kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «У нас одна душа, одни и те же мысли!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма  проведения  урока:   мастерская.

Цель  урока:  1. На  примере  поэзии  М.Ю.Лермонтова  и  И.А.Куратова  показать  связь  русской         литературы  с  коми  литературой.

                         2. Пробудить  у  учащихся  интерес  к  творчеству  коми  поэта  И.А.Куратова.

                         3.Расщирить  знания  учеников  о  биографии  М.Ю.Лермонтова.

                         4.Совершенствовать  навыки  анализа  поэтического  текста,  воспитывать  внимание  к  слову.

                        5.Закрепить  знания  учащихся  о  средствах  художественной  изобразительности.

                        6.На  примере  творчества  И.А.Куратова  показать,  что  среди  поэтов  коми  есть  такие  же  знаменитости,  что  и  в  русской  литературе.   И.А.Куратов  на  такой  же  высоте,  как  и  М.Ю.Лермонтов,  что  судьба  их  во  многом  схожа  и  творчество  их  во  многом  перекликается

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «У нас одна душа, одни и те же мысли!» »

Тема урока: «У нас одна душа, одни и те же мысли!»

(Тема Родины, тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова и И.А.Куратова).

Форма проведения урока: мастерская.

Цель урока: 1. На примере поэзии М.Ю.Лермонтова и И.А.Куратова показать связь русской литературы с коми литературой.

2. Пробудить у учащихся интерес к творчеству коми поэта И.А.Куратова.

3.Расщирить знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова.

4.Совершенствовать навыки анализа поэтического текста, воспитывать внимание к слову.

5.Закрепить знания учащихся о средствах художественной изобразительности.

6.На примере творчества И.А.Куратова показать, что среди поэтов коми есть такие же знаменитости, что и в русской литературе. И.А.Куратов на такой же высоте, как и М.Ю.Лермонтов, что судьба их во многом схожа и творчество их во многом перекликается.

Оснащение: 1.Музыка Вивальди. Концерт соль минор для флейты с оркестром соч.10 № 2.

2.Мультимедийная презентация(портреты поэтов, цитаты, иллюстрации к стихотворениям М.Ю.Лермонтова «Тучи» и И.А.Куратова «Усть-Сысольск» и «Прощание».



В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах. Первая группа работает по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Вторая группа работает по творчеству И.А.Куратова.





Ход урока.



1.Вступительное слово учителя. (Информационный ввод учителя и целеполагание).

На доске(на экране)не случайно 2 портрета: М.Ю.Лермонтова и И.А.Куратова. На примере поэзии М.Ю.Лермонтова и И.А.Куратова мы будем говорить о связи русской литературы с коми литературой. Познакомимся с творчеством И.А. Куратова – первого коми писателя. Немного расширим наши знания о биографии М.Ю.Лермонтова. И самое главное. Мы будем говорить о том, что судьбы М.Ю.Лермонтова и И.А.Куратова во многом схожи и творчество их во многом перекликается, что среди коми поэтов есть такие же знаменитости, как и в русской литературе.

2. Из уроков по биографии М.Ю.Лермонтова мы знаем, что в 1840 году Лермонтов за дуэль снова был сослан на Кавказ, где щла война. Царь распорядился назначить Лермонтова в такой полк, который находился на самом опасном участке войны и нёс огромные потери. Лермонтов понимал, что его посылают на верную смерть. А к этому времени он был уже знаменитым поэтом, о нём писали критики. Спорили читатели. Военная служба тяготила поэта. Он мечтал выйти в отставку и целиком отдаться литературной работе. Он просил бабушку походатайствовать перед начальством об отставке. Но в Петербурге не соглашались. Единственное, что удалось, -это выхлопотать отпуск Лермонтова для приезда в Петербург.

(Сообщение учащихся):

14 января 1841 года М.Ю.Лермонтов последний раз посетил Петербург. Прожив некоторое время в Петербурге, поэт убедился, что вокруг него плетётся хитрая интрига. Что враги – враги и что друзья не в силах помочь. Он бывает в доме Карамзиных, у В.Одоевского, в других домах. А 11 апреля Лермонтов получил предписание(приказ) оставить столицу в 48 часов. Это было распоряжение самого Николая первого. А 12 апреля М.Ю.Лермонтов и его друзья собрались у Карамзиных для проводов Лермонтова. «Тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом, написал стихотворение «Тучи»:

«Тучки небесные, вечные странники…»

Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочёл его. Когда он кончил, глаза были влажные от слёз».

Перед отъездом встретился М.Ю.Лермонтов с поэтессой Евдокией Петровной Ростопчиной, она вспоминает:

О! Живо помню я тот грустный вечер,

Когда его мы вместе провожали,

Когда ему желали дружно мы

Счастливый путь, счастливейший возврат,

Как он тогда, предчувствием невольным

Нас испугал! Как нехотя, как скорбно

Прощался он! Как верно сердце в нём

Недоброе, тоскуя, предвещало!



М.Ю.Лермонтов вынужден уехать из Петербурга.



Чтение стихотворения «Тучи».

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.



Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?



Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.



Учитель:

Мы сегодня знакомимся с первым коми поэтом И.А.Куратовым. Кто он?

Сообщение учащегося:

Иван Алексеевич Куратов (1839-18750) – основоположник коми литературы и коми литературного языка, первый коми поэт-демократ по праву является национальной гордостью своего народа. Он был не только поэтом, но и учёным-философом, общественным деятелем, лингвистом, исследователем устного творчества и истории коми народа. Он перевёл на родной язык стихотворения Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Огарёва, басни Крылова, произведения классиков зарубежной литературы, античных поэтов.

И.А.Куратов родился 19 июня 1839 года в селе Куратове(в селе Кибра) Сысольского уезда в семье дьякона. Ему шёл шестой год, когда умер отец и на руках матери осталось девять детей, из которых будущий поэт был самым младшим.

В одиннадцать лет Иван Куратов поступил в Яренское духовное училище. Тяжело приходилось ему в бурсе. Он, приехавший из глухого зырянского села, плохо знал русский язык, а занятия велись исключительно на русском языке. Трудно приходилось ему и материально…Много лет спустя в одном из своих стихотворений он вспоминает об этих годах как исключительно голодных и тяжёлых.

Ест меня тоска лихая!

Вновь былое вспоминая,

Вижу лишь невзгоды,-

Тягостные годы!

Март на улице ненастный,

Я иду дрожа, несчастный,

В школу босиком.

А вернувшись в дом,

С голодухи пропадаю

Хлеба нет – слюну глотаю…

(Перевёл П.Семынин).

В 1854 году И.Куратов окончил духовное училище и был переведён в Вологодскую духовную семинарию. В стенах семинарии Иван Алексеевич со всей серьёзностью отдался литературе. Он знакомится с произведениями В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А.Добролюбова. Поэт раз и навсегда избирает для себя путь служения народу, отказывается от карьеры церковнослужителя…

Наиболее плодотворным периодом творчества Куратова были годы жизни в Усть-Сысольске, куда он был направлен учителем.

Жизнь простых людей, полная невзгод и унижения, не перестаёт волновать поэта. С особой силой проявилась его гражданская позиция в стихах «Тьма», «Самсон», «Усть-Сысольск», в поэме «Яг-Морт» и других произведениях.

Независимый характер Куратова, его общение с политическими ссыльными, смелые стихи и едкие эпиграммы, направленные против усть-сысольских чиновников и духовенства, привели к тому, что поэт был вынужден оставить родной город и последние десять лет своей жизни провести в Средней Азии. Но и там, в Средней Азии, И.А.Куратов оставался безупречно честным, мужественным и принципиальным человеком.

И.А.Куратов умер в городе Верном (ныне Алма-Ата) 29 ноября 1875года.



Учитель:

Главная тема творчества И.А.Куратова – тема Родины, народа и крестьянства. Перед чтением стихотворения И.Куратова на коми языке я хочу прочитать высказывание Н.И.Надеждина бывшего редактора журнала «Телескоп», отбывавшего ссылку в Усть-Сысольске, которые могут стать эпиграфом : «…зырянский язык…так сладкозвучен, так богат, так живописен…».

(Чтение учителем стих-я И.А.Куратова на коми языке «Коми речь! Терпи, родная….»)



Коми кыв! Тэд раммывлыны Коми речь! Терпи, родная,

Ковмас. Пондам виршъяс кыны, Буду вирши петь, слагая.

Вирщлöн, мичаджык тай сер; У стихов узор милей, Вирш оз дöзмод, кыдзи проза. Проза как-то тяжелей…

Сулав! Он рифма сырйöн Ну-ка, рифмою крылатой Виршöс сыръялам и зырйöн Свяжем строчки да лопатой Ывла вылö шыбитлам Перекинем за ворота Лэптасö код, видзöдлам… Может, их поднимет кто-то…



Коми кыв пö усьöм улö, Говорят, язык мой дик: Коми кыв пö кутшöм кыв! «Ну, какой же он язык! Оз кö талун, аски кулö – Чахнет не успев развиться Бур морт комиöн оз сьыв… Кто же петь на нем решится?.. »

Кодi коми, кодi роч, Коми так иль русский скажет,- А оз петкöд серам шоч… Глупость лишь свою покажет! Учитель : Всё творчество И.А.Куратова раскрывает заботы о коми народе. Независимый характер поэта, близость к простому народу, дружба с политически неблагонадёжными людьми, его резкие эпиграммы вызывают недовольство со стороны местных властей. Докладчик уже сказал, что эта обстановка постоянной слежки, доносы, гонения с ожиданием новых преследований стала невыносимой для И,А.Куратова. Он вынужден уехать из Усть-Сысольска. Незадолго до отъезда поэт написал стихотворение «Усть-Сысольск», в котором он выразил переживания и настроение, охватившие его перед разлукой с родным краем.

(Чтение стихотворения «Усть-Сысольск»)



«Усть-Сысольск» Город пошлый, город грязный! Заместил твои концы Сброд какой-то безобразный, Подлецы все да глупцы ! Из грязи без сквернословья Ног не вынешь ! Пять домов, Храм один, а все сословья Ходят в двадцать кабаков ! Не дотронешься рукою, Словно ты харчок, нечист…, Над большою, над рекою Стал ты мал и неказист ! На твоих домах старинных Гриб растёт, и шаг так скользк На мостах твоих бесчинных… Это - баба Усть-Сысольск !





Кто имеет лоб свой уже, Чем Левицкий, дух – подлей? Кто растёт ещё не хуже, Кто не лучше бьёт людей? Кто, болван, сожмёт в охапке Брюхо Борьки? Кто, наглец, Пред Епальским станет в шапке, Не краснея, наконец? Ты не гнул воловьей шеи Пред наукой и умом, Строил им всегда траншеи, Скотским их давил ярмом. Ты, уж всем известно, сплетник Препрославленный! Будь Директор иль Советник Неотставленный! Как собака ты порою Погрязай в рутине вечной В ноги кинешься Город сплетен и клевет!, А добряки, так уж лисою Град пустынный, град увечный, К ним придвинешься… Град – презрения предмет! 1865 г.

Учитель: Стихотворение «Усть-Сысольск» - памфлет. В словаре Ожегова «памфлет»- злободневное, острое сочинение обличительного характера. Это сатира против мещанского быта, полицейского произвола. Сатира на гонителей науки и просвещения, невежественных чиновников. Родной город он называет «град презренья». Нет! Он презирает не город, а чиновничество, правящую верхушку, те враждебные реакционные силы, которые заставляют поэта навсегда покинуть родину. А родной город он любит и жалеет. Это мы видим в стихотворении «Прощание».

(Чтение учеником стихотворения «Прощание».) «Прощание». Ещё недавно я бранил Родной свой город, говорил: « Отсюда вынесете ль, черти, Меня до нежеланной смерти?» Но обошлося без чертей, Приказ дан выехать скорей, Да что так скоро? Может статься, Мне кой с кем надо распрощаться. Один, другой, десятый тут Мне в голову сейчас идут. Неужели с ними навсегда я Прощаюсь, ныне уезжая? Мне дорог день, мне дорог час, Друзья, когда я вижу вас! Врагов, и тех уж почему-то Мне стало жаль покинуть круто… Их не увижу боле я! А ты, зыряночка моя, Неужли горем пораженный Я буду только в грёзе сонной Твой образ видеть? Так угас Мой день! Будь проклят ты, приказ! Учитель: -Что испытывает человек при прощании? (Грусть, тревогу, отчаяние, боль). Поэт окидывает взором всё то, что вынужден оставить. Он воссоздает в памяти образы друзей, острая печаль проникает в его сердце при мысли о любимой зыряночке, которую будет видеть лишь «в грёзе сонной». Жизнь в Усть-Сысольске, несмотря на все злоключени кажется ему теперь ясным днём, угасшим для него. В октябре 1865 года И.Куратов выехал в Казань с чувством глубокой скорби, проклиная приказ, разлучавший его с любимой родиной, со своим народом. Его не обмануло предчувствие, что никогда уже ему не удастся снова увидеть родные места.

Учитель: Посмотрите на доску, где записаны слова, которые характеризуют ту обстановку, в которой жили М.Ю.Лермонтов и И.А.Куратов, которая заставила их уехать из родных мест.

М.Ю.Лермонтов: И.А.Куратов: Злоба Доносы зависть слежка клевета сплетни интриги клевета сплетни злоба Учитель : Мы знаем, что особенностью лирических произведений является то, что в них отражаются мысли, чувства поэта. Даже если мы ничего не знаем о человеке, написавшем «Тучи» или «Прощание», и об обстановке, в каких они были созданы, мы всё равно в этих стихотворениях увидели бы судьбу, характер и душу человека, который его создал.

Работа в группах над стихотворениями.( СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ) Сопоставление стих-й М.Ю.Лермонтова(1-я группа) и И.А.Куратова(2-я группа). Вопросы по содержанию. Художественные средства в стих-и« Тучи»(3-я группа) и в стих-и «Прощание»(3-я группа).

М.Ю.Лермонтов «Тучи» И.А.Куратов «Прощание» -Какое чувство возникает у вас при чтении этих стихотворений? Какая интонация этих стих-й? (Ответы уч-ся по стих-ю М.Лермонтова и по стих-ю И.Куратова. Общий вывод: ( грустное, печальное, ощущение одиночества, страдания, тяжесть от расставания, боль). -Откуда эта грусть, это ощущение одиночества и страдания? -Причины отъезда? По своей ли воле? (Стих-я написаны о себе..Мы уже сегодня говорили о том, что в жизни этих поэтов произошло). -Какие слова наводят на размышление о грусти? (находим опорные слова) «тучки, как я же изгнанники» «прощаюсь навсегда» «жаль покинуть» «тучки- странники» «мне надо распрощаться» Странники-люди, которые не имеют крова, родного очага. -Что общего и в чём различие в судьбе поэта (М.Лермонтова) и тучек? (И тучи, и поэт вынуждены расстаться с родной стороной, с «милым севером») -К кому относится слово изгнанники? ( И к тучам, и к поэту. Поэт чувствует себя изгнанником. Но поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: чувство одиночества, тоски и любви к оставляемой им родине.) -Почему стихотворение называется «Прощание»? (Поэт вынужден прощаться с друзьями, с любимой, которую будет лишь видеть в «грёз сонной», прощание с родиной, с родными.) Учитель: Только тот, кто любит так родину, может чувствовать горечь изгнания так же глубоко, как переживали её оба поэта. Да! Они страдают, они гонимы, они не свободны. Но и у Лермонтова, и у Куратова есть высшая ценность на земле – чувство Родины. Они горячо любят свою родину и страдают в разлуке с ней.









А теперь заглянем в творческую лабораторию поэтов. -Какие художественные приёмы используют поэты в своих произведениях? (ответы группы 3 и 4).





Стилистические приёмы Стихотворение «Тучи» Стихотворение «Прощание»
1.Эпитеты «Вечные странники», «зависть тайная», «злоба открытая»… «Родной город», «нежеланная смерть»…
2.Метафоры «Степью лазурною»… «Угас день»…
3.Сравнения «Мчитесь вы, будто как я же изгнанники»..
4.Риторические вопросы «Кто же вас гонит? Судьбы ли решение?» «Да что так скоро?»
5.Риторические восклицания Тучки небесные, вечные странники! «Их не увижу боле я!»
6.Разговорная лексика Злоба, милый, гонит Бранил, черти, кой с кем, будь проклят…
7 .Слова книжного стиля Судьба, клевета, нивы, родина, зависть, страсть Угас, в грёзе, поражённый, ныне….
8.Олицетворение Мчитесь вы, вам наскучили нивы, вечно свободные Будь проклят ты, приказ.


Учитель: Наблюдая над художественными средствами, мы увидели, что и И.Куратов, и М.Лермонтов используют их для раскрытия внутренних переживаний героев, что оба поэта обладают безупречным поэтическим чутьём. Вывод по уроку: На примере творчества И.А.Куратова мы увидели, что среди коми поэтов есть такие же знаменитости, как и в русской литературе. Куратов на такой же высоте, как и М.Лермонтов, что судьба их во многом схожа и творчество во многом перекликается. «У нас одна душа, одни и те же муки». Синквей: Сущ-ное(1) Прощание Прилаг-е(2) Нежелательное, страдающее. Глаголы(3 ) Не хочет уезжать Категория состояния Я люблю родину, Я очень люблю родину. Итог ?

Дом. задание: Мини-сочинение. Как можно пояснить эти строки: «У нас одна душа, одни и те же муки». На примере творчества М.Лермонтова и И.Куратова. Приложения:










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по теме «У нас одна душа, одни и те же мысли!»

Автор: Первушина Валентина Ивановна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Разработка открытого урока по самопознанию в 7 классе по теме "Внутренний мир человека""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_otkrytogho_uroka_po_samopoznaniiu_v_7_klassie_po_tiemie_vnutriennii_m"
    ["file_id"] => string(6) "469212"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1526105944"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Полифония в музыке Баха" (конспект урока и презентация). "
    ["seo_title"] => string(60) "polifoniia-v-muzykie-bakha-konspiekt-uroka-i-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "104104"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402667837"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературного чтения по теме: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieraturnogho_chtieniia_po_tiemie_n_a_niekrasov_diedushka_maza"
    ["file_id"] => string(6) "382394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485091758"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Интегрированный урок по литературе в 10 классе Тема: «Природа и человек» "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-litieraturie-v-10-klassie-tiema-priroda-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "230454"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442148232"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства