Тема: Уроки вежливости.
Цель: формировать представление о вежливом человеке; раскрыть смысл
столового этикета, его целесообразность; продолжить знакомство
с правилами культурного поведения за столом; воспитывать
уважительное отношение к старшим по возрасту; знакомить детей с
правилами речевого этикета, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер – папка «Календарь природы», портрет Владимира Мономаха, карточки «Вежливый человек»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Уроки вежливости". »
Урок:19
Тема: Уроки вежливости.
Цель: формировать представление о вежливом человеке; раскрыть смысл
столового этикета, его целесообразность; продолжить знакомство
с правилами культурного поведения за столом; воспитывать
уважительное отношение к старшим по возрасту; знакомить детей с
правилами речевого этикета, прививать любовь к родному языку.
Оборудование: компьютер – папка «Календарь природы», портрет Владимира Мономаха, карточки «Вежливый человек»,
Ход урока
I. Органайзер.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
-Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
II. Подведение фенологических наблюдений.
-Наш урок начнём с подведения наблюдений за природой. Посмотрите на экран. ( Фрагменты из папки «Календарь природы»). Как изменяется природа с приходом зимы? Что происходит с растениями?
- Правильно ли это? Дятлы, сороки, вороны серые, галки, сойки, синицы остаются зимовать, потому что у них не хватает сил для перелёта.
-В чём замысел проекта «Каждую крошку сбережём»?
- Слово дежурным. («Интервью». Вопросы: Какой сегодня день недели? Дата? Месяц года? Изменения в неживой природе: высота солнца, продолжительность дня, состояние неба, осадки, ветер, температура воздуха.)
III. Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос.
-Какого человека называют трудолюбивым?
-Упражнение «Микрофон». Вспомните пословицы и поговорки о труде и
лени.
Труд кормит, а лень портит.
Под лежачий камень вода не бежит.
Дело мастера боится.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Хорошо того учить, кто хочет всё знать.
Землю солнце украшает, а человека – труд.
Без муки нет науки.
Труд – второй отец человека.
Умелые руки не знают скуки.
Первый враг лентяя – работа.
2. Проверка работ в тетрадях (с. 25 з. 3)
IV.Сообщение темы и задачи урока.
- Приглашаю вас в школу вежливости, в которой мы выясним смысл понятий вежливый, культурный; вспомним правила поведения за столом, правила приветствия, правила речевого этикета.
- Что вы ожидаете от урока? (Узнать новое о поведении за столом, что такое этикет?)
V. Изучение нового материала.
1.Беседа с элементами рассказа.
- Какого человека мы называем культурным, воспитанным?
-Правила поведения в обществе, хорошие манеры, воспитанность ещё называют этикетом.
В Украине правила поведения впервые были изложены в «Поучении детям…» Великого князя киевского Владимира Мономаха (показать портрет, учебник «Я и Украина», страница 108).
- Приветствия в разных странах.
- Какие приветствия существуют у нас?
- Как правильно поздороваться со знакомым человеком?
- Кто первым должен поздороваться?
- Как быть, когда встречаете человека несколько раз за день?
- Как надо обращаться к старшим по возрасту, чужим людям?
- Как вы обращаетесь к родителям?
Физкультминутка – музыкальная пауза.
Предлагаю послушать песенку «Воспи-пи-пи-тание», кто её знает, тот подпевает и пританцовывает. Как вы думаете, почему именно эту песню мы слушаем на нашем уроке? Какое настроение после её прослушивания?
2. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Давайте назовем по одному такому волшебному слову.
- Достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю, Витя просит:
- Извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
- Извините, я немного опоздал.
- Тихомиров! Покажите
Нам на карте город Псков.
- Извините, – шепчет Витя, –
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ!
- Чтобы вы ответили на вопрос?
(Рассуждения детей)
- Не достаточно знать вежливые слова, нужно знать и выполнять правила поведения.
Продолжите: Вежливый человек, это тот, кто (продолжают дети).
- приветствуют друг друга при встрече,
- умеют придти на помощь в нужный момент,
- не перебивают собеседника при разговоре,
- не употребляет бранных и грубых слов,
- не отмахивается от просьб друзей и старших,
- не мешают в работе другим людям,
- не опаздывает на встречи, уроки, в гости.
Молодцы! Вы представляете себе вежливого человека.
3. Сообщения подготовленных заранее детей по теме «Как вести себя за столом».
4. Работа с учебником (с.67).
- Понравился ли тебе рассказ? Понятен ли он?
5. Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
Попробуем сами составить правила в стихах. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
- Почему громко кричать вредно для здоровья?
6. Работа в тетрадях (с.26, 27 з.2)
VI.Итог урока
О чём мы сегодня говорили? Что полезного вы для себя узнали? Давайте повторим правила вежливости (дети предлагают, а учитель формулирует фразы):
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Не заставляй о себе волноваться, уходишь, скажи, куда идёшь и во сколько вернёшься.
Не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.
VII. Д/З. с.64-67 проработать статьи, тетрадь, с. 28 з, 2; пословицы о вежливости.