Учитель: Шевченко Евгения Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 г. Суража Брянской области
- познакомить с элементами устного народного творчества.
- развивать связную устную речь, активизировать внимание.
- воспитывать учащихся на духовных началах народных традиций, прививать эстетическое чувство прекрасного.
- запись пьесы П. Чайковского «Март»;
1. Подготовительная часть (10 мин.).
1.1. Оргмомент.
1.2. Знакомство с темой урока, задача на урок.
1.3. Повторение признаков весны.
1.4. Чтение стихов о весне.
2. Основная часть (25 мин.).
2.1. Рассказ учителя о распространенном русском обычае – празднике Сороки.
2.3. Чтение учащихся.
2.4. Анализ закличек.
2.5. Отработка выразительного чтения. Прослушивание грамзаписи.
3. Заключительная часть (5 мин).
3.2. Итог урока. Праздничное угощение детей .
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Подготовительная часть. | |
| Организация класса. | Дежурный ученик сообщает фамилии отсутствующих |
| На доске тема урока «Весна, весна! И все ей радо…» Дети, прочитайте, пожалуйста, тему урока. | Дети читают. |
| Как вы думаете, какая наша задача на уроке? | Мы будем говорить о весне. |
| Да, но только сегодня это пройдет в необычной форме. Вы когда-нибудь ходили на концерт? | Да. |
| Кто выступает обычно на концерте? | Артисты. |
| Правильно, и мы сегодня устроим концерт. В роли артистов будете выступать вы, только получать за выступление будете не аплодисменты, а оценки. Наш концерт будет посвящен первому месяцу весны. Какому? | Марту. |
| Мы постараемся вспомнить приметы марта, произведения различных поэтов о начале весны. И в середине концерта вас ожидает сюрприз. Я буду ведущей нашего концерта. Иногда буду обращаться к вам с вопросами и попрошу быть очень активными. Давайте представим, ту, которую изобразил художник Левитан в своей картине «Март». Вот на этой улице стоит домик, рядом плетень. А кто же на крыше домика? | Ворона. |
| А почему она такая лохматая? | С зимы такой осталась. |
| Она и ведет себя очень странно. Почему? | Она радуется приходу весны. |
| А какой поэт нам об этом рассказал? | А. Блок «Ворона». (Дети читают наизусть) |
| А что это ворона заприметила на земле? | Конверт |
| Откуда же он здесь взялся? Давайте посмотрим, что же там написано? | Ученик читает листок из конверта. |
| Признаки весны. | |
| Весна начинается в мае. В это время становится холоднее, и замерзают реки. Первыми прилетают снегири. В середине весны птицы начинают строить гнезда. В конце весны прилетают грачи, снег тает. | Здесь все неправильно. |
| Давайте попробуем разобраться в признаках весны. | Весна наступает постепенно. |
| Какое небо становится весной? | Выше, светло-голубое, плывут кучевые облака. |
| Какой снег становится? | Темный, грязный. |
| Что на дорогах появляется? | Лужи |
| Учитель показывает картинку с вопросом: «Что превращает парк в море?» | Солнышко |
| Какое оно весной? | Яркое, теплое. Светит ярче, поэтому все тает. |
| В каком стихотворении рассказывается о наступлении марта и его приметах? | С. Маршак «Март» (наизусть). |
| Если солнышко пригревает, что бежит по дорогам? | Ручьи. Дети читают отрывок из стихотворения С. Смирнова «Первые приметы» |
| Что значит «ручей родился на припеке»? | Начал таять снег и появился ручеек. |
| И вот он уже не один, а много их. Они бегут со звоном, оглашая наступление весны. | Дети читают отрывок из стихотворения А. Пушкина «Гонимы вешними лучами…». |
| Есть такая народная примета «Вода с гор потекла – весну принесла». А где снег тает быстрее? | В городе. |
| А затем? | В поле. |
| И в последнюю очередь? | В лесу. |
| В каком еще стихотворении нарисованы картины прихода весны? | А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»(наизусть) |
| Все поэты помогают нам полюбить, почувствовать это время года – время пробуждения природы. Так композитор П.И. Чайковский передал в музыке свое настроение, которое возникло у него с приходом весны. Он назвал свою пьесу «Март». И поэты, и композиторы, и художники дают описание весны искренне, радостно, так как сами к ней относятся. Весна идет, она уже рядом. А какая же весна без птичьего щебетания и стремительного полета?! Они уже летят, они уже в пути. А вы их не забыли? Давайте попробуем отгадать, о каких птицах говорится в стихах – загадках. Слушайте стихи - загадки про птичьи повадки. | Учащиеся прослушивают часть пьесы П. Чайковского «Март». |
| 1. Что за весенняя птица, Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садится? | Грач |
| А какую поговорку мы знаем о граче? | Грач на горе – весна на дворе. |
| 2. На шесте дворец, Во дворе певец. | Скворец |
| Какая примета связана со скворцами? | Увидал скворца - знай: весна у крыльца. |
| 3. У берега, под склоном, Где тальничек зеленый, Где хмель разросся дикий, Поет артист великий. Он серенький на вид, Но пеньем знаменит. | Соловей. |
| 4. У этой хвост косицей, У той, как веерок, Две птицы – две сестрицы: Касатка, воронок. | Ласточка. |
| Учитель читает: 5. Он голосисто с вышины Поет на солнышке сверкая… | Дети продолжают и говорят, что это жаворонок. |
| Кто написал эти строки? | В. Жуковский |
| Прочитайте все стихотворение наизусть. | Ученик читает. |
2. | Основная часть. | |
| Особенно с нетерпением ждали прихода весны крестьяне, потому, что начинались все земледельческие работы. Поэтому и возникли в глубокой древности обычаи и обряды, которые разыгрывались в честь прихода весны – красны. По старинным поверьям необходимо было помочь приходу весны, хорошо ее встретить, «закликать» обрядами. А радостно встреченная весна должна была принести крестьянину свои дары: половодье, теплую погоду и богатый урожай. Крестьяне не пассивно ждали весну, а стремились песнями и обрядами как-то воздействовать на ее быстрейший приход. Повсеместно на Руси был распространен обычай: 22 марта (день весеннего равноденствия) отмечали праздник – Сороки. Считалось, что в этот день зима кончается, день с ночью равняется, что в этот день прилетают сорок птиц на Русь из заморских стран, где они спасались от мороза. И первая из них – жаворонок. Старики говаривали: «Сколько проталинков – столько и жаворонков». Сороки больше всех отмечали дети. В этот день пекли из ржаного теста печенье в виде жаворонков. Оно так и называлось «Жаворонки». Посмотрите, какие у них головки, крылья. Вот – вот взлетят! Да еще медом обмазанные. Их рассылали по родным, торговки продавали возле церквей, на ярмарках. На Сороки кликали весну в образе жаворонков. Ребятня бегала по улицам с печеными птахами в руках, подбрасывала их вверх с громкими криками: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите». Часто таких жаворонков сажали на плетень или поднимались на крышу и размахивали ими. При этом пели заклички (народные песни), которыми зазывали птиц. В этих закличках отразились взгляды людей той далекой поры, когда человек, его благополучие полностью зависели от природы. И он старался задобрить природу, вызвать ее расположение, чтобы вовремя пришло тепло, были солнце и дождь, которые помогли бы ему вырастить богатый урожай. Человек старался сделать природу своей союзницей в нелегком труде. | Дети рассматривают печенье – жаворонки. |
| Учитель читает заклички: Жавороночек На проталинке, На завалинке – Зиму провожает, Лето поджидает. Чувиль – виль – виль, Жавороночек, Прилети к огням, Принеси ты нам: Ты весну красну, Красно солнышко, Тепло летушко, Зелёный покос, Унеси сухой мороз! Как хуже горькой редьки! Жавороночки, жаворонки, Прилетайте к нам! Тут кисели толкут, Тут длины пекут. Жаворонок, жаворонок, Улети-ка далеко, Принеси нам тепло! Садись на дугу, Воспевай на лугу! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей! Согрей детей! | Ученики анализируют заклички. |
| 1. В какое время года они исполнялись? 2. Как начинались? 3. Какие пожелания в них высказывались? 4. Как можно объяснить их содержание? 5. Какое настроение создает чтение этих закличек? 6. Как называет народ жаворонков? | Уменьшительно-ласкательно. |
| Отработка выразительного чтения закличек. Выделите: 1. Слова-обращения. 2. Слова- пожелания. 3. Слова–требования. - При чтении обращения к жаворонкам передайте просьбу, попросите их, чтобы птицы поскорее прилетали; - Выразите пожелания, чтобы зима поскорей ушла; - Покажите голосом, что зима злая, холодная, всем надоела, выразите свое недовольство; - При чтении слов пожеланий «несите здоровье», выразите просьбу, попросите, чтобы весна принесла вам здоровье. Прослушивание грамзаписи романса Глинки «Жаворонок». | Дети читают с соответствующей интонацией, стараясь подражать учителю. Ученики делятся впечатлениями о прослушанном романсе. |
3. | Заключительная часть. | |
| В народе говорят, что прилетает сорок птиц. Сколько знаете вы? Давайте проведем аукцион. Победителем станет тот, кто последним назовет птицу. Угощайтесь жаворонками, радуйтесь весне, ясному солнышку, звонким песням. Урок окончен. | Дети называют известных им птиц. |