Урок-концерт
Тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика
Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого.
Цели: пробудить интерес к русской поэзии; понять мысли, чувства,
настроения поэтов
Задачи: познакомить с фактами биографии русских поэтов:
Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского и А.К.Толстого;
обучить выразительному чтению стихотворений;
показать образы и настроения пейзажной лирики
Оборудование: презентация «Родная природа в русской поэзии и живописи»,
фонохрестоматия (используется индивидуально при
подготовке к выразительному чтению стихов); музыкальное
сопровождение; жетоны
Ход урока
- Вступительное слово учителя (МП с. 293, стих. Ф.И.Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1
Ведущий: слово о Е.А.Баратынском. Слайд 2
- Чтение стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист…» Слайд 3
- Музыкальное сопровождение. С.В.Рахманинов «Весенние воды» . Слайды 4, 5, 6
- Вопрос эксперта № 1 Эксперты дома заранее отвечают на вопросы, предложенные учителем, и после консультации предлагают их классу. За каждый правильный ответ вручается жетон.
- Какие приметы ранней весны видит поэт?
- Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все
видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?
- Чтение стихотворения «Чудный град…» Слайд 7
- Музыкальное сопровождение. С.В.Ррахманинов «Прелюдия соль мажор». Слайды 8, 9, 10
- Вопрос эксперта № 2
- В стихотворении «Чудный град…»говорится о видении и создании
града из летучих облаков. Как вы это понимаете?
Ведущий: слово о Я.П.Полонском Слайд 11
- Чтение стихотворения «По горам две хмурых тучи…» (Черных А.) Слайд 12
- Музыкальное сопровождение. С.В.Рахманинов. Концерт №2. Слайд 13
- Вопрос эксперта № 3
- Можно ли перенести описание явления природы на человеческие
отношения? Какие именно отношения подразумеваются?
11. Чтение стихотворения « Посмотри, какая мгла…» Слайд14
12. Музыкальное сопровождение. П.И.Чайковский. Па-де-де из балета
«Щелкунчик». Слайд 15
13.Вопрос эксперта №4
- Какие эпитеты использует поэт при изображении ночного пейзажа?
- Авторы учебника считают, что «бедный месяц», который «без приюта
в небе ходит», напоминает поэта. Согласны ли вы с этим
утверждением?
Ведущий: слово о А.К.Толстом Слайд 16
14. Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» (Шахматов Я.)
Слайд 17
15. Музыкальное сопровождение. И.С.Бах. «Шутка». Слайд 18, 19
16. Вопрос эксперта № 5
- Какими приёмами создаётся убаюкивающая, завораживающая
мелодия этого стихотворения?
- Какая опасность подстерегает ребёнка, заслушавшегося пением
стрекоз?
17. Просмотр презентаций, выполненных самостоятельно одним из
учеников и одним из родителей (ИЗ):
- Угадай, иллюстрацией к какому стихотворению является слайд?
Обобщающее слово учителя: «Любите живопись, поэты…» Н.Заболоцкий (поблагодарить всех)
Подведение итогов конкурса «Знаток поэзии» (по результатам ответов на вопросы экспертов)
Оценки: за выразительное чтение наизусть- «артисты»
за анализ стихотворений – «эксперты», «знатоки»
за презентацию - тьютер
За основу взят урок из методического пособия:
Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 400 с. – (В помощь школьному учителю)
Учитель: Метляева О.М.