Цель: Познакомить детей с речевой этикой, с культурой общения; повторить вежливые слова, которые используют при приветствии, прощании, благодарности.
Оборудование:
На доске плакат с аппликацией букета из цветов. В начале урока лепестки перевернуты стороной, где напечатаны слова, к доске; макет «Азбуки вежливости»; карточки с вежливыми словами; бабочки с вежливыми словами; презентация «Урок вежливости» из семи слайдов;
музыкальная фонограмма песни Кота Леопольда.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме. Что такое «вежливость» и «благодарность».
- Сегодня наш урок посвящен вежливости - тому, чему нужно учиться с самого детства, чтобы вырасти настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, культурными. Это очень важные качества для человека.
Хочу начать урок с подарка. Я дарю вам этот букет, пусть не настоящих, но волшебных цветов. Их секрет вам предстоит скоро раскрыть. (На плакате аппликация - в вазе четыре цветка, на стебельках которых написаны слова: хамство, вежливость, доброта и благодарность.)
- Но в этом букете есть лишний цветок. Догадайтесь, какой?
(дети выбирают цветок со словом «хамство»)
-Почему этот цветок лишний?
(дети дают свои объяснения и убирают этот цветок из букета)
- Действительно, хамство – это качество не достойно культурного человека. А доброта, вежливость и благодарность – это лучшие качества воспитанного человека. Почему это так? Ответ на этот вопрос вы найдете в тексте, который называется «Вежливость и благодарность» (показ слайда №2).
3. Работа с текстом и иллюстрацией
Человек живет среди людей. Люди постоянно влияют друг на друга. Это влияние может быть неприятным, болезненным, если люди не учитывают интересы друг друга. Оно может быть ярким и теплым, если они заботятся друг о друге. Именно поэтому люди выработали правила поведения. Эти правила называются вежливостью.
Отсутствие вежливости называется хамством. В ответ на вежливость одного человека другой выражает ему благодарность.
- Посмотрите на картинку (слайд №3). Кто из героев ведет себя плохо, а кто поступает вежливо?
(ребята обсуждают ситуации, изображенные на слайде №3)
- Похожие ситуации бывают и у нас на уроках. Мы, все, так или иначе, зависим друг от друга. Например, вы можем сесть за партой так, что будете мешать соседу. Но можно разложить свои вещи так, что будет удобно соседу. А если вдруг у соседа испортится ручка или карандаш, вы можете дать ему свой запасной. Сосед же может взять ручку и поблагодарить, а может взять и забыть поблагодарить, не вернуть и даже не вспомнить о добром поступке. Это значит, что многие из вас могут приходить в класс, в школу и вести себя так, будто он один и не замечать остальных. Но каждый из вас может входить в школу, в класс, ожидая увидеть здесь друзей, которые помогут в трудную минуту, не обидят.
- Итак, что же такое вежливость? (Слайд№4)
Вежливость – это умение вести себя так,
чтобы другим было приятно с тобой.
4. Правила вежливости. (Работа с плакатом на доске)
- Нам всем нужно учиться быть вежливыми, чтобы всем было приятно находиться в школе и взрослым, и детям. Давайте откроем несколько важных правил вежливости для себя – это будет наш первый секрет. Эти правила находятся на лепестках гвоздики.
(Дети выходят к доске, переворачивают лепестки, читают правила и наклеивают их на плакат.)
На лепестках напечатаны правила вежливости:
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- Если мы будем думать друг о друге, будем вежливы друг к другу, а в ответ на вежливость отвечать благодарностью, то нам будет всем хорошо в классе, в школе и в любом другом месте.
5. Игровая минутка:
Выражая благодарность, люди в разные времена совершали определенные действия. Они могли поклониться друг другу в пояс, могли лишь слегка наклонить голову, а женщины делали реверанс.
Встаньте, повернитесь к соседу, улыбнитесь друг другу и, в благодарность за улыбку, поклонитесь, а девочки пусть сделают реверанс.
6.Правила поведения культурного человека. (Работа с плакатом)
- А теперь откроем секрет «цветика - семицветика» - еще семь правил поведения культурного человека. Эти правила напечатаны на лепестках волшебного цветочка.
(Дети выходят к доске, снимают лепесток, читают правила и приклеивают обратно на плакат.)
На лепестках этого цветка напечатаны правилавежливости.
7.Работа с «Азбукой вежливости».
- Стать грамотным человеку помогают книги. Первой книгой для всех была «Азбука», по которой учились читать, писать. А стать культурным человеком поможет вам «Азбука вежливости». (Слайд №5)
- Соберем эту «Азбуку» из добрых и вежливых слов, которые записаны на карточках на ваших столах. (Дети читают слова на карточках и наклеивают их на плакат-макет «Азбука вежливости» в соответствующие группы)
Слова приветствия:
Здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро,
добрый вечер, приветствую вас.
- Что означает простое слово «Здравствуйте»?
(ученик)
Что такое «здравствуйте»? Лучшее из слов. Потому что «здравствуй» Значит – будь здоров. Правило запомните Знаешь - повторите Старшим это слово Первым говори.
Вечером расстались. Встретились с утра, Значит, слово «здравствуй» Говорить пора.
-Можно применять приветствие «Доброе утро».
(ученик)
Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро!.
Слова внимания к собеседнику:
Как дела, как живете, как себя чувствуете, какие успехи, пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры, будьте любезны, если вас не затруднит.
(ученик)
«Будьте добры» или «Будьте любезны» - Эти слова в разговоре полезны. С ними легко на прогулке и дома: Будет приятно их слышать любому.
Слова извинения: Извините, простите, прошу прощения, виноват, мне очень жаль.
- К словам извинения следует добавить другое вежливое слово «пожалуйста»:
-Простите, пожалуйста. -Извините, пожалуйста.
-Неслучайно народная мудрость гласит:
«Сумел провиниться – сумей и повиниться».
Слова благодарности: Спасибо, большое спасибо, благодарю, очень признательны.
-В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси Вас Бог!» (Слайд № 6)
(ученик)
Если, словом или делом. Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить: «Спасибо!»
-«Благодарю» - состоит из двух частей благо и дарю. Благо означает «хорошо», «добро», т. е. все доброе и служащее нашему счастью. (Слад №7)
Слова прощания:
До свидания, прощайте, до встречи, всего доброго, пока, счастливо оставаться.
- Волшебное, доброе слово поможет в трудную минуту
Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово.
- Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не было стыдно.
- Подберите нужные слова из нашей «Азбуки вежливости» к разным ситуациям. (Дети читают предложенные ситуации и разыгрывают их в парах)
8. Разыгрывание речевых ситуаций:
Вы идете в школу и по дороге встретили одноклассника. Как поздороваетесь с ним?
В школе вы увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как поздороваетесь с учителем?
Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учителем? С ребятами?
9. Что такое доброта?
-Откроем еще один секрет. Он скрывается в колокольчике. (Слайд № 8)
Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
(Дети переворачивают колокольчик, читают и наклеивают его на плакат.)
И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря!
10.Итог урока.
-Пора подвести итоги нашего необычного урока вежливости и запомнить правила вежливости, которые помогут нам общаться с окружающими так, чтобы не ссориться, не огорчать никого, быть культурными людьми.
Ребята нам расскажут что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
(ученики читают стихи)
- Ребята, старайтесь всегда быть вежливыми, добрыми, культурными людьми. Не забывайте про волшебные слова. Эти слова написаны на крыльях бабочек. Обведите их и украсьте наш букет этими бабочками, приклеивая их на любое место на плакате. Этот букет и «Азбуку вежливости» подарим ребятам нашей школы.
-Ребята, вспомните самого доброго и воспитанного кота на свете. Это Кот Леопольд. К чему он всегда призывал мышей?
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Урок вежливости" »
Внеклассное мероприятие во 2 классе
Урок подготовила
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №8
Кияткина Т.Н.
Тема:Урок вежливости.
Цель: Познакомить детей с речевой этикой, с культурой общения; повторить вежливые слова, которые используют при приветствии, прощании, благодарности.
Оборудование:
На доске плакат с аппликацией букета из цветов. В начале урока лепестки перевернуты стороной, где напечатаны слова, к доске; макет «Азбуки вежливости»; карточки с вежливыми словами; бабочки с вежливыми словами; презентация «Урок вежливости» из семи слайдов;
музыкальная фонограмма песни Кота Леопольда.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме. Что такое «вежливость» и «благодарность».
- Сегодня наш урок посвящен вежливости - тому, чему нужно учиться с самого детства, чтобы вырасти настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, культурными. Это очень важные качества для человека.
Хочу начать урок с подарка. Я дарю вам этот букет, пусть не настоящих, но волшебных цветов. Их секрет вам предстоит скоро раскрыть. (На плакате аппликация - в вазе четыре цветка, на стебельках которых написаны слова: хамство, вежливость, доброта и благодарность.)
- Но в этом букете есть лишний цветок. Догадайтесь, какой?
(дети выбирают цветок со словом «хамство»)
-Почему этот цветок лишний?
(дети дают свои объяснения и убирают этот цветок из букета)
- Действительно, хамство – это качество не достойно культурного человека. А доброта, вежливость и благодарность – это лучшие качества воспитанного человека. Почему это так? Ответ на этот вопрос вы найдете в тексте, который называется «Вежливость и благодарность» (показ слайда №2).
3. Работа с текстом и иллюстрацией
Человек живет среди людей. Люди постоянно влияют друг на друга. Это влияние может быть неприятным, болезненным, если люди не учитывают интересы друг друга. Оно может быть ярким и теплым, если они заботятся друг о друге. Именно поэтому люди выработали правила поведения. Эти правила называются вежливостью.
Отсутствие вежливости называется хамством. В ответ на вежливость одного человека другой выражает ему благодарность.
- Посмотрите на картинку (слайд №3). Кто из героев ведет себя плохо, а кто поступает вежливо?
(ребята обсуждают ситуации, изображенные на слайде №3)
- Похожие ситуации бывают и у нас на уроках. Мы, все, так или иначе, зависим друг от друга. Например, вы можем сесть за партой так, что будете мешать соседу. Но можно разложить свои вещи так, что будет удобно соседу. А если вдруг у соседа испортится ручка или карандаш, вы можете дать ему свой запасной. Сосед же может взять ручку и поблагодарить, а может взять и забыть поблагодарить, не вернуть и даже не вспомнить о добром поступке. Это значит, что многие из вас могут приходить в класс, в школу и вести себя так, будто он один и не замечать остальных. Но каждый из вас может входить в школу, в класс, ожидая увидеть здесь друзей, которые помогут в трудную минуту, не обидят.
- Итак, что же такое вежливость? (Слайд№4)
Вежливость – это умение вести себя так,
чтобы другим было приятно с тобой.
4. Правила вежливости. (Работа с плакатом на доске)
- Нам всем нужно учиться быть вежливыми, чтобы всем было приятно находиться в школе и взрослым, и детям. Давайте откроем несколько важных правил вежливости для себя – это будет наш первый секрет. Эти правила находятся на лепестках гвоздики.
(Дети выходят к доске, переворачивают лепестки, читают правила и наклеивают их на плакат.)
На лепестках напечатаны правила вежливости:
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- Если мы будем думать друг о друге, будем вежливы друг к другу, а в ответ на вежливость отвечать благодарностью, то нам будет всем хорошо в классе, в школе и в любом другом месте.
5. Игровая минутка:
Выражая благодарность, люди в разные времена совершали определенные действия. Они могли поклониться друг другу в пояс, могли лишь слегка наклонить голову, а женщины делали реверанс.
Встаньте, повернитесь к соседу, улыбнитесь друг другу и, в благодарность за улыбку, поклонитесь, а девочки пусть сделают реверанс.
6.Правила поведения культурного человека. (Работа с плакатом)
- А теперь откроем секрет «цветика - семицветика» - еще семь правил поведения культурного человека. Эти правила напечатаны на лепестках волшебного цветочка.
(Дети выходят к доске, снимают лепесток, читают правила и приклеивают обратно на плакат.)
На лепестках этого цветка напечатаны следующие правила:
В школе, в классе не сори.
Сор увидишь – подбери!
Ты труд другого уважай.
Сам насорил – сам убирай!
Будь в одежде аккуратен:
Избегай и дыр и пятен!
Дома близким не груби!
Малышей жалей, люби!
Чтоб тобой могли гордиться, Должен много ты трудиться!
Без вежливости человек,
Поверьте очень мало стоит!
Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!
7.Работа с «Азбукой вежливости».
- Стать грамотным человеку помогают книги. Первой книгой для всех была «Азбука», по которой учились читать, писать. А стать культурным человеком поможет вам «Азбука вежливости». (Слайд №5)
- Соберем эту «Азбуку» из добрых и вежливых слов, которые записаны на карточках на ваших столах. (Дети читают слова на карточках и наклеивают их на плакат-макет «Азбука вежливости» в соответствующие группы)
Слова приветствия:
Здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро,
добрый вечер, приветствую вас.
- Что означает простое слово «Здравствуйте»?
(ученик)
Что такое «здравствуйте»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит – будь здоров.
Правило запомни
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Говорить пора.
-Можно применять приветствие «Доброе утро».
(ученик)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
Доброе утро! –
Солнцу и птицам,
-Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Слова внимания к собеседнику:
Как дела, как живете, как себя чувствуете, какие успехи,
пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры,
будьте любезны, если вас не затруднит.
(ученик)
«Будьте добры» или «Будьте любезны» -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома:
Будет приятно их слышать любому.
Слова извинения:
Извините, простите, прошу прощения,
виноват, мне очень жаль.
- К словам извинения следует добавить другое вежливое слово «пожалуйста»:
-Простите, пожалуйста.
-Извините, пожалуйста.
-Неслучайно народная мудрость гласит:
«Сумел провиниться – сумей и повиниться».
Слова благодарности:
Спасибо, большое спасибо, благодарю,
очень признательны.
-В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, ему говорили: «Спаси Вас Бог!» (Слайд № 6)
(ученик)
Если, словом или делом.
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»
-«Благодарю» - состоит из двух частей благо и дарю. Благо означает «хорошо», «добро», т. е. все доброе и служащее нашему счастью. (Слад №7)
Слова прощания:
До свидания, прощайте, до встречи,
всего доброго, пока, счастливо оставаться.
- Волшебное, доброе слово поможет в трудную минуту
Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово.
- Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки должны быть такими, чтобы за них не было стыдно.
- Подберите нужные слова из нашей «Азбуки вежливости» к разным ситуациям. (Дети читают предложенные ситуации и разыгрывают их в парах)
8. Разыгрывание речевых ситуаций:
Вы идете в школу и по дороге встретили одноклассника. Как поздороваетесь с ним?
В школе вы увидели учителя. Кто должен поздороваться первым? Как поздороваетесь с учителем?
Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?
Вы уходите из школы. Как вы прощаетесь с учителем? С ребятами?
9. Что такое доброта?
-Откроем еще один секрет. Он скрывается в колокольчике. (Слайд № 8)
Доброта – это стремление человека сделать
счастливыми других людей.
(Дети переворачивают колокольчик, читают и наклеивают его на плакат.)
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
10.Итог урока .
-Пора подвести итоги нашего необычного урока вежливости и запомнить правила вежливости, которые помогут нам общаться с окружающими так, чтобы не ссориться, не огорчать никого, быть культурными людьми.
Ребята нам расскажут что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
(ученики)
Если учишься на пять,
Дисциплина – тоже,
То могу тебе сказать:
Лучше быть не может!
Если ты трепач и лгун,
И большой пройдоха,
То сказать тебе могу:
Это очень плохо!
Если с другом разделил
Ты свои конфеты –
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!
Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты – культурный человек,
Мировой мальчишка!
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Ты собаки хуже!
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим!
Если ты среди ребят
Одинок, как в море,
Только ты и виноват
В этом горьком горе!
- Ребята, старайтесь всегда быть вежливыми, добрыми, культурными людьми. Не забывайте про волшебные слова. Эти слова написаны на крыльях бабочек. Обведите их и украсьте наш букет этими бабочками, приклеивая их на любое место на плакате. Этот букет и «Азбуку вежливости» подарим ребятам нашей школы.
-Ребята, вспомните самого доброго и воспитанного кота на свете. Это Кот Леопольд. К чему он всегда призывал мышей?