kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится по литературному чтению в 3 классе  УМК "Школа России"

Ход урока:

 Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Ребята! Сегодня на уроке у нас групповая форма работы. Мы будем (читают) 

  • вспоминать,
  • предполагать,
  • слушать,
  • читать,
  • думать,
  • представлять
  • и при всем этом …. улыбаться.

А если у нас будет хорошее настроение, тогда нам будет все по плечу! (Это и будет наш план работы )

- Вспомним правила работы в группах. (слушать, думать,  не выкрикивать   и  не перебивать)

 Мотивация.

В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко

1 слайд читают про себя, затем вслух) Слайд 2

Берегите  эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Коллективное плавное чтение.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор Евтушенко? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому? (конечно, нет)

На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.

-На прошлом уроке мы  познакомились с творчеством одного такого писателя -  это   Н.А. Некрасов.   Сам он человек добрый и герои его произведений отличаются тем же.

Слайд 3   портрет

 Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

-Давайте вспомним стихотворение, которое читали дома.

Проверка д/з: выразительное чтение ( 3 ученика)

Какую тему затрагивает автор?

(тема природы, бережное отношение к ней)

-А что из жизни автора вы знаете?

(Репродуктивный метод)

-Есть очень интересная история написания одного такого произведения.

-Сегодня нам предоставляется возможность с ним познакомиться.

(рассказывает учитель) слайд 4

– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его  спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни.

Н.А. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал --?. Прочитайте в учебнике. (Дедушка Мазай и зайцы)

  (Прием «Подводящий диалог»)

- Итак, определим тему урока. Н.А.Некрасов «Дедушка  Мазай и зайцы)

-Какую цель поставим ?

 1.Познакомиться со стихотворением.

2.Узнать, кто такой Дедушка Мазай?

5 слайд -Можете еще до чтения сказать, о чем будет текст?

-В какое время года могут происходить эти события?

-Что происходит с реками весной?

-Кто знает, как называется такое явление? (половодье)

Слайд7      Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».

С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).

-Ребята, мы сейчас узнали что такое половодье. Это страшное природное явление.

Как чувствуют себя животные во время половодья? (страдают)

Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.

Как думаете, как проявляет себя главный герой в этой ситуации?

(спасает, помогает животным)

-Вспомните рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? 

Слайд8 -У охотника должно быть ружье! Но я его не видела на иллюстрации?

-Какое противоречие вы заметили?

-Какой у вас возник вопрос?

?! Проблемная ситуация.

Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?

-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремится прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается?

-На этот вопрос нам и предстоит ответить.

Первичное восприятие текста

Я предлагаю прослушать текст стихотворения, следя по учебнику.

(Прослушивание записи «Дедушка Мазай и зайцы»)

-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев)

-Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да)

Физминутка

-Какие слова для вас непонятны?

Т. К. стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые

требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун, гинут

Проверим результат вашей поисковой деятельности.

(слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговаривается значение слов)

Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.

Теперь нам намного легче будет предполагать, представлять.

 Открытие  тайны

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова?

 - Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.)

- От чьего лица ведется рассказ?(От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.

  -Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения

-Давайте попробуем вжиться в роль деда Мазая и вместе с ним отправимся за дровами

Тайна человеческого сердца

- Попробуем  прикоснуться к тайне дедушки Мазая?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам?

- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…)

-Жалко ли вам зайчиху? Почему?(  ей было тяжелее других)

- Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…)

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)

- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?

- Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.

- Какие слова он им сказал на прощанье? Почему? (С Богом!)

- Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?

- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? Каким был человеком Дедушка Мазай? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

Образное рисование.

-Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая

Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами, наклейте то, что считаете нужным)

Добрый, грустный,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник - не убивает, а спасает животных;злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи. ( Дети представляют свою работу)

Подведем итог нашей работы.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?

(Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью)

-Как автор относится к Деду Мазаю?

Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он тоже любит животных.

Что еще нового вы узнали?

-Что такое половодье?

-Значение трудных слов.

-Познакомились с репродукцией картины

Как бы вы поступили на месте главного героя?

-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?

 Закрепление. Применение нового знания.

Тест – игра

Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.

« Найдите ошибки в строках».

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней в кустах (в реке) очутились.
Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились…

Самопроверка

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Выучить отрывок наизусть.

 Рефлексия.

У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого.

Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.

Серый заяц – считаю, что не все получилось, но я готов стараться на следующем уроке.  (Наклеить в лодку)

Добрые пожелания. Я думаю, если вы окажитесь в такой ситуации, как д.Мазай, то поступите так же.

Судя по тому, каких зайцев вы посадили в лодку, я могу сделать вывод, что вам сегодня все удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели.  Молодцы!

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"»

Конспект урока на тему

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»







Ход урока:

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.


Ребята! Сегодня на уроке у нас групповая форма работы. Мы будем (читают) 

  • вспоминать,

  • предполагать,

  • слушать,

  • читать,

  • думать,

  • представлять

  • и при всем этом …. улыбаться.

А если у нас будет хорошее настроение, тогда нам будет все по плечу! (Это и будет наш план работы )


- Вспомним правила работы в группах. (слушать, думать, не выкрикивать и не перебивать)













Мотивация.

В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко

1 слайд читают про себя, затем вслух) Слайд 2

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Коллективное плавное чтение.

- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)

- К чему призывает автор Евтушенко? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)

Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому? (конечно, нет)

На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.

-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством одного такого писателя - это Н.А. Некрасов. Сам он человек добрый и герои его произведений отличаются тем же.

Слайд 3 портрет

Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)

-Давайте вспомним стихотворение, которое читали дома.

Проверка д/з: выразительное чтение ( 3 ученика)

Какую тему затрагивает автор?

(тема природы, бережное отношение к ней)

-А что из жизни автора вы знаете?

(Репродуктивный метод)

-Есть очень интересная история написания одного такого произведения.

-Сегодня нам предоставляется возможность с ним познакомиться.

(рассказывает учитель) слайд 4

– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его  спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни.

Н.А. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал ---------?. Прочитайте в учебнике. (Дедушка Мазай и зайцы)

  (Прием «Подводящий диалог»)

- Итак, определим тему урока. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы)

-Какую цель поставим ?

1.Познакомиться со стихотворением.

2.Узнать, кто такой Дедушка Мазай?

5 слайд -Можете еще до чтения сказать, о чем будет текст?

-В какое время года могут происходить эти события?

-Что происходит с реками весной?

-Кто знает, как называется такое явление? (половодье)

Слайд7  Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».

С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).

-Ребята, мы сейчас узнали что такое половодье. Это страшное природное явление.

Как чувствуют себя животные во время половодья? (страдают)



Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.

Как думаете, как проявляет себя главный герой в этой ситуации?

(спасает, помогает животным)

-Вспомните рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю? 

Слайд8 -У охотника должно быть ружье! Но я его не видела на иллюстрации?

-Какое противоречие вы заметили?

-Какой у вас возник вопрос?

?! Проблемная ситуация.

Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?

-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремится прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается?

-На этот вопрос нам и предстоит ответить.

Первичное восприятие текста

Я предлагаю прослушать текст стихотворения, следя по учебнику.

(Прослушивание записи «Дедушка Мазай и зайцы»)

-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев)

-Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да)

Физминутка

-Какие слова для вас непонятны?

Т. К. стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые

требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун, гинут

Проверим результат вашей поисковой деятельности.

(слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговаривается значение слов)

Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.

Теперь нам намного легче будет предполагать, представлять.

Открытие тайны

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)

-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова?

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.)

- От чьего лица ведется рассказ?(От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.

-Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения



-Давайте попробуем вжиться в роль деда Мазая и вместе с ним отправимся за дровами



Тайна человеческого сердца

- Попробуем прикоснуться к тайне дедушки Мазая?

– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам?

- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…)

-Жалко ли вам зайчиху? Почему?( ей было тяжелее других)

- Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…)

– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)

- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?

- Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.

- Какие слова он им сказал на прощанье? Почему? (С Богом!)

- Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?

- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? Каким был человеком Дедушка Мазай? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).



Образное рисование.

-Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая



Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами, наклейте то, что считаете нужным)

Добрый, грустный ,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник - не убивает, а спасает животных;злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи. ( Дети представляют свою работу)

Подведем итог нашей работы.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?

(Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью)

-Как автор относится к Деду Мазаю?

Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он тоже любит животных.

Что еще нового вы узнали?

-Что такое половодье?

-Значение трудных слов.

-Познакомились с репродукцией картины

Как бы вы поступили на месте главного героя?

-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?



Закрепление. Применение нового знания.



Тест – игра

Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.

« Найдите ошибки в строках».

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы 
граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда 
босая (косая),
Весь 
городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, 
мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится 
лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней 
в кустах (в реке) очутились.
Тут мои 
кролики (зайчики) точно сбесились…

Самопроверка

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения.

Выучить отрывок наизусть.

Рефлексия.

У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого.

Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.

Серый заяц – считаю, что не все получилось, но я готов стараться на следующем уроке. (Наклеить в лодку)

Добрые пожелания. Я думаю, если вы окажитесь в такой ситуации, как д.Мазай, то поступите так же.

Судя по тому , каких зайцев вы посадили в лодку, я могу сделать вывод, что вам сегодня все удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения по теме: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Автор: Обабкина Ольга Алексеевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382394

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства