушка пока.
Коля ссорился с друзьями,
В ход пуская кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Петя ловко ловил рыбу,
Может лодки мастерить
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы мама убрала,
Только я ещё мала.
От души мы вам пропели
Школьные частушки.
Мы нисколько не устали -
Жалко ваши ушки!
Подводим итог: - о чем мы сегодня с вами говорили на уроке?
- когда мы должны быть вежливыми? - что мы узнали вежливых словах и о грубых?
Молодцы!
Подведя итог нашего классного часа А. Исхаков прочитает нам стихотворение
С. Маршак «Ежели вы вежливы»
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме,
И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном и целом переплёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребёнку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.
Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
И на последок доскажите словечко:
И во Франции и в Дании на прощание говорят. (до свидания).
Спасибо за урок!