Поурочный план по самопознанию
Класс:7а,б Урок№4
Тема урока: «Внутренний мир человека»
Цель: раскрытие значения понятия «внешняя красота» и «внутренний мир человека», формировать понимание значимости качеств доброжелательности, честности, милосердия, бескорыстной любви, спокойствия и терпения, развитие умения проявлять честность, порядочность, справедливость, ответственность в мыслях, словах и поступках, воспитывать стремление соблюдать нравственные нормы в мыслях, словах, поступках, обогащать и развивать свой внутренний мир.
Ресурсы:(материалы, источники)
Ход урока:
Орг.момент. Приветствие.
Позитивный настрой. Концентрация на свете.
Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Закройте, пожалуйста глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди.В середине груди находится бутон цветка. И под лучами солнца бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Медленно опускается вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам. Уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз. Глаза будут смотреть только на хорошее и видеть только хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в свете…Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя…
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
- что вы чувствовали во время позитивного настроя?
- Удалось ли ощутить свет?
- Удалось ли послать свет родным и близким?
- Удалось ли послать свет людям, с которыми у вас временное недопонимание, конфликты?
Проверка опережающего домашнего задания.
Размышления О.Хайама «О красоте лица» (учебник, страница 16)
Важно ли быть внешне привлекательными?
Можно ли судить о человеке по его внешним данным?
Примечания
4. Позитивное высказывание (цитата).
Добро убеждает нас, только если его осветит красота
М. Пришвин
В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А.П.Чехов
Русский писатель
Как вы понимаете это высказывание?
Повторить цитату с детьми.
5. Рассказывание истории. Подарок.
– Сегодня на уроке мне бы хотелось рассказать одну историю.
В одном доме жили две девочки-подружки – Алена и Даша. Алена считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.
Даша же была девочкой скромной, стеснительной.
Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.
Алена собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:
– Вам помочь?
– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.
Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.
– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.
«Какая же она красивая, я намного красивее ее», – подумала Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:
– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?
– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от сердца, – ответил дедушка.
Вопросы для беседы.
- Как вы считаете, которую из двух девочек можно считать красивой? Почему?
- О какой красоте говорил дедушка?
- А где живет эта красота?
- Обратите внимание на цитату нашего урока. (Хором повторить).
- Какого человека, по-вашему, можно назвать по-настоящему красивым?
- С кем приятнее находиться рядом: с внешне красивым, но равнодушным человеком, или внешне неприметным, но добрым, чутким, заботливым? Приведите примеры из жизни.
Обсуждения детей.
Показ ролика «Одна смерть спасла миллионы жизней»
Обсуждение.
- красивая ли душа у этой девочки?
- какие качества этой маленькой девочки показывают на «красоту души»?
Где живет красота Рейчл? (В её душе, и в сердцах людей)
6. Творческая деятельность.
1 группа. Сочинить стихотворение по двум строчкам.
Что такое красота
______________________________
У каждого она своя
2 группа.
Составить портрет(модель красивого человека)
3 группа.
Выделить качества, характеризующего человека с красивой душой.
7. Групповое пение.
«Об истиной красоте»
8. Домашнее задание.
Написат эссе на тему « Расскажу о красивом человеке».
"Что есть красота души?"
9. Заключительная минута тишины. Музыкальная композиция “Хрустальная грусть”.
Учитель предлагает учащимся сесть на свои места и закрыть глаза. Под тихую, красивую мелодию детям предлагается вспомнить все то, о чем говорилось на уроке и сохранить все хорошее в своем сердце.
И поблагодарив детей за участие закончить урок.