Данный урок проводится по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России"
Ход урока:
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Ребята! Сегодня на уроке у нас групповая форма работы. Мы будем (читают)
- вспоминать,
- предполагать,
- слушать,
- читать,
- думать,
- представлять
- и при всем этом …. улыбаться.
А если у нас будет хорошее настроение, тогда нам будет все по плечу! (Это и будет наш план работы )
- Вспомним правила работы в группах. (слушать, думать, не выкрикивать и не перебивать)
Мотивация.
В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко
1 слайд читают про себя, затем вслух) Слайд 2
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Коллективное плавное чтение.
- Как вы понимаете эти строки? (Ответы детей.)
- О каких зверях внутри нас говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень.)
- К чему призывает автор Евтушенко? (Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает.)
Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому? (конечно, нет)
На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
-На прошлом уроке мы познакомились с творчеством одного такого писателя - это Н.А. Некрасов. Сам он человек добрый и герои его произведений отличаются тем же.
Слайд 3 портрет
Актуализация знаний (что ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме)
-Давайте вспомним стихотворение, которое читали дома.
Проверка д/з: выразительное чтение ( 3 ученика)
Какую тему затрагивает автор?
(тема природы, бережное отношение к ней)
-А что из жизни автора вы знаете?
(Репродуктивный метод)
-Есть очень интересная история написания одного такого произведения.
-Сегодня нам предоставляется возможность с ним познакомиться.
(рассказывает учитель) слайд 4
– В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий, добрый человек. Влюбленный в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, ее так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зеленая деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошел сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об одном интересном случае из своей жизни.
Н.А. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал --?. Прочитайте в учебнике. (Дедушка Мазай и зайцы)
(Прием «Подводящий диалог»)
- Итак, определим тему урока. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы)
-Какую цель поставим ?
1.Познакомиться со стихотворением.
2.Узнать, кто такой Дедушка Мазай?
5 слайд -Можете еще до чтения сказать, о чем будет текст?
-В какое время года могут происходить эти события?
-Что происходит с реками весной?
-Кто знает, как называется такое явление? (половодье)
Слайд7 Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.
Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».
С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).
-Ребята, мы сейчас узнали что такое половодье. Это страшное природное явление.
Как чувствуют себя животные во время половодья? (страдают)
Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.
Как думаете, как проявляет себя главный герой в этой ситуации?
(спасает, помогает животным)
-Вспомните рассказ, зачем приезжал Некрасов в деревню к дедушке Мазаю?
Слайд8 -У охотника должно быть ружье! Но я его не видела на иллюстрации?
-Какое противоречие вы заметили?
-Какой у вас возник вопрос?
?! Проблемная ситуация.
Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайчат во время половодья?
-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремится прийти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается?
-На этот вопрос нам и предстоит ответить.
Первичное восприятие текста
Я предлагаю прослушать текст стихотворения, следя по учебнику.
(Прослушивание записи «Дедушка Мазай и зайцы»)
-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении? (Больше всего тронуло то, что охотник не убивал, а спасал зайцев)
-Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения? (Да)
Физминутка
-Какие слова для вас непонятны?
Т. К. стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые
требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун, гинут
Проверим результат вашей поисковой деятельности.
(слова прочитываются вслух, по группам, ставится ударение, проговаривается значение слов)
Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.
Теперь нам намного легче будет предполагать, представлять.
Открытие тайны
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)
-В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова?
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он их собирал.)
- От чьего лица ведется рассказ?(От лица рассказчика - охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.
-Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения
-Давайте попробуем вжиться в роль деда Мазая и вместе с ним отправимся за дровами
Тайна человеческого сердца
- Попробуем прикоснуться к тайне дедушки Мазая?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам?
- Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев?(купчиха, горемыка…)
-Жалко ли вам зайчиху? Почему?( ей было тяжелее других)
- Как размещались зайцы на бревне? ( сидя, и стоя, и лёжа пластом…)
– Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и этих зайцев спас.)
- Только ли ради потехи «прокатил он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)
- Как отнеслись односельчане к находке Мазая?
- Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.
- Какие слова он им сказал на прощанье? Почему? (С Богом!)
- Удалось ли нам прикоснуться к тайне дедушки Мазая?
- О какой тайне человеческой души поведал нам Некрасов? Каким был человеком Дедушка Мазай? (Удивительным охотником, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).
Образное рисование.
-Каждый из вас по-разному воспринял образ дедушки Мазая
Я предлагаю выделить те человеческие качества, которые относятся к деду Мазаю. ( на столах лежат листы со словами, наклейте то, что считаете нужным)
Добрый, грустный,одинокий, свою любовь дарит окружающим, веселый, не любит природу, сильный, осторожный, жадный, удивительный охотник - не убивает, а спасает животных;злой, не любит животных, общительный, скучный, обостренное чувство совести и ответственности за тех, кто слабее или нуждается в помощи. ( Дети представляют свою работу)
Подведем итог нашей работы.
С каким произведением мы сегодня познакомились?
Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?
(Удивительный охотник - любит природу, с нежностью относится ко всему живому, приходит на помощь тем, кто слабее или в ней нуждается, отличается душевной щедростью)
-Как автор относится к Деду Мазаю?
Автор ласково называет его не дедом, а дедушкой, и все потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по человечески. Как и Мазай, он тоже любит животных.
Что еще нового вы узнали?
-Что такое половодье?
-Значение трудных слов.
-Познакомились с репродукцией картины
Как бы вы поступили на месте главного героя?
-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?
Закрепление. Применение нового знания.
Тест – игра
Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.
« Найдите ошибки в строках».
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы граблями (силками) ее не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится лосиха (зайчиха);
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней в кустах (в реке) очутились.
Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились…
Самопроверка
Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения.
Выучить отрывок наизусть.
Рефлексия.
У каждого обучающегося на столе трафареты зайцев 2-х цветов белого и серого.
Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.
Серый заяц – считаю, что не все получилось, но я готов стараться на следующем уроке. (Наклеить в лодку)
Добрые пожелания. Я думаю, если вы окажитесь в такой ситуации, как д.Мазай, то поступите так же.
Судя по тому, каких зайцев вы посадили в лодку, я могу сделать вывод, что вам сегодня все удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!