kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературе "Зима в стихах и музыке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Установление на конкретных образцах связи между видами искусств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе "Зима в стихах и музыке"»

Тема: Зима в стихах, музыке.

Цель:

  1. Установление на конкретных образцах связи между видами искусств;

  2. Развитие устной речи, развитие наблюдательности, развитие навыков выразительного чтения;

  3. Привитие любви к природе, воспитание чувства любви к поэзии.

Оборудование: сборник стихов Брюсова, Пастернака; музыка Чайковского, видеосюжет.

Ход урока.

Слово учителя.

Сегодня мы с вами, ребята, будем говорить о зиме, о том, как писали о ней поэты, композиторы.

Зима… За этим словом стоят три месяца: декабрь, январь, февраль. Порой мы не задумываемся, что означают такие для нас привычные слова, как «декабрь», «январь», «февраль». Почему они так названы? Послушаем сообщения о 3 месяцах года. (Сообщения учащихся).

- А что же означает само слово зима? Обратимся к истокам этого слова и заглянем в этимологический словарь. Зима – общеслав. индоевр. характера. Образовано, вероятно, с помощью суф- ma от глагола o`hei «лить» (о дожде). Ср. греч. cheo – «лью», cheima – «зима, буря». Первоначальное значение, очевидно, время дождей. Значение «снег» у родственных слов (греч, арм), в таком случае является вторичным, так же как и значение «время снега» у слова зима. (Из этимологического словаря).

- А какие однокоренные слова можно подобрать к слову зима? К какому словарю нам обратиться? (Работа со словообразовательным словарем ).

Запись в тетрадях: (на доске)
1. Зима – зи`м-ушк-а
зи`м-н-ий
зи`м-ник
зимо`й — наречие
зимо`ю — наречие
о`зи̅мь — озимый
пред – зи`м-н-ий
зим-ова`-ть зимовка-к-а
зимо`вочный
зимов-щик
за-зимова`ть
пере-зимова`ть
про-зимова`ть
зим-о-стойкий зимостойкость.





2. Словарная работа.

зи`мник – 1. Дорога, проложенная прямо по снегу для езды зимой;

зимова`ть - проводить где-нибудь зиму, жить где-нибудь зимой;

зимо`вка – 1. см. зимовать. 2 место, помещение, где зимуют люди;

зимо`вник – зимнее помещение для животных, проводящих лето на пастбищах;

зимо`вщик – человек, который находится где-нибудь на зимовке вдали от населенных мест;

зимовье – 1. То, что зимовка; 2. Место , где зимуют животные, рыбы;

зимосто`йкий – то же, что зимоустойчивый;

зимоустойчивый – о растениях: способный переносить зимние холода;

зазимовать – остаться зимовать.

- Вот когда мы говорим зима, что возникает перед глазами у вас?

- Каждое время года по-своему красиво, привлекает наше внимание, иногда любуемся природой, иногда грустим оттого, что происходят изменения в природе. А поэты свои чувства, переживания доносят нам в своих стихотворениях. Вот как пишет о зиме Валерий Яковлевич Брюсов в стихотворении «Первый снег».

Вопросы после прочтения стихотворения:

  1. Выпал первый снег. И что случилось с миром?

  2. Найдите слова волшебства.

  3. Пробуем разгадать, что объединяет зиму и волшебство?

- Этот новый волшебный мир у Брюсова серебряный от земли до неба.

Найдите эти строки. Соберем чувства этого стихотворения и выразим в чтении.

( Ученик читает стихотворение Брюсова).

- У Пушкина было зимнее утро, у Брюсова – зимний день, а у Пастернака – зимняя ночь. Послушаем стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака « Зимняя ночь».

- Вновь взгляд из окна, как у Пушкина. Свеча. Что символизирует свеча?

- А что происходит за окном?

- Какие изобразительно- выразительные средства языка использует поэт?

- Все не так безмятежно и радостно, и волшебно, как у Пушкина, как у Брюсова. Зима, снег – повод не к веселью, а скорее к раздумью. Вот и прочитаем это стихотворение с раздумьем. (Ученики читают стихотворения Пастернака « Зимняя ночь».)

- Снег для Пастернака это гораздо больше, чем природное явление. Прочитаю еще одно стихотворение Пастернака о снеге « Снег идет».

- Какое здесь главное слово, главное состояние ?

- Что же движется?

Звездочки, герань – за окно, небо – на землю. Все в кружении, все полете, даже ступени – то, что вообще двигаться не может. И только снег – сверху вниз. Как неостановимое время.

(Ученики находят и читают строки о времени).

- Мы живем из дня в день, не замечая, хода времени; но вот пошел снег, и поэт услышал, и увидел ход дней, лет. Это стихотворение не будем читать снова, а послушаем, как другой художник услышал и понял его. Петр Ильич Чайковский. Произведение « Времена года ». Музыкальный фрагмент « Зима ».

« Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?» (Учащиеся рассказывают).

- Посмотрите видеосюжеты о зиме. Знакомые места? Как можно озаглавить этот сюжет.

- Остановитесь, посмотрите вокруг, слушайте музыку природы, почувствуйте радость оттого, что вы живете на земле. В разные времена года можно увидеть интересное и прекрасное. Надо только жить так, чтобы постоянно общаться с природой, раскрывать для себя ее красоту.

Домашнее задание. Наблюдайте неделю за изменениями в природе. Сделайте небольшие записи: небо (солнце, облака, тучи), деревья, кусты, земля, воздух, снег, иней. Собирая материал, не забывайте о том, что наблюдать – значит уметь так видеть, слышать, ощущать, чтобы заметить характерные и яркие признаки предметов. И напишем рассказ на тему: « Краски зимы».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по литературе "Зима в стихах и музыке"

Автор: Рахимова Илзия Давлятовна

Дата: 16.07.2015

Номер свидетельства: 222976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок литературы в 5 классе на тему "Образ родного дома в стихах С.А.Есенина" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-obraz-rodnogho-doma-v-stikhakh-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "207004"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430317166"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов "
    ["seo_title"] => string(71) "poetichieskii-obraz-zimy-v-tvorchiestvie-russkikh-poetov-i-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "235901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443882658"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Использование метода проектов на уроке литературы "
    ["seo_title"] => string(54) "ispol-zovaniie-mietoda-proiektov-na-urokie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "231756"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442605743"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока на тему "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "108797"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403862277"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства