Цель: Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплемент) и не речевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.
Материал: Ларец (шкатулка) с тремя «замками», «волшебная палочка», запись музыки «колыбельная».
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», беседы.
Ход занятия
Предлагаю детям игру «море волнуется» Цель: помочь детям владеть своим телом. Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит считалку:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: морская фигура замри, (дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать.)
- Ребята, к нам обратилась за помощью Фея вежливости. У нее случилась беда - (читаю письмо). Злой волшебник похитил у Феи волшебную палочку и закрыл в ларец на три замка, а ключи от замков выбросил в океан. Эти замки могут открыться лишь тогда, когда мы раскроем три тайны обращения друг к другу. Хотите помочь Феи вежливости? (Да)
Для того чтобы что-то сказать друг другу сначала нужно улыбнуться. Возьмите друг друга за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть, улыбку. (Дети могут встать парами с кем хотят).
- Дети, как вы называете друг друга при обращении? (По имени)
- А что вы знаете про свое имя? (ответы детей)
- Почему, Вас, так называли, в честь кого? (ответы детей)
- Как называют Вас родные? (ответы детей)
- Что означает Ваше имя? (ответы детей если знают)
Знакомлю детей с тем, что у каждого из нас существуют тезки - великие люди, что одно и тоже имя звучит в разных странах по-разному. Например: Александр (древнегреческое) - защитник людей. Сокращенно: Алик, Аля, Саня, Саша, Шура, Олеко (болг.), Олесь (укр.). Этим именем были названы полководцы А.Македонский, А.Суворов, великий русский поэт А.С.Пушкин и множество русских царей.
Вставьте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуй увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите о своем цветке.
- Дети, посмотрите, открылся первый замок. Вот мы с вами отгадали первую тайну - «Обращайтесь всегда по имени друг другу, прежде чем начать разговор».
- Дети, а когда вы обращаетесь к взрослым, то как вы их называете? (По имени и отчеству).
- Когда вы станете взрослыми к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству. Представьте, что каждый из Вас стал взрослым. Я буду называть вас по имени, отчеству, а вы должны, встать, походить по группе, как ходят взрослые, и представиться, например: Я - Алексей Дмитриевич.
А теперь нам нужно открыть второй замок. Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию. Двое должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься каждый вечером, но при этом они должны стоять спиной друг к другу. (Дети приветствуют друг друга). Удобно ли вам было приветствовать друг друга? (Нет). Что вам мешало при этом? (ответы детей).
- Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу. Вспомните интересную историю про мальчика Павлика. Как он произносил волшебное слово? (спокойно, вежливо, глядя в глаза). А с вами или вашими друзьями бывает такое, когда вы хотите начать разговор, но в это время отводите свой взгляд в сторону? (ответы детей). — Вот мы с вами раскрыли вторую тайну, и замок отомкнулся.
- Дети, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент - несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой, прической; например: «У тебя сегодня красивое платье», «Ты сегодня очень нарядный», а так же можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: «Ты всегда делишься другими», «Ты сегодня очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно»,
- Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Комплимент». Встаньте в круг, и обращаясь по имени друг другу, глядя в глаза, произнесите комплимент. - Вот и открылся третий замок. Какие же три тайны вы сегодня узнали? (Ответы детей). Правильно:
а) при встрече друг с другом с начала улыбнитесь, называя имя;
б) посмотрите, друг другу в глаза и по возможности произнесите волшебное слово;
в) посмотрите, друг другу в глаза произнесите комплимент.
- Открываю шкатулку, а там лежит волшебная палочка, Феи вежливости. Ребята, вы сегодня помогли Феи, спасибо вам. И наверное очень устали. А когда люди устают, то настроение у них ухудшается, и можно поссориться со своими друзьями. Вот этого я как раз и не могу допустить, поэтому я вас научу избавляться от усталости и плохого настроения.
- Этюд на расслабление - включаю музыку. Звучит музыка, касаюсь палочкой каждого ребенка, тот закрывает глаза и наклоняет голову, они все спят, затем бужу.
Конец занятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия "Уроки вежливости"»
Занятие в средней группе «Урок вежливости»
Цель: Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплемент) и не речевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.
Материал: Ларец (шкатулка) с тремя «замками», «волшебная палочка», запись музыки «колыбельная».
Предварительная работа: чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», беседы.
Ход занятия
Предлагаю детям игру «море волнуется» Цель: помочь детям владеть своим телом. Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он произносит считалку:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три: морская фигура замри, (дети замирают, изображая обитателей моря. Водящий должен отгадать.)
- Ребята, к нам обратилась за помощью Фея вежливости. У нее случилась беда - (читаю письмо). Злой волшебник похитил у Феи волшебную палочку и закрыл в ларец на три замка, а ключи от замков выбросил в океан. Эти замки могут открыться лишь тогда, когда мы раскроем три тайны обращения друг к другу. Хотите помочь Феи вежливости? (Да)
Для того чтобы что-то сказать друг другу сначала нужно улыбнуться. Возьмите друг друга за руки и молча, глядя друг другу в глаза, подарите самую добрую, какая у вас есть, улыбку. (Дети могут встать парами с кем хотят).
- Дети, как вы называете друг друга при обращении? (По имени)
- А что вы знаете про свое имя? (ответы детей)
- Почему, Вас, так называли, в честь кого? (ответы детей)
- Как называют Вас родные? (ответы детей)
- Что означает Ваше имя? (ответы детей если знают)
Знакомлю детей с тем, что у каждого из нас существуют тезки - великие люди, что одно и тоже имя звучит в разных странах по-разному. Например: Александр (древнегреческое) - защитник людей. Сокращенно: Алик, Аля, Саня, Саша, Шура, Олеко (болг.), Олесь (укр.). Этим именем были названы полководцы А.Македонский, А.Суворов, великий русский поэт А.С.Пушкин и множество русских царей.
Вставьте все в круг, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне. Вас окружают цветы. Попробуй увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Расскажите о своем цветке.
- Дети, посмотрите, открылся первый замок. Вот мы с вами отгадали первую тайну - «Обращайтесь всегда по имени друг другу, прежде чем начать разговор».
- Дети, а когда вы обращаетесь к взрослым, то как вы их называете? (По имени и отчеству).
- Когда вы станете взрослыми к вам тоже будут обращаться по имени и отчеству. Представьте, что каждый из Вас стал взрослым. Я буду называть вас по имени, отчеству, а вы должны, встать, походить по группе, как ходят взрослые, и представиться, например: Я - Алексей Дмитриевич.
А теперь нам нужно открыть второй замок. Для этого мы с вами проиграем такую ситуацию. Двое должны поприветствовать друг друга, спросить, чем будет заниматься каждый вечером, но при этом они должны стоять спиной друг к другу. (Дети приветствуют друг друга). Удобно ли вам было приветствовать друг друга? (Нет). Что вам мешало при этом? (ответы детей).
- Правильно, вы заметили, что разговаривать было трудно, так как вы не смотрели в глаза друг другу. Вспомните интересную историю про мальчика Павлика. Как он произносил волшебное слово? (спокойно, вежливо, глядя в глаза). А с вами или вашими друзьями бывает такое, когда вы хотите начать разговор, но в это время отводите свой взгляд в сторону? (ответы детей). — Вот мы с вами раскрыли вторую тайну, и замок отомкнулся.
- Дети, как вы думаете, какие приятные слова можно сказать при встрече друг с другом? Можно сказать комплимент - несколько добрых слов. Восхититься красивой одеждой, прической; например: «У тебя сегодня красивое платье», «Ты сегодня очень нарядный», а так же можно отметить положительные качества друг друга, за что-то похвалить, например: «Ты всегда делишься другими», «Ты сегодня очень аккуратный». В ответ на комплимент всегда говорят: «Спасибо, мне очень приятно»,
- Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется «Комплимент». Встаньте в круг, и обращаясь по имени друг другу, глядя в глаза, произнесите комплимент. - Вот и открылся третий замок. Какие же три тайны вы сегодня узнали? (Ответы детей). Правильно:
а) при встрече друг с другом с начала улыбнитесь, называя имя;
б) посмотрите, друг другу в глаза и по возможности произнесите волшебное слово;
в) посмотрите, друг другу в глаза произнесите комплимент.
- Открываю шкатулку, а там лежит волшебная палочка, Феи вежливости. Ребята, вы сегодня помогли Феи, спасибо вам. И наверное очень устали. А когда люди устают, то настроение у них ухудшается, и можно поссориться со своими друзьями. Вот этого я как раз и не могу допустить, поэтому я вас научу избавляться от усталости и плохого настроения.
- Этюд на расслабление - включаю музыку. Звучит музыка, касаюсь палочкой каждого ребенка, тот закрывает глаза и наклоняет голову, они все спят, затем бужу.