kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа по  литературе составлена для 6  класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор В.Я.Коровина, Просвещение, 2009г. Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс в 2-х ч», автор В.П.Полухина, Просвещение, 2012 г.      Курс литературы в 6 классе рассчитан на 70 часов (2 урока в неделю)

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  к изображаемому в произведении. Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.

     В курсе литературы 6 класса  представлены два её рода : эпический и лирический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.

    Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков»  и  стихами русских поэтов о Великой Отечественной   войне.

  Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;
  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;
  • расширить читательский кругозор учащихся;
  • повысить качество чтения;
  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;
  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;
  • развить их литературный вкус;
  • подготовить  их к самостоятельному эстетическому восприятию и  анализу произведения литературы;
  • стимулировать творческую активность детей;
  • формировать навык выразительного чтения;
  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.

             Содержание программы  по литературе для 6  класса:

    Введение Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.

    Устное народное творчество

    Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.

    Пословицы и поговорки Прямой и переносный смысл 

    .Древнерусская литература   

    Древнерусская литература Отражение исторических событий и вымысел

    О «Повести временных лет».  «Сказание о белгородском киселе.» Произведения русских писателей 18 века  

    Русская басня    Жанр басни и его истоки. И Дмитриев «Муха»   И.А.Крылов «Осел и Соловей»  «Листы и корни» Рассказ и мораль в басне. Понятие об эзоповом языке. Произведения русских      писателей 19 века

    А.С.Пушкин    А. С. Пушкин. Слово о поэте.  «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения   Дружба в жизни поэта. Стихотворение «Пущину»    А. С. Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро» Мотивы единства красоты человека и природы. Теория литературы: эпитет, метафора, композиция

    А. С. Пушкин «Дубровский Изображение русского барства. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

     М.Ю.Лермонтов  
    Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Парус». Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Прием сравнения как основа построения стихотворения.  Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Антитеза. Поэтическая интонация.    Стихотворения «Три пальмы», «Утес» Тема красоты, гармонии человека с миром. 

    И.С.Тургенев  

    Слово о писателе.   «Бежин луг» Сочувственное отношение к крестьянским детям. Духовный мир детей. Роль  картин природы в рассказе.    Поэзия 19 века   

    Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» «Листья»

    А.А.Фет. Лирика.  Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. ) Е.А.Баратынский «Весна! Весна!.»   Я.Полонский, А.К.Толстой 

      Н.А.Некрасов  

    Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Краткий рассказ о жизни поэта.  Стих.«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда Мысль о величии народа. Мечта о «прекрасной поре». Н.А.Некрасов «Дедушка».   Трехсложные размеры стиха

    Тема 6. Н.С Лесков 

    Краткий рассказ о писателе.  «Левша».  Гордость за народ. Трудолюбие, талантливость, патриотизм русского человека. Едкая насмешка над царскими чиновниками.  Особенности языка произведения. Сказ как форма повествования

    Тема 7 А.П.Чехов  

    Краткий рассказ о писателе. Встреча с писателем и человеком.  Рассказ «Толстый и тонкий». Добродушный смех над малодушием. Речь героев – источник юмора. Развитие понятия юмор.
    Русская литература XX века.
    А.Грин

     Из биографии писателя  «Алые паруса»

    А.Платонов   

    Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.  М.Пришвин  

    Из биографии писателя.  «Кладовая солнца» - сказка-быль. Вера писателя в человека. 

    Картины природы в сказке-были. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Дружба и взаимопомощь в сказке.

    Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов. 

    К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.Самойлов «Сороковые»,  Солдатские будни. Скорбная память о павших героях. 

    В.П.Астафьев   

    «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа, Юмор в рассказе. Понятие долга. Изображение быта и жизни сибирской деревни. Речевая характеристика героя. 

     В. Распутин  

     Слово о писател.е «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени. Жажда знаний героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.  Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Развитие понятий рассказ, сюжет В.Шукшин.
    Рассказы
    . Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

     Ф.Искандер    
    Ф. Искандер «13 подвиг Геракла». Юмор, влияние учителя на формирование детских характеров 

    Тема 10. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века  

    А.Блок «Летний вечер».  С.Есенин «Пороша». А.Ахматова, Н.Рубцов Чувства радости и печали, любовь к родной природе и родине  в стихах. 

    Раздел 5. Из литературы народов России 

    Г. Тукай, К.Кулиев. Знакомство с произведениями. 

    Из зарубежной литературы

    Мифы Древней Греции   

    Миф. Отличие мифа от сказки и легенды. Подвиги Геракла
    Легенда об Арионе.   Гомер «Илиада», «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.  М.де Сервантес Краткий рассказ о писателе. 
    И.Ф Шиллер «Перчатка». Жанр баллады. 
    П.Мериме «Маттео Фальконе»
    А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Нравственные проблемы произведения. 

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Негинская средняя общеобразовательная школа»
филиал с. Невдольск
Суземского района
Брянской области



«ПРИНЯТО»
на заседании МО учителей
гуманитарного цикла
Протокол заседания №_____
Руководитель МО
___________И.М.Найденко
«___» ____________2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заведующий филиалом
МБОУ «Негинская СОШ»
с. Невдольск

__________ О.В.Изотов

«_____»____________2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор

МБОУ «Негинская СОШ»

___________В.П.Романенков
приказ №_____
от «___»____________2014 г.











Рабочая программа по литературе

для 6 класса





Составитель:

учитель Изотова Т.П.

соответствие
(категория)




2014-2015 учебный год
с. Невдольск

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 9 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)

Данная программа по литературе составлена для 6 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор В.Я.Коровина, Просвещение, 2005 г. Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс в 2-х ч», автор В.П.Полухина, Просвещение, 2011 г. Курс литературы в 6 классе рассчитан на 68 часов (2 урока в неделю)

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к к изображаемому в произведении. Проблемный анализ содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому и философскому опыту человечества.

В курсе литературы 6 класса представлены два её рода : эпический и лирический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о сверстниках, их духовной жизни, нравственном выборе в непростой жизненной ситуации.

Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков» и стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне.


Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:

  • приобщить учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, познакомив с классическими образцами мировой словесной культуры;

  • сформировать основу литературного образования путём чтения и изучения художественных произведений, знакомства с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений;

  • расширить читательский кругозор учащихся;

  • повысить качество чтения;

  • способствовать духовному развитию и совершенствованию учеников;

  • активизировать художественно-эстетические потребности детей;

  • развить их литературный вкус;

  • подготовить их к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу произведения литературы;

  • стимулировать творческую активность детей;

  • формировать навык выразительного чтения;

  • воспитывать высокие нравственные чувства и качества у подрастающего поколения.


Учебно-тематический план.
Всего в году – 70 часов (2 часа в неделю ).


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Введение.

1


Устное народное творчество.

3


Древнерусская литература.

1


Произведения русских писателей 18 века.

3


Произведения русских писателей 19 века.

30

2

Произведения русских писателей 20 века.

19

2

Из зарубежной литературы.

9


Итого: 70 .




Содержание программы по литературе для 6 класса:

Введение Художественное произведение и автор. Изображение характеров героев.

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.

Пословицы и поговорки Прямой и переносный смысл

.Древнерусская литература

Древнерусская литература Отражение исторических событий и вымысел

О «Повести временных лет».. «Сказание о белгородском киселе.» Произведения русских писателей 18 века

Русская басня Жанр басни и его истоки. И Дмитриев «Муха» И.А.Крылов «Осел и Соловей» «Листы и корни» Рассказ и мораль в басне. Понятие об эзоповом языке. Произведения русских писателей 19 века

А.С.Пушкин А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Дружба в жизни поэта. Стихотворение «Пущину» А. С. Пушкин – певец русской природы. «Зимнее утро» Мотивы единства красоты человека и природы. Теория литературы: эпитет, метафора, композиция

А. С. Пушкин «Дубровский Изображение русского барства. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

М.Ю.Лермонтов
Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Парус». Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Антитеза. Поэтическая интонация. Стихотворения «Три пальмы», «Утес» Тема красоты, гармонии человека с миром.

И.С.Тургенев

Слово о писателе. «Бежин луг» Сочувственное отношение к крестьянским детям. Духовный мир детей. Роль картин природы в рассказе. Поэзия 19 века

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело» «Листья»

А.А.Фет. Лирика. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. ) Е.А.Баратынский «Весна! Весна!...» Я.Полонский, А.К.Толстой

Н.А.Некрасов

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стих .«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда Мысль о величии народа. Мечта о «прекрасной поре». Н.А.Некрасов «Дедушка». Трехсложные размеры стиха

Тема 6. Н.С Лесков

Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость за народ. Трудолюбие, талантливость, патриотизм русского человека. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Сказ как форма повествования

Тема 7 А.П.Чехов

Краткий рассказ о писателе. Встреча с писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий». Добродушный смех над малодушием. Речь героев – источник юмора. Развитие понятия юмор.
Русская литература XX века.
А.Грин
.

Из биографии писателя «Алые паруса»

А.Платонов

Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. М.Пришвин

Из биографии писателя. «Кладовая солнца» - сказка-быль. Вера писателя в человека.

Картины природы в сказке-были. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Дружба и взаимопомощь в сказке.

Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов.

К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.Самойлов «Сороковые», Солдатские будни. Скорбная память о павших героях.

В.П.Астафьев

«Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа, Юмор в рассказе. Понятие долга. Изображение быта и жизни сибирской деревни. Речевая характеристика героя.

В. Распутин

Слово о писател.е «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени. Жажда знаний героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Развитие понятий рассказ, сюжет В.Шукшин.
Рассказы
. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека

Ф.Искандер
Ф. Искандер «13 подвиг Геракла». Юмор, влияние учителя на формирование детских характеров

Тема 10. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

А.Блок «Летний вечер». С.Есенин «Пороша». А.Ахматова, Н.Рубцов Чувства радости и печали, любовь к родной природе и родине в стихах.

Раздел 5. Из литературы народов России

Г. Тукай, К.Кулиев. Знакомство с произведениями.

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции

Миф. Отличие мифа от сказки и легенды. Подвиги Геракла

Легенда об Арионе. Гомер «Илиада», «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях. М.де Сервантес Краткий рассказ о писателе.

И.Ф Шиллер «Перчатка». Жанр баллады.

П.Мериме «Маттео Фальконе»

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Нравственные проблемы произведения.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

· воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

· развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;

· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса по литературе


Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь

Учащиеся должны уметь:

  • Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

  • Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

  • Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

  • Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними

  • Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике

  • Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении

  • Сопоставлять героев и сюжет разных произведений

  • Выделять общие свойства произведений

  • Осмысливать роль художественной детали

  • Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения

  • Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения

  • Выявлять конфликт и этапы его развития

  • Сравнивать авторские позиции

  • Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников




п/п

Раздел. Тема урока. п. учебника

Требования общеобразовательного минимума. Знания, умения

Введение

1.

Художественное произведение и автор: основные понятия. Знакомство с учебником

Знать структуру учебника

Уметь пользоваться приложениями и справочной литературой

Раздел 1. Устное народное творчество

2

Обрядовый фольклор.

Знать понятие обрядового фольклора, его основные жанры.

Уметь: анализировать содержание, тематику и поэтику обрядовых песен.

3

Пословицы и поговорки

Знать определения пословицы и поговорки, их отличительные признаки. Уметь отличать пословицу от поговорки, использовать в речи

Раздел 2. Древнерусская литература

4

Древнерусская литература

Знать жанры ДРЛ; летопись.

Уметь характеризовать содержание и проблематику «Повести временных лет.»

5

О «Повести временных лет»..

6

«Сказание о белгородском киселе.»

Знать сказание как летописный жанр; содержание «Сказания о Белгородском киселе»

Уметь выполнять художественный пересказ текста


Раздел 2

Произведения русских писателей 18 века

Тема Русская басня

7

И Дмитриев «Муха»

Знать понятие басни, ее особенности; содержание текстов.
Уметь выразительно читать басню.

8

И.А.Крылов «Осел и Соловей» «Листы и корни»

Раздел 3. Произведения русских писателей 19 века

Тема1. А.С.Пушкин

9

А. С. Пушкин. Слово о поэте.

Знать период жизни Пушкина в Царскосельском лицее

Уметь выступать с подготовленным сообщением на определенную тему

10

А. С. Пушкин. «Узник».

Знать вольнолюбивый характер стихотворения.
Уметь выразительно читать стихотворения

11

Стихотворение «Пущину».

Знать жанр послания

Уметь выразительно читать стихотворения.

12

А. С. Пушкин «Зимнее утро» .

Знать двусложные размеры стиха (ямб, хорей); понятие об антитезе.

Уметь определять их самостоятельно.

Знать: понятия «сюжет», «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы.

Уметь составлять план событий, говорить о композиции романа.

Знать методику действий при написании творческой работы.

Уметь составлять план сочинения и писать работу в соответствии с планом.

13

А. С. Пушкин «Дубровский

Тема 2. М.Ю.Лермонтов

14

Жизнь и творчество поэта. Стихотворение «Парус» Стихотворение «Тучи». Теория литературы. Трехсложные размеры стиха

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения «Три пальмы», «Утес» Что я ценю в лирике поэта?

Знать биографические факты, содержание и тему стихотворения «Парус», «Тучи»; прием сравнения в композиции стихотворения.

Уметь выразительно читать стихотворный текст.

Знать понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта.

Уметь выразительно читать поэтическое произведение, характеризовать стилистические средства.

Тема 3.И.С.Тургенев

15

И.С.Тургенев Слово о писателе.
И.С.Тургенев. «Бежин луг»

Знать биографические факты, содержание понятия «пейзаж».

Уметь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа

Тема 4 Поэзия 19 века


16

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело»

«Листья»

А.А.Фет .Лирика

Контроль выразительного чтения наизусть

Знать поэтов 19 века

Уметь анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности

Тема 5. Н.А.Некрасов

17

Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Стих.«Железная дорога». Н.А.Некрасов «Дедушка»

Трехсложные размеры стиха

Знать факты жизни и творчества Некрасова; владеть видами пересказа (сжатого, подробного)

Знать содержание и художественные особенности стихотворения, его обличительный пафос; определять тематику произведения, особенности языка и стиля.

Знать содержание стихотворения, трехсложные размеры стиха

Уметь характеризовать стилистические средства, самостоятельно их определять


Тема 6. Н.С Лесков(3)

18

Н.С.Лесков «Левша»


Знать жанр сказа, особенности сказа, идейный смысл произведения; понятие «речевая характеристика героя», характеризовать идейное содержание произведения, выполнять художественный пересказ эпизода и характеристику героя

Тема 7 А.П.Чехов

19

А.П. Чехов. Встреча с писателем и человеком.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Мой юмористический рассказ

Знать сведения из биографии А.П.Чехова; жанр юмористического рассказа анализировать содержание произведения определять тему сочинения, основную мысль, озаглавливать текст

Раздел 3.Родная природа в стихах русских поэтов 19 века

20

Е.А.Баратынский «Весна! Весна!...»

Знать поэтов 19 века: Баратынского, Никитина, Тютчева, Полонского, Мережковского, Майкова, А.Толстого;

анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности.

Я.Полонский А.К.Толстой

Творческая работа «Я люблю родной край в любое время года».

Раздел 4.Русская литература XX века

Тема 1. А.Грин.


21

А.Грин. Из биографии писателя А.Грин «Алые паруса»

Знать основные факты биографии писателя, содержание повести; выделять и формулировать идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказ

Тема 2. А.Платонов

22

А. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок»

Знать факты биографии Платонова; содержание рассказа; анализировать внутренний мир героев, их чувства.

Тема 4. М.Пришвин

М.Пришвин Из биографии писателя

«Кладовая солнца» - сказка-быль.

Знать биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль», основная мысль произведения» философский смысл названия произведения; давать характеристику герою; проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному

Тема 5. Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов.

23

К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Д.Самойлов «Сороковые»

Знать факты биографии Симонова;

выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведения. Знать факты биографии Самойлова;

выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведения.

Тема 6.В.П.Астафьев

24

«Конь с розовой гривой».

Знать факты биографии писателя; особенности рассказа как жанра Уметь выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении

Знать: понятие художественной детали

Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов.

Тема 7. В. Распутин

25

В. Распутин. Слово о писателе

«Уроки французского»

Знать факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятие «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; композицию рассказа Уметь охарактеризовать героя; составлять устный портрет литературного героя

Знать смысл названия рассказа; составлять словесный портрет героя.

26 Тема 8. В.Шукшин. Рассказы.


Знать факты биографии писателя; содержание рассказов; выражать свое отношение к прочитанному

Тема 9 Ф.Искандер

27

Ф. Искандер «13 подвиг Геракла».
(Юмор. влияние учителя на формирование детских характеров).

Знать факты биографии писателя; содержание рассказа

Понимать нравственные проблемы, затронутые в произведении

Тема 10. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века

28

А.Блок «Летний вечер»

С.Есенин «Пороша»

А.Ахматова, Н.Рубцов

Контроль выразительного чтения наизусть

Знать сведения о жизни и творчестве С.Есенина и А.Блока; темы лирики; понятие «аллитерация»; выразительно читать наизусть стихотворный текст

Знать сведения о жизни и творчестве Ахматовой, Рубцова; понятие псевдонима, ассоциации

Уметь «видеть» роль художественной детали в тексте произведения

Раздел 5. Из литературы народов России

29

Г. Тукай, К.Кулиев

Знать тесты произведений выразительно их читать

Раздел 6. Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции

30

Подвиги Геракла

Знать понятие мифа; отличительные особенности мифа от сказки; понятие

«герой» в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов (на выбор);

выполнять художественный пересказ эпизода, анализировать и делать собственные выводы

31

Легенда об Арионе

Гомер «Илиада», «Одиссея»

Знать понятие легенды, содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа; давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Знать эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятие «гипербола» «постоянный эпитет»; давать характеристику герою, анализировать его поступки.

34

М.де Сервантес

35

И.Ф Шиллер «Перчатка»

Знать содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста

36

П.Мериме «Маттео Фальконе»

Знать содержание произведения, , владеть навыками анализа текста

37

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц»

38

Резервный урок







Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе

по программе В.Я.Коровиной (70 часов - 2 ч/н).



п/п

Тема урока

Элементы содержания

Вид контроля

Дата

План

Факт.

Введение (1ч)

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

Литература как особая форма познания действительности. Художественное произведение. Содержание и формы

Викторина, вопросы и задания.



Устное народное творчество (3ч)

2

Обрядовой фольклор.

Обрядовый фольклор.

Устный опрос



3

Пословицы и поговорки.

Понятие о поговорке, пословице.

Сообщения.



4

Фольклорный праздник «Осенние посиделки».


Выражение народного духа в фольклорных жанрах.


Исполнение календарно-обрядовых песен.



Древнерусская литература (1ч)

5

Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе»


Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов. Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством

Пересказ статьи, вопросы и задания.



Произведения русских писателей 18 века (3ч)

6

.Русская басня.И.И.Дмитриев.
Басня «Муха».

Слово о баснописце. Осуждение безделья, лени. Хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия

Вопросы и задания.



7

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Осел и Соловей».


Слово о Крылове. Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Понятие об аллегории

Наизусть басню. вопросы и задания.



8

Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик».

История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства.

Басню наизусть.



Произведения русских писателей 19 века (30ч)

9

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «И.И.Пущину»

Жизнь Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее. Тема дружбы в стихотворении

Вопросы и задания.



10

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник»

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

наизусть



11

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

Тема и поэтическая идея стихия. Роль композиции в понимании смысла стихия

наизусть



12-16

АС..Пушкин. Роман «Дубровский». Судьба Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Романтическая любовь Дубровского и маши Троекуровой.

Анализ эпизодов романа. Понятие о композиции. Подготовка к сочинению.

1.Ккартины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

2. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

3.Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

4.Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести.

Вопросы к главам, пересказ, составление плана. Тест на восприятие и понимание. Творческая работа.



17

А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня –крестьянка».

История создания. Особенности портрета в повести. Художественное своеобразие, композиционные особенности. Нравственные аспекты

Инсценирование эпизодов повести, словесное рисование.



18

М.Ю.Лермонтов.
Стихотворение «Тучи».

Слово о Лермонтове. Основное настроение и композиция стиха. Особенности поэтических новаций.

Вопросы и задания. Наизусть.



19

Баллада М.Ю.Лермонтова
«Три пальмы».

Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях Лермонтова.

Составление плана. Вопросы и задания.



20

Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс».


Антитеза как основной приём композиции в стихотворениях «Листок» и «Утёс». Особенности выражения одиночества в произведениях.

Наизусть. анализ стихотворений.



21

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.


Произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (содержание, проблематика, Изобразительно-выразительные средства).

Тестирование, развёрнутые ответы на вопросы.



22

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг».

Духовный мир крестьянских детей

Тест на восприятие.



23

Картины природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг»

Выборочный пересказ, вопросы и задания.



24-25

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения «Листья».

Слово о Ф.И.Тютчеве. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева.

Сообщения. выразительное чтение.

Вопросы и задания.



26-27

А.А.Фет. Стихотворение
«Ель рукавом мне тропинку завесила…» Стихотворения А.А.Фета
«Ещё майская ночь»,
«Учись у них у дуба, у берёзы»

Природа как воплощение прекрасного. Слово об А.А Фете. Особенности мелодики стихотворения.

Наизусть. Сообщения, элементы анализа текста. Выразительное чтение.



28-29

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Н.А.Некрасов - поэт-гражданин. Своеобразие композиции и языка стихотворения «Железная дорога»

Наизусть, сообщения. вопросы к статье. словесное рисование.



30

Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

Декабристская тема в творчестве Некрасова.

Наизусть отрывок



31

Трёхсложные размеры стиха.

Повторение тем «Двусложные размеры стиха», «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм».

Задание в учебнике.



32

Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова.

Творчество поэтов.

Тестирование, развёрнутые ответы на вопросы.



33

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои.

«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Нагибин)

Выборочный пересказ. элементы анализа текста.



34

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша».

Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Речевая характеристика героев.

Пересказ, вопросы и задания.



35

А.П.Чехов . Рассказ «Толстый и тонкий».

Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов.

Устный опрос.



36

Юмористические рассказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др.

Юмор и сатира в рассказах Чехова. Смысл названий рассказов.

Выразительный пересказ и инсценирование рассказов.



37-38

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века.

Русские поэты 19 века о родной природе.

Наизусть. вопросы и задания.




Произведения русских писателей 20 века (19ч)

39

А.С.Грин. Феерия «Алые паруса».

Торжество мира романтической мечты в произведении А.Грина

Устный опрос.



40

А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

История создания и смысл названия произведения.. Авторское отношение к изображаемому.

Описание иллюстраций. Вопросы и задания.



41-44

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Сочинение по сказке –были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1.Философская притча «Кладовая солнца»

2.Тропа Насти

3.Тропа Митраши

Тест на восприятие и понимание. Творческая работа.



45

Произведения о Великой Отечественной войне.

Тема войны в стихотворениях русских поэтов (Симонов, Самойлов)

Наизусть, анализ, вопросы.



46

Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.

Тестирование, развёрнутые ответы на вопросы.

Контрольная работа.



47-48

Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астсфьева «Конь с розовой гривой».

1.Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

2.Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Старшее и младшее поколение сибиряков.

Устное рисование.

Тест на восприятие. Аналитический пересказ. Вопросы .



49-50

Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».

1.Отражение военного времени. Герой рассказа и его сверстники.

2.Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Обсуждение тем сочинения.

Тест на восприятие.

Мини-сочинение.



51-52

Сочинение по рассказам В.П.Астафьева и В.Г.Распутина.



Сочинение на одну из тем:

1.Нравственный выбор моих ровесников в рассказах В.П.Астафьеваи В.Г.Распутина.

2.Уроки доброты и честности в рассказах В.П.Астафьеваи В.Г.Распутина.

Сочинение. Творческая работа.



53

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал».

Слово о В.М.Шукшине. Сообщение о селе Сростки. В.М.Шукшин - режиссёр, его фильмы. Смысл названия рассказа «Срезал». Характер Глеба Капустина: причины его жестокости и злорадства.

Выразительное чтение, вопросы и задания.



54

Ф.А. Искандер.
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия.

Устный опрос. Пересказ, выразительное чтение по ролям.



55-56

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

Слово о поэтах. Тема Родины и природы, фольклорные традиции. Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А.А.Блока. Тонкая лиричность поэзии А.А.Ахматовой.

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста.



57

Из литературы народов России.



Слово о Г.Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Тема Родины и народа.

Выразительное чтение. Вопросы и задания.



Из зарубежной литературы (9ч)

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Геракл –особенно любимый и почитаемый герой древних греков.

Пересказ мифов о подвигах Геракла. Вопросы.



59

Легенда об Арионе.


Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе.

Пересказ. вопросы и задания.



60

Гомер. Героическая поэма «Илиада».

Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея»-героические эпические поэмы. Истоки и историческая основа поэм. Понятие о героическом эпосе.

Комментированное чтение фрагментов поэм. иллюстрации к поэме.



61

Героическая поэма Гомера «Одиссея».


Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий. познание неизвестного.


Комментированное чтение. Иллюстрации к поэме.



62-63

М.Сервантес Сааведра.
Роман «Дон Кихот»

Слово о М.Сервантосе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное.

Выразительное чтение, вопросы и задания.



64

Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка».


Слово о Ф.Шиллере -великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка».

Прослушивание баллады, обсуждение.



65

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

1.Конфликт естественной жизни цивилизованного общества.

2.Своеобразие главного героя. Романтизм и реализм в произведении.

Выразительное чтение, вопросы и задания.



66

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча.

«Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча. Слово об А. де Сент-Экзюпери. Конфликт красоты и чистоты человеческих отношений с жестокостью мира.

Выразительное чтение. Тест на восприятие.



67

Итоговая контрольная работа по творчеству поэтов и писателей 18-20 веков.

Тестирование, развёрнутые ответы на проблемные вопросы.

Контрольная работа.



68

Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения

Беседа по прочитанным за год книгам. Задания для чтения летом.

Пересказ, анализ текста.



69-70

Резервные уроки.





















+

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


авторская программа

учебники и учебные пособия

методические материалы

дидактические материалы

наглядные пособия

материалы для контроля

медиаресурсы

В.Я.Коровиной




Литература 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. – М.: Просвещение, 2010

Шадрина С.Б.Волгоград :Учитель ,2013 Литература 6 класс: Поурочные планы.

Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 6 кл. – М.: Просвещение, 2014

портреты писателей

Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2012

Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 6 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 классы –М.ВАКО,2013

Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000


планы разборов

Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. – М.: Эксмо, 2014

электронное приложение к учебному пособию Литература 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.П.Полухина и др.]. – М.: Просвещение, 2010




Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы: 6кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,


иллюстрации к произведениям














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
6 класс рабочая программа по литературе по учебнику В.Я.Коровиной

Автор: Изотова Татьяна Петровна

Дата: 13.07.2015

Номер свидетельства: 222768


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства