учитель Изотова Т.П.
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 9 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)
Данная программа по литературе составлена для 6 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор В.Я.Коровина, Просвещение, 2005 г. Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс в 2-х ч», автор В.П.Полухина, Просвещение, 2011 г. Курс литературы в 6 классе рассчитан на 68 часов (2 урока в неделю)
В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к к изображаемому в произведении. Проблемный анализ содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому и философскому опыту человечества.
В курсе литературы 6 класса представлены два её рода : эпический и лирический.
Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о сверстниках, их духовной жизни, нравственном выборе в непростой жизненной ситуации.
Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 и 20 веков» и стихами русских поэтов о Великой Отечественной войне.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем:
Обрядовый фольклор и его эстетическое значение.
.Древнерусская литература
О «Повести временных лет».. «Сказание о белгородском киселе.» Произведения русских писателей 18 века
А. С. Пушкин «Дубровский Изображение русского барства. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.
Слово о писателе. «Бежин луг» Сочувственное отношение к крестьянским детям. Духовный мир детей. Роль картин природы в рассказе. Поэзия 19 века
А.А.Фет. Лирика. Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. ) Е.А.Баратынский «Весна! Весна!...» Я.Полонский, А.К.Толстой
Н.А. Некрасов – поэт и гражданин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стих .«Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда Мысль о величии народа. Мечта о «прекрасной поре». Н.А.Некрасов «Дедушка». Трехсложные размеры стиха
Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость за народ. Трудолюбие, талантливость, патриотизм русского человека. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Сказ как форма повествования
Краткий рассказ о писателе. Встреча с писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий». Добродушный смех над малодушием. Речь героев – источник юмора. Развитие понятия юмор.
Русская литература XX века.
А.Грин.
Рассказ «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. М.Пришвин
Из биографии писателя. «Кладовая солнца» - сказка-быль. Вера писателя в человека.
Картины природы в сказке-были. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Дружба и взаимопомощь в сказке.
К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Д.Самойлов «Сороковые», Солдатские будни. Скорбная память о павших героях.
«Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа, Юмор в рассказе. Понятие долга. Изображение быта и жизни сибирской деревни. Речевая характеристика героя.
Слово о писател.е «Уроки французского». Отражение трудностей военного времени. Жажда знаний героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Развитие понятий рассказ, сюжет В.Шукшин.
Рассказы. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека
А.Блок «Летний вечер». С.Есенин «Пороша». А.Ахматова, Н.Рубцов Чувства радости и печали, любовь к родной природе и родине в стихах.
Г. Тукай, К.Кулиев. Знакомство с произведениями.
Миф. Отличие мифа от сказки и легенды. Подвиги Геракла
Легенда об Арионе. Гомер «Илиада», «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях. М.де Сервантес Краткий рассказ о писателе.
И.Ф Шиллер «Перчатка». Жанр баллады.
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц». Нравственные проблемы произведения.
21 | А.Грин. Из биографии писателя А.Грин «Алые паруса» | Знать основные факты биографии писателя, содержание повести; выделять и формулировать идею, проблематику повести, владеть различными видами пересказ |
Тема 2. А.Платонов | |
22 | А. Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок» | Знать факты биографии Платонова; содержание рассказа; анализировать внутренний мир героев, их чувства. |
Тема 4. М.Пришвин | |
| М.Пришвин Из биографии писателя «Кладовая солнца» - сказка-быль. | Знать биографические сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль», основная мысль произведения» философский смысл названия произведения; давать характеристику герою; проводить сопоставительный анализ героев, эпизодов; выражать свое отношение к прочитанному |
Тема 5. Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов. | |
23 | К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Д.Самойлов «Сороковые» | Знать факты биографии Симонова; выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведения. Знать факты биографии Самойлова; выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять тематику, нравственные аспекты произведения. |
Тема 6.В.П.Астафьев | |
24 | «Конь с розовой гривой». | Знать факты биографии писателя; особенности рассказа как жанра Уметь выражать свое отношение к прочитанному, постичь нравственные проблемы, затронутые в произведении Знать: понятие художественной детали Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов. |
Тема 7. В. Распутин | |
25 | В. Распутин. Слово о писателе «Уроки французского» | Знать факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятие «посвящение», «предисловие»; прием антитезы; композицию рассказа Уметь охарактеризовать героя; составлять устный портрет литературного героя Знать смысл названия рассказа; составлять словесный портрет героя. |
26 Тема 8. В.Шукшин. Рассказы. | |
| Знать факты биографии писателя; содержание рассказов; выражать свое отношение к прочитанному |
Тема 9 Ф.Искандер | |
27 | Ф. Искандер «13 подвиг Геракла». (Юмор. влияние учителя на формирование детских характеров). | Знать факты биографии писателя; содержание рассказа Понимать нравственные проблемы, затронутые в произведении |
Тема 10. Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века | |
28 | А.Блок «Летний вечер» С.Есенин «Пороша» А.Ахматова, Н.Рубцов Контроль выразительного чтения наизусть | Знать сведения о жизни и творчестве С.Есенина и А.Блока; темы лирики; понятие «аллитерация»; выразительно читать наизусть стихотворный текст Знать сведения о жизни и творчестве Ахматовой, Рубцова; понятие псевдонима, ассоциации Уметь «видеть» роль художественной детали в тексте произведения |
Раздел 5. Из литературы народов России | |
29 | Г. Тукай, К.Кулиев | Знать тесты произведений выразительно их читать |
Раздел 6. Из зарубежной литературы | |
Мифы Древней Греции | |
30 | Подвиги Геракла | Знать понятие мифа; отличительные особенности мифа от сказки; понятие «герой» в древнегреческой мифологии; содержание некоторых мифов (на выбор); выполнять художественный пересказ эпизода, анализировать и делать собственные выводы |
31 | Легенда об Арионе Гомер «Илиада», «Одиссея» | Знать понятие легенды, содержание «Легенды об Арионе»; владеть навыками пересказа; давать характеристику герою, анализировать его поступки. Знать эпос как род литературы; содержание фрагмента произведения, понятие «гипербола» «постоянный эпитет»; давать характеристику герою, анализировать его поступки. |
34 | М.де Сервантес | |
35 | И.Ф Шиллер «Перчатка» | Знать содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста |
36 | П.Мериме «Маттео Фальконе» | Знать содержание произведения, , владеть навыками анализа текста |
37 | А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» | |
38 | Резервный урок | |
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Вид контроля | Дата |
План | Факт. |
Введение (1ч) |
1 | Художественное произведение. Содержание и форма. | Литература как особая форма познания действительности. Художественное произведение. Содержание и формы | Викторина, вопросы и задания. | | |
Устное народное творчество (3ч) |
2 | Обрядовой фольклор. | Обрядовый фольклор. | Устный опрос | | |
3 | Пословицы и поговорки. | Понятие о поговорке, пословице. | Сообщения. | | |
4 | Фольклорный праздник «Осенние посиделки». | Выражение народного духа в фольклорных жанрах. | Исполнение календарно-обрядовых песен. | | |
Древнерусская литература (1ч) |
5 | Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» | Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов. Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством | Пересказ статьи, вопросы и задания. | | |
Произведения русских писателей 18 века (3ч) |
6 | .Русская басня.И.И.Дмитриев. Басня «Муха». | Слово о баснописце. Осуждение безделья, лени. Хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка 18 столетия | Вопросы и задания. | | |
7 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Осел и Соловей». | Слово о Крылове. Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Понятие об аллегории | Наизусть басню. вопросы и задания. | | |
8 | Басни И.А.Крылова «Листы и корни», «Ларчик». | История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. | Басню наизусть. | | |
Произведения русских писателей 19 века (30ч) |
9 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «И.И.Пущину» | Жизнь Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее. Тема дружбы в стихотворении | Вопросы и задания. | | |
10 | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» | Стихотворение А.С.Пушкина «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. | наизусть | | |
11 | Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. | Тема и поэтическая идея стихия. Роль композиции в понимании смысла стихия | наизусть | | |
12-16 | АС..Пушкин. Роман «Дубровский». Судьба Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Романтическая любовь Дубровского и маши Троекуровой. Анализ эпизодов романа. Понятие о композиции. Подготовка к сочинению. | 1.Ккартины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова 2. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. 3.Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. 4.Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести. | Вопросы к главам, пересказ, составление плана. Тест на восприятие и понимание. Творческая работа. | | |
17 | А.С.Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня –крестьянка». | История создания. Особенности портрета в повести. Художественное своеобразие, композиционные особенности. Нравственные аспекты | Инсценирование эпизодов повести, словесное рисование. | | |
18 | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». | Слово о Лермонтове. Основное настроение и композиция стиха. Особенности поэтических новаций. | Вопросы и задания. Наизусть. | | |
19 | Баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы». | Тема красоты, гармонии человека с миром в произведениях Лермонтова. | Составление плана. Вопросы и задания. | | |
20 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», «Утёс». | Антитеза как основной приём композиции в стихотворениях «Листок» и «Утёс». Особенности выражения одиночества в произведениях. | Наизусть. анализ стихотворений. | | |
21 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | Произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова (содержание, проблематика, Изобразительно-выразительные средства). | Тестирование, развёрнутые ответы на вопросы. | | |
22 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг». | Духовный мир крестьянских детей | Тест на восприятие. | | |
23 | Картины природы в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». | Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг» | Выборочный пересказ, вопросы и задания. | | |
24-25 | Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…». Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения «Листья». | Слово о Ф.И.Тютчеве. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. | Сообщения. выразительное чтение. Вопросы и задания. | | |
26-27 | А.А.Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Стихотворения А.А.Фета «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы» | Природа как воплощение прекрасного. Слово об А.А Фете. Особенности мелодики стихотворения. | Наизусть. Сообщения, элементы анализа текста. Выразительное чтение. | | |
28-29 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Своеобразие композиции стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога». | Н.А.Некрасов - поэт-гражданин. Своеобразие композиции и языка стихотворения «Железная дорога» | Наизусть, сообщения. вопросы к статье. словесное рисование. | | |
30 | Историческая поэма Н.А.Некрасова «Дедушка» | Декабристская тема в творчестве Некрасова. | Наизусть отрывок | | |
31 | Трёхсложные размеры стиха. | Повторение тем «Двусложные размеры стиха», «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм». | Задание в учебнике. | | |
32 | Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова. | Творчество поэтов. | Тестирование, развёрнутые ответы на вопросы. | | |
33 | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои. | «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Нагибин) | Выборочный пересказ. элементы анализа текста. | | |
34 | Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша». | Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Речевая характеристика героев. | Пересказ, вопросы и задания. | | |
35 | А.П.Чехов . Рассказ «Толстый и тонкий». | Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. | Устный опрос. | | |
36 | Юмористические рассказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др. | Юмор и сатира в рассказах Чехова. Смысл названий рассказов. | Выразительный пересказ и инсценирование рассказов. | | |
37-38 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. | Русские поэты 19 века о родной природе. | Наизусть. вопросы и задания. | | |
Произведения русских писателей 20 века (19ч) |
39 | А.С.Грин. Феерия «Алые паруса». | Торжество мира романтической мечты в произведении А.Грина | Устный опрос. | | |
40 | А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». | История создания и смысл названия произведения.. Авторское отношение к изображаемому. | Описание иллюстраций. Вопросы и задания. | | |
41-44 | М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образ природы в сказке-были «Кладовая солнца». Сочинение по сказке –были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1.Философская притча «Кладовая солнца» 2.Тропа Насти 3.Тропа Митраши | Тест на восприятие и понимание. Творческая работа. | | |
45 | Произведения о Великой Отечественной войне. | Тема войны в стихотворениях русских поэтов (Симонов, Самойлов) | Наизусть, анализ, вопросы. | | |
46 | Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, А.П.Чехова, М.М.Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне. | Тестирование, развёрнутые ответы на вопросы. | Контрольная работа. | | |
47-48 | Жизнь сибирской деревни в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астсфьева «Конь с розовой гривой». | 1.Слово о писателе. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. 2.Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Старшее и младшее поколение сибиряков. | Устное рисование. Тест на восприятие. Аналитический пересказ. Вопросы . | | |
49-50 | Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». Смысл названия рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1.Отражение военного времени. Герой рассказа и его сверстники. 2.Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Обсуждение тем сочинения. | Тест на восприятие. Мини-сочинение. | | |
51-52 | Сочинение по рассказам В.П.Астафьева и В.Г.Распутина. | Сочинение на одну из тем: 1.Нравственный выбор моих ровесников в рассказах В.П.Астафьеваи В.Г.Распутина. 2.Уроки доброты и честности в рассказах В.П.Астафьеваи В.Г.Распутина. | Сочинение. Творческая работа. | | |
53 | В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». | Слово о В.М.Шукшине. Сообщение о селе Сростки. В.М.Шукшин - режиссёр, его фильмы. Смысл названия рассказа «Срезал». Характер Глеба Капустина: причины его жестокости и злорадства. | Выразительное чтение, вопросы и задания. | | |
54 | Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». | Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия. | Устный опрос. Пересказ, выразительное чтение по ролям. | | |
55-56 | Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. | Слово о поэтах. Тема Родины и природы, фольклорные традиции. Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А.А.Блока. Тонкая лиричность поэзии А.А.Ахматовой. | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста. | | |
57 | Из литературы народов России. | Слово о Г.Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Тема Родины и народа. | Выразительное чтение. Вопросы и задания. | | |
Из зарубежной литературы (9ч) |
58 | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». | Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Геракл –особенно любимый и почитаемый герой древних греков. | Пересказ мифов о подвигах Геракла. Вопросы. | | |
59 | Легенда об Арионе. | Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе. | Пересказ. вопросы и задания. | | |
60 | Гомер. Героическая поэма «Илиада». | Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея»-героические эпические поэмы. Истоки и историческая основа поэм. Понятие о героическом эпосе. | Комментированное чтение фрагментов поэм. иллюстрации к поэме. | | |
61 | Героическая поэма Гомера «Одиссея». | Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий. познание неизвестного. | Комментированное чтение. Иллюстрации к поэме. | | |
62-63 | М.Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | Слово о М.Сервантосе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное. | Выразительное чтение, вопросы и задания. | | |
64 | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». | Слово о Ф.Шиллере -великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». | Прослушивание баллады, обсуждение. | | |
65 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | 1.Конфликт естественной жизни цивилизованного общества. 2.Своеобразие главного героя. Романтизм и реализм в произведении. | Выразительное чтение, вопросы и задания. | | |
66 | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча. | «Маленький принц».- философская сказка и мудрая притча. Слово об А. де Сент-Экзюпери. Конфликт красоты и чистоты человеческих отношений с жестокостью мира. | Выразительное чтение. Тест на восприятие. | | |
67 | Итоговая контрольная работа по творчеству поэтов и писателей 18-20 веков. | Тестирование, развёрнутые ответы на проблемные вопросы. | Контрольная работа. | | |
68 | Итоговый урок. Рекомендация книг для летнего чтения | Беседа по прочитанным за год книгам. Задания для чтения летом. | Пересказ, анализ текста. | | |
69-70 | Резервные уроки. | | | | |